Занятия с ребенком 9 месяцев для развития речи
Ваш малыш уже научился ползать и пользоваться «пинцетным» захватом. Важнейшее событие этого периода – первые слова ребенка. Сейчас он меньше плачет и больше разговаривает, начинает комбинировать звуки и жесты, добиваясь, чтобы его поняли. Важнейший прорыв в развитии речи происходит где-то на 5-м месяце, когда ребенок узнает, что он может издавать раз- личные звуки, меняя форму губ и языка. В б месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ «ба-ба» произносит «да-да» – уже с помощью языка. После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита («ах-ба-ди-да-га-ма»), он начинает соединять такие «слова» вместе – «ба-ба-ба-ба», сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова – «мама», «папа», хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.
Жест, как средство общения
Жесты – наиболее значимые предшественники устной речи, потому что именно они впоследствии заменяются эквивалентными по смыслу словами. Если малыш хочет, чтобы вы его взяли к себе, он не плачет, как раньше, а протягивает к вам руки и выразительно смотрит, как бы говоря: «Пожалуйста, возьми меня». К тому же теперь он реже просится на руки, поскольку освоил много навыков и может поиграть самостоятельно. Скорее, он будет подавать вам сигналы, означающие: «Поставь меня на пол», при этом показывать вниз руками и ускользать из ваших объятий, чтобы достичь желаемой цели. Отвечайте на сигналы ребенка, подаваемые руками, точно так же, как вы реагировали на его плач. Это поможет ему быстрее заменить плач как средство общения на язык жестов. Теперь малыш использует для этого свои руки и одновременно стремится помочь себе с помощью ваших рук. Он берет вас за руку и заставляет ее двигаться туда, куда ему нужно. Наиболее заметно это проявляется во время кормления.
Язык для избранных
К 9 месяцам у большинства детей развивается нормальный язык (звуки плюс жесты). Родители хорошо понимают этот язык, посторонние – нет. Вот когда вам пригодился опыт, который вы копили из месяца в месяц, расшифровывая сигналы своего малыша. Определенные звуки, издаваемые ребенком, означают определенные просьбы. Наш Мэтью произносил «мам-мам-маммам», когда хотел, чтобы его подержали на руках. Рассмотрим некоторые из наиболее частых сочетаний жестов и звуков.
Указующий перст. Малыши начинают дотрагиваться до предмета с легкого касания его (примерно так же осторожно прикасаются к своим младенцам на первых порах и молодые мамы). Сначала дети дотрагиваются до предмета только подушечками пальцев, а затем касаются его раскрытой ладонью. В то время, как ребенок начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, он начинает понимать и ваши указующие жесты.
Приглашение к игре.Приглядитесь, какими жестами и звуками малыш приглашает вас поиграть. Когда вы входите в комнату, ребенок прямо-таки оживает. Его личико озаряется, расцветает улыбкой, малыш размахивает ручками и тянется к вам всем телом, как бы говоря: «Давай поиграем!»
Звуки, выражающие настроение. Посмотрите, каким образом малыш выражает удовольствие и разочарование. Когда он счастлив, это лучезарное настроение выражается целым набором мимических движений: глаза сияют, мускулы лица подтянуты, щеки раздвинуты улыбкой.
Он хохочет с повизгиванием и подпрыгивает, все его тело излучает восторг. При этом он издает радостные звуки – что-то наподобие «ба-ба-ба-ба».
Когда малыш грустит, он что-то уныло бормочет, хрюкает и издает рычаще-жалобные звуки. На этом этапе универсальный звук «н» означает разнообразные отрицательные эмоции. Так, ребенок может протестовать против приема лекарства, протяжно хныча «на-на-на-на». Личико малыша становится несчастным: рот кривится в плаксивой гримасе, лицевые мускулы опадают. И если вы быстро не сообразите, в чем дело, скоро раздается плач.
Как помочь развитию языка
Языку, как и чувству юмора, не учат – его впитывают. Вы не можете прямо и непосредственно учить ребенка говорить. Вы можете только давать ему возможность слушать правильные звуки. Дела пойдут успешнее, если при этом ребенок ухватывает идею, что говорить – это забавно. Обучение речи таким образом наиболее естественно. Есть несколько способов для ускорения этого процесса.
Игры в слова. Словесные игры являются той формой обучения, которая быстрее и эффективнее приводит к цели. Вот одна из самых любимых игр наших детей:
Садовник ходит и ходит вокруг плюшевого мишки (нарисуйте своим пальцем окружность на животике малыша), раз шагнул, два шагнул, (пройдитесь пальцами от пупка до шейки ребенка) и начал его здесь щекотать! (пощекочите подбородок ребенка).
Ключевые слова. Ключевые слова или фразы – это как бы пусковой мо- мент, вызывающий ответную реакцию ребенка. Происходит это потому, что в таких словах или фразах малыш узнает нечто знакомое. Одна из излюбленных игр такого рода – бодание лбами. Когда Мэтью был на этой стадии развития, я говорил ему: «Бум головкой!», после чего мы с сыном, к огромной его радости, слегка бодали друг друга. Вскоре Мэтью усвоил ключевое слово и стоило мне только произнести: «Бум», как Мэтью старался боднуть меня даже до того, как я наклонял к нему голову. Что при этом происходило в уме Мэтью? Я считаю, что в его памяти эта игра сохранялась в виде серии «записей». Когда он слышал ключевое слово «бум», он как бы устанавливал иголку своего проигрывателя в нужную бороздку памяти, и весь набор действий, записанных в этом ее разделе, воспроизводился в нужной последовательности Играя в словесные игры и наблюдая за тем, как малыш откликается на ключевые слова, вы можете представить себе, каким образом развивается его память.
Связь слов и предметов. На этом этапе развития ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды. Когда вы чтонибудь читаете малышу, связывайте персонажей и предметы, о которых говорится в книжке, с такими же предметами в окружающей ребенка обстановке, например, покажите на живущую у вас кошку и на нарисованную в книжке. «Посмотри, вот киса… и здесь тоже киса»
Беседа за столом. Придвиньте креслице к общему столу, за которым сидит вся семья, и понаблюдайте, как он присоединится к общему разговору. Обратите внимание на то, как малыш следит за ходом обсуждения, поворачивая головку от одного говорящего к другому. Таким образом он осваивает одну из самых важных составляющих искусства общения – умение слушать.
Источник
Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.
В этой статье я хочу поделиться комплексным планом развития на 9-12 месяцев, который я составляла для своей дочки, и который помогал нам скрасить серые будни. В этой программе есть все для всестороннего развития ребенка. Программа поможет грамотно подобрать развивающие игрушки по возрасту малыша и организовать занятия так, чтобы они соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период.
Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):
1. Игры на развитие сенсомоторных навыков
- Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки (в любом порядке) (чтобы прочитать подробное описание игры, переходите по ссылке)
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
- Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
Пример матрешки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
- Стучим предметами друг об друга;
- Составляем кубики друг на друга;
- Катаем машинку;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
- Осваиваем первые орудийные действия (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);
Пример стучалки (Ozon, My-shop, KoroBoom)
- Играем с шаробросом / сортером;
- Играем с крупами / песком;
- Учимся включать / выключать свет, кнопки на музыкальных игрушках;
- Знакомимся с понятиями «большой-маленький»;
- Играем с магнитами (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)
2.Развитие речи
- Много разговариваем с малышом;
- Рассказываем малышу стишки, потешки;
- Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;
- Расширяем пассивный запас слов малыша (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, изучаем части лица и тела);
- Знакомим малыша со звукоподражательными словами (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
- Устраиваем «переклички», повторяя вместе с малышом простые слоги
3.Чтение книг
Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ
4.Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
5.Первые сюжетные игры
6.Прослушивание классической музыки
7.Двигательная активность
- Делаем массаж и гимнастику;
- Учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
- Катаем/бросаем мяч.
8.Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки
- потихоньку начинаем привыкать к ложке.
О том, как развивать ребенка в 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.
Если наш конспект занятий оказался для вас полезным, расскажите о нем своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Кстати, готовый план игр для детей от 1 года можно найти здесь:
ГОТОВЫЙ ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Рекомендую также почитать:
ЧТО ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ НА 1 ГОД?
СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ
СТИШКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕЛА И ЛИЦА
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Чем старше становится карапуз, тем больше у мамы болит голова о том, как за ним уследить, какое интересное занятие предложить, как сделать развитие непоседы безопасным. К 9 месяцам ребенок становится очень мобильным: если он еще не начал ходить (некоторые детки уже пробуют шагать), то ползает по всему дому непрерывно. Он изучает окружающее пространство, находя себе игрушки среди бытовых предметов, знает их названия, понимает простые просьбы, лопочет на своем «слоговом» языке, учится жевать, кусать и еще много чему. Игры с ребенком 9 месяцев должны учитывать все эти особенности и помогать его дальнейшему развитию.
Что нужно знать родителям
Любая игра в той или иной степени служит развитию ребенка, даже если нам кажется, что это просто забава. Но польза от игры будет больше, если она будет развивать те навыки, которые необходимы на каждом конкретном этапе.
