Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи права ребенка

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи права ребенка thumbnail

Комплексное занятие в подготовительной группе

Тема: «Права ребенка»

Цель:  Развивать у детей основы правового сознания.

Задачи:

  • способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать внимание, память, логическое  мышление , связную речь, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы и оборудование: шляпа, конверты, схемы прав, генеологическое дерево, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка,  работа с пословицами об образовании, просмотр мультфильмов.

Ход занятия:

Орг. момент. Дети под музыку «Я имею право» входят в группу.

-Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребенка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. Мы с вами будем рассказывать о правах, зашифрованных, в этих письмах и станем настоящими консультантами. Согласны?

1 – й конверт

-Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нем.

-Ребята, как вы думаете, что за право изображено на картинке?

-Что означает иметь право на имя?

-Как следует обращаться друг к другу?

-Как следует обращаться к взрослому?

-А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена. Каждый из вас примеряя и передавая друг другу эту шляпу должен представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество.

Игра «Шляпа знакомств».

-Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на фамилия, имя. отчество.

-А какой документ подтверждает это?

-Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

-А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы)

Рассказ воспитателя о том, как на Руси нарекали детей и почему.

Далее дети рассказывают о значении своего имени.

2 – й конверт

-Ребята, подумайте, какое право изображено на картинке?

-Верно, право на семью. Посмотрим, что я для вас приготовила.

-Вспомните, как еще мы называем такое дерево? Верно, генеологическое. Повторим вместе.

-Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся?

-Давайте дадим им имена.

-Кем приходится Миша своим маме и папе?

-А как можно назвать маму и папу одним словом?

-Кем приходится мама своим родителям?

-У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши?

— У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

-Кто Миша дедушке?

-Кто Маша бабушке?

-Как назвать группу людей живущих вместе?

-Верно, а если вы будите друг друга любить, беречь и уважать, ваше родословное дерево будет всегда крепким и здоровым, как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика: «Пальцы – дружная семья».

Ребус «7Я».

3 – й конверт

-Открываем третий конверт. Здесь загадка, послушайте:

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у входа стоят тапки.

(Дом, жилище)

-О каком праве идет речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

-Назовите, какие сказки у вас получились?

-Какое право нарушено во всех этих сказках?

4- й конверт

-А мы продолжаем нашу консультацию. О каком праве, рассказывает эта картинка? (Право на образование).

-Как назвать эти предметы, одним словом?

-Верно, школьные принадлежности.

-Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

-Кто обучает вас в детском саду?

-А кто будет обучать в школе?

-Давайте вспомним, какие пословицы об учебе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

-Я начинаю, а вы продолжайте.

Век живи …………….(век учись)

Учиться всегда………(пригодится)

Ученье – свет………..(а не ученье – тьма)

Тяжело в ученье…….(легко в бою)

Физкультминутка.

5 – й конверт

-О каком праве идет речь в этом конверте? (Право на мед. обслуживание)

-Послушайте стихотворение К.И.Чуковского «Барабек»

-Почему у Робина Бобина заболел живот?

-Чем опасно переедание?

-Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

-Но, если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

-Давайте проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызывают скорую помощь?

Сюжетно – ролевая игра «Вызов скорой помощи»

6 – й конверт

-Посмотрим, что у нас в следующем конверте?

(Фото с летним отдыхом детей)

-Как вы думаете, о каком праве говорят эти фотографии?

-Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и и выбирать место жительство, отдыха. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

-Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

7 – й конверт

-ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос: «У каждого человека есть определенные права, а что у него еще есть?» (Обязанности).

-Правильно, ведь прав и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

Дети берут по лучику, вспоминают, какие у них есть обязанности дома или в детском саду называют и прикрепляют лучик к солнышку.

-Посмотрите, что случилось с солнышком, оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

Итог:

-Ребята, вот и расшифровали мы все письма, которые пришли к нам. Давайте  еще раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка на втором году

-Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция)

Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь, пришло еще одно письмо)

-Ребята, еще одно письмо пришло на адрес нашего детского сада, в подготовительную группу. Это же вам. Открываем. (Воспитатель открывает конверт, в котором,  медальки юного консультанта. Награждается каждый ребенок).

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Итоговое комплексное занятие по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе

Тема:  «Права ребенка»

                                              Воспитатель: Сподарева И.В.

                                                      г. Алейск

Источник

Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».

Цели:

1 Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.

2 Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.

3 Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.

4 Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»

5 Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.

6 Активизация словаря: конвенция, права.

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей. Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка», чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…

Предположения детей

— Что это за книга?

— Это Конвенция о правах ребенка

— О чем эта книга?

— В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка», узнаем все ваши права… .

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет….

— Надо заполнить книгу.

НОД

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

— Это жизнь.

— Как вы можете объяснить это право?

— (ответы детей)

— (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь, почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

— А сейчас поиграем в игру «Дин Дон »

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

— О каком праве напомнила вам эта игра?

— Каждый ребенок имеет право на имя.

— Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

— А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

— Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

— Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

— О семье.

— Кто еще знает пословицы о семье?

— В родной семье и каша гуще.

— В дружной семье и в холод тепло.

— В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

— Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей Конвенции о правах ребенка?

— Каждый ребенок имеет право на семью.

— Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

— Ответ ребенка.

— Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом»)

— О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет». Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА», если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Читайте также:  Этапы сенсорного развития ребенка до года

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

— Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

— (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

— Молодец.

— Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея Чуковского:

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей! »

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели? »

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит! »

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу».

— О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

— Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

— Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

— А ещё ребята хотят прочитать стихи о правах:

1. Пусть дети живут,

Смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,

Пусть птицы поют

Пусть дети взрослеют и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы

Их любят всегда,

И пусть разрешают

Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем,

И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

— Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» — на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Источник

Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования .

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

. Сегодня я хочу показать вам, как можно познакомить детей с некоторыми правами ребёнка из « Конвенцией ООН о правах ребёнка».

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.

Тема: «Права ребёнка»

Интеграция областей: познание», «коммуникация», «социализация», «музыка».

Программные задачи:

 Продолжать развивать у детей правовое сознание.

Воспитывать уважение к правам каждого человека ,доброжелательное отношение к окружающим ,желание совершать добрые поступки.

Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;

Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Материал: шкатулка ( свидетельство о рождении, дом, птичка, азбука, красный крест, семейное фото, сердце рисунок), солнце ,разрезная картинка к сказке «Кот ,петух и лиса» ,д/и «Кто в каком домике живёт», карточки с лебедем, ребусы, фонограмма зарядки, геометрические фигуры, заготовки для сердца , слайды.

Ход мастер-класса.

(показ слайда книга конвенция)

Мамы, папы всей страны 
Это знать давно должны, 
Есть права и у детишек 
На пример на чтенье книжек. 
Право на заботу, ласку 
И на жизнь, как будто в сказке, 
Еще право быть счастливым 
В нашем самом лучшем мире! 
С самого рождения дети имеют права и записаны они в важном документе, который называется «Конвенция о правах ребенка» (вместе скажем).

 А что такое право?

 Право-это то, что человек может и хочет

делать без вреда другим .

 А какие вы знаете права детей?

Читайте также:  Проект развития памяти ребенка

     -право на жизнь

     -право на образование

    -право на свободу

    -право на семью

    -право на жилье

    -право на неприкосновенность имущества

    -право на неприкосновенность жилья

    -право на имя

    -право на гражданство

    -право на охрану здоровья…

 Воспитатель: друзья ,вы много назвали прав.

И нарушать эти права никому нельзя.

Сегодня, мы познакомимся с некоторыми из них с помощью солнышка.Здесь только серединка ,но скоро появятся и лучики.

У меня есть шкатулка ,где лежат символы прав ребёнка.

(достаю из шкатулки свидетельство о рождении)

Скажите о каком праве пойдёт речь?(право на жизнь,право на имя)

Приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье — жить и радоваться жизни!

Кто подарил вам жизнь (правильно, мама) У каждого из вас есть своя жизнь. О сохранении жизни заботится государство, родители, воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди.

