Завершающая оценка развития ребенка в приемной семье проводится

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального —  педагогических воздействий;

— оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

— физическое развитие ребенка;

— нервно-психическое развитие;

— заболеваемость хроническая;

— заболеваемость острая.

Образование:

— школьная мотивация;

— успеваемость;

— дополнительное образование;

— личностное развитие;

— психические процессы;

— самооценка;

— эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

— навыки самообслуживания;

— внешний вид и поведение в обществе;

— межличностные отношения;

— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

— соблюдение прав и обязанностей в семье:

— готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   — обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   — создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   — степень эмоционального принятия детей в семье;

   — возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   — степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

— беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

— интервью;

 — анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

— акты обследования жилищно-бытовых условий.

— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

— психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

— медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка дошкольного возраста курсовая

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 — семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

— проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

— плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

1.
Что такое приемная семья?

Приемная семья — это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще собственно опека (попечительство)и патронатное воспитание).

Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом). Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

В приемной семье не может быть больше 8 детей, включая родных и усыновленных. При этом братьев и сестер можно взять на воспитание в приемную семью только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

Читайте также:  Развитие ребенка карточки сказки

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей* вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение. 

*

С 1 января 2020 года осуществляется учет граждан, лишенных родительских прав или ограниченным в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Им информация о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.

4.
Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас приемным родителем.

5.
Как заключить договор о приемной опеке?

В течение 10 дней после того, как вам выдадут акт о назначении вас приемным родителем, орган опеки и попечительства по будущему месту жительства ребенка должен заключить с вами договор о приемной семье, содержащий сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие). Также в нем должны быть указаны: срок действия договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, размер и периодичность денежного вознаграждения, а также основания и последствия прекращения договора.

В случае изменения места жительства ребенка этот договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка. 

6.
Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?

Да. После того как вы возьмете ребенка на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:

  • в течение первого месяца после передачи ребенка в семью — 1 раз;
  • в течение года после передачи ребенка в семью — 1 раз в 3 месяца;
  • в течение последующих лет — 1 раз в 6 месяцев.

Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении приемными родителями своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.

Также приемным родителям ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества. 

7.
На какие выплаты можно рассчитывать?

Вы можете рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:

  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
  • денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью;
  • ежемесячную компенсацию на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный или дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание;
  • ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.
  • ежемесячное вознаграждение приемным родителям, патронатным воспитателям.
Читайте также:  Логопедические игры по развитию речи ребенка

8.
Какое наказание грозит за невыполнение обязательств?

Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели за некачественное исполнение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей несут административную (ст. 5. 35 КоАП РФ) и уголовную (ст. 156 УК РФ) ответственность. 

Источник

надзора за функционированием приемных семей.

Нужно ли получить согласие кандидатов в приемные родители на то, что сведения предоставленные ими будут проверяться?

Выберите один ответ:

да, обязательно;

нет, ни в коем случае;

это не обязательное условие.

На протяжении второго года существования приемной семьи посещения планируются

Выберите один ответ:

один раз в три/четыре месяца.

один раз в месяц;

один раз в два/три месяца;

один раз в два месяца;

Обязаны ли приемные родители защищать ребенка при плохом поведении?

Выберите один ответ:

должны стать защитниками ребенка, независимо от его поведения.

не всегда, в зависимости от ситуации;

Если возраст ребенка не больше 3-4 лет, то приемные родители при первой встречи

Выберите один ответ:

Пассивно наблюдают за поведением ребенка;

активно играют с ребенком;

инициируют общение.

Понятие «госпитализм» ввел

Выберите один ответ:

Л. Выготский;

Б. Зейгарник;

В. Мухина;

В. Шпиц.

Форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних

Выберите один ответ:

патронаж

попечительство;

опека;

Под какую форму устройства попадает ребенок, если его родители отбывают наказание в исправительных колониях, то какая форма устройства?

Выберите один ответ:

Сопровождение.

попечительство;

опека;

Какой негативный момент устройства приемного ребенка может быть, если он пришел из больницы?

Выберите один ответ:

агрессивность;

отсутствие самостоятельности;

отсутствует идентификация окружающих взрослых.

Учет особенностей семьи, индивидуальный подход к каждому ребенку, каждой конкретной ситуации характеризует

Выберите один ответ:

основную цель социального работника во время ведения конкретной приемной семьи.

основную задачу социального работника во время ведения конкретной приемной семьи;

основной принцип работы социального работника во время ведения конкретной приемной семьи;

К основным типам учреждений, в которых на государственном содержании находятся дети-сироты, а также дети, лишенные родительской заботы не относится

Выберите один ответ:

дом ребенка.

школа-интернат;

общеобразовательная школа;

Можно ли наказывать ребенка за подозрение?

Выберите один ответ:

по ситуации.

да;

нет;

На каком этапе целесообразно проводить коррекционно-развивающие занятия по программе подготовки детей к проживанию в семье?

Выберите один ответ:

подготовка к размещению в семью;

помещение в замещающую семью;

работа с ребенком в семье

предварительный этап;

Для принятия решения стать приемным родителем клиенту предоставляется

Выберите один ответ:

три месяца;

две недели;

месяц.

Под какую форму защиты попадают дети, родители которых отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно?

Выберите один ответ:

под опеку;

под патронаж.

Под попечение ;

Под категорию «семьи, с определенными факторами риска» в случае создания приемной семьи не попадают

Выберите один ответ:

семьи опекунов;

одинокие люди;

Признанный ограниченно дееспособным;

когда работа обеих родителей связана с постоянными командировками.

Если ребенок устраивается в приемную семью по достижению им совершеннолетия, то она относится к приемной семье

Выберите один ответ:

Длительного пребывания.

временного устройства;

переходного поселения;

Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей – это

«лишенцы»;

интернатские сироты.

«отказники»;

домашние сироты;

Причиной неготовности ребёнка к появившимся требованиям и ожиданиям является:

Выберите один ответ:

ребёнку не до конца ясна его роль и положение в семье;

ребёнок своим трудным поведением может символически показывать качество внутрисемейных отношений в его «прежней» жизни.

ожидание благодарности от ребёнка;

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 1452 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник