Занятия с дефектологом для ребенка с зпр 2 года

Занятия с дефектологом для ребенка с зпр 2 года thumbnail

                                                                                I полугодие

Уткина Г.А.

Понедельник

    Экскурсия по кабинету

    (игрушки)

    1.Д/у «Поручения»

      (Павлова 2/2)

    2.Рассматривание игрушек,                         называние их              

    1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)

    2.Д/у «Попробуем на вкус»

    1.Д/у «Поручения» (овощи)

       Д/у «Угостим куклу»

    2.Рассматривание овощей

     Д/у «Разложи по тарелочкам»

    Вторник

      1.Д/у «Постоим дорожку»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

          (по цвету)

      1.Д/у «Длинная дорожка»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

         (по размеру)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)

         (кубик на кубик)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по цвету)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по размеру)

      Среда

        1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)

        2.Д/у «Нанизывание шаров»

          (одинаковые цвета)

        1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)

        2.Д/у «Подбери мисочки»   (для шариков)

        1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок

        2.Д/у «Разложи по мисочкам»  

        1.Д/у «Найди такие же» шары и    разложи (соотнесение цвета)

        2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)  

        Четверг

          1.Д/у «Поручения»

            (Павлова 2/2)

          2.Д/у «Расскажи кто ты?»

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Поиграем в погремушки»

          1. Артик. гимнастика № 0

              Развитие дыхания «Вертушки»

          2. Звук «а»

          Пятница

            1. Чтение потешки «Водичка-водичка»

            2.Д/у «Кто позвал?»

            1. Д/у «Угадай кто это ?»

            2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)

            1. Чтение потешки «Ладушки»

            2. Д/и с пальчиками № 1

            1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)

            2. Д/у «Что звучит?»

            Понедельник

              1.Рассматривание картинки,

              узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка

              2.Д/у «Кто как плачет?»     (звукоподражание)

              1. Наблюдение за кошкой (живой объект)

              2.Д/у «Серенькая кошечка»    (с движением)    

              1. Д/и «Полон двор»

              2.Д/у «Кто спрятался?»    

              1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,

              лошадка,корова)

              2. Д/у «Чудесный мешочек»

              (домашние животные)

              Вторник

                1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога

                2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)

                1. «Дорожка» (кирпичики)

                2. «Башенка» (кубики)

                (по образцу)

                1. «Загородка для животных»

                (кирпичики)

                2. «Дорожка»

                1. Башенка, загородка, дорожка

                2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»    

                3.Застёжки: домик, зайчик

                Среда

                  1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»

                  2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)    

                  1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)

                  2.Д/у «Вкладыши-кубы»      (по цвету)

                  1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)  

                  2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)

                  1. Вкладыши «животные»

                  2. Мозаика «коврик»

                  Четверг

                    1. Звук «у»

                    2.Д/у «Паровоз»

                    3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)

                    1. Звук «с»

                    2. Чтение потешки «Водичка-водичка»

                    3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)

                    1. Артик. гимнастика

                        Развитие дыхания  

                         Звук «с»

                    2.Д/у «Жмурки»

                       (по голосу)

                    1. Слуховое восприятие

                    Д/у «Что звучит?»

                           «Кто позвал?»

                    2. Зрительное внимание

                     Д/у «Кто это?»        

                    Пятница

                      1. Чтение потешки «Петушок»

                      2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)

                      1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»    

                      2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) — животные

                      1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»

                      2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»

                      1. Чтение стихотворения

                       М. Клюковой «Гоп! Гоп!»

                      2. Подвижная игра «Лошадки»

                      Понедельник

                        1.Д/у «Кто пришёл?»

                        (животные — игрушки)

                        2. Д/у «Топ- топ» Френкель

                        (движения с речью)

                        1. Рассказ про корову и кошку

                        2. Д/у «Кто сказал му?»

                        «Кто сказал мяу?»