Игры с ребенком 9 месяцев должны способствовать:
- удовлетворению двигательных потребностей;
- совершенствованию координации;
- развитию слуха и зрения;
- освоению новых двигательных умений;
- укреплению мышц;
- развитию мелкой моторики;
- изучению свойств окружающих предметов;
- развитию речи;
- расширению кругозора;
- формированию навыков предметной деятельности;
- развитию интеллекта;
- формированию творческих способностей;
- развитию эмоциональной сферы ребенка.
А чтобы игровые занятия приносили только пользу, родителям важно соблюдать несколько простых правил:
- Детки этого возраста практически не умеют сосредотачиваться на чем-то больше нескольких минут. Поэтому усаживать чадо за книжки или карточки можно, только если сделать занятие интересным для крохи и очень коротким (а еще лучше проводить его «на ходу»).
- Не стоит заставлять малыша делать что-то против его воли. Это не тот случай, когда нужно давить ребенка своим родительским авторитетом. Мало того, что давление вызовет неминуемый протест, так оно может сломить волю ребенка, сделав его безвольным исполнителем родительских приказов.
- Обеспечьте ребенку максимальное пространство для игр. Чем меньше он просиживает в кроватке или манеже, тем более ловким и подвижным будет расти.
- Для этого сделайте пространство дома максимально безопасным. Защитите острые углы специальными накладками, установите у дверей фиксаторы открывания, оснастите розетки открывающимися заглушками, уберите с пути ползунка шнуры, бытовые приборы, вредную химию, хрупкие предметы, закрепите на полу ковры.
- Запрещайте крохе только то, что действительно опасно для него. Запреты не должны быть бесконечными. Дайте возможность ребенку получать свой исследовательский опыт.
- Регулярно мойте полы и игрушки, ведь детки в 9 месяцев все тянут в ротик.
- Не оставляйте активного кроху одного надолго. Он за минуту может забраться куда угодно, упасть, травмироваться.
- После игры с мелкими деталями (конструктор, пуговки, мозаика) сразу убирайте их в недоступное для малыша место, чтобы он случайно не проглотил чего-нибудь.
- Оборудуйте небольшие игровые уголки во всех комнатах, где бывает ребенок, чтобы ему было, чем заниматься.
Развиваем речь
Научить ребенка произносить новые звуки можно, показывая ему пример. Для этого прекрасно подойдет игра с животными «Маленький зоопарк».
Расположите перед карапузом несколько игрушек-зверушек. Показывайте каждую отдельно, говоря: «Это – кошечка. Она говорит – мяу. Это – курочка. Курочка говорит – ко-ко.». Малыш будет пробовать повторять за взрослым. Поэтому артикулируйте очень четко.
Как можно больше разговаривайте с ребенком обо всем, что его окружает: говорите, как называется предмет, для чего он нужен, какие у него свойства. Читайте детские книжки, декламируйте потешные стишки, пойте песенки. Все это способствует развитию речи карапуза.
Для развития речи весьма полезны занятия, оттачивающие мелкую моторику. Например:
- Рисование (пальчиковыми красками, пальчиками по слою муки, манки, риса, гречки, песка);
- Работа с тестом для лепки. Кроха сможет только разминать его, но пока этого вполне достаточно для работы маленьких мышц;
- Перебирание круп, макарон;
- Простые пальчиковые игры («сорока-ворона», «ладушки»);
- Любые действия с мелкими предметами (трогать, собирать, крутить, складывать).
Память, логика, внимание
Для интеллектуального развития ребенка 9 месяцев можно играть с ним в такие игры:
- Кто где? Покажите ребенку 2 знакомые ему игрушки и одну новую. Назовите ее. Попросите кроху показать, где среди всех предметов находятся знакомые ему игрушки, затем – где новая. Когда он справится, похвалите, переставьте игрушки местами и повторите.
- Плохо спряталась! Спрячьте игрушку, оставив на виду небольшую часть. Пусть ребенок найдет ее (с вашей помощью, если понадобится).
- Перевертыши. Переверните знакомые крохе игрушки вверх ногами. Затем возьмите одну и поставьте в нужное положение. Попросите карапуза сделать то же самое с остальными.
Двигаемся больше!
Движения у девятимесячного ребенка много не бывает. Но помимо просто движения можно развивать у него и координацию, и вестибулярный аппарат, и чувство ритма:
- Толкатели. Посадите ребенка перед собой. Возьмите яркий мячик и толкните его по полу, чтобы кроха мог его поймать. Попросите, чтобы он толкнул мячик вам. Конечно, с первого раза у него не получится ювелирно точной передачи, но со временем он всему научится. Помогите ему на первых порах, ловя мячик.
