Жестокость ребенок 2 года

Жестокость ребенок 2 года thumbnail

Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.

Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Жестокость ребенок 2 года

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Жестокость ребенок 2 года

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Читайте также:  У ребенка гноятся глаза от насморка 2 года

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

Травля в школе

По отношению к животным

Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Жестокость ребенок 2 года

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Читайте также:  Можно ли в санаторий с ребенком 2 года

Читайте также: Компьютерная зависимость у детей

Источник

Откуда берётся жестокость у «цветов жизни»? Как с ней бороться, чтобы маленькие агрессоры не выросли в больших безжалостных монстров? На эти вопросы даёт ответы Галина НЕВЕРОВА, барнаульский психолог.

Недостаток или переизбыток?

– Каковы причины детской жестокости?

– Причин много. И, едва ли, не основная – отношения в семье. Постоянные крики родителей, хамство в отношении друг друга формируют у ребёнка представление о том, что такое поведение приемлемо. Помимо этого агрессивность могут спровоцировать и некоторые «тактики» взрослых в отношении сына или дочери. Допустим, мама настаивает, чтобы ребёнок надел шапку, а папа не проявляет настойчивости в данном вопросе. Спор происходит на глазах у детей. Противоположность требований родителей способна вызвать агрессию сына или дочери.

Непоследовательность в формировании нравственных ценностей также нередко озлобляет ребёнка. Часто взрослые учат детей быть честными, справедливыми, а после, на виду у него, обманывают, проходят мимо несправедливости. В таких ситуациях рождается злоба и агрессия по отношению к обманувшим его маме и папе.

Безразличие или враждебность родителей, чрезмерный контроль или полная бесконтрольность, недостаток или переизбыток внимания, а, в конце – концов, неуважение к личности ребёнка, как правило, чреваты повышенной его агрессивностью, которая обязательно проявится в различных формах жестокости.

В школьном возрасте, лет в 9-10, у детей возникает чувство взрослости. Общение со сверстниками становится для них приоритетнее контакта с родителями. Стремление самоутвердиться в коллективе иногда принимает жестокие формы. А порой школьники неверно понимают поведение окружающих: дружеское подтрунивание воспринимают как насмешку или оскорбление. Это вызывает желание дать отпор «обидчику».

Крайний случай

– В каких формах проявляется жестокость детей?

– Основных форм две: словесная и физическая. Причина агрессивных высказываний ребёнка, опять же, кроется в поведении взрослых. Вероятно, кто-то из членов семьи регулярно «снимает напряжение» таким способом. У сына или дочери закрепляется представление: если взрослый, бесстрашный человек решает проблемы таким способом – это хорошо и правильно. И действует аналогично. Иногда дети ругаются, чтобы позлить взрослых.

В подобных ситуациях бранные слова становятся орудием мести. Ни в коем случае не стоит наказывать, запрещать произносить ругательства. Такие «меры» вызовут обратный эффект. Лучшее, что можно сделать, – объяснить, что для всякого слова есть своё место и время. Ругательство допустимо лишь в крайнем случае, когда от отчаяния не хватает слов. Следите за собственной речью! Если всё-таки случилось, что ребёнок «поймал» вас на «нехорошем» слове, не постесняйтесь извиниться перед ним. Это поможет ему поверить вам, сблизит вас.

Физическая агрессия в отношении окружающих имеет несколько причин: а) желание самоутвердиться; б) стремление защититься; в) от безысходности; г) от несдержанности. Если в первых трёх случаях проявление жестокости происходит от неуверенности в себе ребёнка, возможно, его повышенной тревожности и предполагает помощь специалиста, то в последнем – всё от скверного воспитания. Важно воспитывать детей с мыслью: чтобы быть успешным в жизни, нужно учиться договариваться, уступать, контролировать эмоции.

Не стать животным

– То и дело сталкиваешься с шокирующими фактами истязания животных детьми. Откуда это?

– Когда дети совсем маленькие, природа «садизма» над животными – любопытство и элементарное непонимание. В таких случаях можно серьёзно поговорить с малышом, растолковать ему, что чувствует животное, как ему больно. Жестокость школьников уже не списать на любопытство и непонимание. Это свидетельство агрессивности.

Причиной жестокости, скорее всего, являются домашние конфликты, личная неудовлетворённость. К примеру, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности ответить, вымещает злобу на животных. В подростковом возрасте под оглупляющим влиянием компании школьники часто участвуют в издевательствах над животными. Им кажется, что это «круто», что такие действия поднимают их авторитет в глазах сверстников. Взрослые должны вовремя заметить это, ведь такая бравада может позже развиться в преступную деятельность.

Личный пример – главное

– Какова роль наследственности в формировании у ребёнка агрессивности как черты характера?

– Генетическую предрасположенность к жестокости скорее всего исключать нельзя. Известны факты, когда усыновлённые дети, выросшие в обстановке любви, становятся безжалостными агрессорами. Но величайшую роль воспитания, пожалуй, главенствующую его роль, никто не отменял.

– В связи с этим, какие рекомендации вы можете дать родителям?

– Наблюдайте за тем, во что играют ваши дети. Если заметите, что ребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам, а тем более животным, насторожитесь. Не секрет, что в играх дети во- площают мечты и фантазии. Ни в коем случае не обзывайте и не бейте ребёнка! Учитесь разговаривать с ним. Иначе, не сомневайтесь: очень скоро он начнёт копировать ваше поведение. Приучите ребёнка откровенно рассказывать о том, что его волнует. В разговоре с ним и сами будьте максимально искренни. Не стесняйтесь говорить ему: «Я расстроился», «Я обиделся», «Я рассердился». Но, конечно, самое главное, будьте положительным примером: не проявляйте грубости и жестокости ни в отношении своих детей, ни в отношении окружающих. Учитесь слышать ребёнка, видеть в нём полноценную личность.