                        (звуки «м» и «м′»)

                        1. Рассматривание картинок

                        «Играем с кубиками»

                        2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)

                        1. Рассматривание ёлочки с игрушками

                        2. Хоровод «Ёлочка».

                        (Речедвиг. игра)

                        Вторник

                          1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)

                          2. Д/у «Собери картинки»

                          (парные о животных)

                          1. Д/и «Чудесный мешочек»

                          (домашние животные)

                          2. Вкладыши «животные»

                          1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»

                          2.Д/у «Разложи по коробочкам»

                          (кубики по цвету)

                          1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)

                          2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)

                          Среда

                            1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)

                            2. Д/у «Сделаем куклам бусы»

                            Читайте также:  Отрицание ребенка 2 года

                            1.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей – животные)

                            2.Работа с фломастерами

                             «Клубочек для киски»

                            1.Д/у «Нанизывание шаров»

                            2. Шнуровки «Сапожок»

                            3.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей)

                            1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)

                            2.Работа с фломастерами

                            «Шары на ёлке»

                            Четверг

                              1.Д/у «1,2,3…повтори »

                              (движения)

                              2. Д/у «Большие ноги»

                              1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)

                              2. Д/у «Парные картинки»

                              (найти и назвать)

                              1. Звуки  «м», «с»..

                              Артик. гимнастика

                              2. Д/у «Угадай кто позвал?»

                               (слух. Вниман.)

                              1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»

                              2. Д/у «Кто громче?»

                              Пятница

                                1. Настольный театр «Курочка-Ряба»

                                2. Д/у «Кто спрятался?»

                                 (из персонажей)

                                1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»

                                2. Речедвиг. игра

                                «Вот так вот» Фрида

                                1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска — брысь»

                                2. Д/у «Угадай, кто позвал?»

                                1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов

                                Источник

                                Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР начинаются с момента постановки диагноза и продолжаются во время обучения в школе. Специалист разрабатывает индивидуальный план работы, обучение проводится в инклюзивном классе или отдельно в кабинете.

                                План работ дефектолога с детьми c ЗПР в садике

                                В детском саду специалист работает с детьми с задержкой психического развития в направлениях:

                                • познавательное развитие;
                                • формирование математических представлений;
                                • развитие моторики.

                                Уделяется внимание числам, счетам, времени суток, геометрическим фигурам. Ребенок в садике должен уметь различать геометрические и плоские фигуры.

                                Занятие дефектолога в садике с ребенком

                                Занятие дефектолога в садике

                                Рабочая программа дефектолога с детьми ЗПР заключается в закреплении умений сравнивать предметы по параметрам: ширина, величина, длина. Ребенок должен понимать, в каком направлении двигаться: назад, вправо, влево и вперед.

                                Статья в тему: Подготовка к школе деей с ЗПР

                                Учитель-дефектолог в программе ЗПР объясняет понятия «завтра», «вчера» и «сегодня». Перед школой дошкольник должен уметь считать до 10 и писать, отвечать на легкие математические вопросы.

                                С помощью опытного педагога ребенок в садике должен познакомиться с:

                                • праздниками;
                                • степенями родства;
                                • временами года;
                                • продуктами питания;
                                • явлениями природы;
                                • животными.

                                Рабочая программа дефектолога ЗПР включает изучение:

                                • речевого восприятия;
                                • грамматического строя речи;
                                • формирования математических представлений.

                                Программа обучения детей 5-7 лет

                                Занятия логопеда-дефектолога с детьми ЗПР в возрасте 5-7 лет проводятся по адаптированной программе, которая направлена на увеличение уровня восприятия, концентрации внимания, работоспособности.

                                План работы учителя-дефектолога с детьми ЗПР заключается в:

                                • развитии вербальной, словесной, двигательной, логической памяти;
                                • совершенствовании слуховых, двигательных, зрительных ощущений;
                                • развитии тактильно-двигательного восприятия, зрительно-моторной координации.

                                Работа дефектолога с дошкольниками с ЗПР также включает развитие креативности, воспитание доброжелательности, честности, выдержки, трудолюбия, умения дружить. Специалист поможет выработать положительные поведенческие привычки.

                                Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс — принцып обучения

                                План работы дефектолога с детьми в школе

                                Работа дефектолога в школе направлена на адаптацию школьников к общественной жизни:

                                • овладение навыками коммуникации;
                                • обеспечение эффективного и современного развития речи;
                                • улучшение процессов мышления и восприятия.

                                Познавательные процессы и самовыражение – ключевые моменты, которым уделяет внимание дефектолог в группе с ЗПР.

                                Школьники с задержкой психического развития быстро утомляются, более нервные и агрессивные, обладают низкой работоспособностью, слабой волей. Работа с такими учениками проводится поэтапная и индивидуальная.

                                Рабочая программа дефектолога для 1 класса с ЗПР

                                План работы учителя-дефектолога включает:

                                • развитие уверенности в себе и умения брать ответственность;
                                • повышение самооценки, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности;
                                • увеличение психокоррекционной работы.
                                • развитие моторики и произвольного внимания.

                                Групповое занятие с 3 девочками первого класса - план работ дефектолога

                                Групповое занятие с девочками первого класса

                                Рабочая программа дефектолога для 2 класса с ЗПР

                                Во 2 классе занятия со специалистом проводятся 1-2 раза в неделю. По прежнему уделяется внимание развитию речи, улучшению математических навыков, добавляется изучение грамматики.

                                Учебный план включает тематики:

                                • животный и растительный мир;
                                • времена года;
                                • семья и родственники;
                                • предметы в быту;
                                • природные явления;
                                • обувь и вещи.

                                Рабочая программа дефектолога для 3 класса с ЗПР

                                Программа развивает:

                                • логику;
                                • произвольное внимание;
                                • образное мышление;
                                • сенсорные навыки.

                                Помогает закрепить первичные знания о размерах, объектах, формах, цветах, элементах в пространстве.

                                Несколько уроков посвящены развитию умений классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

                                Дети выполняют упражнения и тесты разной сложности, которые учат применять полученные знания на практике.

                                Рабочая программа дефектолога для 4 и 5 класса с ЗПР

                                В 4 классе ученики:

                                • учатся составлять схемы и алгоритмы, проводить анализ;
                                • закрепляют умение писать и читать;
                                • составляют сложные предложения;
                                • изучают части речи;
                                • учат небольшие стихи;
                                • пересказывают произведения;
                                • решают математические задачи и уравнения с несколькими действиями.

                                Статья в тему: Программа по математике для детей с ЗПР

                                Программа дефектолога для 5 класса может состоять из тестов и заданий:

                                1. «Запомни и повтори».
                                2. «Что изменилось на картинке?».
                                3. «Нелепицы».
                                4. «Игра со словами».
                                5. «Что под ладонью?».
                                6. «Что было загадано?».
                                7. «Цифровая таблица».
                                8. «Найди отличия».
                                9. «Попробуй найти и вычеркнуть».

                                План учителя включает упражнения на построение умозаключений, цепочек действий, распределение предметов на группы, запоминание и воспроизведение.

