Цели развития ребенка через сказку

Лидия Сергеева
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии:

1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

5-снижение уровня тревожности и агрессивности;

6-развитие умения преодолевать страхи.

Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:

1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».

2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).

Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.

4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение

5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Требования к работе со сказкой:

1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)

2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.

3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь,необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочныйсюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Формы работы со сказками:

• Чтение и анализ сказки

Рассказывание сказки

• Сочинение сказки

• Инсценирование сказки

• Иллюстрирование сказки

• Куклотерапия

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «Вхождение в сказку»

2. Чтение сказки

3. Обсуждение сказки

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»

1.«вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Игра «Волшебный клубочек», стих «Сказка в гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Дети просят почитать.

2. Чтение сказки.2 варианта: 1 – читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3. Обсуждение сказки. На примере сказки «Как мышонок стал храбрым». Вместе с детьми обсуждаем, кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали? А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее проговариваем, что чувствуем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Анализируем, что ожидает человека, который не изменится. Затем дети рассказывают, как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают стать храбрее

4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.

Вывод: Сказкотерапия в ДОУ:

• Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей

• В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Источник

                      ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

В  нашем  детском  саду  изначально  проводится  работа  над  формированием  у  детей  нравственных  чувств   и  качеств   через  восприятие   сказок.   Не  зря  существует  поговорка  «Сказка- ложь, да в  ней   намек,    добрым  молодцам  урок»                                                             Наш  опыт  показал, что  сказка  многофункциональна.  Она   не только  способна  корректировать  настроение  и  поведение   ребенка,  но  может  научить  выходить    из  сложных  ситуаций,  мыслить  творчески,  нетрадиционно.  Но  творческие  качества   детей  развивает  и  технология  ТРИЗ.                                                                                                                              

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в утробе

Поэтому  мы  решили  объединить    сказку  и  ТРИЗ.                                   Теперь,  решая  различные   проблемы  воспитания  через  сказку,  мы  включаем  и   тризовские   приемы  из  группы    « Хитрости» . Знакомство  с  ними  обязательно  происходит  в  совместной  деятельности  с  детьми,  которая  строится  поэтапно.                                                                                        

Первый  этап  —  знакомство  с  приемами.  Здесь  доминирует  деятельность  воспитателя,  потому  что  детям  эти  приемы  еще  не  известны.  

Второй    этап   —  ищем  и  находим  эти  приемы  в  сказках —  доминирует  деятельность  детей, воспитатель – помощник.  

Третий  этап  —  мы  назвали  его  « новый взгляд  на  сказку» — помогаем  героям  сказок  находить  новых  друзей,  различные  выходы  из  затруднительных  ситуаций.  Здесь  воспитатели  и  дети  —  равноправные  участники.  

На  четвертом  этапе  закрепляем  умение  детей   в  самостоятельной  деятельности  и  на  занятиях  творчески  преобразовывать  сказки.  

На  пятом  этапе    помогаем  детям  использовать  эти  методы  в  повседневной  жизни.

Кратко  расскажем, какие и как разные «хитрости» мы  используем в своей  педагогической  деятельности для  развития  у  детей  умения выходить из сложных ситуаций, не  разрушая свой  хрупкий  эмоциональный  мир.

  Первый  « хитрый» прием —  « Сделай  заранее ».  Отправляясь    в  дальнюю  дорогу,   герои  разматывают   ниточку  клубка,  разбрасывают  камешки,  которые   потом   помогут   им   вернуться.   Этот  прием  спрятался  в  сказке   «Огниво». Королева подвесила мешочек с гречкой к кровати принцессы,  чтобы    по  дорожке   из  гречневой  крупы  определить  ее  путь.   Через эту хитрость, мы помогаем  детям  избежать  возможной  неприятности, предугадывая  будущие  события.

Читая  сказку  «Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка» , дети жалеют  братца, а затем мы вместе с ними обсуждаем как можно было уберечь  его от  несчастья.  Здесь  может    помочь   хитрость  «Сделай  заранее»:  нужно было  просто  взять  с  собой  в  дорогу  воду.