Читайте также:  Раствор для ингаляций беродуал и пульмикорт ребенок 2 года

Смотрите также:

  • Почему родители не «френды»?Подружиться можно только со свободным ребенком →
  • Дефицит сострадания. В проявлении эмоций дети подражают взрослым →
  • Полезный страх: Как преодолевать детские боязни →

Источник

«Почему он это делает? Мы его этому не учили!»

Первые проявления жестокости у ребёнка можно заметить примерно в полтора года. Малыш просто-непросто не задумывается о том, что наносит вред, поскольку не способен в этом возрасте «примерить» на себя чужую боль. 

Это начинает развиваться примерно к 3 годам (у кого-то позже). Он уже начинает разделять существ на живых и неживых. А к 5-7 ребёнок уже может контролировать свои порывы к жестокости. 

То есть до этого возраста ребёнок слишком подвержен импульсам, идущим из головы. Как именно: к примеру, ему хочется взять игрушку — он берет, ему захотелось схватить кошку за хвост — он хватает и т.д.

В этот период развития ребёнка перед родителями стоит важнейшая задача — не только контролировать действия своих детей, но и сделать так, чтобы проявления жестокости не остались подавленными желаниями, которые в будущем, когда он станет взрослым, ему захочется воплотить в жизнь.

Какие правила стоит запомнить родителям, чтобы не вырастить ребёнка жестоким?

1. Ценность жизни с пелёнок. 

Если малыш будет чувствовать себя любимым и дорогим для своих родителей, то он сможет осознать ценность человеческой жизни (своей и других людей). 

2. Чувства других людей. 

Если малыш будет видеть страдания матери (например, отец распускает руки) или сам подвергаться насилию, то в его голове так и засядет, что это вариант нормы. 

3. Гуманность к живому начинается с малого. 

Как губка ребёнок впитывает поведение своих родителей. Если они сами не так бережно относятся к живой природе, то стоит ли сомневаться в том, что малыш не будет вести себя аналогично? 

4. Не уставать с ребёнком говорить. 

Мы, родители, как я уже неоднократно говорила, — проводники наших детей во взрослую жизни. Наша первая задача — познакомить их с миром. 

Ребёнок потянулся рукой к кошечке? Учим взаимодействовать правильно! Кошечку мы гладим, нежно. Замахнулся на кошечку? Останавливаем и объясняем, что кошечку бить нельзя, кошечке будет больно.

5. Схема «Дашь на дашь» не работает! 

Некоторые родители ошибочно полагают, что ребёнку надо обязательно давать такую же ответную реакцию на его «плохое» поведение. То есть ударил маму по лицу? Мама — его в ответ. Пусть знает, как это БОЛЬНО. 

В этой ситуации три исхода — 1) ребёнок «всё поймёт», 2) ребёнок пугает и становится тревожным, 3) ребёнок бьёт в ответ и дерётся до первой крови.

Какой именно исход будет — не сможет предугадать никто. А стоит ли рисковать?

6. Исключить игнор проявления жестокости.

Нельзя закрывать глаза, — вот нельзя! Сегодня ребёнок издевается над животным, а завтра его жертвой станет другой ребёнок. 

К примеру, малыш хочет узнать, что у аквариумной рыбки внутри, разрезав её. Если позволить сделать это — вы удовлетворить интерес, рыбка будет «смешно» извиваться (вероятно ребёнку понравится за этим наблюдать). В дальнейшем ему станет интересно, как устроен щенок… Продолжать не хочется. 

Если не позволить ребёнку порезать рыбку (объясняя, конечно, что рыбке будет больно и она умрёт), то интерес к тому, как она устроена изнутри не пропадёт. Зато можно вместе посмотреть картинки в книжке или адаптированные видео-уроки — таким образом интерес будет удовлетворен.

7. Наказание за жестокость. 

Когда дети становятся старше, они могут проверять правила, установленные взрослыми, на прочность. 

Ему запретили во дворе стрелять в кошек из рогатки? А он всё равно это делает. Проигнорировали? Значит, правило не такое уж твёрдое, его можно нарушать. И так далее. 

Лично я придерживаюсь мнения, что проявления жестокости нужно пресекать сразу. Если молча наблюдать — сработает спусковой крючок, назад вернуться будет сложно.

8. Направить агрессию в нужное русло.

То есть найти альтернативу, куда деть негативную энергию. 

Помочь ребёнку справить с агрессией — это, конечно, тема для отдельной статьи. В этой я укажу один из способов — установить дома Детский дарст (у которых вместо дротиков — шарики с липкой лентой). Это замечательный способ справиться со своими эмоциями. 

Когда обращаться к психологу? 

Если в 2,5 — 3 года ребёнок постоянно находится в состоянии агрессии. 

Если Вы чувствуете, что не понимаете, как реагировать на проявления жестокости у ребёнка, не знаете, как себя вести (детские психологи работают не только с детьми, но и с их родителями), если ребёнок внезапно стал жестоким (необходимо проверить, не подвергался ли он сам насилию).

Как вы реагировали на детскую жестокость? Встречались ли Вам по-настоящему жестокие дети?

Если статься понравилась, нажимайте «палец вверх» и подписывайтесь на мой канал. 

Благодарю за внимание!

Источник