Занятия с ребенком 5 лет окружающий мир

Занятия с ребенком 5 лет окружающий мир thumbnail

оксана лихачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «Введение в программу по экологии»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.

Тема: «Введение в образовательную программу».

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой, закрепить свойства живого организма;

2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;

3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;

4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.

Оборудование:

Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».

2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).

3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».

4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».

5. Вопросы к детям поискового характера.

6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».

7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».

8. Подведение итогов занятия.

I. Организационный момент (1 мин.)

— Собрались все дети в круг, я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

(Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)

Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)

Педагог: И вам, ребята,я скажу:

— Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!

Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.

Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?

Тогда проходите.

II. Проблемно –игровая ситуация: (1 мин.) слайд №

— Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша. (показать письмо). Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)

Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».

— Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?

— Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)

— А что же такое природа? (ответы детей)

— А какая бывает природа? (ответы детей)

— Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)

II. Объяснение нового материала. (5 мин.)

Опыт с растением и камнем.

— Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. (для чего) А теперь, что я делаю? (рыхлю палочкой землю).

А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).

У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.

А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить (ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.

Микровывод: природа может быть живая (цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).

А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.

Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №

-Белая, пушистая, по небу летает,

– На всех садится, никого не боится.

– Снег (снежинка). Неживая природа.

– Ползун ползет, иглы везет.

– Ежик. Живая природа.

– В воде под мостиком виляет хвостиком.

– Рыба. Живая природа.

– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.

– Облака. Неживая природа.

Педагог: Замечательно! Мы справились!

-Дети, вы немножечко устали и, поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.

Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)

А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.

Читайте также:  Ребенку 5 лет как вывести глисты

(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .

Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)

Ребята, повторяйте за мной (звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)

Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую — сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел. Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран, глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.

Игра- гимнастика для глаз «Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)

— Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,

А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.

А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.

Игра «Природа –неприрода». (2 мин.)слайд №

Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? (ответы) Почему мы их не относим к природе? (их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.

— А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .

Микровывод:

Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» — это, то что сделано руками человека.

IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .

— Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, — это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.

— Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?

Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.

5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)

Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.

— Назовите, какие картинки у нас остались (ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .

-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .

— А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.

А, теперь картинки,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.

Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.

После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».

V. Подведение итогов занятия: (1 мин.) слайд №

— Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? (посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.

— Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?

Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.

Слайд №

Посмотри, мой милый друг,

Как прекрасно все вокруг!

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! (раздаю детям сладкое угощение).

Слайд №.

До новых встреч, ребята!

Источник

3 уровень сложности

  • 8

    Вчера, сегодня, завт…

Занятия по предмету «Окружающий мир» для детей-дошкольников 5 лет включают множество различных тем. Из всего многообразия наши специалисты выбрали временные представления. С чем это связано? Во-первых, временные представления необходимо формировать в дошкольном возрасте — для детей 5-6 лет это важный аспект познания окружающего мира. Во-вторых, ни одно собеседование при приеме в школу не обходится без вопросов по данной теме. Кроме того, остальная информация по ознакомлению ребенка 5-6 лет с окружающим миром достаточно подробно представлена в блоках «Развитие» и «Науки». Выполняя задания, дошколята еще раз повторяют времена года и их последовательность, знакомятся с днями недели, частями суток и часами.

Читайте также:  Спортивные танцы для ребенка 5 лет где

Большинство упражнений-тестов в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» имеют подробное объяснение. Оно содержится в обучающем видео перед заданиями, а также приводится в том случае, если малыш дал неправильный или недостаточно полный ответ.

Какова форма подачи материала?

Чтобы помочь дошкольникам в усвоении информации в процессе занятий, для всех упражнений в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» мы предусмотрели специальные тематические картинки и озвученный текст. Некоторые задания задействуют также двигательную сферу. Все упражнения в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» можно выполнить в режиме онлайн.

Как происходит оценка результатов?

За выполнение заданий в блоке «Окружающий мир для детей 5 лет» предусмотрена награда. Малыши получают виртуальные кубки, медали и т. д. Они становятся своего рода стимулом для ребенка и позволяют повысить его интерес к подобным занятиям. Практически все задания в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» оцениваются в зависимости от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ. При этом в случае необходимости малыш сможет вернуться к сделанному ранее упражнению, чтобы улучшить прежний результат и получить более высокую награду.

Перед тем как приступить к выполнению заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5-6 лет», мы рекомендуем пройти тестирование. Полученные результаты помогут понять, на каких темах потребуется остановиться более подробно. Кроме того, родителям будет легче определить, с каких именно заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5 лет» стоит начать обучение.

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»

Образовательная область: Познавательное развитие

  1. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней  группы (4-5 лет)

Тема:

«Лесные звери»

Подготовила и провела:

Воспитатель группы № 7

Метельская О.П.

Зеленоград. 2014 г.

Цель: Дать детям представление о жизни диких животных в лесу.

Задачи:

  • Закрепить знания детей об отличительных признаках животных. Тренировать в отгадывании загадок.
  • Формировать представление о медведе (о внешнем виде, пище, жилище).
  • Развивать интерес к познанию живой природы, любознательность, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к живой природе.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей: дикие животные, хищники, травоядные, мех, шерсть, лапы, туловище, морда, когти, детеныши, логово, берлога, нора, дупло, жилище, пища, спячка, обоняние, пещера, подошва.

Материал к занятию: 

  • Игрушка медведя,
  • Демонстрационные картинки с изображением диких животных средней полосы России,
  • Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: 

  • Чтение сказок, потешек, с участием животных,
  • Подвижные игры,
  • Рассматривание иллюстраций.