Следующий  прием   «Матрешка»  основан  на  расположении   одного  предмета   внутри   другого  (Кащей    Бессмертный   прячет  свою   смерть в  сказке  « Царевна-  лягушка»).  Чтобы закрепить практическое  применение этого приема, мы  предлагаем  детям  игру      «Поход». Нужно  взять  с  собой  много   разных  вещей,  которые  не  помещаются  в рюкзаке  —   что  же  делать?    Решаем  эту  проблемную  ситуацию,  используя  метод  «Матрешка»  — вкладываем  один  предмет  в  другой. На этом   же  приеме основаны взаимоотношения  в семье.  Отец защищает всю семью – он  большая матрешка.   Мама — матрешка поменьше,   она  любит и  лелеет всех детей.  А  старшие дети прячут под своим крылом младших – маленьких  матрешечек.

 Очень интересно и полезно знать взрослым и детям о приеме  «Посредник», в котором для выполнения действия используется  промежуточный  объект — посредник. Эта  хитрость  встречается  в  сказке  « Хаврошечка».  Посредником  является  коровушка.  После того, как мы с детьми узнали этот прием, благодаря сказке,   предлагаем  им  что — нибудь   нарисовать,  используя  только  лист  бумаги  и  краски, убрав,  при  этом из поля зрения кисточки.  На  помощь  в  этой  проблемной  ситуации  приходит  « посредник»  —  детские пальчики, которыми дети рисуют вместо кисточки. Этот  же прием используем  при  возникновении  у  детей  каких — либо  страхов, советуя им рассказать об этом  тому, кто  может  защитить.  

В  «хитром »  приеме  «Копирование»  вместо  настоящего  объекта  используется  его  оптическая  копия.  Это  мы  видим  в  сказке  «Молодильные   яблоки»,  когда  волк  превращается  в  коня,  затем  в  царевну.  Чтобы  закрепить  представление  об  этом  приеме,  мы  рассказываем  детям  о каком- то  неизвестном  им  животном.  Как  же  с  ним  познакомиться?  Очень  просто !   По  фотографии  или  картине —  это  его  копии.   А еще, если  тебе грустно без  мамы,  можно  сделать  так,  чтобы   она  всегда  была  рядом  с  тобой —    нужно  положить  в  кармашек   мамину   фотографию.

  В   приеме  «Обрати  вред в  пользу»,  отрицательный  фактор используется  для  получения  положительного  эффекта.  В   сказке   Р. Киплинга  « Слоненок»,  слоненку вытянули  нос —   это  вред,  но он  стал  пользоваться  им,   как   рукой.  Очень  удобно !

А  как   обратить  вред  в  пользу  в  повседневной  жизни?                                                                                      

Нечаянно    сломали  веточки  комнатного  цветка ?  Это  —  вред.  Поставим  отростки  в  воду и вырастим  новые  растения.  Польза?  Еще  какая!  А  если  тебя  обидели, нанесли твоей душе вред,   и  ты  понял,  как  это  горько, то сам никогда никого не обижай!

 И последний прием «Изменение  окраски»   заключается в  изменении  окраски  объекта  или    внешней  среды, т.е. в умении приспосабливаться и действовать по обстоятельствам. На этом приеме создан мультфильм «Осьминожки», у которых возникла ситуация, когда нужно было спрятаться,  некуда  не  прячась. Осьминожки  нашли  выход  и  перекрасились  в  цвет  ковра.    

А как можно использовать этот прием в педагогической практике?

Допустим, что при рисовании нечаянно  на  листе  получились    кляксы.  Что  делать?   А просто спрятать  кляксы  в  облаке,  цветке.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям узи

На основе этого приема можно построить хорошие, добрые отношения с окружающими. Если ты сильный, защити слабого. Будь ласков с любящими тебя людьми. Развесели грустного.  Действуй  по ситуации  в добрых  целях.

