Занятия с дефектологом для ребенка с зпр 2 года
I полугодие
Уткина Г.А.
Понедельник
Экскурсия по кабинету
(игрушки)
1.Д/у «Поручения»
(Павлова 2/2)
2.Рассматривание игрушек, называние их
1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)
2.Д/у «Попробуем на вкус»
1.Д/у «Поручения» (овощи)
Д/у «Угостим куклу»
2.Рассматривание овощей
Д/у «Разложи по тарелочкам»
Вторник
1.Д/у «Постоим дорожку»
(кирпичики)
2.Д/у «Подбери одинаковые»
(по цвету)
1.Д/у «Длинная дорожка»
(кирпичики)
2.Д/у «Подбери одинаковые»
(по размеру)
1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)
(кубик на кубик)
2.Д/у «Подбери такие же»
(по цвету)
1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)
2.Д/у «Подбери такие же»
(по размеру)
Среда
1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)
2.Д/у «Нанизывание шаров»
(одинаковые цвета)
1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)
2.Д/у «Подбери мисочки» (для шариков)
1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок
2.Д/у «Разложи по мисочкам»
1.Д/у «Найди такие же» шары и разложи (соотнесение цвета)
2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)
Четверг
1.Д/у «Поручения»
(Павлова 2/2)
2.Д/у «Расскажи кто ты?»
1. Звук «а»
(Гербова № 3)
2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)
1. Звук «а»
(Гербова № 3)
2.Д/у «Поиграем в погремушки»
1. Артик. гимнастика № 0
Развитие дыхания «Вертушки»
2. Звук «а»
Пятница
1. Чтение потешки «Водичка-водичка»
2.Д/у «Кто позвал?»
1. Д/у «Угадай кто это ?»
2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)
1. Чтение потешки «Ладушки»
2. Д/и с пальчиками № 1
1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)
2. Д/у «Что звучит?»
Понедельник
1.Рассматривание картинки,
узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка
2.Д/у «Кто как плачет?» (звукоподражание)
1. Наблюдение за кошкой (живой объект)
2.Д/у «Серенькая кошечка» (с движением)
1. Д/и «Полон двор»
2.Д/у «Кто спрятался?»
1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,
лошадка,корова)
2. Д/у «Чудесный мешочек»
(домашние животные)
Вторник
1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога
2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)
1. «Дорожка» (кирпичики)
2. «Башенка» (кубики)
(по образцу)
1. «Загородка для животных»
(кирпичики)
2. «Дорожка»
1. Башенка, загородка, дорожка
2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»
3.Застёжки: домик, зайчик
Среда
1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»
2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)
1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)
2.Д/у «Вкладыши-кубы» (по цвету)
1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)
2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)
1. Вкладыши «животные»
2. Мозаика «коврик»
Четверг
1. Звук «у»
2.Д/у «Паровоз»
3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)
1. Звук «с»
2. Чтение потешки «Водичка-водичка»
3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)
1. Артик. гимнастика
Развитие дыхания
Звук «с»
2.Д/у «Жмурки»
(по голосу)
1. Слуховое восприятие
Д/у «Что звучит?»
«Кто позвал?»
2. Зрительное внимание
Д/у «Кто это?»
Пятница
1. Чтение потешки «Петушок»
2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)
1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»
2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) — животные
1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»
2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»
1. Чтение стихотворения
М. Клюковой «Гоп! Гоп!»
2. Подвижная игра «Лошадки»
Понедельник
1.Д/у «Кто пришёл?»
(животные — игрушки)
2. Д/у «Топ- топ» Френкель
(движения с речью)
1. Рассказ про корову и кошку
2. Д/у «Кто сказал му?»
«Кто сказал мяу?»
(звуки «м» и «м′»)
1. Рассматривание картинок
«Играем с кубиками»
2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)
1. Рассматривание ёлочки с игрушками
2. Хоровод «Ёлочка».
(Речедвиг. игра)
Вторник
1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)
2. Д/у «Собери картинки»
(парные о животных)
1. Д/и «Чудесный мешочек»
(домашние животные)
2. Вкладыши «животные»
1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»
2.Д/у «Разложи по коробочкам»
(кубики по цвету)
1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)
2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)
Среда
1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)
2. Д/у «Сделаем куклам бусы»
1.Д/у «Составь целое»
(из 2х частей – животные)
2.Работа с фломастерами
«Клубочек для киски»
1.Д/у «Нанизывание шаров»
2. Шнуровки «Сапожок»
3.Д/у «Составь целое»
(из 2х частей)
1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)
2.Работа с фломастерами
«Шары на ёлке»
Четверг
1.Д/у «1,2,3…повтори »
(движения)
2. Д/у «Большие ноги»
1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)
2. Д/у «Парные картинки»
(найти и назвать)
1. Звуки «м», «с»..
Артик. гимнастика
2. Д/у «Угадай кто позвал?»
(слух. Вниман.)
1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»
2. Д/у «Кто громче?»
Пятница
1. Настольный театр «Курочка-Ряба»
2. Д/у «Кто спрятался?»
(из персонажей)
1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»
2. Речедвиг. игра
«Вот так вот» Фрида
1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска — брысь»
2. Д/у «Угадай, кто позвал?»
1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов
Источник
Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР начинаются с момента постановки диагноза и продолжаются во время обучения в школе. Специалист разрабатывает индивидуальный план работы, обучение проводится в инклюзивном классе или отдельно в кабинете.
План работ дефектолога с детьми c ЗПР в садике
В детском саду специалист работает с детьми с задержкой психического развития в направлениях:
- познавательное развитие;
- формирование математических представлений;
- развитие моторики.
Уделяется внимание числам, счетам, времени суток, геометрическим фигурам. Ребенок в садике должен уметь различать геометрические и плоские фигуры.
Рабочая программа дефектолога с детьми ЗПР заключается в закреплении умений сравнивать предметы по параметрам: ширина, величина, длина. Ребенок должен понимать, в каком направлении двигаться: назад, вправо, влево и вперед.
Статья в тему: Подготовка к школе деей с ЗПР
Учитель-дефектолог в программе ЗПР объясняет понятия «завтра», «вчера» и «сегодня». Перед школой дошкольник должен уметь считать до 10 и писать, отвечать на легкие математические вопросы.
С помощью опытного педагога ребенок в садике должен познакомиться с:
- праздниками;
- степенями родства;
- временами года;
- продуктами питания;
- явлениями природы;
- животными.
Рабочая программа дефектолога ЗПР включает изучение:
- речевого восприятия;
- грамматического строя речи;
- формирования математических представлений.
Программа обучения детей 5-7 лет
Занятия логопеда-дефектолога с детьми ЗПР в возрасте 5-7 лет проводятся по адаптированной программе, которая направлена на увеличение уровня восприятия, концентрации внимания, работоспособности.
План работы учителя-дефектолога с детьми ЗПР заключается в:
- развитии вербальной, словесной, двигательной, логической памяти;
- совершенствовании слуховых, двигательных, зрительных ощущений;
- развитии тактильно-двигательного восприятия, зрительно-моторной координации.
Работа дефектолога с дошкольниками с ЗПР также включает развитие креативности, воспитание доброжелательности, честности, выдержки, трудолюбия, умения дружить. Специалист поможет выработать положительные поведенческие привычки.
Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс — принцып обучения
План работы дефектолога с детьми в школе
Работа дефектолога в школе направлена на адаптацию школьников к общественной жизни:
- овладение навыками коммуникации;
- обеспечение эффективного и современного развития речи;
- улучшение процессов мышления и восприятия.
Познавательные процессы и самовыражение – ключевые моменты, которым уделяет внимание дефектолог в группе с ЗПР.
Школьники с задержкой психического развития быстро утомляются, более нервные и агрессивные, обладают низкой работоспособностью, слабой волей. Работа с такими учениками проводится поэтапная и индивидуальная.
Рабочая программа дефектолога для 1 класса с ЗПР
План работы учителя-дефектолога включает:
- развитие уверенности в себе и умения брать ответственность;
- повышение самооценки, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности;
- увеличение психокоррекционной работы.
- развитие моторики и произвольного внимания.
Рабочая программа дефектолога для 2 класса с ЗПР
Во 2 классе занятия со специалистом проводятся 1-2 раза в неделю. По прежнему уделяется внимание развитию речи, улучшению математических навыков, добавляется изучение грамматики.
Учебный план включает тематики:
- животный и растительный мир;
- времена года;
- семья и родственники;
- предметы в быту;
- природные явления;
- обувь и вещи.
Рабочая программа дефектолога для 3 класса с ЗПР
Программа развивает:
- логику;
- произвольное внимание;
- образное мышление;
- сенсорные навыки.
Помогает закрепить первичные знания о размерах, объектах, формах, цветах, элементах в пространстве.
Несколько уроков посвящены развитию умений классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
Дети выполняют упражнения и тесты разной сложности, которые учат применять полученные знания на практике.
Рабочая программа дефектолога для 4 и 5 класса с ЗПР
В 4 классе ученики:
- учатся составлять схемы и алгоритмы, проводить анализ;
- закрепляют умение писать и читать;
- составляют сложные предложения;
- изучают части речи;
- учат небольшие стихи;
- пересказывают произведения;
- решают математические задачи и уравнения с несколькими действиями.
Статья в тему: Программа по математике для детей с ЗПР
Программа дефектолога для 5 класса может состоять из тестов и заданий:
- «Запомни и повтори».
- «Что изменилось на картинке?».
- «Нелепицы».
- «Игра со словами».
- «Что под ладонью?».
- «Что было загадано?».
- «Цифровая таблица».
- «Найди отличия».
- «Попробуй найти и вычеркнуть».
План учителя включает упражнения на построение умозаключений, цепочек действий, распределение предметов на группы, запоминание и воспроизведение.
Отзывы родителей о программах дефектологов в садике и школе
Положительные | Негативные |
Тарас ходит в обычный класс, хоть у него и задержка психического развития. Все хорошо относятся к сыну, успеваемость повысилась благодаря рабочей программе дефектолога ЗПР 4 класс. | Программа нелепая, дочка не успевает понять, что от нее хотят. Алиса ходит в отдельный инклюзивный класс, а толку. |
Узкопрофильный специалист Лариса в московской школе отличная женщина. Она нашла подход к ребенку и привила желание учиться. Мы стали лучше читать, писать и понимать природные явления. | Пришлось обратиться к частному специалисту, чтобы улучшить речь Марка. Индивидуальная работа дефектолога приносит больше пользы, чем адаптированная программа. |
Лично знакома с педагогом в екатеринбургской школе. Отличная женщина и специалист. Арсен будто ожил после нескольких занятий с ней. Она умница и действительно может найти подход к каждому человеку. | Преподаватели не готовы к изменениям в законодательстве, так как многие школы еще не создали отдельные классы для больных детей. |
Программа дефектолога ЗПР 1-4 класс продуманная, я с ней ознакомилась перед тем, как началась учеба. Все изложено четко и ясно. Некоторые задания выполняются в игровой форме. | Обучение на нуле, успеваемость у ребенка низкая. Специалистов нет в школе, только логопед. |
Планирование дефектологом в школе ЗПР-программы принесло свои плоды. Особенные дети стали более способными, появились новые навыки, привычки, поведенческие решения. | Нет в образовательном заведении профессионалов своего дела. Перегружают ребенка, что Миша ничего не хочет делать дома и только вредничает. Состояние эмоциональное ухудшилось. |
Оксана начала больше понимать математику и русский язык, так как работает индивидуально со специалистом. Прогресс виден. | Советы дефектолога родителям детей с ЗПР оказались не столь полезными. Дочка не имеет желания учиться, она замкнутая и практически не разговаривает. О какой успеваемости может идти речь. Она еще в садике, но очень отстраненная. |
Планирование дефектолога в группе ЗПР — это отличная практика, действительно эффективная. | Я против обучения малышки в отдельном классе, где другие дети со своими проблемами. Психолога в нашей школе нет, поэтому Поля не может адаптироваться, и проводит большую часть времени дома, а не на уроках. |
Отзывы взяты с сайта https://autizmy-net.ru/tematicheskoe-planirovanie-dlya-detey-s-zpr-1-4-klass/#_1 .
Вывод
Программы в детских садах и образовательных заведениях действенные, если внедрены правильно и есть соответствующие специалисты. Если нет инклюзивного класса или группы, стоит подумать о дополнительных занятиях с узкопрофильным специалистом индивидуально.
Видео — на уроке у дефектолога
Источник
Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Источник