Зеркало и развитие ребенка

Зеркало и развитие ребенка thumbnail

Рано или поздно у каждого малыша происходит знакомство с зеркалом. Если верить таким признанным авторитетам в области детской психологии и развития, как Мерилин Сигал «Ребенок играет: от рождения до года», то подобное знакомство маме с малышом полезно провести уже в двухмесячном возрасте.

Мерилин Сигал предлагает повесить недалеко от детского столика зеркало, время от времени переодевать ребенка перед ним и играть с ним в игру «Посмотри в зеркало». Как показывает практика, дети реагируют на зеркало и свое отражение в нем по-разному. Кто-то замечает себя сразу и начинает с интересом рассматривать. Кто-то даже не смотрит на отражение и стремится заняться чем-то другим. Однако рано или поздно малыш начинает проявлять интерес к своему отражению: сначала удивляется, потом восхищается, а по мере того, как он становится старше, игра с зеркалом доставляет ему все большее удовольствие.

Большинство психологов относят период активных игр с зеркалом к возрасту от 7 месяцев до 1,5 лет. Восторг и ликование ребенка, его бесконечные опыты с зеркалом на этом этапе связаны с самоидентификацией и развитием способности смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности. Наблюдая за ребенком восьми месяцев, вы заметите, что он признает в зеркальном образе нечто, что касается его непосредственным образом, является ему в качестве реальности, которая как-то скоординирована с его собственным поведением: жестикуляцией, мимикой, движениями и т.п. Ребенок криком и мимикой показывает свой интерес именно к этому объекту, он захвачен постоянно возобновляемой игрой с зеркалом, он наблюдает за повторением собственных движений и мимики в зеркале, играет со сменой местонахождения, а иногда даже проявляет «личные» чувства по отношению к своему отражению, например, целует его. Все это позволяет говорить об «узнавании» себя в зеркале. По всей видимости, в психике ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.

Безусловно, игра с зеркалом — лишь одна из возможностей проявиться для той тенденции, которая уже наметилась в развитии ребенка. Не нам судить, как развивались бы дети, если бы люди не пользовались зеркалами в повседневной жизни, но, скорее всего, восьмимесячные малыши нашли бы какой-нибудь непредсказуемый способ установления собственной идентичности. Как раз в этом возрасте ребенок начинает ощущать себя как целостность, как существо, имеющее имя, тело, разум, восприятие. Зеркало в данном случае помогает ему связать внутренние ощущения с видимым целостным образом и положить начало психической работе, свойственной исключительно человеку. Впервые для ребенка возникает «Я», хотя это «Я» еще не является «сформулированным» для него. Для сравнения: «пристрастность» и субъективность по отношению к образу, которые проявляет семи-восьмимесячный ребенок, ярко контрастирует с безразличием, проявляемым, например, детенышем шимпанзе, тоже замечающим свой образ в зеркале, но практически сразу теряющим интерес к этому объекту, поскольку этот объект не способен напрямую взаимодействовать с ним. У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас. Это различие между животным и человеком выглядит особенно поразительно, если учесть, что семимесячный ребенок в своем инструментальном интеллекте отстает от шимпанзе, которую догонит только примерно к одиннадцати месяцам.

По мере взросления у ребенка изменяется реакция и поведение перед зеркалом. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, приведем исследование, проведенное американскими учеными Льюис и Брукс-Ганн (описано в книге Г. Крайга «Психология развития»). Для того чтобы проследить прогресс в развитии самопознания ребенка, они провели с детьми разного возраста несколько экспериментов с зеркалом. Согласно результатам этих исследований, развитие самопознания в раннем детстве обнаруживает ряд стадий.

До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

Между 7 × 11 месяцами младенцы способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. В этот период дети начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством «Я». Тем не менее, иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, пытаясь найти «другого» малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.

Примерно в 12 — 15 месяцев начавшие ходить дети уже более не нуждаются в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ. Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.

Читайте также:  Карта развития ребенка младшей группы

К 2-м годам познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и осознание того, чем сам ребенок занимается. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные «усы», — смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.

Данные этого исследования говорят о том, что восприятие ребенком своего зеркального образа развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение — это не он сам. Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. Этот процесс отражает, в конечном счете, таящееся в глубинах психики человека противоречие, которое стало камнем преткновения для философии и получило множество имен и трактовок. Как писал Ж. Лакан, при встрече с зеркалом ребенок «присваивает» себе свой образ, «проверив» путем бесконечных манипуляций и экспериментов, что этот образ — его собственный. Соответственно, этот образ тела становится для ребенка той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе. Внешний образ становится основой для развития внутреннего восприятия и мышления: отныне малыш будет «представлять» себя в определенном образе. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам. В какой-то момент подрастающий ребенок осознает (и это будет уже следующий этап его развития) свое несоответствие собственной реальности.

Все описанные этапы — лишь естественный ход развития психики маленького человечка. Однако многие дети в результате самых разных нарушений в ходе этого процесса теряют связь со своим телом, а значит, и с частью своей личности. Они не могут воспринять свои переживания, блокируют их в своем теле и подсознании. Развитие умственных способностей («разумной» и «социальной» личности) оказывается оторванным от развития тела (личности «телесной» и «эмоциональной»). Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями существует множество упражнений, в том числе (как ни парадоксально) с зеркалом. Это чаще всего упражнения на развитие эмоциональной сферы, когда с помощью зеркала ребенок учится осознавать свои эмоции, их телесное выражение, и посредством этого, соединяться со своими чувствами и телесными переживаниями.

Само по себе тело является одновременно и «внешним» и «внутренним» объектом. Внешним — поскольку оно подвергается воздействию окружающего мира как любой другой предмет, внутренним — поскольку является «вместилищем» чувств и состояний конкретного человека. В нашей культуре внимание больше всего уделяется развитию «социальной» личности, которая, на самом деле является отчужденным, «вторичным» «продуктом» и к человеку как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Чтобы помочь малышу избежать нарушений в психологическом развитии, нужно помочь ему установить полноценный контакт со своим телом. Существует много методов, помогающих это сделать. Это массаж, йога, кинезотерапия.

Итак, когда вы снова увидите малыша перед зеркалом, то уже будете знать, что интересная игра и необычное поведение ребенка перед ним — не что иное, как отправная точка в развитии самосознания ребенка. Не упустите этот момент. И вы многое сможете понять в своем ребенке, а главное — сможете помочь ему в дальнейшем развитии его личности.

Вера Берёзова, Анна Ершова

Статья предоставлена магазином развивающих игр и игрушек «Умный ребенок»

Источник

 - Роль зеркала в развитии ребенкаВ развитии ребенка, особенно до года, важную роль играет зеркало.

Почему зеркало является необходимым атрибутом детской комнаты, объясняет в своей статье детский психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, руководитель детского Монтессори-центра «Алиса»  Могилева Вера Николаевна.

Зачем ребенку зеркало?

Часто родители спрашивают: «Зачем в Монтессори-среде для младенцев находится зеркало?» Действительно, большинство групп Nido (от 0 до 12/14 мес.) оборудованы различными зеркалами: горизонтальными, зеркалом с поручнем, зеркалом в зоне ухода за собой. Для чего же столько зеркал и какую роль они играют в развитии младенца?

Что такое зеркало для младенцев?

Зеркало с точки зрения Монтессори-педагогов появляется практически с самого рождения ребенка. Оно устанавливается на полу горизонтально в зоне развития движения. В период бодрствования ребенок выкладывается на матрасик рядом с зеркалом, что позволяет ему не только наблюдать за своим отражением, но и за тем, что происходит в комнате.

Роль зеркала в развитии ребенка - Зачем ребенку зеркало?Многие младенцы первого месяца жизни ни сразу замечают свое отражение в зеркале, и, конечно же, у малыша пока отсутствует осознание того, что в зеркале он сам. С появлением «комплекса оживления» – первой социальной реакции ребенка в виде ответной улыбки и хаотичного движения ручками и ножками на появление взрослого (примерно 2,5 мес.) изменяется и реакция малыша на свое отражение.

Читайте также:  Развитие ребенка со времени зачатия

Практически все дети начинают в этот период реагировать на свое отражение, пытаясь «общаться» с ним тем или иным образом.

Многие малыши готовы проводить у зеркала довольно длительное время (практически весь отрезок бодрствования), наблюдая за своими движениями в зеркале.

Зеркало для ребенка в 5 месяцев

Примерно с 5 месяцев реакция ребенка на зеркало меняется. Он начинает следить за движением своего тела или мамы в зеркале, активно гулить и смеяться, глядя на свое отражение. На этом этапе отражение может вызвать даже первый заливистый хохот. Но пока еще ребенок не осознает, что это прекрасное создание в зеркале – он сам.

С 7 месяцев зеркало ребенку необходимо

Примерно с 7–8 месяцев у ребенка начинается новый этап развития самоидентификации. Теперь у ребенка активно развивается способность смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности.

Теперь, наблюдая за ребенком, мы можем заметить, что он начинает устанавливать связь между своими собственными движениями и тем, что он наблюдает в зеркале. Он старается совершать все больше разнообразных действий, которые помогают ему установить связь между самим собой и своим отражением. Это не только помогает совершить огромный скачок в самоидентификации, но и способствует развитию двигательной координации.

Зеркало и развитие ребенкаВ этот период дети начинают целовать свое отражение в зеркале, показывая свое позитивное отношение к объекту наблюдения. В сознании ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.

Таким образом, возраст 7–8 месяцев является неким водоразделом в развитии собственного «Я» ребенка, и зеркало служит для этого отличным помощником.

В этом возрасте младенцы уже способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например, держащей его на руках мамы или бабушки. Они с интересом могут смотреть то на образ в зеркале, то на реальный объект, которому принадлежит это отражение. Первоначально (в 5–6 мес.) мама в зеркале вызывает удивление, позже – радость и восторг.

Известный эксперимент, который описан во многих учебниках психологии, помогает определить, произошло ли у ребенка осознание и узнавание себя. Если малышу поставит губной помадой красную метку на лбу, то он ее заметит в зеркале и станет показывать на лоб в зеркале, а не на свой собственный.

Что видит в зеркале годовалый ребенок?

Зеркало и развитие ребенкаВ 12–14 месяцев наступает следующий важный этап в развитии ребенка. Появление прямохождения выводит его на новый уровень осознания самого себя.

Это проявляется и в его отношениях с зеркалом – ребенок уже без труда устанавливает связь между малышом в зеркале и собой, он четко понимает, что видит свой собственный образ. Теперь, если ребенку поставит на лбу красную точку, то он укажет на свой нос, а не на нос отражения.

Зеркало для ребенка двух лет

К 24 месяцам наступает важный этап, который в европейской психологии многие исследователи считают кризисным в развитии ребенка. Это этап становления самости. Ребенок начинает говорить о себе в 1-м лице и употребляет фразу «Я сам». Теперь ребенка начинает интересовать не только отражение, но и то, как именно оно выглядит и что оно делает (вернее он сам).

Мы можем наблюдать, как малыш надевает себе на голову шапку перед зеркалом, с удивлением смотрит на себя в зеркале, потом снимает шапку, снова смотрит внимательно… и так много раз. Он понимает, что в шапке и без нее он выглядит по-разному. Дети могут подолгу одеваться перед зеркалом, строить рожицы, внимательно наблюдая за своей меняющейся мимикой.

Поэтому важно, чтобы в зоне, где ребенок одевается, имелось зеркало, позволяющее ребенку увидеть себя в полный рост.

Восприятие ребенком своего зеркального образа в период от 12 до 24 месяцев развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение – это не он сам.

Зеркало и развитие ребенкаРебенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. С этого момента ребенок «присваивает» себе свой образ, видимый им в зеркале.

Теперь этот образ тела становится для него той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе, его Я-телесное: отныне малыш будет «представлять» себя именно с точки зрения своего зеркального образа. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам.

Примерно в 36 месяцев ребенок осознает свое несоответствие собственной реальности. Этот этап развития психики в отечественной психологии часто связывают с так называемым «кризисом трех лет». Это окончательное отделение от взрослого, выделение себя как самостоятельной личности.

Читайте также:  Коррекция развития познавательной сферы ребенка

Таким образом, зеркало помогает малышу в процессе становления его собственной самоидентификации и развитии его личности, осознании самого себя. 

Автор: кандидат психологических наук, Монтессори-педагог AMI диплом 0–6, Могилева В.Н.

Видео – ребенок у зеркала

Источник

Зеркало и развитие ребенкаИнтерес малыша к зеркалу проявляется еще в раннем возрасте. Не думайте, что это праздное любопытство. Именно обычное зеркало является не просто игрушкой, а играет огромную роль в развитии ребенка.

Ребенок до года
Примерно к 3-4 месяцам ребенок начинает проявлять первый интерес к зеркалу. Подвесьте его к кроватке или прикрепите к развивающему коврику, на котором проводит время кроха. Он с интересом будет вглядываться в отражение, разглядывая свои глазки, носик, ротик. Сейчас малыш видит перед собой только интересного человечка, не более.

В 4-5 месяцев кроха радуется, увидев себя в зеркале — гладит себя, хлопает по стеклу, тянет ручки к зеркалу, эмоции выражает в виде радости и взвизгивания. Однако кроха не в силах понять, что это отражение является его собственным. Радость вызывает не только появление своего отражения, но и маминого. Попробуйте показать крохе в зеркало игрушку. Ребенок обрадуется ее появлению, будет тянуть к ней ручки, пытаясь ее схватить. Осознание того, что она рядом еще нет.

К 6-7 месяцам ребенок может подолгу сидеть возле зеркала, рассматривая уже не только свое лицо, но и части тела. Сейчас крохе нравится видеть, как его «веселый друг» повторяет за ним все движения и жесты: ребенок улыбается и он ему в ответ, кроха делает движение ручкой – и он тоже.

Ребенок от 1 года до 2
В возрасте одного года кроха по-прежнему воспринимает зеркало, как хорошего друга. С ним он лепечет, улыбается ему. Может рисовать по нему красками.

Только к 1,5 годам ребенок начинает осознавать, что отражение в зеркале – это он сам. Чтобы проверить, произошло ли осознание своего отражения, проведите небольшой тест. Нарисуйте пятнышки на лице крохи пальчиковыми красками или помадой. Отпустите малыша побегать возле зеркала. Если ребенок, увидев свое отражение в зеркале, будет пытаться дотронуться до пятнышек, тереть их, значит ваш малыш осознает видимое отражения, как свое. Если же нет – т.е. ребенок продолжает играть со «своим другом» как обычно, значит осознание не произошло. Однако не стоит расстраиваться по этому поводу. Помните, что даже сейчас зеркало выполняет огромную роль – развивает социальную активность малыша.

Многие психологи говорят, что развитие самосознания – это одна из сложных способностей. И это важная ступенька в развитии ребенка. Эти новые для ребенка эмоции и ощущения играют важную роль в формировании будущей самооценки.

Можно ли повлиять на развитие самосознания ребенка?
Да, можно. Первое зеркало для крохи – это лицо его родителей. Показывайте крохе веселые рожицы, издавайте различные звуки, изображайте мимику. Это не просто шутка или забава. Это важный пункт развития. Благодаря таким играм малыш начинает понимать, что у него есть свое собственное лицо, отдельное от мамы или папы.

Ребенок от 2 до 3 лет
В этом возрасте ваш ребенок уже многое умеет делать самостоятельно. Зеркало – хороший способ научить ребенка элементарным правилам гигиены — причесываться, умываться. Повесьте зеркало в детской на уровне ребенка, чтобы он часто мог обращать на себя внимание. Ведь кроха может видеть себя самым разным – расстроенным, с капающими слезками, улыбающимся, измазанным вареньем. Кроме всего, малыши в этом возрасте копируют движения, мимику родителей, их жесты. Конечно – мама и папа эталон для подражания!
Таким образом, зеркало играет важную развивающую функцию для ребенка почти с самого рождения для формирования правильной самооценки, мнения о себе, как отдельной личности. Попробуйте понаблюдать за вашим ребенком возле зеркала – оно может о многом вам рассказать.

Источник