Зарубежные концепции воспитания и развития ребенка
Определение 1
Концепция – это определенная система взглядов на что-либо, ведущая мысль которой определяет цель, задачи и пути решения.
Определение 2
Воспитание – это целенаправленный и управляемый процесс развития личности.
Актуальные проблемы современной педагогики детства за рубежом
Основой практически всех воспитательных систем и педагогических концепций являются ведущие философские теории и положения. На зарубежную философию значительное влияние оказывали такие направления философии как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
В настоящее время в современной зарубежной педагогике детства выделяют следующие актуальные проблемы:
- Самостоятельность и свобода в обучении и воспитании.
- Роль педагога в образовательном процессе.
- Вопросы насилия и безопасности.
- Воспитание духовных основ личности.
- Традиции равенства и гендерных ролей.
- Вопросы разновозрастного воспитания.
- Востребованность полиэтнического воспитания.
- Проблемы эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями.
- Формирование у детей грамотности.
- Востребованность экологического воспитания.
- Внедрение в процесс образования модального и модульного обучения, повышение качества предоставляемых услуг образования.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Данные проблемы вызваны потребностями, которое современное общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения. Так, востребованность экологического воспитания обусловлена сложной экологической обстановкой в мире. Человечество стремиться сохранить и защитить природу от полного уничтожения. Именно поэтому крайне важно воспитывать в детях любовь и бережное отношение к окружающей природе.
В свете указанных актуальных проблем воспитания и развития, Министерства просвещения зарубежных стран предъявляют конкретные требования к содержанию образования и наличию в нем обязательных элементов.
Основные зарубежные концепции воспитания и развития детей
Ведущие современные зарубежные концепции воспитания и развития детей:
- Компенсаторное воспитания – предусматривает разработку и внедрение в процесс воспитания и развития детей интеграционных программ, которые будут учитывать особенности развития детей, их возрастные возможности и потребности. Данные программы позволят всем детям, вне зависимости от их развития принять участие в организованном воспитательно-образовательном процессе. Компенсаторное воспитания предполагает деление детей на группы и классы, в зависимости от уровня их развития (одаренные дети; дети с нормальным и средним развитием; дети, имеющие определенные проблемы в развитии и т.д.).
- Воспитание, направленное на развитие самостоятельной познавательной активности – предусматривает смещение акцента на «обучении обучению». Основной задачей педагога является формирование у детей навыков самообучения, самовоспитания и саморазвития. Перед детьми стоит цель не просто овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками, а научиться получать их самостоятельно.
- Активное сотрудничество с родителями воспитанников, по вопросам, связанных с воспитанием и развитием детей, на всех этапах образования. С этой целью все чаще в странах Европы и США организуются специальные центры, задачей которых является максимальное раскрытие и развитие воспитательного потенциала родителей, а также успешная интеграция семьи и самого ребенка в современное общество.
- Активное использование инновационного метода «Хай скоуп», разработанного в 90-е годы в США. Данный метод ориентирован на воспитание у детей чувства ответственности и свободы, посредством организации разнообразных видов деятельности и сотрудничества со взрослыми. В процессе воспитания недопустимо критиковать ребенка, тем самым формируя у него комплексы, необходимо ему доверять и хвалить.
- Использование метода проектирования в рамках самообучения – предусматривает самостоятельную работу детей над конкретной темой или проблемой. Задача педагога оказывать необходимую посильную помощь, направлять детей и руководить процессом.
- Теория свободного воспитания – является распространенной концепцией воспитания во Франции. Данная концепция предполагает спонтанное (природное) развитие ребенка. Задача взрослого ненавязчиво создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться в соответствии с его возможностями и потребностями, без применения «насилия» и насаждения каких-либо идей, программ и рамок (шаблонов).
- Разновозрастное воспитание и развитие – концепция является наиболее популярной в Германии. В основе концепции заложено то, что дети разных возрастов объединяются в группы по интересам и способностям. Тем самым воспитания разновозрастных детей с общими интересами способствует тому, что у них развиваются определенные способности и предрасположенности, а также дети учатся друг от друга в процессе взаимодействия.
