Занятия с ребенком 1 год монтессори
В уникальной методике Монтессори отдельное и важное место занимают развивающие занятия и игры для самых маленьких — малышей от 10-12 месяцев до 2 лет. Интересные и разнообразные развивашки отлично помогают в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, развитии логического и творческого мышления. И, конечно — в воспитании в малыше самостоятельности, без чего это направление в педагогике невозможно представить.
Материалы для занятий
Гениальная Мария Монтессори прекрасно понимала, что для таких занятий нет исключительной необходимости в специальных игрушках или выпускаемом «по заказу» дидактическом материале — в их качестве великолепно проявляют себя обычные предметы из повседневного быта. В числе таких материалов:
- мелкая крупа, зерна, фасоль, макароны и т. д.;
- пуговицы, шнурки, кнопки, колпачки от бутылочек;
- коробки, кубики, ящички, баночки, бутылочки, ложки и многое другое.
Главное — найти всем этим предметам «нужное» дидактическое применение. Материал должен быть интересным для ребенка, а задания по-настоящему развивающими, построенными по принципу «от более простого к более сложному». Родители, решившие создать развивающую среду в домашних условиях, могут воспользоваться следующими вариантами заданий.
Варианты развивающих заданий
Индивидуально
Учимся управляться ложкой. Малыш осваивает навыки правильного держания ложки и зачерпывания содержимого миски. Развивающее занятие направлено на развитие мелкой моторики, двигательного аппарата, концентрации внимания. Содержимое всякий раз может быть разным, но лучше, если поначалу это будут более крупные сыпучие материалы — фасолины, изделия из текста, бусины и т. д.
Тренируемся с прищепками. Задачка — научиться прицеплять их к краям различных предметов, цеплять на веревочку или шнурок. Хорошее занятие для развития тонкой моторики и внимания. Позднее, когда ребенок получит навыки различения цветов, прищепки снова отлично пригодятся: изделие определенного цвета малыш сможет прицепить на лепесток самостоятельно вырезанной родителем «ромашки» того же цвета. Или просто на одноцветный бумажный листик. Или прицепить этот листик с помощью прищепки на веревку.
Откручивем и закручиваем. И снова — развиваем ловкость пальчиков, внимание, тренируем двигательные навыки. Только начать стоит не с гаек и болтов, а с предметов попроще — например, с пластиковых крышек на ПЭТ бутылках.
«Колдуем» с водой. Развивашек с водой — великое множество. Назовем те, что будут интересны и под силу самым-самым маленьким. Большей частью это всевозможные переливания. Переливаем по-разному:
- из миски в миску — чашкой, ложкой, пипеткой, шприцем без иглы или губкой из поролона (с отжатием);
- в кувшинчики, бутылки с узким горлом, в том числе через воронку;
- заливаем воду в надувной шарик, наблюдаем, какую форму приобретает вода в шарике;
- переливаем воду из стакана в стакан по принципу: больше — меньше, чем в соседнем стакане;
- выдавливаем капельку жидкого мыла из пипетки и тренируемся взбивать массу в пенку;
- вылавливаем из ванночки или миски шарики с помощью ситечка или легкого пластикового половника.
Даже такие занятия учат малыша не только ловкости, координации движений, но и практичности — например, ту же пролитую воду можно аккуратно собрать губкой и отжать назад в миску, навести чистоту и порядок.
Тренируемся с застежками. Пока — с самыми простыми: кнопками или липучками, но можно попробовать и шнуровку.
В группах
Групповые занятия начинаются, проводятся и заканчиваются в «живом круге» — малыши могут сидеть на стульчиках или на полу в непринужденной обстановке, общаясь между собой. Классические варианты таких занятий:
Колокольчик. Около каждого малыша педагог ставит по колокольчику. Затем он называет имя одного из детей, и ребенок идет с колокольчиком по кругу, позванивая в него, и далее садится на свое место.
Круг. Педагог рисует круг, на линию которого встают малыши. Далее он начинает движение по кругу, и дети идут вслед за ним стараясь не сойти с линии. Движение можно поменять в противоположную сторону, а задание усложнить наличием в руках у детишек различных предметов (колокольчиков, воды и т. д.).
Тишина. Это и в самом деле «минутка» тишины: малыши сидят в кругу молча, прислушиваясь к самым различным звукам: тиканью часов, звуку самолета, шуму дождя, сигналу автомобиля и т. д.
Передай палочку. В руках педагога — металлофон с ударной палочкой. Он извлекает один или несколько звуков и передает «эстафету» малышам по кругу — каждый из детей создает свою музыку.
Почему так важно развивать мелкую моторику
Едва ли не каждое из перечисленных занятий (особенно индивидуальных) направлено, том числе, и на развитие мелкой моторики. Иными словами — развиваем пальчики и кисть руки в целом. Почему же этот так важно?
Безусловно, ее развитие важно само по себе. Однако ее значение намного больше: отдел нашего головного мозга, отвечающий за эту функцию, тесно связан с другими отделами, в том числе с соседним — отвечающим за развитие речи. Многочисленные исследования и зарубежных, и наших отечественных ученых выявили и доказали эту непростую системную связь.
Говоря более популярным языком, импульсы, поступающие от пальцев наших рук, влияют на речевую область, на моторику речи. Формирование, развитие и той и другой области происходит параллельно — в раннем детстве. Это означает, что чем раньше развитие коснется мелкой моторики, тем эффективнее — конечно, при надлежащих условиях — будет осуществляться и совершенствование речи, артикуляционного аппарата.
Мария Монтессори не «провидела» это — она сама убедилась в этом годами практики задолго до того, как ее справедливые выводы были подтверждены в рамках академической науки. Именно поэтому в развивающих занятиях для самых маленьких столь огромное и вполне заслуженное место уделяется развитию мелкой моторики.
Источник
с рождения до 10 месяцев
с 10 до 18 месяцев
с 1,5 до 3 лет
с 3 до 6 лет
Нас часто просят подобрать игрушки на определенный возраст. И мы готовим для вас такие подборки Монтессори-материалов для дома.
Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.
Кроме того, материалы в группах для детей 0-10 месяцев, 10 месяцев — 1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.
Наша первая подборка Монтессори-упражнений для малышей около одного года. Чему уделить особое внимание?
Вот несколько примеров полочек из ассортимента магазина развивающих игрушек «Монтессори дома» .
Вот пример Монтессори — полочки для годовалых малышей, здесь корзинка с тактильными кубиками, серпантинки, металлофон, занимательная коробка, сортер «Цветные цилиндры», корзинка со шнуровкой «Радуга», пирамидка «Эрудит», «Грибная полянка», машинка «С 10 пассажиками», сенсорный коврик.
И вот еще один пример полочек в домашней Монтессори-среде. Тут пирамидка «Семицветик», корзинка со звучащими шарами, вкладыши «Овощи», пара маленьких маракасов, ксилофон, сортер «Наливные яблочки», мультикуб, мячик, стаканчики-пирамидка, корзинка со шнуровкой «Морковки», корзинка с кубиками, горка-машинки.
1. Развитие крупной моторики.
В возрасте около одного года стоит уделять особое внимание в первую очередь развитию движений. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.
Создавая Монтессори-среду дома следует обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене. Хотя, в домашних условиях чаще всего этого не требуется, поскольку есть много мебели, за которую может опираться ребенок — диван, кресло, столик, кровать…
Не надо мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте классические ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений, лучше приобрести тележку или машинку-толкатор.
Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.
Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка. Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п. Так же дети очень любят всевозможные каталки. Например, каталка-гремелка или машинка с пассажирами, которая хороша как для развития мелкой, так и крупной моторики. Ведь так интересно рассаживать пассажиров, а потом катать их, дергая за веревочку.
Разнообразные мячики, шарики, которые можно катать, кидать, догонять, сбивать кегли тоже отлично развивают крупную моторику!
2. Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.
В возрасте около одного года у ребёнка начинают формироваться причинно-следственные связи. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.
Это могут быть любые игрушки, в которых нужно положить предмет и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.
Например, горка-машинки, по которой можно катать не только прилагаемые к ней машинки, но и различные шарики.
Стучалка «Шарик и гвоздики», благодаря которой малыш развивает и практические умения — держать и стучать молотком.
Так и посложнее, где требуется подобрать фигурку к определенному отверстию. Например, Сортировщик, в котором отверстия выполнены на одной стороне, не надо переворачивать разными гранями, а фигурки выполнены парами для закрепления успеха! Главное достоинство этого сортера — «неправильная» фигурка не пролазит в отверстие.
Или «Занимательная коробка», которая имеет несколько вариантов игры, а фигурки можно доставать через отверстия в коробке.
Или вот такой мультифункциональный куб, с которым малыш точно не заскучает. Ведь на каждой стороне куба новое задание — лабиринт с прорезями (хорошее упражнение для моторики и подготовки руки к письму), завинчивающиеся детали, лабиринт с бусинами, часы и геомертический сортер.
Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально. В нашем магазине большой выбор различных пирамидок, которые можно найти в разделе «Пирамидки».
Для этого возраста подойдут классические пирамидки с одним штырьком. Если малыш хорошо освоил пирамидку с круглыми колечками, можно предложить собрать квадратную, треугольную или состоящую из разных геометрических фигур.
Игрушка «Грибная полянка» имеет несколько иной принцип — необходимо каждый грибочек насадить на штырек, что отлично тренирует мелкую моторику. Кроме того, когда малыш подрастет, можно предложить много других заданий: игры на сортировку по цветам (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), размерам, выстаивание рядов от большего к меньшему, «повтори ряд», может использоваться в качестве лото (соотнести рисунки на полянке с рисунками на шляпках грибочков), как счетный материал.
Ну и конечно, различные кубики и конструкторы, ведь это игрушка номер один! Для малышей хорошо подойдут классические кубики и плашки, имеющие четкие грани. Их можно найти в разделе «Кубики и конструкторы».
3. Сенсорное развитие.
В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. А лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки. Дома позволяйте «помогать» вам — шуметь на кухне кастрюлями, месить тесто, перекладывать овощи и пр.
Для получения различных тактильных ощущений можно собирать различные сенсорные коробочки, только наполнение для них стоит выбирать в соответствии с возрастом. Подробнее мы писали о них в статье «Эвристические корзины (корзинки с сокровищами)».
В нашем магазине есть и готовые корзинки, например, «Большая тактильная корзинка» и «Тактильная корзинка с кубиками».
Так же могут быть интересны разнофактурные тактильные кубики, изготовленные из разнообразных по фактуре материалов: вельвет, хлопок, мягкая ткань, вшиты ленточки, есть гладкая и шуршащая стороны!
Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как ксилофон, барабан, дудочки, различные бубенцы, маракасы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком, предлагайте малышу слушать мелодичную музыку. Подобрать необходимое можно в разделе «Музыкальные игрушки».
Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, пуговки, ленточки. Такие дорожки можно сделать самим, а можно купить уже готовые, они прослужит гораздо дольше, компактно убираются и легко моются.
На нашем сайте есть отличный сенсорный коврик-пазл, где можно регулировать размер и форму — выложить в виде дорожки или площадки. На каждом модуле расположены массажные бугорки различной высоты и диаметра, стимулирующие рецепторы стопы и способствующие её нормальному формированию.
Так же малышей этого возраста чрезвычайно увлекают вкладывающиеся друг в друга стаканчики, матрешки и прочие игрушки, знакомящие с понятием размера. На нашем сайте можно найти несколько вариантов, например стаканчики-пирамидка.
4. Развитие речи.
В возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо постоянно пополнять свой словарный запас все новыми и новыми словами. Тут на помощь приходят книги, карточки, фигурки и прочее.
На нашем сайте в разделе «Развитие речи» можно подобрать необходимые пособия. Например, отличные крупные резиновые фигурки в форме овощей, выпечки, Лото «Родной край», шнуровки со сказками и овощами-фруктами и т.д.
5. Упражнения практической жизни.
Около года ребёнок только начинает активно интересоваться занятиями окружающих его взрослых, пытаться повторять их действия.
Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереться полотенцем, помыть руки, и за окружающими вещами: вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.
Можете предложить такие простые занятия, как снимать кожуру с мандарина, банана, месить тесто, загружать стиральную машинку и прочие. Малыш будет очень рад!
Можно попробовать первые крупные шнуровки с толстой «иголкой» и крупными отверстиями. Для начала это могут быть и колечки от пирамидки, а потом предложить настоящие шнуровки: «Наливные яблочки», Радуга, Сыр и другие.
Надеюсь, эти рекомендации Вам пригодятся и Вы не потеряетесь в большом разнообразии детских игрушек!
Источник
Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:
— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.
— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.
В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.
В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.
При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.
Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.
После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:
Пересыпаем ложкой.
Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.
Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).
Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.
Опускаем предметы в узкие отверстия.
Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):
А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:
Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.
Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.
Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.
Ищем клад.
Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):
Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):
В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.
Прожорливая коробочка
Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:
Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:
Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.
Учимся сортировать.
Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:
Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.
Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):
Играем с манкой.
Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.
Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:
При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.
Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:
Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):
Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!
Источник