Представляем фрагмент нашей работы через занятие по  сказке  «Снегурочка».

Виды  детской  деятельности :  восприятие  художественной  литературы, коммуникативная, познавательно- исследовательская,  игровая, двигательная, музыкально-  художественная.

Программные  задачи: продолжать развивать  умения  осмысливать  характеры  персонажей  сказок, формировать  образность  речи ( подбирать  антонимы, однокоренные  слова), понимать  смысл пословиц, упражнять использовать тризовские приемы  группы «хитрости»  для  решения  задач  в  проблемных  ситуациях, встречающихся  в  сказке  и  в  жизни; развивать  мышление  и  фантазию, доставить  радость  детям.          

Планируемые  результаты  уровня  развития  интегративных  качеств : эмоционально  отзывчивый, умеет  поддерживать  беседу, высказывать свою  точку  зрения, рассуждать  и  давать  необходимые  пояснения, активно  участвует  в  физминутке  и  этюде, активно  занимается  словотворчеством.

Непосредственная  образовательная  деятельность.

       У  заснеженной  избы  в  снежном  переулочке

       Из  снежинок,  изо  льда  родилась… ( Снегурочка ).

— Как  вы   думаете, почему  девочке  дали  такое  странное,  необычное  имя?

— Какими  другими  именами  можно  ее  назвать,  чтобы  было  понятно, что эта  девочка  из  снега? ( Снежанна, Снежинка, Холодинка, Зимодочка, Студенушка, Снежидевочка…).

— Дети, вы  дали  такие  добрые,  красивые  имена  девочке,  конечно,  потому,  что  она  вам  нравиться, ведь  она  была  какая ? ( красивая, ласковая, добрая, веселая, умная, смышленая, приветливая).

  —  В   сказке  говорится: «Работа  у Снегурочки  в  руках  спорится». Как  понять  это  выражение? ( Всякая  работа  получается  хорошо).

   — Значит  Снегурочка  была  еще  какая? ( трудолюбивая).

    — Как  можно  сказать  по- другому? ( работящая, радивая, мастерица  на  все  руки).

      — Ребята,  недавно  мы  с  вами  познакомились  с  пословицей: «Не хлебом  единым  жив  человек». Подумайте, подходит ли  эта  пословица  к  нашей  сказки ? ( Да, потому что Снегурочка  кушала хорошо, но  очень скучала  по  зиме. Она  скучала  по  зимнему  лесу,  по  подружкам  снежинкам,  по  хороводам  метелей. Скучала  по  волшебному,  сказочному  миру  матушки-зимы).

2.Физминутка ( под  сказочную  музыку).

      -Дети, порадуем  нашу  Снегурочку. Выходите.  Встаньте  в  круг. Я превращаю вас в снежинок, приглашаю  на  танец.            « Танец  снежинок»    

      -Молодцы! А  теперь  превращаю  вас  в  ребят.

  3.- Думаю, танец  с  вами   Снегурочке  понравился. Настроение  у  нее  стало  какое? (веселое, бодрое, радостное).

        — Но  вот  пришли  теплые  деньки, ласковое  солнце  пригрело  землю. Как  стало  Снегурочке ? (грустно, тоскливо, одиноко, скучно).

        — Что же  случилось  со  снежной  девочкой  в  конце  сказки? (Она  прыгнула  через  костер  и  превратилась  в  облачко ).

         -Как  об  этом  сказать  по- другому? ( она  растаяла, исчезла, улетела).

          -Да,  конец  у  зимней  сказки  получился  печальный. Но  мы  с  вами  знаем хитрое  приемы,  которые  помогают  нашим  героям  придти  к  счастью.  Какие  хитрости  встречались  в  нашей сказке ? («Изменение  агрегатного  состояния»- девочка  из  снега  превратилась  в облачко, в  пар. Прием  «оживление», когда снежная  девочка  стала  настоящей»).

      4.Этюд.