На столе вы видите части картинок. Если вы соберёте из них картинку ,то попадёте в сказку.(кот петух и лиса)

Какая сказка у вас получилась?(Кот, лиса и петух)

Что натворила лиса?(украла петуха)

Что она хотела с ним сделать?(съесть)

Какое право нарушила лиса?(лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу)

Жизнь бесценна и никто не имеет право лишить её.

Итак ,первое и главное право— право на жизнь.

 (Вешаю лучик на магнитную доску)

Отгадайте загадку:

Вам дали это, когда вы родились, это и сейчас принадлежит вам.

Вы его никогда никому не передавали,

Но им пользуются все ваши знакомые. Что это?

— Имя

Воспитатель: Когда родился малыш, бабушка и дедушка, папа и мама выбирают имя ребёнка. Каждое имя что-нибудь обозначает и часто рассказывает о характере человека

Люди ценят свои имена, и проносят имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

 (Вешаю лучик на магнитную доску)

Достаю из сундучка семейную фотографию.

Кто изображён на фото? (семья)

Конечно же у вас есть права и самое главное право жить и воспитываться в семье. Семья- это самое дорогое, что есть у человека.. В семье все живут дружно, весело, никогда никого не обижают, а любят и берегут.

Д/и «Составь из геометрических фигур семью» Достаю из сундучка семейную фотографию.

У каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в семье.

 (Вешаю лучик на магнитную доску)

Где живут дети со своей семьёй?(в доме)

Правильно в ДОМЕ. (из шкатулки)

Дома у всех разные, но все любят свой дом, потому что он родной, уютный и теплый, потому что в родном доме тебя ждут и любят. Каждому человеку хорошо в своем доме. И никто не может его отобрать.

НА столе у вас карточки, где изображены животные и их жилища. Соедините кто в каком домике живёт.

Итак ,КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА.

Прикрепляю лучик.

Достаю птичку. Эта птичка символизирует свободу.

Друзья. все помнят сказку « Гадкий утёнок».

Почему жители птичьего двора его обижали?

(потому что он не похож на других)

Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утёнку?

Как вы думаете какое право они нарушили?

(право на свободу)

А сейчас соедините точки на листе, и у вас получится изображение.

Дети соединяют по цифрам.

Что у вас получилось?(лебедь)

Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утёнок.

Итак, «Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах».

И у нашего солнышка появился ещё один лучик.

В моей шкатулке есть вот какой предмет.(книга АЗБУКА)

Для чего эта книга? (чтобы учиться)

Когда детям исполняется 7 лет, они все идут в школу ,получают образование.

Итак ,каждый ребёнок имеет право на образование.(вешаю лучик)

Что обозначает этот знак? (достаю из сундучка красный крест). (больница)

Для чего нужна больница?

Каждый ребёнок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, полноценное питание. Знаете ли вы, что у вашего организма немало добрых и верных друзей? Как вы думаете кто эти друзья?

Дети: 

• Вода (закаляет организм);

• Утренняя гимнастика (она улучшает наше тело и здоровье);

• Солнце, свежий воздух;

• Занятия спортом;

• Подвижные игры.

Давайте вместе с вами выполним зарядку(ПОД МУЗЫКУ СО СЛОВАМИ ,НА экране слайд дети делают зарядку)

Прикрепляю луч.

В моём сундучке остался последний предмет

Показываю сердце .

Что означает сердце? (любовь)

От кого дети должны получать любовь в первую очередь? (от родителей)

К сожалению, не все дети имеют родителей и семью. Есть дети, которые живут в детских домах, интернатах. О них заботится государство.

Я вешаю последний лучик, который говорит о том ,что каждый ребёнок имеет право на любовь и заботу родителей.

У нас получилось солнышко, которое поможет нам запомнить права ребёнка.

Чтобы дети были счастливы они должны знать свои права ,а родители обязаны соблюдать эти права.

На память о нашей встрече ,чтобы не угасала родительская любовь предлагаю сделать вот такие сердечки.(объяснение)

Звучит музыка.

Источник