Ведущие зарубежные направления взаимодействия семьи и детского сада (начальной школы)
Современные концепции воспитания и развития детей за рубежом, предполагают пять основных направлений педагогического воздействия на ребенка, оказываемого семьей и образовательной организацией:
- Формирование и развитие у детей дружелюбного и позитивного отношения к окружающему миру и людям.
- Формирование и развитие навыков самостоятельности и самодеятельности в вопросах обучения, взаимодействия с окружающими людьми разного возраста и социального положения (дети, взрослые, старики и т.д.).
- Воспитание детей в духе плюрализма, готовности не только высказывать, но и умению выслушать собеседника, высказать свою точку зрения и мысли логично и аргументировано, уметь грамотно оппонировать собеседнику.
- Формирование чувства гордости за национальную принадлежность, воспитание у детей толерантности.
- Воспитание международной солидарности.
Замечание 1
Таким образом, основной задачей современной зарубежной педагогики является обучение умению приобретать знания, пользуясь различными средствами и системами передачи информации и коммуникации; ставить перед собой цели, составлять план работы и определять методы достижения поставленных целей; критически оценивать свою работу.
Источник
В основе многочисленных педагогических концепций и воспитательных систем лежат философские теории. На зарубежную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
Выделяют следующие актуальные проблемы современной зарубежной педагогики детства:
- • свобода и самостоятельность в образовании;
- • воспитатель и учитель в педагогическом процессе;
- • насилие и безопасность;
- • воспитание в духе мира;
- • традиционные половые роли или равенство;
- • разновозрастные группы;
- • полиэтническое воспитание;
- • взаимодействие с родителями;
- • грамота и грамотность;
- • экологическое воспитание;
- • педагогический учет модальностей обучения и качество образования.
Рассмотрим их подробнее.
Новая экологическая идеология явилась следствием назревшей необходимости сохранить и защитить природные ресурсы от катастрофического уничтожения. Экологическое воспитание в промышленно развитых и густонаселенных странах (например, в Германии, США, Великобритании, Японии и Южной Корее) направлено не только на формирование чувства любви к природе, но и на воспитание правильного поведения в повседневной жизни. В некоторых странах самих детей пытаются оградить от вредного влияния города. Так, в Дании существуют лесные детские сады, где дети учатся общаться с природой, понимать ее законы.
Физическое развитие приобретает особое значение в связи с теориями здорового образа жизни и владением способами безопасного поведения и жизнедеятельности. В связи с этим получили широкое распространение представления о том, что произвольность в организации двигательного поведения напрямую связана с произвольностью социального поведения и может влиять на социальную успешность и благополучие человека.
В связи с этим в современной западной методике наибольшее значение придается подвижной и свободной ролевой игре. Взрослому не рекомендуется делить игры ребенка на хорошие, дидактически ценные и малоинтересные, поскольку каждый вид игры способствует развитию способностей ребенка: социальных, когнитивных, языковых и креативных. Поэтому следует принимать любые игры детей, за исключением лишь вредных и опасных, с одобрением.
Министерства просвещения разных стран выдвигают определенные требования к содержанию образования, однако они не носят обязательного характера. Они могут определять только общие направления педагогического воздействия: например, во Франции — когнитивного развития детей по системе Ж. Пиаже, в США — программы развития одаренности по системе Б. Блума.
Теория Ж. Пиаже строится на тезисе, что любые виды детской деятельности должны соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие проходит определенные стадии, ни одна из которых не должна быть пропущена: сенсомоторная (от рождения до двух лет), конкретных операций (от двух до одиннадцати лет), формальных операций (подростковый возраст).
Согласно теории Б. Блума общие (когнитивные) цели преподавания можно представить в виде определенной последовательности, включающей шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. В связи с этим программу обучения необходимо строить, опираясь на последовательное достижение когнитивных целей в каждой группе детей (в основном, разделяя их по уровню развития способностей).
В связи с этим огромным полем деятельности для современных психологов и педагогов стали компенсаторное воспитание и интеграционные программы, с одной стороны, для детей с недостатками развития, с другой стороны, для принадлежащих к разным расам, нациям и говорящих на разных языках. Кроме того, организуются классы для одаренных детей. Программы воспитания и обучения, как правило, опираются на когнитивные (с ориентацией на результат) и бихевиори- стические (с ориентацией на процесс) концепции развития ребенка. Перед педагогами-исследователями ставится задача предложить вариативные, сочетающиеся между собой техники, позволяющие в недискриминационной атмосфере (не отделяя талантливых детей от явно отстающих в развитии) дать возможность каждому развиваться в своем темпе, не мешая остальным, но и не чувствуя себя изолированным от них. Меняются приоритеты в работе с детским коллективом — уже не ставится задача овладеть конкретными навыками, умениями и приобрести конкретные знания. Акцент смещается на «обучение обучению», т.е. на развитие самостоятельной познавательной активности.
В 90-е годы XX в. одним из широкомасштабных направлений в США стал проект «Хай скоуп» («Высокая планка»), сторонники которого были ориентированы на воспитание свободы и ответственности при предоставлении различных возможностей для развития разных видов деятельности и сотрудничества. Они подчеркивали, что ребенок вырастает таким, каким его воспитывают (это относилось и к «обычным», и к «нестандартным» детям). Если его критиковать — он станет осуждать, если не доверять — будет агрессивным и т.д. В рамках самообучения получил признание метод проектирования. Дошкольникам предоставлялась возможность найти какую-то интересную тему и работать над ней в небольшой группе. Задачей взрослого в этих условиях было помочь ребенку и детскому коллективу в целом сделать свои действия более эффективными. Таким образом, косвенные методы обучения и воспитания детей получили приоритет над прямыми.
В этом отношении «планку» организации педагогического процесса для стран всего мира «задала» Франция. Ведущей теорией дошкольной педагогики Франции остается и поныне теория свободного воспитания, спонтанного развития ребенка. Официальные инструкции, определяющие цели и задачи материнской школы, содержание детской деятельности, основаны именно на этой теории.
Педагогика материнской школы строится на эмпирическом знании ребенка, концентрируется вокруг него и реализуется в реальных ситуациях, в различных видах его деятельности, руководствуясь следующими принципами:
- • ребенок должен сознательно и активно участвовать в тех видах деятельности, которые ему предлагают или которые он выбирает сам;
- • воспитателю надлежит использовать опыт ребенка, приобретенные им умения и навыки;
- • необходимо поощрять свободное общение детей внутри группы, предполагающее подражание друг другу, сознательное или бессознательное заимствование, обсуждение, споры, следует побуждать детей объяснять друг другу то, что непонятно, — все это считается важными факторами, содействующими обучению.
Достижение целей воспитания и образования обеспечивается единством требований окружения, семьи и воспитателей материнской школы.
Данные зарубежных исследователей показали, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. В связи с этим встал вопрос о создании разновозрастных групп. Однако на практике не было отмечено ни одного случая, когда младший повторил бы положительный поступок старшего. Зато старшие могут лучше понять младшего ребенка, мотивировать его к социально одобряемым действиям и оказать ему помощь. Некоторые дети проявляют многосторонние интересы, способны справиться со своими переживаниями, радуются новым трудностям, играют с детьми разного возраста, способны к совместному планированию и понимают преимущества взаимодействия с другими. Однако в большинстве случаев без специальной подготовки дети не отваживаются решать новые задачи, боятся неудач, не видят для себя выгоды в сотрудничестве. Научные эксперименты, проведенные в Германии, показали, что объединение детей в разновозрастные группы должно быть тщательно продумано во избежание негативных последствий. При этом учеными подчеркивается роль семейного воспитания в формировании коммуникативной компетенции детей, посещающих разновозрастные группы.
