Занятия с ребенком 5 лет чтение

Занятия с ребенком 5 лет чтение thumbnail

Здравствуйте, дорогие читатели канала «Поговорим о женском»! Уже задолго до первого класса родители начинают обучать детей буквам и чтению. Лучше научить ребенка читать в 5-7 лет, почему это не стоит делать раньше, поговорим в этой статье.

Цель обучения — научить ребенка осмысленно воспринимать текст.

Так в каком же возрасте нужно начать обучение

Самый неверный ответ: «Чем раньше, тем лучше». Конечно, многие мамы и папы хотели бы показать окружающим гениального ребенка, который уже в три или четыре года хорошо читает. Но будет ли полезно это для детского развития?

Невропатологи считают, если очень рано начать обучение ребенка чтению, это может ему навредить.

Почему же так происходит

Наш мозг развивается постепенно. Если начать интенсивно развивать участки, которые ещё не могут работать на полную мощность, это может привести к психологическим проблемам, например, к гиперактивности ребенка.

Ребенок готов научиться читать, если:

1. его речь уже сформирована, и он составляет связные рассказы, а не отдельные предложения или словосочетания.

2. он может слышать и распознавать звуки в словах.

3. ребенок может ориентироваться в пространстве, не путает «право», «лево».

Врачи рекомендуют начинать учить малыша читать не раньше, чем с пяти лет, когда мозг уже может освоить знаковую систему — это буквы и цифры.

Как просто и без лишних нервов научить ребенка читать

Есть несколько основных моментов в обучении чтению:

Во-первых, заинтересуйте малыша. Можно рассказать о различных языках, показать иероглифы. Так же лучше больше читать вслух ребенку.

Дети прежде всего воспринимают звуки.Поэтому начать обучение стоит с изучение звуков , а потом уже научить буквам. Как научить звукам? Пусть ребенок прислушивается к окружающему миру, а затем изобразит разные звуки, например, как жужжат пчелы или шелестят листья, как шумит ветер.

Расскажите ребенку, чем отличается гласный звук от согласного. Произносите слова четко, по отдельности, пусть малыш скажет какой звук первый, а какой последний в слове, какие слова начинаются с одинакового звука.

Во-вторых, когда ребенок будет уверенно отвечать на эти вопросы, стоит переходить к изучению букв.

Помните, что дети воспринимают мир через движения. Можно начертить большие буквы на асфальте или в песочнице, затем походить по ним. Можно вылепить буквы из теста или пластилина.

Хорошим пособием для изучение букв является букварь, Н.С.Жукова. В нем просто и доступно для ребенка показано как соединять буквы в слоги. Я свою дочь учила читать по этой книге, хотя до этого просмотрела много других, но остановилась этом букваре.

Так же для изучения букв можно посоветовать видео-уроки с героями программы «Спокойной ночи, малыши!». Мне эти видео очень помогли. Они короткие, около 10 минут каждый. В нем герои передачи знакомят ребят с буквами и звуками. Найти и посмотреть уроки вы можете в интернете. Называются они — «Учим русский язык с Хрюшей и Степашкой». Первый урок вы можете посмотреть в конце этой статьи.

В-третьих, начиная новое занятие, повторяйте звуки, которые вы выучили с малышом раньше.Если закреплять материал, то можно помочь ребенку быстрее запомнить необходимую информацию и научить читать.

В-четвертых, после того, как вы с ребенком выучили звуки и буквы, самое время научиться читать по слогам.

Начать нужно с простых слогов, которые состоят из двух букв: -ма-, -ла-, -па-, -ло- и т.д. Объясните малышу, так же как в букваре, что 1-ая буква, например «М», бежит ко 2-ой — «А»: «м-м-ма-а-а-а», «м-ма-а-а-а». Затем две буквы нужно произнести слитно.

После того, как ребенок понял алгоритм составления звуков в слоги, объясните, как нужно читать простое слово по слогам. Затем малышу проще будет справиться со сложными слогами: -жу-,- вэ-, до, то есть с шипящими и глухими согласными.

В-пятых, что бы ребенок научился хорошо читать, нужно следить за произношением слогов.Некоторые мамы учат петь слоги. Ребенок привыкнет к этому и начнет петь слоги все время и не может делать промежутки между словами.

Если вы хотите научить вашего малыша чтению именно таким способом, учите правильно сразу – не стоит разрешать петь все без остановки, нужно заставлять ребенка выдерживать паузу между словами.

Если соблюдать эти советы, то научить ребенка читать можно достаточно быстро – за 2 -3 месяца. Я так научила дочь читать за 2 месяца, когда ей было 6 лет. И я думаю, что это не поздно, сейчас ей 9 и она свободно говорит и пишет на 2 языках.

Поэтому, дорогие родители, при обучении не торопите своих детей, выбирая темп обучения, ориентируйтесь прежде всего на их способности и готовность к учебе.

Если статья была вам полезна: подписывайтесь на канал или ставьте палец в верх, чтобы читать нас каждый день.

Источник

Ничего, что газета кверх ногами? Зато мотивация ярко выражена!

Недавно в одном из блогов я прочитала статью о том, как учить детей читать. Автор утверждает, что чтение – это естественный процесс. Родителям не нужно форсировать события. Когда появится потребность, ребёнок научится читать сам.

БАБУШКА

Я очень сомневаюсь в истинности такого утверждения. Моя бабушка родилась в 1907 году. Она — самая мудрая из всех известных мне бабушек. При этом была неграмотной до конца жизни. В нашей семье все, кроме неё, имели образование. В доме было очень много книг, журналов, газет. Это никак не мотивировало бабушку к овладению грамотой. С интеллектом у неё всё в порядке. Речь была грамотной, яркой, насыщенной образами, пословицами, поговорками. Неоднократно видела, как многие люди приходили к ней за советом по разным вопросам.

КОГДА УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Конечно, сейчас время всеобщего образования. Совсем не читающих людей встретить трудно. Это могут быть только люди с особыми потребностями или с детства находящиеся «на обочине жизни». Но плохо читающих – сколько угодно. Среди них встречаются и имеющие аттестат о среднем образовании.

Я сделала два вывода: во-первых, детей нужно вовремя научить читать. Во-вторых, научить читать недостаточно – важно сформировать потребность и интерес к чтению.

Для чего уметь читать — понятно всем. Вопрос в том, когда и как учить читать.

Однажды я слушала лекцию профессора Марьяны Михайловны Безруких — известного российского специалиста в области возрастной физиологии. Она говорит: «В обучении и развитии идите за ребёнком». Ни один ребёнок не является чистым листом, на котором можно писать что угодно и когда угодно. Но родители ребёнка могут внимательно наблюдать за сыном или дочкой. Оказывать поддержку в обучении тому, к чему ребёнок уже готов. Пожалуй, одинаково плохо обучать ребёнка читать как слишком рано, так и слишком поздно.

Я

Я настойчиво попросила научить меня читать в 5 лет. Но в этом не вижу особой заслуги. Просто я третий ребёнок в семье. Рядом со мной постоянно находились уже хорошо читающие сестра и брат. К семи годам я читала бегло. И делала это с удовольствием.

В то время (1967 год) хорошо читающие дети на входе в школу встречались гораздо реже, чем сейчас. По ощущениям, моя первая учительница Анна Андреевна уделяла мне меньше внимания, чем моим одноклассникам. С ними проходила буквы, учила складывать слоги и слова, а мне давала книжки для самостоятельного чтения. Зато умение заниматься самостоятельно тем, что интересно, очень помогает мне на протяжении всей жизни.

Возможно, это последний советский букварь — 1989 год издания

ДЕТИ

По своему образу и подобию старшую дочь тоже научила читать в 5 лет. Использовала для этого обыкновенный школьный советский букварь. Не помню, чтобы возникали какие-либо проблемы. Сейчас кажется, что всё происходило легко и органично.

Разница между двумя моими дочками один год и семь месяцев. Когда младшей исполнилось 5, решила научить читать и её. Но выяснилось, что Татьяна уже знает все буквы. Просто играла с деревянными кубиками, на которые были нарисованы картинки и буквы. Возможно, что-то спрашивала у старшей сестры. Сейчас такие игрушки тоже есть в достаточном количестве в любом магазине. За один-два дня я научила Татьяну складывать буквы в слоги и слоги в слова.

Читайте также:  Диагностика ребенка 5 лет логопедом

ВНУЧКА

Когда исполнилось пять внучке Виктории, учить её чтению начала не только по семейной традиции. Мы живём в Казахстане. В связи с образовательной реформой («обновление содержания образования») ей предстояло пойти в школу в шесть с половиной. На собрании родителей будущих первоклассников объявили, что к моменту поступления в школу дети должны читать 15 слов в минуту.

Детские сады у нас в стране заканчиваются теперь старшей группой. В начале последнего детсадовского учебного года воспитатель пообещала, что к Новому году дети, которым к тому времени исполнится шесть, уже будут читать. И через месяц перешла на должность методиста. Новые воспитательницы таких обязательств на себя не брали. Поэтому читали к маю только те, кого учили за пределами детского сада – 2-3 ребёнка из 28. После выпускного в детском саду родители нанимали репетиторов, отправляли детей в платные группы подготовки к школе или учили читать дома.

КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Мы с Викторией реализовали все три варианта. Причем начали заниматься чтением за год до окончания детского сада. Ей было 5 лет и 5 месяцев, когда мы предприняли первую попытку. Неожиданно для себя я натолкнулась на барьер. Дело в том, что внучка выучила все буквы примерно в три с половиной года самостоятельно, нажимая на кнопки электронного «Говорящего букварёнка». Именно буквы, а не звуки. Гласные звуки Виктория складывала легко. Но никак не могла понять, как из «гэ» и «а» получается «га». Опыта преодоления подобных проблем у меня не было. Решила воспользоваться услугами репетитора.

Ирину Павловну мне рекомендовали как опытного, «сильного» учителя начальных классов. На первом занятии я присутствовала. Учительница минут 20 втолковывала внучке, что такое устная речь, от какого слова произошло прилагательное «устная», как появилось слово «уста». Затем провела физминутку под танцевальный видеоролик. Только после этого перешла к буквам. И сообщила, что ребёнок слишком быстро устаёт. Я оставила её замечание без комментариев. Занимались 3 раза в неделю. Присутствовать на последующих занятиях у меня не было возможности. Через две недели я стала беседовать с внучкой, чтобы понять, чему она научилась. Не обнаружила никаких результатов. Скорее всего, у Ирины Павловны просто не было опыта работы с пятилетними детьми. Методы и подходы к обучению семилетних автоматически не удалось перенести. Я поняла, что продолжать не имеет смысла. Поблагодарила репетитора, и продолжили занятия самостоятельно.

Нам понадобилось три букваря — одного, оказывается, мало

Начали работать по букварю Н.С. Жуковой – в детском саду рекомендовали именно это пособие. Читали по одной странице, но обязательно каждый день. В день это занимало от 5 до 10 минут. Барьер по слиянию согласных с гласными преодолели довольно быстро. Но уже с 19 страницы в этом букваре начинается слияние двух согласных подряд (сма-, мра-, хму-). С 36 страницы – появляются довольно длинные слова из 3-х (кар-тин-ки) или 4-х (рас-пи-ли-ли) слогов. Это вызывало затруднения у ребёнка.

Опасаясь, что чрезмерные трудности могут быстро уничтожить желание учиться, подключила другой букварь – М.А. Жуковой. Длинные слова там тоже встречаются, но мы читали только легкое – слоги из двух букв, простые слова. Тексты игнорировали. В результате появились устойчивые навыки. Кроме букваря Виктория стала читать вывески на улице. Затем прочитали все тексты в книге М.А. Жуковой. Потом вернулись к букварю Н.С. Жуковой и дочитали его до конца.

В завершение нашего импровизированного курса прочитали азбуку М.М.Безруких, Т.А.Филипповой. К достоинствам этой книги относится наличие пальчиковой гимнастики и картинок с заданиями по развитию речи.

Буквари и азбуки читали примерно 8 месяцев в общей сложности. К этому времени Виктория читала уже достаточно уверенно, но по слогам. Скорости большой не было.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Следующий этап я считаю одним из самых важных – когда ребёнок научился читать – что делать дальше? Мне кажется, именно в этот момент появляется риск из категории умеющих читать перейти в категорию читать нелюбящих. Это происходит, когда взрослые, считая свою миссию выполненной, отпускают ребёнка в свободное плавание.

Стала продумывать дальнейшие действия. Продолжили практику ежедневного чтения. Но я поняла, что сразу перейти к чтению любых детских книжек Виктории сложно. Подбирала адаптированные к возможностям начинающей читательницы.

В магазинах есть серии тонких книжек: «По слогам», «Моё первое чтение» и т.д. Возможный, но не лучший вариант. Во-первых, часто в такой книжке одна история на 14-16 страницах. Для одного раза многовато. А если делить текст на части – пока придёт время читать следующую страницу, забывается, что было на предыдущей. Во-вторых, покупать каждую книжку отдельно дороже, чем сборник, который можно читать более продолжительное время.

Тонкие книжки с мягкой обложкой. Мне кажется, слишком тонкие

Очень рада, что встретила книгу «Короткие тексты для первого чтения» — рассказики Льва Толстого и Елены Андреевой. Рассказы Льва Николаевича я помню из своего детства. После чтения этих простых историй в сознании возникали яркие объёмные образы.

Сборники для первого чтения

Ещё одно открытие для меня – серия сборников Михаила Носова (издательства «Clever»): Оранжевая, Синяя, Зелёная и Красная книги сказок. Всё необходимое есть: небольшие тексты, возрастающая сложность, методические рекомендации для родителей.

Серия книг для первого чтения издательства «Clever»

К лету внучка читала 15-20 слов в минуту. Стала читать на улице не только вывески, но и объявления. Очень важно навыки чтения с самого начала применять в повседневной жизни.

ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Для закрепления знаний и адаптации к новым условиям решили походить в группу подготовки к школе. Встретили там семерых детей из садовской группы Виктории. Для занятий чтением учитель предложила купить пособие О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Как методическое пособие для учителей, наверное, является ценным источником. Но для детей не очень, по-моему. Серая бумага, отсутствие иллюстраций, мало текстов – в основном звукосочетания.

Учителя считают, что по этому пособию можно научиться читать быстро. Но оно такое скучное!

Викторию учительница за чтение хвалила, но заданий, соответствующих её уровню подготовленности, не предлагала. Начала вместе со всеми – с начала. Мама одной из садовских подружек сказала, что её дочка Мирослава в этой группе научилась читать после того, как выучила слоговую таблицу.

Мама другой девочки – Анастасии – сокрушалась, что за два месяца посещения этой группы дочка так и не научилась читать. Кстати, ни раз слышала разговоры мамочек детей, посещавших подготовительные классы в школе. Говорят, что отучившись учебный год, некоторые дети не умеют читать совсем или читают плохо.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

В сентябре Виктория стала первоклассницей. Я решила продолжать с ней регулярные занятия чтением. С первого сентября начинаем выполнять домашние задания с дополнительного чтения – 1-2 странички. В выходные дни тоже читаем. Книжки покупаю специально – по тому же принципу — достаточно короткие тексты, цветные иллюстрации. Если в сборнике попадается более длинный текст – она начинает, а я дочитываю. Или читаем по очереди – страницу она, страницу я.

К октябрю техника чтения Виктории достигла 26 слов в минуту. В декабре во время официального школьного контроля прочитала 50 слов в минуту. Стала читать во время просмотра телепередач. Правда, не всегда успевает за убегающими или исчезающими словами.

Не могу сказать, что каждую секунду стремится читать. У нас много других занятий ежедневно. Но нежелания читать не проявляет, настаивать пришлось несколько раз в самом начале процесса. Иногда берёт книжки с полки и читает что-нибудь по своей инициативе.

Думаю, поставленная цель – научить читать и сформировать интерес к чтению – благополучно достигнута.

СОВЕТЫ

Если переосмыслить наш с Викторией опыт, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, чтение – важный и жизненно необходимый навык. Поэтому обучение чтению можно сопоставить с привитием основных гигиенических навыков – например, мыть руки, чистить зубы.

Читайте также:  Активированный уголь ребенок 5 лет

Во-вторых, при организации обучения желательно придерживаться некоторых принципов:

  • поэтапно овладевать основными приёмами;
  • постепенно уменьшать помощь взрослого;
  • своевременно переходить к самостоятельным действиям ребёнка;
  • обязательно читать ежедневно.

В третьих, нужно осторожно использовать электронные пособия для изучения русского алфавита. Первоочередное запоминание букв, а не звуков может создать ненужные проблемы при обучении чтению.

В четвёртых, для формирования и поддержания интереса к чтению дома нужно иметь хотя бы небольшую библиотечку из соответствующих возрасту ярких, интересных книжек.

Азбуки и другие книжки аккуратно сложили. Собираемся передать весь комплект двоюродному брату Виктории Мирону. Ему скоро исполнится 3. Может быть наш подарок будет ему полезен, а может быть нет — у каждого свой уникальный путь к знаниям. Даже к знаниям базовым и универсальным.

Если соотносить время начала обучения чтению со временем начала обучения в школе – мой личный опыт говорит, что оптимально — за 10-12 месяцев до школы. В этом случае нет необходимости форсировать события, нервничать, подозревать или обвинять ребёнка в недостаточной сообразительности. Скорее всего, чем ребёнок старше, тем меньше понадобится времени.

Можно ли учить читать ребёнка в 2-3-4 года? Конечно, можно. Ведь на свете встречаются вундеркинды. Но даже если ваш ребёнок – один из них, хорошо бы не причинить вреда здоровью. Так, родителей моего внука Мирона врачи предупредили, что раннее обучение в его случае очень нежелательно. Могут возникнуть проблемы со зрением. Хотя в целом Мирон вполне здоровый мальчик.

А как вы учите читать своих детей?

Источник

Родители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого?

Обучение чтению дошкольников

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Мама занимается с ребенком

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

приемы для запоминания букв

Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Когда ребенок готов учить слоги?

Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:

  • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
  • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
  • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
  • не имеет значительных искажений при произношении.

Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.

Когда приступать к обучению чтению

Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.

Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

Методики

Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.

Обучение по методу Домана

Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.

Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти.

Карточки Домана

Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.

Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.

Чтение по слогам

Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.

Чтение по складам

Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.

При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.

Читайте также:  Магний для ребенка 5 лет

Кубики Зайцева

В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.

Кубики Зайцева

На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.

На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.

В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.

Таблица слогов Зайцева

Методика Н.Жуковой

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.

Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.

В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС  – АЭС или АСЭ.

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.

Букварь Надежды Жуковой

Букварь Н.Жуковой

Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников

При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.

Как научить ребенка складывать свои первые слоги?

Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь.

Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы”.

Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных,  постепенно переходя к глухим.

Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р”

Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З”

Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ”

Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать.

Как быстро научить ребенка чтению

Как научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?

  • Научите сначала ребенка соединять гласные и произносить их слитно: АУ, УА, ОУ.
  • Затем переходите к слогам, в которых сочетается гласные и согласные: МА, БА, ДА.
  • Лучше начать обучать ребенка с букв “М” и “А”, так как их сочетание знакомо ему с рождения, оно лежит в основе самого простого слова – “мама”.
  • Тяните первый звук, а затем присоединяйте к нему второй: М-М-М А-А-А, МММААА. Обратите внимание, в букваре Жуковой на картинке показано, как буква “М” бежит к букве “А” и затем они соединяются в слог “МА”.

Чтение слогов по методике Жуковой

Букварь Надежды Жуковой

  • После того, как ребенок освоит прямые слоги (согласная – гласная), переходите к изучению обратных слогов (гласная – согласная): АМ, УМ, УС.
  • Соединяйте буквы по принципу звонкий – глухой, чередуя и комбинируя: ПА-БА, ЗА-СА.
  • Читайте слоги, начинающиеся с согласных также медленно, на распев.
  • Произносите и читайте согласные также как звуки: М-М-М, С-С-С.
  • Учите ребенка сначала читать простые слова, состоящие из 1 слога:
    ДОМ, КОТ, РОМ.
    Затем из слова 4 букв, 2 слогов: МАМА, БАБА, ПАПА, МЫЛО
    Затем из 3 слогов и более: МОЛОКО, СОРОКА.
  • Учите малыша читать простые тексты и сказки с повторяющимся сюжетом: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”.

Таким образом, мы учимся читать по слогам наиболее эффективно.

Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам, Учимся читать слоги в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам.

Игра Я читаю по слогам

Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.

Скачайте карточки, распечатайте и занимайтесь дома.

Карточки Слоги для детей

Комплект карточек “Веселые слоги для деток”

Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки.

Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы.

Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике.

Слоговая таблица

Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.

Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.

Слоговая таблица

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.


Метод
Преимущества для домашнего использования Недостатки для домашнего обучения
Карточки ДоманаМожно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.

Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.

Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Кубики ЗайцеваПодходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.

Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.

Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогамПростая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка.Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складамЛегко усваивается детьми в игровой и серьезной форме.Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика ЖуковойВыделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.

Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.

Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

Игры

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
    Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

Лепим буквы

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, о