         -Дети, я  прошу  вас  встать  в  круг, закрыть  глаза. А теперь  представьте  себе  такую  картину. Старик  со  старухой  вылепили  из  снега  девочку. Глядь- а  у  Снегурочки   щечки  порозовели  ( потрите  их  ладошками),глазки  открылись (похлопайте  ими  удивленно, посмотрите  вверх, вниз, вправо,  влево). Потом  закивала  головой  (дети  покивайте  головой ),зашевелила  руками ( пошевелите  руками), потопала  ногами ( потопайте), снег  с  себя  стряхнула  и  улыбнулась ( улыбнитесь).

         5.- Ожила  наша  Снегурочка!  Так  пусть  же  и  останется  она  живой. А  мы  ей  поможем! Для этого используем  что? (хитрые приемы)

           — Подумайте, какие  хитрости  помогут  Снегурочке  остаться в живых. ( На занятии  дети  отвечали  :

а)»Матрешка». Снегурочка  спряталась  в  самолете  и  перелетела  через  костер. Откуда  в  сказке  появиться  самолет? Может  быть, не  каждая  хитрость  поможет  в  этом  случае? Подумаем  об  этом  потом  получше.

   б) Прием « сделай  заранее». Бабушка  сшила  Снегурочки  платье  из  несгораемой  фольги.

     в)»Посредник». Подружки остановили  Снегурочку,  не  дали ей  прыгнуть через  костер.)

             -Дети, а  как бы вы поступили, если  бы  были  друзьями  Снегурочки?

               6.- Молодцы! Нашли  выход  из  сложной  ситуации, помогли  Снегурочке, на радости такой приготовим  Снегурочке  подарок? ( Да).

                -Пожалуйста, нарисуйте снежинки.( На столе тонированная  бумага  и  белая  гуашь). Дети  интересуются: « Чем  же  рисовать, ведь  нет  кисточек?»

                 — Подумайте, какую  хитрость  можно  использовать, чтобы  выполнить  задание? («Посредник».  Нарисуем   пальчиками).

С нашей точки зрения педагогическая деятельность, выстроенная в такой системе, воспитывает добрые чувства, формирует умения оценивать и контролировать свое поведение и развивает изобретательность и творчество.

Занятие  на  тему: « Использование  в сказках  приемов  из  группы «хитрости».

  1. Под сказочную  мелодию  воспитатель  сообщает, что  сегодня  приглашает  всех  в  сказку.  

     — В  какую?  Нужно  угадать.  

              Проплясали  по  полям

              Снежные  метели,

              Снегири  снеговикам  песни  просвистели.        

Источник

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

                                                                                                                   В. А. Сухомлинский

  Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Читайте также:  Презентация кризис развития ребенка

 У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

• Волю — сложное и многогранное качество личности.

• Веру в себя — умение противостоять неудачам.

• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

 • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

 • Обязательность — умение держать слово.

 • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

 • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

 • Доброту и честность.

  Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

-умение слушать;

-умение познавать;

— умение сравнивать, сопоставлять;

-умение мыслить словами;

— связную речь;

— интерес к учебе;

— мышление; внимание;

— память;

— воображение;

— мимику лица и жесты;

— эстетические чувства;

— чувство юмора.

Почему воспитывать детей через сказку просто?

 Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.

Роль сказки в воспитании детей.

 Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.

Каким образом?

 В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.

 Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.

 Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу. Сказки развивают воображение и фантазию. Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам.

 Совместное чтение – возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.

 Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

 Сказка – это занимательный урок нравственности.

 В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей.       Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.

 Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».

Как правильно читать ребенку сказки?

 Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.

 Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.

 После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.

 Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.

 Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.

С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.

Рекомендации родителям по подбору сказок.

 Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.

 Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать сказкой. Для маленьких капризуль больше подходит воспитание потешкой.

 В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка».

 Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».

 Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны для их понимания.

 В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно.

 В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается. Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.

 Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать  детские детективы,повести Николая Носова.

 Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».

 Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!

С уважением, воспитатели группы.  

Источник