                                Отзывы родителей о программах дефектологов в садике и школе

                                ПоложительныеНегативные
                                Тарас ходит в обычный класс, хоть у него и задержка психического развития. Все хорошо относятся к сыну, успеваемость повысилась благодаря рабочей программе дефектолога ЗПР 4 класс.Программа нелепая, дочка не успевает понять, что от нее хотят. Алиса ходит в отдельный инклюзивный класс, а толку.
                                Узкопрофильный специалист Лариса в московской школе отличная женщина. Она нашла подход к ребенку и привила желание учиться. Мы стали лучше читать, писать и понимать природные явления.Пришлось обратиться к частному специалисту, чтобы улучшить речь Марка. Индивидуальная работа дефектолога приносит больше пользы, чем адаптированная программа.
                                Лично знакома с педагогом в екатеринбургской школе. Отличная женщина и специалист. Арсен будто ожил после нескольких занятий с ней. Она умница и действительно может найти подход к каждому человеку.Преподаватели не готовы к изменениям в законодательстве, так как многие школы еще не создали отдельные классы для больных детей.
                                Программа дефектолога ЗПР 1-4 класс продуманная, я с ней ознакомилась перед тем, как началась учеба. Все изложено четко и ясно. Некоторые задания выполняются в игровой форме.Обучение на нуле, успеваемость у ребенка низкая. Специалистов нет в школе, только логопед.
                                Планирование дефектологом в школе ЗПР-программы принесло свои плоды. Особенные дети стали более способными, появились новые навыки, привычки, поведенческие решения.Нет в образовательном заведении профессионалов своего дела. Перегружают ребенка, что Миша ничего не хочет делать дома и только вредничает. Состояние эмоциональное ухудшилось.
                                Оксана начала больше понимать математику и русский язык, так как работает индивидуально со специалистом. Прогресс виден.Советы дефектолога родителям детей с ЗПР оказались не столь полезными. Дочка не имеет желания учиться, она замкнутая и практически не разговаривает. О какой успеваемости может идти речь. Она еще в садике, но очень отстраненная.
                                Планирование дефектолога в группе ЗПР — это отличная практика, действительно эффективная.Я против обучения малышки в отдельном классе, где другие дети со своими проблемами. Психолога в нашей школе нет, поэтому Поля не может адаптироваться, и проводит большую часть времени дома, а не на уроках.

                                Отзывы взяты с сайта https://autizmy-net.ru/tematicheskoe-planirovanie-dlya-detey-s-zpr-1-4-klass/#_1 .

                                Вывод

                                Программы в детских садах и образовательных заведениях действенные, если внедрены правильно и есть соответствующие специалисты. Если нет инклюзивного класса или группы, стоит подумать о дополнительных занятиях с узкопрофильным специалистом индивидуально.

                                Видео — на уроке у дефектолога

                                Источник

                                Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

                                Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

                                Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

                                Как понять, что у ребенка ЗПР?

                                При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

                                Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

                                Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

                                Общие признаки ЗПР

                                • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
                                • Очень быстро утомляется.
                                • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
                                • Не может удерживать внимание на одном предмете.
                                • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
                                • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
                                • Крайне бедный словарный запас.
                                • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
                                • Не контролирует эмоции.
                                • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
                                • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
                                • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
                                • Во время сна постоянно пробуждается.
                                Читайте также:  Нужны ли ребенку развивающие занятия в 2 года

                                Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

                                Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

                                Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

                                В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

                                Ребенок умеет:

                                • выполнять просьбы взрослых;
                                • составлять простые фразы из 2-4 слов;
                                • умываться;
                                • есть ложкой;
                                • снимать и надевать одежду;
                                • ходить на горшок.

                                Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

                                Они должны уметь:

                                • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
                                • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
                                • различать основные цвета;
                                • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
                                • соблюдать правила в подвижных играх.

                                В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

                                Он умеет:

                                • собирать крупные паззлы;
                                • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
                                • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
                                • находить отличия между схожими предметами;
                                • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
                                • выучить песенку, стихотворение, считалку,
                                • играть по правилам;
                                • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
                                • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
                                • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
                                • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
                                • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

                                Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

                                Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

                                Что делать, если у ребенка ЗПР?

                                Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

                                Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

                                Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

                                • чередование разных видов деятельности;
                                • наглядность;
                                • многократное повторение материала;
                                • поэтапное обобщение и усложнение материала;
                                • образцы и подробные инструкции.

                                Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

                                Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

                                Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

                                Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

                                Источник