Занятия с ребенком по развитию фразовой речи

Занятия с ребенком по развитию фразовой речи thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Читайте также:  Точки на теле ребенка для развития речи

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Вид занятия: Фраза+грамматика, 3 группа, средняя п/гр

Логопед: Халапова А.К.

Тема: Предложение типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)

Цель занятия: Продолжать тренировать детей в умение самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)

План

Название этапа

Цель этапа

Время

1

Орг. момент

Собрать внимание детей, настроить на работу с предложением.

2 мин.

2

Д/и «Запомни предложения»

Тренировать детей в составлении предложений с опорой на картинки малых сюжетных форм, расширять  объем слухоречевой памяти.

3 мин

3

Д/и «Скажи наоборот»

 Расширять глагольный словарь, уточнять понимание смысла антонимов, закреплять употребление антонимов во фразовой речи.

4 мин

4

Составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно

Тренировать детей в составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно, в составлении графической схемы предложения.

4 мин

5

Д/и «Замени слово»

Тренировать детей в умении осуществлять практический анализ предложения 3-ей модели по количеству слов, выделять последнее слово и заменять его другим с опорой на схему.  

5 мин

6

Составление предложения типа: прил.+сущ.+глагол с прилагательными большой-маленький самостоятельно

Продолжать тренировать детей в умении самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол.

6 мин

7

Образование мн. числа сущ. и глаголов несов. вида с окончанием -ут, -ют.

Тренировать детей в умении образовывать мн. число прил, сущ. и глаголов несов. вида с оконч. -ут,

-ют

5 мин

8

Итог

Закреплять в пассиве понятие «предложение»

1 мин

ГБОУ ЦРР – детский сад № 272

3 группа

Развернутый конспект открытого занятия по разделу: фраза+грамматика

Тема: Предложение типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)

Цель занятия: Продолжать тренировать детей в умение самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)

Логопед: Халапова А.К.

        20012/2013

1. Орг. момент:

    Цель: Собрать внимание детей, настроить на работу с предложением.

    Инструкция: Здравствуйте, дети. Слушайте внимательно, кто, что делает. Сядет тот, кто исправит ошибку: «Девочка сажает цветы», «Девочка ест молоко», «Девочка моет волосы», «Девочка строит гараж».

    Итог: Вы говорили предложение. Что вы делали? Говорили предложение. Сегодня будем слушать и говорить предложение.

2. Д/и «Запомни предложения»

    Цель: Тренировать детей в составлении предложений с опорой на картинки малых сюжетных форм, расширять  объем слухоречевой памяти.

    Инструкция:  Говорите кто, что делает, запоминайте предложения по порядку. Вместе (с опорой на картинки малых сюжетных форм): «Девочка поливает цветы», «Девочка пьет молоко», «Девочка расчесывает волосы», «Девочка рисует гараж». Вспоминайте предложения по цепочке. Начинаем цепочку с Раиля.

    Итог: Вы запоминали предложения. Что вы делали? Запоминали предложения.

3. Д/и «Скажи наоборот»

    Цель: Расширять глагольный словарь, уточнять понимание смысла антонимов, закреплять употребление антонимов во фразовой речи.

    Инструкция:

— Говорите предложения «кто, что делает», кладите картинки слева направо: «Малыш плачет» —  «Малыш смеется», «Мальчик надевает» — «Мальчик снимает», «Дедушка лежит» — «Дедушка сидит», «Мальчик входит» — «Мальчик выходит», «Самолет взлетает» — «самолет садится».

— Ищите картинку — наоборот, говорите предложение «Чей, кто и что делает», отдавайте картинку мне: «Мой малыш плачет — мой малыш смеется»

    Итог: Вы искали картинки — наоборот и говорили предложение.

4. Составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно.

    Цель: Тренировать детей в составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно, в графическом обозначении предложения.

    Инструкция: Берите картинку, кладите перед собой. Берите коробочки, кладите справа. Говорите предложение по цепочке. Что будете говорить? (Будем говорить предложение) Начинает цепочку Раиль. Сколько слов говорил? (Говорил три слова) Положите столько полосочек, сколько слов говорили. Какая первая полосочка? (первая полосочка с хвостиком) Что ставите в конце предложения? (ставим точку).

     Итог: Вы говорили предложение.

5. Д/и «Замени слово»

    Цель: Закреплять умение детей анализировать фразу 3-ей модели по количеству слов, выделять последнее слово и заменять его другим с опорой на схему.  

    Инструкция: Покажите первую полосочку, назовите первое слово. Покажите вторую полосочку, назовите второе слово. Покажите третью полосочку, назовите третье слово. Ведите пальчиком по полосочкам, читайте предложение: «Девочка моет окно точка» Переверните последнюю полосочку. Говорите предложение, меняйте последнее слово. Собирите полосочки, кладите коробочку на середину стола.

    Итог: Вы говорили предложение, меняли последнее слово.

6. Составление предложения типа: прил.+сущ.+глагол с прилагательными большой-маленький самостоятельно

    Цель: Продолжать тренировать детей в умении самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол.

    Инструкция: Открывайте папочки. Говорите предложение про большую и про маленькую, закрывайте картинку фишкой: «Большая коза жует» — «Маленькая коза пьет», «Большая лиса бежит» — «Маленькая лиса спит», «Большая корова идет» — «Маленькая корова лежит», «Большая девочка спит» — « Маленькая девочка сидит», «Большая птица сидит» — «Маленькая птица летит», «Большая собака пьет» — «Маленькая собака бежит» Открывайте картинки. Слушайте про большую, говорите про маленькую.

   Итог: Вы говорили предложения про большую и про маленькую.

7. Образование мн. числа прил, сущ. и глаголов несов. вида с окончанием -ут, -ют.

   Цель: Тренировать детей в умении образовывать мн. число сущ. и глаголов несов. вида с оконч. -ут, -ют.

   Инструкция: Я буду говорить про один, а вы про много. Слушайте: корова жует — коровы жуют, птица поет — птицы поют, белка грызет — белки грызут, тетя моет — тети моют, девочка катает — девочки катают, мальчик рисует — мальчики рисуют.

   Итог: Что вы делали? Говорили предложение про один и про много.

8. Итог:

   Цель: Подвести итог занятия, закрепить в памяти детей понятие предложение.

   Инструкция: Что вы говорили сегодня? (Мы говорили предложение) Наше занятие закончено. Спасибо.

Источник

Ольга Сазонова
Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией «Петя в деревне»

Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией.

Выполнила:

Сазонова О. В. — учитель-логопед МБДОУ «БЕРЕЗКА»

Красноярск 2012г.

Пояснительная записка

Системное недоразвитие речи – это речевая патология, при которой у детей с нормальным слухом и первично нарушенным интеллектом отмечается стойкое отставание в формированиивсех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Читайте также:  Развитие ребенка два года дома

Данная программа составлена для работы с мальчиком Мишей Э. – СНР 1 уровень, моторная алалия.

Обследование речи Миши Э (3г. 6м.) СНР 1-2 го уровня выявило в импрессивной речи: понимание отдельных слов и простейших инструкций с глаголами (дай, покажи, иди, сядь, отсутствие дифференциации форм числа и рода имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Пассивный словарь шире активного. В активном словаре преобладают отдельные общеупотребительные слова с нарушенной слоговой структурой, но есть единичные примеры двухсловной фразы (Это мама. Вот папа.).

Тема: «Петя в деревне»

Цель: Расширение объема простого предложения за счет введения однородных сказуемых

Задачи:

Научить составлять простое предложение с однородными сказуемыми.

Закрепление навыка составления простого предложения по модели Кто? Что делает? Что?

Обучение играм «Кто спрятался в домике», «Кто за кем идет», направленных развитие зрительной, речеслуховой памяти.

1.«Идите с нами играть».

Логопед: Игрушкам скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами.

Чтобы они услышали нас, надо звать громко,вот так:

Лошадка, иди!

Собачка, иди!

Кошка, иди!

2.«Кто, что любит?»

Логопед раздает предметные картинки с изображением «лакомых блюд» для животных. Задает вопросы о том, что любят разные животные.

Ребенок поднимает картинку и отвечает на вопрос предложением.

-Что любит собака?

— Собака любит кость. И т. д.

3. Логопед читает сказку, комментирует, распределяет роли, раздает маски, инсценируется диалог.

Составление предложений по вопросу:

Кто мяукает?

Кошка что делает?

Кто мычит?

Корова что делает?

Кто лает?

Собака что делает?

2. Составление предложений с однородными сказуемыми.

Как корова ест?

Корова жуёт.

Как корова голос подает?

Мычит.

Корова жуёт, мычит.

Что делает собака?

Бегает.

Как собака голос подает?

Лает.

Собака лает, бегает.

Что делает кошка?

Царапается.

Как кошка голос подает?

Мяукает.

Кошка царапается, мяукает.

Кто ухаживает за животными в деревне?

Что он делает? (кормит, пасет, стрижет, убирает)-ухаживает

Что мы сегодня делали?

А ты мог бы помочь Пете?

Что бы ты сделал?

Мы говорили с тобой о том, как Петя жил в деревне?

В какое время года он был

Литература:

1. Хрестоматия по логопедии. Том 2 статья Б. М. Гриншпуна «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов». М. «Владос»1997г.

2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под. Ред. Г. В Чиркиной. М.: Просвещение 2008г.

3. Основы логопедической работы с детьми под. Ред. Г. В Чиркиной. М.: Аркти, 2002г.

4. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Г. Б. Фомичева, Г. В. Чиркина. М.: Айрис Пресс, 2004г.

5. Формирование речи у дошкольников. Л. Н. Ефименкова М.: «Просвещение», 1981г.

6. Речевые игры с детьми. В. И. Селиверстов. М.: «Владос» 1994г.

7. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников» С-П КАРО, 2005г.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(авторская)

«ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

                  Составил

учитель логопед Киреенко О.В.

Санкт-Петербург

2013 г.

                                                                                                     1

       Работа над фразовой речью является непрерывным звеном в цепочке

СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССКАЗ.

        ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи детей.

Основные синтаксические конструкции, которыми пользуются в общении дети младшего возраста (в некоторых и старшего) – это ответ одним словом или словосочетанием, придаточное предложение  («чтобы пить», «чтобы играть»), простое побудительное предложение («Давай играть.»  «Давай посмотрим.»).  Дети старшего возраста испытывают трудности при построении развёрнутого предложения.

Бедность синтаксических конструкций выражается:

  • в пропуске, многократности повторения отдельных слов;
  • в нарушении порядка слов в предложении;
  • в ошибках при согласовании слов;
  • в незаконченности предложений;
  • в затруднениях конструкции каждого из простых предложений входящих в состав сложного.

У детей необходимо сформировать навык построения разнообразных синтаксических конструкций, умение строить развёрнутую фразу с различным количеством и правильным порядком слов, научить выражать свои мысли законченным предложением.

                                                                                                                                                        2            

В работе над предложением на занятиях решаются следующие

ЗАДАЧИ:

  1. Основная – это обучение построению того или иного типа предложений или закрепление и совершенствование уже приобретённого навыка.
  1. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложений.
  1. Актуализация накопленного словаря.
  1. Формирование связности и чёткости высказывания.
  1. Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений.
  1. Анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения дисграфии.

Решение этих задач требует планомерной  работы, направленной на постепенное расширение объёма и усложнения структуры и содержания предложения.

        Учитывая семантическую сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе, рекомендуется определённые  этапы  работы над предложением.

                                                                                                                                                 3

                                                                                                                                                                                     4

Читайте также:  Спирограф для развития речи вашего ребенка

      1.   ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТОГО  НЕРАСПРОСТРАНЁННОГО                            ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

              Цель: Научить детей составлять предложение из двух слов типа:

существительное  в им.п. + согласованный глагол. Учить подбирать действия к названному предмету («Курица что делает?» «Курица клюёт.») и наоборот, подбирать название предмета к названному действию («Кто клюёт?» «Клюёт курица.»).

          Из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить основное внимание на глаголе, на грамматической связи подлежащего и сказуемого.

     2.  ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТОГО РАСПРОСТРАНЁННОГО  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

           Цель; Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из 3-5 и более слов, путём введения прямого дополнения, прямого + косвенного дополнения, определений, однородных членов предложения.

  1. Распространений предложения путём введения прямого дополнения:

а)  составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает использование прямого дополнения («Кого держит мальчик?» «Что рисует девочка? и т.д.);

б)  составление предложения по вопросу и двум опорным предметным картинкам («Что нарисовал мышонок?» «Кто что ест?» и т.д.);

в)  составление предложения по вопросу и одной опорной предметной

картинке — на подлежащее или прямое дополнение  («Что где растёт?» «Кто где живёт?» и т.д.);

                                                                                                                       5

г) составление предложения по вопросу (без картинок), ответ на который предполагает использование прямого дополнения  («В чём варят суп?» «Где живёт кит?» «Чем едят кашу?» «Куда вешают шубу?» «Чем косят траву?»  и т.д.).

2)  Распространение предложения путём введения  прямого + косвенного дополнения:

а) составление предложения по вопросу, поставленному к  сюжетной                                                                                   картинке, ответ на который предполагает использование прямого и косвенного дополнения («Чем мама моет окно?» «Чем мама режет хлеб?» «Из чего мальчик лепит зайца?» и т.д.);

б) составление предложения по вопросу и опорным предметным картинкам (по трём, двум или одной);

в) составление предложения по вопросам (без опоры на картинки), ответ на которые предполагает введение прямого и косвенного дополнения («Мама шьёт что? и кому?» «Белка строит что? и где?» «Дедушка пошёл гулять с кем? и куда?» и т.д.).

3)  Распространение предложения путём введения определения.

а) составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает введение определения («Какой флажок сделал мальчик?» «Какую книгу читает девочка?» и т.д.);

б) составление предложения по вопросу и  опорным предметным картинкам («Какие овощи выросли на огороде?» « Какой мяч нарисовал мышонок?» и т.д.;

                                                                                                                   6

в) составление предложения по вопросу, ответ на который предполагает введение дополнения («Какой заяц зимой?» «В какой вазе стоят цветы?» и т.д.).

      Начинать эту работу надо с распространения предложения качественными прилагательными, отражающих цвет, размер, форму, как наиболее наглядные характеристики предметов. Затем вводятся относительные и притяжательные прилагательные.

        Сколько в предложении существительных, столько определений можно ввести, поставив к этому слову вопрос «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

4)  Распространение предложения путём введения однородных членов предложения:

 а) составление предложения по вопросу  к  сюжетной  картинке («Что лежит на столе?» «На столе лежат книги, тетради, карандаши.»);

б) составление предложения по опорным предметным  картинкам («Миша играл кубиками, машинкой и  мячиком», «Пете купили синий свитер, красную куртку и чёрные ботинки» и т.д.);

в) составление предложения по вопросам без опоры на картинки, ответ на которые предполагает ведение однородных подлежащих, сказуемых, определений или  дополнений («Каких звери живут в зоопарке?», Какую посуду вымыла мама?»  и т.д.).

        По мере того, как дети овладевают составлением простого распространённого предложения, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений.  При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Необходимо

                                                                                                                             7

научить детей отвечать на вопросы, ответы на которые отрабатывают умение строить сложные предложения («Для чего кошке нужны мягкие лапки и острые коготки? и т.п.).

Для составления сложных предложений используются такие приёмы:

  • «Сравни предметы и составь предложение»;
  • «Составь предложение про покупки двух детей»;
  • «Расскажи, что было сначала, а что потом»;
  • «Кто у кого?» — составление предложения по двум картинкам;
  • «Загадай желание» — «Я хочу, чтобы…»;
  • «Зачем нужна эта вещь?» — «Стул нужен, чтобы…»;
  • «Придумай умные вопросы»  и т.д.

        Работа над предложением должна включаться как обязательный элемент в структуру занятий по развитию речи. При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Задания должны соответствовать основному принципу – от простого к сложному. Но необходимо помнить, что совершенствование синтаксической  стороны речи идёт не только на занятиях по развитию речи но и на других занятиях и во всех режимных моментах. Дети во всём копируют педагога, поэтому речь должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребёнок улавливает лишь смысл высказывания, а форма ускользает от его внимания.

                      Удачи на творческом пути!

Источник