Живое слово в развитии речи ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультация для педагогов ДОУ на тему

«Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей»

(Старшая группа)

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                              первой квалификационной категории

                                                                                                  Никулина Т.В.        

Мытищи 2017

Живое слово – является одним из действенных средств передачи знаний. Значение устного, живого слова в дошкольном возрасте, когда дети еще не умеют читать, а речь ребенка только формируется, огромно. Слово сопровождает все виды деятельности ребенка, поэтому оно должно оказывать большую помощь не только в воспитательной работе с детьми, но и в обогащении их словаря, в формировании грамматического строя, а также описательно – повествовательной формы речи.

Методическое пособие И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО» и состоит из четырех комплектов, представленных посезонно (начиная со второй младшей группы) и состоящих из:

  • 24 технологических карт с двусторонней печатью
  • 16 тематических иллюстраций по работе с живым словом
  • 8 карт с двусторонней печатью – методическим сопровождением

образовательной деятельности, которое включает в себя примерное календарно-тематическое планирование  на каждый месяц (по 8 тем).

        Технологические карты разработаны таким образом, чтобы педагог мог использовать их, не прибегая к дополнительным источникам. Каждая карта имеет тематическую направленность, в ней указаны задачи, которые должен реализовать                                        воспитатель, цель — результат для детей, и 6 видов деятельности по живому слову, которые должны использоваться в течение одной недели, а именно:

        1. Разговор с детьми

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном

общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми. Он не требует особой обстановки тишины, может происходить в любых условиях и в любое время, т.к. это очень гибкая речевая форма.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

С помощью разговора воспитатель оказывает влияния на все стороны речи ребенка: исправляет ошибки, дает образец правильной речи, развивает навыки диалогической и монологической речи.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными,

преднамеренными и непреднамеренными. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка, а для индивидуальных – вечерние и утренние часы.

        В пособии «Живое слово» представлены преднамеренные разговоры с детьми, которые имеют тему и подчинены следующей структуре:

— Привлечение внимания к теме разговора: педагог заинтересовывает детей темой разговора, обращая внимание на определенный объект или явление;

— Система вопросов – ответов, обсуждений и аргументаций: педагог выстраивает

  разговор в соответствии с темой, стимулирует детей к ответам, выслушиванию

  мнений;

— Обобщение, краткий вывод по теме, подводящий итог всему разговору.

2. Беседа

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. В других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.

Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется, появляется базовая основа для формирования у дошкольников описательно – повествовательного типа речи.

Структура беседы:

— Вводная часть (начало беседы). Цель – вызвать в памяти у детей полученные ранее образные и эмоциональные впечатления. Это может быть осуществлено различными способами: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, показа картины, предмета и т.д;

— Основная часть. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки;

— Заключительная часть (конец беседы). Самая короткая по времени часть, обобщение темы беседы.

3. Рассказывание, пересказ

  • Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком

определенного содержания, самостоятельно созданные монологи разного типа. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке).

При составлении рассказа от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.

Педагогам необходимо помнить, что система обучения рассказыванию по сюжетной картине со зрительной опорой на готовый сюжет, должна начинаться в такой логике усложнения картинок:

  1. дети;
  2. взрослые;
  3. знакомые животные;
  4. неодушевленные предметы;
  5. изображение двух и более действий.

Также в старшем дошкольном возрасте широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний.

В пособии И.С. Батовой предлагаются для работы с детьми следующие виды рассказывания:

— рассказывание об игрушке;

— рассказывание по картине;

— творческое рассказывание;

— рассказывание из опыта.

  • Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной

речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Структура пересказывания:

— Вводная часть. Ее цель создать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Она может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки;

— Первичное чтение. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения;

— Вторичное чтение с установкой на последующий пересказ;

— Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. Педагог обсуждает с детьми последовательность событий в тексте, характеристику героев, сюжетную линию;

— Повторное чтение с установкой на последующий пересказ;

— Пересказы детей (3 – 7 чел.);

— Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

4. Поручения и задания

Существует еще один методический прием, направленный на формирование диалогической речи, которому придается большое воспитательное значение. Это методически продуманные словесные поручения, которые дают детям.

        Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы оно имело практическое осознаваемое ребенком значение. При этом он должен:

— внимательно выслушать, что ему говорят;

— понять содержание обращенной к нему речи;

— запомнить сказанное;

— выполнить поручение;

— дать словесный отчет о выполненном задании;

— оказать помощь сверстникам, отстающим в выполнении задания.

        Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Необходимо тщательно продумывать сущность и содержание поручения, которое дается ребенку того или иного возраста. При использовании таких посильных для них и осмысленных поручений у детей развиваются самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений, рассказывать о проделанном.

        5. Чтение

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному

образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с русской и зарубежной классикой.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Структура чтения:

— Первая часть (знакомство с произведением). Цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова;

— Вторая часть (беседа о прочитанном). Цель – уточнение содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;

— Третья часть. Это повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

6. Заучивание стихотворения

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и

эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса:

слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть рассказывание стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются многие способности ребенка, в том числе и речевые.

        Таким образом, четко выстроенная система работы по всем видам речевой деятельности дошкольников оказывает огромное влияние на их всестороннее речевое развитие, развитие мышления и познавательной активности.

Источник

Елена Дементьева
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по страницам «Живого слова»

Конспект образовательного мероприятия

по развитию речи

«Путешествие по страницам

«Живого слова»

подготовительная группа

Воспитатель: Е. Н. Дементьева

МАДОУ №171 «Центр развития ребенка-детский сад»

Кемерово 2013 г

Цель:

развитие коммуникативной активности детей, формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Задачи:

1. учить детей составлять метафоры (с опорой на схему) и предложения с этими метафорами.

2. продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать, задавать вопросы.

3. развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.

4. развивать внимание, память.

5. совершенствовать навыки письма.

6. развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета (игра «Пойми меня»).

7. обогащать словарь: учить подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков (определений).

8. учить детей по описанию определять объект.

9. воспитывать умение слушать друг друга, воспитателя.

В. : Ребята, сегодня на нашем занятии мы узнаем, как помогает понимать друг друга умная и красивая речь. Она делает нашу жизнь интересной, яркой, при помощи речи легче общаться.

1. Нам живыми словами

Интересно общаться,

Можем мы вместе с вами

Рассуждать и смеяться.

2. Зазвучит наша речь

И становится ясно:

Жить легко в мире слов

В мире звуков прекрасных.

3. Книга «Слова живого»

Мудрых мыслей полна,

Это речи основа,

Это чудо страна.

-Посмотрите, у меня в руках книга! Как она называется? (книга с надписью на обложке «Живое слово») Правильно, это книга называется «Живое слово». Мы с вами вместе будем читать её страницу за страницей. А когда прочтём последнюю страницу, то перед нами откроется волшебная, чудесная, прекрасная страна «Живого слова». И мы станем мудрыми, умными её жителями. А все тайны живого слова мы будем открывать самостоятельно.

На первой страничке мы откроем тайны Королевы красивой речи. Она нам посылает свои задания.

-Посмотрите на картину, что за цветы изображены на ней? (одуванчики)

-А какие они? (пушистые, красивые, маленькие, жёлтые)

-А что ещё бывает такими же жёлтыми? (витаминки, цыплята, солнышки)

рисую схему маленьких солнышек

-А где находятся одуванчики? (на лесной полянке, зелёном лугу)

дорисовываю травку на лугу

-Давайте теперь объединим эти слова, смотрим на схему. (маленькие солнышки зелёного луга)

-Кто составит предложения с этими красивыми словами? (н-р., ранней весной расцвели маленькие солнышки зелёного луга. Так приятно любоваться маленькими солнышками зелёного луга! Я и моя сестра нарвали огромный букет маленьких солнышек зелёного луга.)

