Жалобы родителей на задержку в развитии ребенка

Жалобы родителей на задержку в развитии ребенка thumbnail

Что такое ЗПРР? При каких симптомах нужно обращаться к врачу? Почему у ребёнка может быть задержка? Как лечить? Мы поговорили об этом с детским психиатром нашей клиники Лабутьевой Ириной Сергеевной.

Чтобы проконсультироваться с доктором, оставляйте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — расстройство, при котором формирование речи и психических функций, в том числе мышления и эмоционально-волевой сферы, отстаёт от возрастных норм. Источник: Яндекс.Картинки

Такой диагноз до 4-х лет ставят редко. Но после 5-ти диагностируется почти у всех детей с задержкой речи, потом что чем дольше у ребёнка речевые затруднения, тем сложнее протекает развитие его психики.

Развитие речи и психических функций ребёнка в норме

Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.

1 месяц:

  • Задерживает взгляд на ярких предметах
  • Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
  • Улыбается, когда родитель что-то говорит ему

Источник: Яндекс.Картинки

2 месяца:

  • Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
  • Поворачивается в сторону звука
  • Издаёт гортанные звуки

3 месяца:

  • Поворачивается в сторону разговаривающего человека
  • Гулит

В этом возрасте должен быть комплекс оживления.

Комплекс оживления проявляется так: видя взрослого, ребёнок сосредотачивает на нём взгляд, машет руками и ногами, улыбается, издаёт звуки. Источник: Яндекс.Картинки

4 месяца:

  • Узнаёт маму, радуется, когда её видит
  • Смеётся при общении со взрослыми

5 месяцев:

  • Определяет своих и чужих
  • Различает ласковый и строгий тон
  • Долго и певуче гулит

6 месяцев:

  • Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
  • Произносит отдельные слоги

7 месяцев:

  • Лепечет, произносит слоги
  • На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет

8 месяцев:

  • Произносит слоги громко и чётко
  • Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
  • Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)

Источник: Яндекс.Картинки

9 месяцев:

  • «Пляшет», слыша музыку
  • Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
  • Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
  • Знает своё имя

10 месяцев:

  • По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
  • Повторяет новые слоги за взрослым
  • Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»

11 месяцев:

  • Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
  • Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
  • Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)

12 месяцев:

  • Выполняет знакомые действия, когда играет
  • Произносит около 10 простых слов
  • Повторяет за взрослым новые слова
  • Выполняет простые инструкции
  • Знает, что такое «нельзя»

1 год-1 год и 3 месяца:

  • При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
  • Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу

1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:

  • Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
  • При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
  • Использует указательный жест
  • Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни

Источник: Яндекс.Картинки

1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев

  • Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
  • Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
  • Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)

1 год и 10 месяцев-2 года

  • Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
  • Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
  • Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия

2 года-2 года и 6 месяцев:

  • Фразовая речь (3 и более слов)
  • Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
  • По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета

2 года 7 месяцев-3 года

  • Употребляет сложные придаточные предложения
  • Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
  • Знает и называет 4 цвета

Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.

Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу

  • В 4 месяца ребёнок не реагирует на обращённую речь и не улыбается
  • В 8-9 месяцев не лепечет
  • В год практически не издаёт звуков или произносит только однотипные
  • В 1,5 года не использует даже простых слов типа «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не откликается на обращение по имени и игнорирует просьбы
  • К 1,5-2-м годам не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
  • К 2,5-3м годам не пользуется предложениями, произносит меньше 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
  • В 3 года повторяет фразы из книг и мультиков, но самостоятельно предложения не составляет, не понимает рассказы и сказки
  • Для коммуникации использует жесты и мимику

Часто родители бьют тревогу, если у ребёнка в 3-5 лет полностью отсутствует речь. Но даже если есть менее существенное отставание, нужно идти к специалисту: чем раньше начать лечение, тем благоприятнее прогноз.

Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.

Причины ЗПРР

ЗПРР не является самостоятельным расстройством. Чаще всего это следствие патологий, при которых нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Основные причины:

  • Травмы, инфекции и другие болезни у матери в период беременности
  • Кислородное голодание плода
  • Родовые травмы
  • Травмы и тяжёлые инфекции у ребёнка, перенесённые до 3-х лет
  • Наследственные заболевания и др.
Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка сказкотерапией

У ребёнка могут быть дополнительные симптомы:

  • Замкнутость
  • Избегание зрительного контакта
  • Выстраивание игрушек в ряд
  • Нежелание общаться с другими детьми
  • Стремление ходить привычными маршрутами и др.

В этом случае задержка психоречевого развития связана, скорее всего, с аутизмом.

Подробнее о признаках аутизма у детей Ирина Сергеевна рассказала здесь.

К ЗПРР могут приводить нарушения слуха, патологии речевого аппарата, ДЦП и др.

Также причиной расстройства могут стать социальные факторы: педагогическая запущенность, отсутствие общения в семье, воспитание в иноязычной среде, гиперопека и др.

Источник: Яндекс.Картинки

Диагностика

В диагностике ЗПРР участвуют многие специалисты.

Невролог обследует ЦНС ребёнка и может назначить:

  • ЭЭГ
  • МРТ головного мозга
  • УЗДГ артерий головы
  • ЭхоЭГ и др.

Психиатр диагностирует умственную отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых может быть ЗПРР.

Лор проверяет состояние слухового анализатора.

Логопед обследует сохранность речевого аппарата, особенности речевого развития ребёнка.

Психолог проверяет развитие психики и моторики, анализирует особенности воспитания.

ЗПРР важно отличать от умственной отсталости, которая имеет схожу симптоматику. Подробнее о признаках этого расстройства читайте здесь.

Лечение ЗПРР

Терапия зависит от причин расстройства. Как правило, лечение комплексное:

  • Приём назначенных медикаментов. Часто ребёнку назначаются ноотропы — препараты, улучшающие работу мозга. Также врач выписывает лекарства, облегчающие симптоматику основного заболевания.
  • Коррекционные занятия. Это важная часть лечения. Ребёнок работает с дефектологом, психологом, логопедом. На занятиях развиваются речь, мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, формируются социально-бытовые навыки.
  • Физиотерапия, массаж. Эти методы улучшают состояние нервной системы и речевого аппарата.

Успех лечения зависит от тяжести заболевания, вовлечённости родителей и компетентности специалистов, которые работают с ребёнком.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

Источник

ребенок отстает в развитии

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Виды норм развития ребенка

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

Отклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:

развитие ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, зрения и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, задержкой психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение (чрезмерный гнев, страхи, гиперактивность, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Читайте также:  Кризисы в процессе социального развития ребенка

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

физическое и умственное развитие

  • Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

неонатолог

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем раннего развития ребенка.
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

рефлексотерапияЧтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Источник

От автора: Для настоящих и будущих родителей.

Ребенок с ЗПР Терпение только терпение

Ребенок с ЗПР дома:

Ребёнок с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) требует к себе постоянного внимания и большего терпения. Даже находясь дома, он тревожен. Об этом говорят его вопросы: «Мама, ты куда?».

Этот вопрос он может задавать и другим членам семьи. Его тревожит отсутствие близкого человека потому, что он не вернётся, уйдет от него навсегда.

Именно эти мысли отвлекают его от игры, деятельности, самостоятельной работы. Для того, чтобы успокоить ребёнка, скажите ему доброжелательным и ласковым голосом:

«Я/он/она обязательно вернутся домой к тебе, так как пошли на работу/ в магазин и т.д.»

Тревога и напряжение блокируют у ребенка процесс развития.

Родителям хочется, чтобы ребенок понял с первого раза и приучился выполнять все с первого раза. Для ребенка с ЗПР это очень сложно.

Родителям необходимо вместе с ребёнком терпеливо и спокойно формировать новую привычку.

Если хотите, чтобы ребёнок сам, без напоминания чистил зубы или убирал постель, или свои игрушки, или переодевался в домашнюю одежду, или выполнял учебные задания и т.д., то запаситесь терпением.

Вместе с ребёнком без лишних слов и нравоучений, в спокойном состоянии, без раздражения, проделывайте то, что хотите сформировать каждый день последовательно, чётко. Стойте рядом, наблюдайте и подбадривайте, обнимите после выполнения и скажите важные слова:

«Я рада/мне приятно, у тебя все получается!»

Читайте также:  Джон медина правила развития мозга ребенка

Вспоминаю жалобу одной молодой мамы, когда она привела на консультацию своего ребёнка:

«Вы знаете, ОН просто издевается над нами всеми! Я специально взяла лист и стала отмечать на листе, сколько раз я сказала «надень тапки!»

-Сколько? —  поинтересовалась я.

— 78 раз! — С гордостью ответила мама!

— А какой результат? – уточнила я.

— Так и не надел! – с возмущением, разведя руками, воскликнула мама.

В этом случае хочется спросить у мамы: ЗАЧЕМ?

Я поинтересовалась у мамы здоровьем ребёнка, часто ли болеет, температурой воздуха в квартире и есть ли необходимость носить тапки?

Оказалось, что в квартире тепло, ребенок здоровый и как объяснил ребёнок, что ему хочется ходить босиком.

Если есть необходимость в ваших действиях и требованиях, уважаемые родители, то ребёнку надо объяснить зачем?

Используйте для этого понятия опасно – безопасно, исключив слово «нельзя».

Например:

Опасно болеть, потому что ты будешь глотать таблетки, останешься без прогулок и развлечений.

Ребёнок с ЗПР не хочет учить уроки!

Очень часто слышу именно этот «диагноз» от родителей.

Иногда это крик души: «Я устала! Мы все устали! Он не учит сам уроки! Может просидеть за уроками по 3 – 4 часа и ничего не сделать! Перепробовали уже всё!»

Приведу пример «страшилок», которыми родители воздействуют на ребёнка, чтобы заставить его делать уроки.

·        Отдам тебя в детский дом

·        Отдам тебя на 5-ти дневку в частную школу

·        За каждую двойку буду бить ремнем ( и бьют!)

·        Отберу гаджеты навсегда

·        Летом в отпуск уедем без тебя. Уедем в выходные без тебя и т.д.

Надо понимать следующее, что ребёнок не делает это умышленно и специально!

Он не справляется с данным делом. Бессмысленно оставлять его одного с самим собой.

Он не умеет работать самостоятельно. У него нет для этого опыта и ресурса.

Садитесь вместе с ребёнком за уроки, с любовью к ребёнку, а не с раздражением.

Правильная родительская позиция:

«Я тебя люблю, я с тобой, я помогу, давай вместе, у нас получиться. Я понимаю, тебе трудно, не хочется, но ты же научился ходить и есть ложкой самостоятельно. Здесь мы тоже справимся. Я тебе помогу!»

Можно сказать ребёнку, что домашнее задание – это «тренировка для мозгов», «пища для ума». Это понятно!

Я пользуюсь этими фразами, когда занимаясь с ребёнком, как специалист, даю поддержку ребёнку после выполненного задания, упражнения, решенной задачки: «Ты сейчас накормил свой ум такой вкусной задачкой/упражнением! Чувствуешь, как ему хорошо!»

Подумайте, как родитель, в чем опасность не учить уроки, не выполнять домашнее задание.

Опасно не учить уроки, потому что, ты будешь «дрожать и трястись на уроке», на тебя будет сердиться учительница, твои любимые родные огорчаться, дома будет грустно, а не весело и т.д.

Подумать над тем, в чем опасность того или иного неугодного для вас поведения возможно.

Аргументируйте ребёнку свои пожелания именно с позиции «Для тебя это опасно!»

Ребёнка надо приучать к новым привычкам постепенно, столько времени, сколько для этого понадобиться. Делать все вместе с ним терпеливо, с любовью.

Ребёнок с ЗПР требует большей вовлеченности в его детскую жизнь.

Его вины нет в том, что у него этот диагноз, что ему надо больше времени для формирования привычек, развития и взросления.

Конечно, родителям хочется, чтобы было быстро, результативно, самостоятельно, чтобы его, родителя, оставили в покое.

Предлагаю вспомнить, как растет комнатный цветок.

Разве сам?

Мы растим, ухаживаем, поливаем, подкармливаем, даже разговариваем с растением!

А ребёнка кто будет растить?

Ребенку с ЗПР необходимо индивидуальное время для общения с родителями.

Не между прочим, а именно индивидуально!

Если маленький ребёнок при необходимости подозвать маму и обратить на себя внимание будет плакать, то ребёнок старше 6 лет не заплачет и не подойдет к родителям, что бы сказать: «Поговори со мной. Помоги мне».

Он будет обращать на себя внимание родителей противоречивым поведением, хулиганством, делать «всё наоборот».

Это надо понимать. Это так.

Он вас ЛЮБИТ!

Жалобы родителей на задержку в развитии ребенка
Психологическая и педагогическая помощь родителям и детям индивидуально, очно, дистанционно.

Для вас, уважаемые родители:

1. Группа ВК открытая и доступная «Педагог — дефектолог рекомендует «

2. Демо-консультации на этом сайте без оплаты

3. Игровой тренинг для детей и подростков 

4. Арт-терапия онлайн в помощь родителям

Для вас видео уроки из цикла «Родители&дети»   и полезная информация.

обращайтесь за помощью, не оставайтесь со своими проблемами наедине.

Любые совпадения только совпадения.

© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства.

Источник