С целью воспитания у детей выделяются пять направлений педагогического воздействия семьи и детского сада:
- • формирование позитивного и дружественного отношения к окружающим;
- • развитие самодеятельности и обучение взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми);
- • воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогическому общению;
- • пробуждение чувства национальной принадлежности;
- • воспитание международной солидарности.
Проблема обобщения и систематизации зарубежного педагогического опыта постоянно возникала и до сих пор стоит перед российским образованием. Влияние византийской системы образования до Петра I и западноевропейской культуры в более позднее время сказывалось на определении линий его развития. На управление дошкольным образованием оказала влияние немецкая административная терминология, а на теорию дошкольного и начального образования — французская система. Постепенно в системе образования сложились черты, определяющие ее национальное своеобразие, с одной стороны, и сходство и различие с другими образовательными системами — с другой.
В нашей стране работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей. Это педагогика Монтессори, вальдорфский детский сад и др. Поскольку наши традиции и культура зачастую не соотносятся и даже противоречат зарубежным, многие педагоги идут на компромисс, пытаясь извлечь из разных педагогических систем нужные для себя направления работы с детьми.
Так, идеи Монтессори широко распространены в образовательном пространстве нашей страны. И эти методические разработки активно используются с целью развития сенсорных способностей дошкольников. Цель воспитания, по мнению Монтессори, — новая человечность, поэтому податливый детский организм может легко «впитать» в себя новые идеи о едином человечестве с одной расой, классом и обществом. Деятельность детей с дидактическим материалом должна быть свободной, а ее целесообразность обеспечит лишь специально подготовленная среда. Прямое воздействие воспитателя или учителя на детей должно быть ограниченным. Ребенок выбирает тот материал, который ему нравится, сам определяет место и длительность работы с ним. Однако государственные образовательные учреждения не могут полностью воспроизводить систему Монтессори. Это связано с тем, что философские взгляды итальянского педагога базируются на так называемой космической теории, сенсорное воспитание не рассматривается в тесной связи с видами деятельности ребенка, опора на развитие всех психических процессов при обучении не достаточна.
Задания по теме
- 1. Дайте краткую характеристику основных направлений современных зарубежных концепций воспитания и развития ребенка.
- 2. Познакомьтесь с современными отечественными концепциями дошкольного воспитания.
- 3. Раскройте взаимосвязь современных зарубежных и отечественных концепций дошкольного воспитания. Заполните таблицу.
Современные концепции воспитания | Зару- бежная концепция | Зару- бежная концепция | Зару- бежная концепция | Зарубежная концепция |
Отечественная концепция | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие | Сходство … Отличие |
Отечественная концепция | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие | Сходство … Отличие |
Отечественная концепция | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие | Сходство … Отличие |
4. Составьте краткое сообщение об одной из современных концепций дошкольного воспитания.
Литература по теме
- 1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М., 1996.
- 2. Веселова, В. В. Билет в будущее / В. В. Веселова. — М., 1990.
- 3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой. — М., 1998.
- 4. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире /
A. Н. Джуринский. — М., 1999. (Глава 3).
5. Загвоздкин, В. К. Альтернативы Вальдорфской педагогики /
B. К. Загвоздкин // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 1.
- 6. История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / под ред. С. Ф. Егорова. — М., 2000.
- 7. Калгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Калгрен. — М., 1992.
- 8. Лшиин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Ли- шин. — М., 1997.
- 9. Малонга, Ж. Современные дошкольные учреждения Франции: Организация и содержание работы / Ж. Малонга // Дошкольное воспитание. 2002. № 1.
- 10. Монтессори, М. Мой метод / М. Монтессори. — М.: Эксмо, 2002.
- 11. Парамонова, А. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / А. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. — М., 2001.
- 12. Росс, К. Как на самом деле любить ребенка/К. Росс. — М., 1992.
- 13. Салимова, К. Педагогика народов мира: история и современность / К. Салимова, Н. Додде. — М., 2001.
- 14. Сороково, М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: Актуальные проблемы и пути развития / М. Г. Соро- кова. — М., 1998.
Источник