-Молодцы! А Королева красивой речи приготовила для нас ещё одну не менее замечательную картину. Скажите, что на ней изображено? (закат солнца)

-А какой бывает закат? (красный, жёлтый, розовый, алый, малиновый) Это всё огненные, горячие цвета. А что может вызывать огонь? Где мы можем наблюдать огонь? (при поджигании свечи, при включении настольной лампы, в печи) А на природе? (разжигаем костёр) Так что можно сказать про закат, какой он?

рисую схему заката в виде костра

Закат пылает как костёр.

-А где мы можем наблюдать закат? (на вечернем небе)

дорисовываю над костром звёздное небо

-Давайте теперь объединим эти слова, смотрим на схему. (костёр вечернего неба)

Дети составляют предложения, например: За лесом пылал (полыхал) костёр вечернего неба. Костёр вечернего неба радовал глаз всех отдыхающих.

-Умнички! Сколько красивых слов и выражений! Ну а мы перелистываем страничку и делаем следующее открытие: учимся правильно составлять логическую цепочку слов. Одной команде дано слово МОЛОКО, другой слово ВАРЕНЬЕ (н-р., молоко-кот-мышь-сыр-магазин-продавец; варенье-банка-стекло-ваза-цветы-сад.) Дети озвучивают свои ассоциации (Кот любит молоко. Сыр продают в магазине. Ваза сделана из стекла.)

Умные слова, волшебные звуки — это так здорово! Но что я вижу? На зелёной полянке ярко засияло после дождя разноцветная радуга. Приглашаю полюбоваться ею всем вместе.

Физминутка

«Семь цветов у радуги».

Семь цветов у радуги, а у лета 200,

С нами ты порадуйся, не сиди на месте.

Дискотеку летнюю на лугу устроим,

На зелёном цвете мы- дом себе построим!

О, о, о-ля, ля, ля, ля, ля

Мы живём на радуге, на радуге, на радуге.

И под ярким солнышком в небе голубом

Так чудесно здесь гулять дружною гурьбой.

Всех гостей к себе домой с миром приглашаем

Вкусным тортиком, зефиром, чаем угощаем!

О, о, о,-ля, ля, ля, ля, ля

Мы живём на радуге, на радуге, на радуге.

Жителям страны «Живого слова», конечно, просто необходимо быть очень внимательными и находчивыми. И на третьей странице мы учимся быть внимательными. Внимательно слушаем и запоминаем. Играем по командам. На определённую тему первый участник называет слово, второй участник повторяет его слово и добавляет своё, третий участник в правильном порядке называет два слова первых участников и добавляет своё слово. У какой команды цепочка окажется длиннее, та команда и заслужит звание самых внимательных жителей. (темы, например, цветы и деревья: мак-мак, роза-мак, роза, лилия-мак, роза, лилия, георгин и т. д.) (Тополь-тополь, липа-тополь, липа, берёза-тополь, липа, берёза, дуб и т. д.)

-Ребята, вы так старались, и четвёртая страница дарит вам вот такую красивую шкатулку с секретами. Мы ведь умеем хранить секреты? Один из вас вытягивает, не глядя картинку, смотрит, что на ней, никому не показывает и не говорит, что нарисовано. Про объект нужно рассказать так, чтобы постепенно, шаг за шагом, описать все характерные особенности данного объекта, явные признаки не говорить. Остальные угадывают, что это за объект. Поэтому игра называется «Пойми меня» (на картинках изображения камня, дельфина, пальмы, осины, волос) Например, этот объект большой, тяжёлый, серый, холодный, твёрдый. Относится к неживому миру. (дети отгадывают, что это камень). Этот объект длинный, чёрный, волнистый, растёт (дети отгадывают, что это волосы)

-Ребята, вот мы и перелистнули последнюю страницу нашей книги, полезна ли она была для вас? Что вам понравилось в этой книге? Что больше запомнилось?

-Я очень рада вашим достижениям и хочу подарить вам на память эти блокнотики. Будем записывать в них умные, красивые, полезные слова.

Источник