Занятия с ребенком 1 год с зпр

Направления работы От 0 до 2,5 месяцев От 2,5 до 5 месяцев От 5 до 9 месяцев От9до12 месяцев
Формирова­ние восприя­тия предме­тов Обучение де­тей сосредото­чиваться на слуховом, зрительном, тактильном раздражителях, следить за пе­редвигающи­мися предме­тами Развитие уме­ния прислу­шиваться к го­лосу взросло­го, поворачи­вать голову к источнику звука. Разви­тие зритель­ных и слухо­вых дифференцировок Продолжение работы над раз­витием зри­тельных, слу­ховых, тактиль­ных дифференцировок. Обу­чение ребенка названию иг­рушки. Разви­тие понимания названий простых движений (ладушки, дай ручку, до сви­дания) Развитие пони­мания речи взрослого. Уве­личение количе­ства названий окружающих предметов
Формирова­ние речи Произнесение в процессе об­щения с мла­денцем про­тяжных глас­ных звуков (А, О, У) и слогов (АУ, УА) Вызывание у младенца гу­ления и лепета за счет повто­рения произ­носимых им звуков Вызывание от­ветных звуков и слогов. Под­ражание зву­кам, которые ребенок ранее производил. Стимулирова­ние подража­ния ребенка звукам, кото­рые произно­сит взрослый Вызывание зву­коподражания и обучение произ­носить первые слова (дай, мама, бах, биби и пр.)
Формирова­ние предмет-но-практи-ческих дей­ствий Вкладывание малышу иг­рушку в руку Развитие уме­ния брать и удерживать игрушку, кото­рую взрослый держит над грудью ребен­ка в разных по­ложениях Обучение ре­бенка выполне­нию простых действий с предметами по показу и сло­весной инст­рукции. Вызы­вание действия по просьбе взрослого, на­пример пока­тать шарик Обучение малы­шей новым дей­ствиям с предме­тами по показу и словесной инст­рукции- откры­вать, закрывать, втыкать предмет в отверстие и пр.; по словес­ной инструкции снимать кольца в пирамидке, укла­дывать куклу спать, катать ма­шинку
Развитие мо­торики Обучение удерживать голову лежа на животе Развитие под­готовительных движений к ползанию, та­ких как: удер­живание голо­вы, перевора­чивание со спи­ны на живот Обучение пол­занию. Побуж­дение вставать самостоятельно у барьера, пере­ступать вдоль барьера Обучение хо­дить, вначале с поддержкой за обе руки, затем без поддержки

В основе предлагаемой системы коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР первого года жизни лежит принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов психических функций, разработанный П. К. Анохиным. В связи с этим нами были подобраны специальные упражнения (Анохин, 1975).

Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни

Развитие сенсомоторной сферы ребенка на первом году жизни ее основное условие формирования восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Развитие зрительного восприятия

Упражнение 1. Развитие и укрепление моторики глаз и формирование координированных движений глаз и головы

Ребенок лежит в кроватке, перед ним располагается лицо взросло­го (мать, отец). Затем взрослый перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. При этом следит за тем, чтобы ребенок не поте­рял оптический объект (лицо) из поля своего зрения.

Упражнение 2. Развитие и усиление моторики глаз и головы.

У взрослого в руках яркая игрушка. Наклонившись к ребенку, он приподнимает его голову и по мере продвижения предъявляемого оп­тического объекта (игрушки) пассивно поворачивает голову ребенка в его сторону.

Упражнение 3 (для ребенка старше 7-10 дней)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытя­нутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60—70 см над его ли­цом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой, рав­ной 5—7 см, и частотой колебаний примерно два раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в горизонтальном и верти­кальном направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к ма­лышу на расстояние 20—30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребенка, добиваясь парных движений глазных яблок. Некоторые дети лучше фиксируют взор на лице взрослого, чем

на игрушке.

Занятие проводится один-два раза в день и продолжается 1—2 ми­нуты, повторяясь два раза подряд.

Упражнение 4

Повторить задание упражнения 3, но удерживая ребенка в вертикаль­ном положении, на руках взрослого. Если ребенок плохо удерживает голову, то ее прислоняют к плечу взрослого. Когда ребенок удерживает голову, его тело устойчиво находится в вертикальном положении и он зафиксирует взор на игрушке, ее постепенно перемещают вверх, вниз, в сторону, по кругу. Тренировать ребенка можно в течение 10 секунд не­сколько раз в день.

Упражнение 5. Развитие зрительного сосредоточения (для ребенка одного месяца и старше)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески ста­раясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.

Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, при­ближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстоя­ние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80—100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.)

Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

Многочисленные научные данные, как уже было показано, свиде­тельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величи­ны, цветовых тонов и оттенков. Обнаружено, что определенные виды изображений имеют для них большую привлекательность. Младенцы предпочитают смотреть на изображения, имеющие сложную форму, уделяют большее внимание изображениям изогнутых предметов, чем прямолинейных. Уже младенцев интересуют изменения размеров пред­метов и их перемещения в пространстве.

Упражнение 6. Развитие дифференцировок зрительного восприятия

Покажите месячному младенцу две картинки. На одной из них бу­дет изображена черная полоса, а другая будет простым листом белой бумаги. Малыш будет дольше сосредоточиваться на картинке с полосой.

Упражнение 7.

Покажите малышу картинки с изображением двух одинаковых красных шаров и держите их в поле его зрения до тех пор, пока они не наскучат ему и он не начнет от них отворачиваться. Потом покажите картинку с красным шаром и красным кубиком.

Большинство малышей долго разглядывают кубик. Это означает, что малыш уже различает форму. С учетом этого факта необходимо чаще менять ему игрушки над кроваткой, перемещать их в простран­стве.

Упражнение 8

Шестимесячному малышу сначала дать соску гладкую, затем шиш­коватую, а потом показать обе соски одновременно. Малыш дольше станет разглядывать ту соску, которую сосал.

Это указывает на то, что у младенца, в то время когда он сосет со­ску определенной формы, возникает ее образ, а потом он использует этот образ в зрительном поиске. Реакция на новизну и поисковая ак­тивность являются важными показателями психического развития младенца.

Упражнение 9

Один предмет помещается в поле зрения малыша в течение несколь­ких дней, пока он не становится для него «старым», привычным. За­тем рядом со знакомым объектом помещается другой, отличающийся только одним свойством — формой. Если ребенок предпочитает рас­сматривать этот предмет, значит, он различает определенный признак, в данном случае форму.

Упражнение 10

Детям предлагаются объемные и плоские формы (куб-квадрат, шар-круг, конус-треугольник) по той же схеме, что представлена в упраж­нении 3.

Развитие слухового восприятия (для ребенка от 25 дней и старше)

Упражнение 1. Развитие зрительно-слуховых связей

Взрослый предъявляет ребенку игрушку, издающую негромкий, мягкий звук, и ребенок взором следит за ней. Проводится аналогично упражнению 1 раздела развития зрительного восприятия.

Упражнение 2

Используется небольшой колокольчик высотой 5—7 см.

Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делае­те 2—3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок при­слушается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Держите коло­кольчик над грудью ребенка на расстоянии 60—70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80— 100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые дви­жения глаз, поворот головы в разные стороны

Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2—3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю и в дальнейшем можно проводить заня­тие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1—2 раза в неделю.

Упражнение 3. Формирование слухового сосредоточения

Выберите время, когда малыш находится в эмоциональном отри­цательном состоянии (плач). Взрослый наклоняется к нему, потряхи­вает погремушкой, привлекая его внимание. Упражнение проводится 3 раза в день, ежедневно, 1,5—2 минуты.

Упражнение 4. Формирование слуховых дифференцировок

Взрослый выбирает разные по звуку игрушки и предлагает их по­слушать (погремушки с нерезким звуком, постукивание игрушкой одна об другую, резкий звук пластмассового шара, звук мелодии и пр.). Уп­ражнение проводится 3 раза в день по 1,5—2 минуты. Упражнение 5. Обучение ребенка локализации звука в пространстве

Ребенка обучают прислушиваться к голосу взрослого и отыскивать глазами говорящего взрослого, который находится вне поля его зрения.

Используя уже игрушки, детей также учат отыскивать взором зву­чащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка.

Упражнение 6. Обучение восприятию различных интонаций голоса

Взрослый произносит отдельные звуки и слова разными интона­циями, а малыш прислушивается и реагирует на них (веселый, нежный тон может вызвать у ребенка улыбку, смех, а сердитый, грубый — оби­ду и плач).

Упражнение 7. Формирование акустической установки у ребенка на звуки и голос взрослого

Ребенку предлагаются различные звуковые раздражители (погре­мушки, птички, которые различаются по высоте и силе звучания). Раз­говаривая с ребенком, взрослый меняет силу голоса от громкого до шепота, наблюдая за его сосредоточением.

Дети с выраженными психомоторными нарушениями затрудняются в повороте головы в сторону говорящего. Рекомендуется помогать им поворачивать голову.

Упражнение 8. Стимулирование произнесения доступных ребенку звуков

Ребенку демонстрируют ту или иную игрушку. Например, показ мишки сопровождается громким сердитым звуком «А» с глубокой ар­тикуляцией этого звука, похожего на рычание. Напротив, показ ре­бенку куклы, которую укладывают спать, сопровождают звуком «А», но певучим, длительным, ласковым, а показ зайца с оторванным ухом — жалобным, монотонным звуком «А».

Это упражнение проводится ежедневно и способствует формиро­ванию подготовительного этапа развития речи у ребенка.



Источник

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

Юлия Тимофеева
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Подготовила:Тимофеева Ю. А.

Актуальность занятий.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика занятия:

1. Занятие ведет педагог-психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.

3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 30 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет

Цель:

развитие чувства единства, сплоченности;

• повышение уверенности в себе;

развитие тактильного восприятия;

развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

• клубок ниток;

• альбомы и карандаши;

• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

• Понравилось вам играть?

• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу.Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

• Понравилась вам игра?

• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы считаете, что сейчас осень?

• Что ещё бывает осенью?

• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» — почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)

Упражнение 4.

Называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

• Какие деревья у вас получились?

• У кого получилось сильное дерево?

• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

• Приятно было вам слушать о себе похвалу?

• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Подготовила:Тимофеева Ю. А.

Актуальность занятий.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика занятия:

1. Занятие ведет педагог-психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.

3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 30 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет

Цель:

развитие чувства единства, сплоченности;

• повышение уверенности в себе;

развитие тактильного восприятия;

развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

• клубок ниток;

• альбомы и карандаши;

• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

• Понравилось вам играть?

• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу.Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

• Понравилась вам игра?

• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы считаете, что сейчас осень?

• Что ещё бывает осенью?

• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» — почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)

Упражнение 4.

Называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

• Какие деревья у вас получились?

• У кого получилось сильное дерево?

• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

• Приятно было вам слушать о себе похвалу?

• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Источник