- Преграды. На прогулке старайтесь гулять там, где у малыша будет больше возможностей преодолевать преграды: перешагивать кочки, камешки, залезать на ступеньки, пни, бордюры. При этом всегда хвалите, какой у вас ловкий карапуз!
- Тянучки. Сядьте напротив ребенка, вложите ему в ручки яркий шарф (платок, пояс) и немного потяните, чтобы малыш ответил тем же. Посоревнуйтесь в перетягивании. Сделайте так, чтобы маленький «тянучка» победил. Вот какой сильный!
- Топтыгин. Положите ребенка на спину, чтобы его согнутые в коленках ножки могли упереться в спинку дивана. Включите веселую, ритмичную музыку, возьмите малыша за ножки и начинайте притопывать ими в такт по спинке дивана. Постепенно ослабляйте свои усилия, чтобы кроха начал притопывать сам.
В мире эмоций
Чему можно учить ребенка, вызывая у него радостные эмоции? Да всему! В таком состоянии намного лучше усваиваются любые навыки и знания! К тому же, как уже говорилось, любая игра что-то, да развивает. Например:
- игры в прятки помогают совершенствовать логическое мышление и память;
- простейшие танцевальные занятия под музыку – координацию, чувство ритма, вестибулярный аппарат;
- щекотка различными предметами (кисточкой, перышком, шелковым лоскутком) – тактильные ощущения;
- «скачки» у папы на коленях – вестибулярный аппарат.
Главное здесь – чтобы эмоции были положительными. Тогда играть малыш будет каждый раз с удовольствием.
Нарисуйте пальчиковыми красками на ладошках ребенка с внутренней стороны по глазику и половинке улыбки, чтобы, соединив ладошки, кроха увидел веселую рожицу. Приближайте ее к лицу малыша, удаляйте. Это, помимо удовольствия, развивает еще и зрение.
Когда игрушки не игрушки
Бывает, что маме нужно ненадолго оставить чадо одного, отвлечься на домашние дела. Чем занять карапуза в это время? Развивающие игры можно организовать и без обычных игрушек, рядом с мамой.
Прекрасно развлечь ребенка 9 месяцев могут такие занятия:
- барабанить ложкой по кастрюле;
- накрывать крышками кастрюли и сковородки;
- выжимать губку;
- возиться с тестом;
- рвать лист бумаги на кусочки;
- стягивать прищепки с полотенец или маминой одежды;
- складывать в контейнер или вытаскивать из него разные предметы (пробки, орехи, ложечки, бигуди, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, и т.д.);
- собирать в банки фасоль, горох, макаронины;
- намыливать пупсов.
Такие занятия подойдут как мальчику, так и девочке – в этом возрасте гендерного разделения у детей в играх еще не существует.
А если крохе надоест возиться с покупными игрушками, можно легко смастерить ему «развивашки» из подручных средств:
- Закрепив на деревянной доске всевозможные замочки, кнопочки, рычаги, розетки, шнуры и прочие предметы, с которыми можно совершать манипуляции, папа может смастерить для своего чада оригинальный бизи-борд, с которым он будет возиться долгое время;
- Если оклеить яркой бумагой или тканью картонные коробки, получатся прекрасные шкатулки, в которые можно класть и прятать всевозможные предметы, изучая их форму, фактуру, размеры, вес.
- Пластиковая бутылка или коробка из-под сока может превратиться в веселого «ненажору», если вырезать на них большой рот и приклеить глазки. В этот «рот» можно вместе с ребенком бросать разные предметы, чтобы «накормить» это «чудище» (мячики, фрукты, тряпочки, фантики, куски ваты или бумаги, орехи).
- Коробка от обуви станет реквизитом волшебника, если в ней сделать отверстие и продеть в него связанные между собой платочки или ленточки.
- Набор пищевых контейнеров разных размеров легко превращается в игрушки-вкладыши, (вкладывайте их по размеру один в другой), или строительный материал для возведения высокой башни (тоже с помощью взрослого, конечно). Ребенок с удовольствием разрушит строение.
- Несколько текстильных мешочков из разной ткани (хлопок, лен, шелк, шерсть), наполненных разнофактурной мелочью (полиэтиленом, гречкой, горохом, ароматными травами, специями), прекрасно развивают обоняние и тактильные ощущения.
Развивать малышей с каждым месяцем все интереснее. Они становятся более подвижными, любознательными и забавными. И совсем не обязательно «заигрывать» их с утра до вечера. Главное – подобрать занятия таким образом, чтобы они затрагивали все сферы жизни карапуза.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннем?