Педиатрия и развитие ребенка

Педиатрия и развитие ребенка thumbnail

Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.

Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .

Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.

1 месяц

Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

2 месяца

В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

3 месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

4 месяца

Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

5 месяцев

В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

6 месяцев

Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

7 месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

9 месяцев

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

10 месяцев

Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

11 месяцев

Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

12 месяцев

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка нижний новгород

Источник

(£9þí8Cš`@’Îág,ËÊÀ¹7>Ý°ñóâê]cºý“· hƒ`8jø3—g_¡ÆÁ©—Y¦‘`Ó)¦Ô‹òÆÍçõ]&UÔHXžNOè-‰Ãrújr¢Ú|æìbü9ReÑC“÷-/¾åü~?rÎyˆBéý:r³à–rÿ®ý]‘PFµQàfrë)ÃR‚1Ü#bõqäj­rƄøm#_ PæÂ鑇³¹ÊÂ}h¿™—7ZÏõ»ùÍâuùýBë§Qi.üäÞÅ)»~æx4™ÃgI¦)㤉æ4àæS1“£ºê‡PÖÜ`›DÔ*Ñq÷©9ãüäiîÄižÚtžgVˆžÁ&&Wig-4nf©³øPþ†µÔ;55•Û!É/-D$?¹‚¤ff©IPoä2€9¡°ÙºR T’äæšÂ,OWV˜m)8¡€í›·u§‹â“!¯¿fx°ƒ‰§ÅÉ»!-úÁÍÂéæë!oC}û?Èo„+…vÙ!j0¢Q¢tŸ¿}§Èˆê—;;ôDñBÇ9[NþñîHÂúFæT«Ex²
^‡EE®eÀhúȪz;+1Ôû(Ùt½íWÅMED.>ÅçaÖ%ï½ÂÚï¨Êà„Stír±aÔÉRÔ.?Þà®Ey÷õA‚7
#ðvÉ5¹5›˜½É€o×Ó¥Š„»J»Õ›äsßÁq A^©£9’ҍëóö×P@:43oSÎäuE¢_2gft›š+Ús4à›öx™Ÿæn=ÌÇâl¿ÊÁ»åŸ!òŸc,ß´~d7‰gØmºÙŸšªsì
r‡þQø†÷»ü„¦C°ÙÖ,ÈDú‹³2 FŠKl;ìF `~¯Û‹æjõc_FQ’’n½HU¥ú-ÿ„—7}·T„uMƒü@è,±{ßM—D–aI˳Ž
¶n:˜¹÷R(Unþ)t ë…½4B-2ë¾üÔø÷%—üø6°ÙoÓXJ}GԌ¥ÆTñWGåu1P½`~(¢•T´‹¥þ ]N^Í:.ó@e²ƒfúöNdm¼I@ÁȊžA™&b¡Ÿ+Õ·$¥±»Ë °¥ÄêF»àW…ÝÇKJ ¸g‰.ˆ¡(—¨:(¶[Y«Õ³Ü
bi…6eLËØgä
lö&µL+2ìÙB7–½|êTʪô¶Ü9KƇ;:ä½­5ÆË?…ËQBÀY]W˜4:aýGW¨µi´÷.b‰0W´yÇÕ¿7æÿ߬ý A(‘#þ„ˆÞå»Â¥Ñà­!
endstream
endobj
14 0 obj
2612
endobj
12 0 obj
[ /ICCBased 13 0 R ]
endobj
15 0 obj
>
stream
‰]eÒ ÖIWè?7”†¶˜7×hÛHúøϜ2MâwÀ_ö†>o¾­®åà‚p@Á‘“2,î%¸bNܹÑÜßbÁ
·š¥þú–ÓoÙâdíÖ=Ë2Dh¥NÿÒ$^¡’û¼Zu¢%OÍ]vw©å€G|qa(³híDÑKÉ÷þ©Ý8)».þ{·ûâ@ûD’µ.ÛñЛxîVDœu8WÄUR8tlÎi?=Ÿ®G¾~ªDÏqýFg`*h“@3«Øa^¤XÆÿùãöÁÀ…H€–’Ϗ„†ŸnQ a¬øwÈké¸Ç„pc…¯;æ>ÜʔÒ·cøá%G+Æ&þ/c,,»s͏ÿU1o&‹¯ç0´‚ñOƒHx©d×? äVC}twv3&¨Ê24gg0²£ðóì0²‡PQ¥Ö€UÎ?y,þä8þ·c¾ë¹›†úý7{¡jrυôH.ãý:Qâ1^§}Œ;;u0!iINsn§õ•ƒm¥[Ö04•Ô=Áò®ÔQ£ˆy¾jí«®;·ÄucSù±³H¿u5ÜdåöVPÊz)ÚN]cÎOC“î{¬‰
Ó æ
N‡9U%);]
†Éˆ:?¤Ì)ûVS]”ÕÄÕu$¼’”埛tßÓFú½¿‘ŽB•ŸÓ_3’{¹´^ñg—?1n$YTÎáoÜPkž/ø$ØgA¿ÑÍ26

ýyÍ)¸ò 7¼ z`ÝütÂÍ¡2šLªƒ> ;»­µð¿:ªõì{cœ’¥æ’H÷1j¬ˆPJù×®PJö§
Ôõi»oß«ƒyäLÍi¬dÃ0èæë
Mêc:”  n¥RŒË(Hž*:¼qXŸ4]¨UÑfKaׯ—’ó=à ªŽ’ïŽj¸ÀQ(”’Ú$—Wº¹Âk¶^‰¬Ý|¾uð¤ü!¹’ >e„øx1õsܧ;`•a‰ÊòÛHíÇ¯pBa- kåwXÍ}åV,0ŒÐ³¢^`’«!¸öȞ¨ak½@¾X9ŸÄîÂkªøÝ`.k›î„¥–¤ì˜À¿¨fM+Höò+
T•t¦
>·¸óëï„Ú^Vñκ ÒSI3,â„åWñŠÉ“~!©Q>Žd5¥ž‚‘‹¦å„žÇð(Å]¢`ïoçޗ§ó +nUë#úÎ_¿­‰˜e$£K9ÇqÊ=>½dCcÝ8@RJs1Ú¢m­PàèBD+œíÃ×É«.¢}4ÚF£ozv´À¹æ[Æ·²q!%ÜV¿%í˜Ïƒ¶©µepRš©¥ÔF*“? 8þÎ6Ù&ðêVál.ÿ+)˜ÄHû¼ ±¤æä|
òv£Œ¿æì^R½Ê)oښfn‡F1«*K¬_
endstream
endobj
16 0 obj
1116
endobj
7 0 obj
[ /ICCBased 15 0 R ]
endobj
18 0 obj
>
stream
”ˆ‰øîcz؀=€Î;q-aÚЂPš÷lF†m7jx†Þù»kþ®¢í[—×wc÷ûh¨õÈÂ/«YxiX±dK3Ѹ†{‚w(îý߂ëËÀʔ§³JÌŶV1¦ÜÁ½1M›¦~@Rgx8Ã
«Åkì#O–ÜMùÙs‘ù¢V§HcêÂŌn
endstream
endobj
19 0 obj
138
endobj
17 0 obj
>
endobj
20 0 obj
> /Font > >>
endobj
21 0 obj
>
stream
ŸLÿ€œ>ÿç`À̆Ïb4’«‡5xwfØq¦c~’Íæîé]¸ÜÖ*ŒIø­S}½µr¡mr6LÍAçvî N÷MüÅb6sg‰’—«Ì0I}̺ˆ/+¬E¼°?TJŒ§…®ô£VôRˆ q‘§„õꝃË>@¤{!çJÚ.’oGœM%‡ôGx+§o‘yR¿ÝmJg`ãHæP߸, Å, 4’±ƒ3¿Jµ%ër¾çîâ_C6TlìsA(̽!®«v,mOÀB“7—õ¬ÛõÀ?ÉW–¢Ë&lŒÛ•
PçD÷=
%d´€ŒÈ$¦;/ ¹/y¿ ˜½£ÌvÖÿù7Ôâ»U¬g¦ÀPkâ–êØä=?dPl®y¨ÿ«·iKèy$|èÚd¯ÇßáetK:®²²õª±Fƒ«Wµ¾è×£ÝD¿’içY€}¢®ß>L|ªIäÄTÎH(‹¶dï,Ɛ«ž’NÈÈ6ûee¹«ËS¥ÕeiÊ}¼5I|ê4n Å•+A쏣±ÖãKº
Ÿ…kü2lœ‹þ•œ7Ò6Ðwþ2W¹
Ñ»©‰‹Pìلʉø5p”+Ï[¥æDn·>±¹ncO2¸÷ÍÚ2WžhßåË÷ËM˼’¢&û¢zôµÑhÁ$%à}â9åˆE¨§ÚùVö¶›2ñüðHt­ñÝ#lµi+ú’ýÎ0æ3ø-œšs/օ¶®‚õ=fÓñæKÚù„òf9]ØV€‹‹»‰~…•«]âq!;&¬2G2à¨=¨Ü†­˜¢ÊÜ+Œwauõ›Þ[zL›~åÂð AÞ§±qRgÅ(¸ÔQHº†TEŸrOÜâç9Å-0Fû6!jËg»¥+.|ǚF&öó¤à¯àeN̵³é´®6ÌÎ*9»´¬Ò Ää¿Ç¼dªÞðÇJ
.yÑüoRìâôW¨ÞÖw=°ufà{îV¹79è ·‘’kÀ¼´;QpªC xqÿ¾0ôNøm®ùœ=Ñ»ñ˜öÇËpÖÚ!l]~¼‡šicvì+?…³—ÀÒíèn~.ãg´Y Òè>‚Ôu†=vl /†¦Z̍’ͲÃS1]‡ŸqF*¾ÝèÃ6€´gýŒÒq«­e{²$‚Æ3_v£¾[õSÔÇêæU%Qᗊ¶•MB䜋WàÅ»5µ±µìšòsy¥ïÅ-¾óÁ#¡Ê±A¥œ€Ž´ µ}¢†B;žŸO1ÛVfR{LÆ3Xjõ²òuºC# éHiˆÓªG ZݽúÖ#
ºÜÂazDúÜþî
Èņp?§Žõ’¤KZ×/øTñ’ª(–C¦Ð#ñÊòaGݲ œÊ[ÔÚ§ot¿peecáâÖ2 77¶Ýò»öœfE¥À6ì%“!JM½ÜO9”^Í `¾k>윻‰=®Z}|ʏBk“è !(Q»‡½AÎYÁG2ò+¥ .BŸ€ ªTGmˆÐþ-e6•ÑŠmìKðñ_›,ÇùmE´œ @=Ö @9Lžòð vRÍd>’˜`ªr»a͓JHjîC‹¯Z±x6dë™eþó6yÍ2¶?/j¾1ýû †Q”|º}y侈]¯?þ`Ã.˜»ÃºóÑ2t W´wtÈImÅ|2N„h,ï)~ñ.buSŸlš9ù»Z“ã/kmÃ2šG諯†üjc÷KñIu±ÂHð­òÁdQ. 
Idçæ¸÷D*#L.õík~þñE—í 4ófaˆ_S¯bÆå¬Y#k-´sóƟC¶ëÕDâՆ/ –SayðŒ­E;[ðò„·ám+Á*=œÉö¤¥»÷iÔí’Óլݻ¯†L4†ègPØì?3êËzXÃàßao8’YzýýŸúÍC÷2â’[ã¢ÕêÂm“Ü;÷ǒZai¢ÈM~šÀ¹c£—$rڌÛÈ]ú¬ç˜ªlpž-TÒÚ=ežß /ÞiÄØ;³&
oŽŽ0K˜BêÌò×7§1œ»TýñPòӜ¨xæsIo–ž¬7­ ISÈ›ÿH¿¹AVAxoŽDyù’?,»4p¹1J?CކavC ƒ„ lî¶:ß‚Öÿ
endstream
endobj
22 0 obj
1661
endobj
24 0 obj
>
stream
ƒviokõMO&¨!ðUT뀫駩æÒ1¤tR;µ/4^¨Ök&Ãw{eê)DJk¾ ?ÕíO8ðÁ§ŽŠš •ÊkÞ

&À)xìEp×=ÒJ5¨ ¤*xj*†‚½©údz€C7M°»¿ôS”ê=̀,³‡[Q҈Çò‡oç^S{p[ï=GØ_¼cÖÈu
á˜Ö_òG¤y%Ʉ³š7‘æLä#Õ ³ö°ŽÊÒ_ä|ñi¥6×X‰Æ²zÂ؇›§M`Ïg&ŒÉÄ껗 |_öo$dŸ½’®IøÝÜ.5…ß¡3Ӄ%¸F,4Xƒ£U…äשô›vt}¨¹S:;¥_¹Þ|–$‹@%*AWž‡/¢°P®³ó76.ÅÍiÕã¨ÅaW
M92f»¸Ó4¼$.CsŸ0ˆÜ¿®¿ž¡¬
ÀŠfËY_qˆFä&_[ۛ¿3°7GS¦]»až~‡þveŸ}ð§vöðI­q
ߕéðX’û`‚e+ÏA}¡ñuWì4ngòB]*¹,‹ÌIŒÙaB°Î¡OÛE¶ç˜qîË36&7wŽtßs’í¡ ÄÚÀtpû°X‰Ó7cÚdÌ[(Ž£ãTq4″¼Á+³Û3çÞ:œkÁÀDðZžÈxô†FäÞÇx-éc¤ÄDs¿µŒØ½M¸jaâ({àÚPe)ÐÀõò³O- m¢Õ:ä¬;Èpê¼î3ÇÍêï»éÆa»lîoØ»“b)ïDG´Wÿèeq89k–ÊLæ„b^Ò/…+ÉÙyÕiGd¯xMõ÷‚JZyC3*÷ÞA‡c3“Þ§wa8>ÜîOÛÙ®¸Ç´q5¤êâëiöf‰«âÛÑ»bˆw̬Z¥
ò3Ž+9` ÐҌC2ìk-p2*~ë㱙¯ßŽ“dþTêþdUHö&bÉW+”h‰^îÉI•LF5ñç>¿i³¸Òæwæ–u(¨v³G ,Ñ3
ÆB/̜¿–m٘Xé©Î8ç-`Ø+ÉZ` Û5|d¯¯C„ó¼Ú»d¢ É¾ í·¥°Ò›~5±OàzYJŸ>/fÉô÷÷n_FÐjn¶.˜á‰)ä%6pAªÓõQ>ÅEXõî,Rë |öÈk>Wô*„¡ûcA¥ùW~þÎõ¬oÇëA ¶l&§¬
Ÿ{âN¼ åÊÆ 9§’Gõ¸Q#.µ‰H·üA´¦„v:r{ížowú²zÁ)“ÙOá¼E¼›¬xk nQ»m+p»ÿ†åv«‹¿v÷é bQþrXZßrΞ_Lѽ?T=¥÷à¹Z2‚c[ x#c›D 354 «ê¾abP4Ä­˜B‚Ù­êZDüÞ?q¡WXîñ½ñn‘ñk}¾µ®¥Ãõ†õ2xçD Ü /£ìŒe´mÎó¥nÖ@3n¨ãxŽ(랦zh+¿ÜUyçd÷Æ
Gù¬6ÇB©»}—»ÿ§Tª°ü4•Æ~¢˜þÝ7y|@4˜«æ
Mï®ZVàÇ,|¾Ôr Ö¥KFã7¸ÎAˆéKÖÂ!œsgÙå[‰Ïþ9ÅÞþÖZØyóÓÁ“`+‘‹ûß邕¤wYðwLR·ÌÈáµÄù‰eÓ0£Ä›À¬óÚö–eýߗbâݔ.ì] ¶âÄÂ!‹Ry­qpþ¬[¼rîü57¼ÜsN£>ø7Ì©y)îïê厶(Õv“ ¦Aòh½+@ñEžÃ¯3ŸÊ¶Í„2–[è¢Ù, Æ1±NþŒCÁRN´måÖepJ¾À~46~»`Ȃ²BHG|Ǚ]ü f
zgyØndJg×ëSüR΍ø‡óhŽ]üù‘¨V]Oÿ›Y.žb¤’ƺXP³¾Ê!uXJulž£¹eBxì¼WÄ°MõOIö­PýIØÝeÃHq+õ1µÃ4
KÌÂw ¥áƌ„´ójær»-ÙÂm]h¡ÝŽ7x©Á ¾XéÞÛ¾ºÿe=Iæ.EŠ•ã(íÆÌJÒ  ñ»AΧr¦
¤9ñHþ›T£?ðp²‚¸ÜGð>¢$b˒ÌØDæžø꾦I콨­+Ùx]*ãv|ÍH@?E)z궗`µ>ÊïF–? À±d„?ÿ~ª/w¦ú­båpؙ¼f£ÄÚýv-bî=«ÔT@E/J@›ìŸ†ì=hBW•qÁØÞ×HÈyv1ÿãÜ(£Ê™Û,æIca¾Ú:’Nš@Ap·ÒûCB?„Ã’
ûv·¡½²8†ðצ?Q×ޜWZí>(ßKí 
;V›t}“$dCljpü«–Ä6 MmMþA˜6Ö¡ºWiÄJûoh¾†Œ‰_q‚ùdˆ3¯¶å0&Œ| yÞ¢él=·ß½¨ŸÏöŠ³‰*þý†_Õò~ô^sEH³ƒCk§FhôÀ˜ÿñœSC£°Ì`£-Ò0yÿ‘œÛ”òMšµÊàê#k…{ÛYӁl¶^oË¡’»$Ä¡¹rÌs˘Aµø­jJ$î‹ÿóõ‚¤»¸Í82Ťó¥Nº’ü}@áTð«3)‡ûX8óÄϳ¹HižvT%´íLڗ)+Êá`{œ©UyՈ‚ˆþjŽKáèžõ¨3Õµ¡Î¡Q)}•ˆxžl¿âˆ-}GÚYĬÇçÂcVÇÓðlo±¶`ÚÄ#w¡ täAMfùko”ö4rò…a-åm’š}°õ©¯åYN®óçݝic{T›e´Û-‘î+’.™ÍAud‘ßÚÌ÷m®i5añ5fÿ3éÑ{JÔVJUJ‹´•„X‡
œPí É’cnÝþ>Œ§úg‹Tú¾ƒ={7º×j¾ßð€ ÁRuó
 é•F•œ|À›€´ZövÌ¥Ý ÕçnÝ
?pù ]x8Vz¨ó¶z»qÄ·‹#

Источник

  • 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
  • 2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
  • 3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
  • 4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
  • 5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

    1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация

    Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.

    Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.

    Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

    В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).

    Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.

    Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.

    Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

    В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.

    Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

    Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).

    В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.

    2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

    Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7—10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.

    Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.

    Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:

    1) масса тела может быть определена как сумма:

    Масса тела при рождении + 800 г х n,

    где n – число месяцев в течение I полугодия;

    800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;

    2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.

    Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.

    Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

    При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.

    Читайте также:  Развитие ребенка в семь месяцев и игры

    Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.

    Психомоторное развитие детей в I полугодии

    В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.

    В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.

    В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

    В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.

    В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.

    Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

    3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

    В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.

    Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:

    1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:

    (800 х 6) + 400 х (n – 6),

    где n – возраст в месяцах;

    400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;

    2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).

    Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.

    Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.

    Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.

    Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.

    В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.

    Психомоторное развитие детей во II полугодии

    В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.

    Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.

    В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.

    Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

    В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

    В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

    В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.

    Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

    В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.

    Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

    4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

    На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.

    Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:

    1) масса тела ребенка в возрасте 2—11 лет равна:

    10,5 кг + 2 n,

    где n – возраст ребенка до 11 лет;

    10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;

    2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

    После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.

    Читайте также:  Ребенок от года до пяти лет развитие

    У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.

    Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

    Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.

    Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.

    У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.

    В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.

    Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

    Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:

    1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:

    100 см – 8 (4 – n),

    где n – число лет.

    Если возраст старше 4, рост ребенка равен:

    100 + 6 (n – 4),

    где n – число лет;

    2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.

    На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.

    Долженствующую окружность головы для детей 2—15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.

    Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:

    1) для детей до 10 лет:

    63 см – 1,5 см (10 – n),

    где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

    63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

    2) для детей старше 10 лет:

    63 см + 3 см (n – 10),

    где n – возраст детей старше 10 лет;

    3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

    63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

    Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.

    К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.

    Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

    Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.

    5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

    Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.

    Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.

    Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3—15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.

    Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.

    В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

    Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.

    Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

    При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.

    Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.

    Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.

    Источник