Методы и приемы: 

  • Беседа с детьми, вопросы к детям,
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок,
  • Рассматривание иллюстраций,
  • Сюрпризный момент, игра.

Ход занятия:

Часть 1. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии лесных животных.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

— Ребята, кого из животных вы узнали? (заяц, лиса, белка, медведь, волк)

 — Чем все животные похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает  ответы детей:

— Действительно, все животные – живые существа, у них рождаются детеныши, у всех есть четыре лапы, хвост, уши, глаза, они покрыты шерстью. Эти животные живут в лесу, далеко от человека, они сами о себе заботятся, строят жилища, добывают еду. Их называют дикие животные.

— Но животные отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать зайца? (У зайца длинные уши, маленький пушистый хвост, длинные задние лапы).

— Как вы определили, что это лиса? (У лисы пушистый, длинный хвост, острая морда, треугольные ушки, пушистая, рыжая шерсть).

— Как вы узнали медведя? (Медведь большой, покрыт бурой шерстью, косолапый, когтистый, у него круглые уши и маленький хвост).

— Вы увидели этих животных, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

Кто у пчел лесных, ответь,

Забирает мед?

(медведь)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы-другого цвета.

(заяц)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

Читайте также:  Критическая температура для ребенка 5 лет

А в рыжей шубке летом.

(белка)

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь:

Кто же это?..

(медведь)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит , оскалив пасть,

На овцу готов напасть!

(волк)

Проворная зверюшка,

Живет в дупле-избушке.

У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(белка)

— Молодцы, все загадки вы отгадали, хотя изображения  животных не видели.

У каждого животного есть свои характерные отличия в повадках, в образе жизни, вы их услышали и догадались о ком идет речь.

 -А что едят животные? Чем питаются лиса, волк? (Они едят других животных).

– Действительно, лиса и волк – это хищники. Потому что они питаются другими животными в лесу.

— Кто мне подскажет, что едят белка, заяц? (Растения).

— Верно, эти животные являются травоядными.

Воспитатель выставляет схемы под иллюстрациями: нарисованные кость и трава, животные группируются по этому признаку.

Часть 2. Рассматривание медведя. Рассказ о медведе.

—  Ребята, посмотрите на картинку, кого вы видите? Рассмотрите медведя внимательно и послушайте мой рассказ об этом животном.

Рассказ воспитателя:

Медведь — это самый крупный хищник в нашей стране. Одни медведи предпочитают мясную пищу и рыбу, а другие — растительную (орехи, травы, ягоды, желуди, злаки). Внешне медведь неуклюжий, но он может легко двигаться, особенно когда он бежит легким шагом на двух ногах, еле заметно переваливаясь с боку на бок. Ноги у медведя толстые, сильные, с тупыми когтями, стопы с голой подошвой. Шерсть длинная и жесткая, бурого цвета. Хвост короткий. Медведи  хорошо бегают, лазают ,  плавают, могут стоять и долго ходить на двух задних ногах. Они бродят по лесу, ловят рыбу, лакомятся медом, разоряют муравейники. У них хорошо развито обоняние (нюх) и слух. Медвежье жилище — берлога — находится  часто в ямах, под корнями деревьев, бывает и в пещерах. В холодных странах зимой медведь впадает в спячку. Поэтому осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Обычно в берлогу медведь залезает перед снегопадом. Зимой сон бурого медведя неглубокий. Он слышит приближение врага и может на него напасть.

Вопросы детям:

— Как выглядит медведь, что у него есть?

— Какой медведь? (размер, цвет, неуклюжий, косолапый)

— Чем питается?

— Что умеет делать?

— Как называется его жилище?

Часть3 . Динамическая пауза «Дикие животные»

Ловко прыгают зайчата:

Прыг да прыг, скок да скок!

Быстро бегать зайцам надо,

Чтоб не скушал серый волк!

(имитация повадок животных)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет интересно?

Тянет лисонька свой нос,

Чтоб ответить на вопрос.

(потягивания-руки вперед)

Медвежонок не боится

Волка, кабана, лисицы.

Мишка по лесу идет:

«Где здесь пчелы, где здесь мед?»

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Руки потянули вверх,

Словно там висит орех.

Часть 4. Дидактическая игра «Где, чей дом?»

— Ребята, как вы думаете, у животных в лесу есть свои дома, в которых они живут?

— Верно, у каждого есть свой дом, но эти дома все разные. Давайте поможем лесным зверям найти свои дома, потому что животные перепутали домики. Дети по желанию выходят и правильно размещают животных в свои жилища, проговаривая их названия: медведь живет в берлоге; белка — в дупле; заяц — под кустиком; волк — в логове; лиса — в норе.

Игра повторяется 2- 3 раза.

Часть 5. Итог занятия.

— Сегодня мы с вами говорили о животных, живущих в лесу. У них есть общие черты, какие? ( Они живые, у них рождается потомство — детеныши, покрыты шерстью, имеют 4 лапы, туловище, голову, хвост, сами строят себе жилища, добывают еду).

— Но животные сильно отличаются друг от друга, чем? ( внешним видом, образом жизни).

— Животные бывают хищные и травоядные. Кто относится к хищникам, почему? (лиса, волк т.к. Они едят других животных). Кто относится к травоядным, почему? (заяц, белка — они едят растительную пищу).

— Почему медведя считают всеядным? (он ест и растения, и рыбу, и животных).

— Что может делать медведь? (бегать, ходить на двух ногах, плавать, стоять,  рычать, собирать, ловить).

— Кто живет в берлоге (медведь), в дупле (белка), в норе (лиса), в логове (волк), как называется жилище зайца? ( не строит жилища, живет под кустом).

Источник