Занятия по развитию речи с ребенком 9 месяцев

Ваш малыш уже научился ползать и пользоваться «пинцетным» захватом. Важнейшее событие этого периода – первые слова ребенка. Сейчас он меньше плачет и больше разговаривает, начинает комбинировать звуки и жесты, добиваясь, чтобы его поняли. Важнейший прорыв в развитии речи происходит где-то на 5-м месяце, когда ребенок узнает, что он может издавать раз- личные звуки, меняя форму губ и языка. В б месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ «ба-ба» произносит «да-да» – уже с помощью языка. После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита («ах-ба-ди-да-га-ма»), он начинает соединять такие «слова» вместе – «ба-ба-ба-ба», сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова – «мама», «папа», хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.

Жест, как средство общения

Жесты – наиболее значимые предшественники устной речи, потому что именно они впоследствии заменяются эквивалентными по смыслу словами. Если малыш хочет, чтобы вы его взяли к себе, он не плачет, как раньше, а протягивает к вам руки и выразительно смотрит, как бы говоря: «Пожалуйста, возьми меня». К тому же теперь он реже просится на руки, поскольку освоил много навыков и может поиграть самостоятельно. Скорее, он будет подавать вам сигналы, означающие: «Поставь меня на пол», при этом показывать вниз руками и ускользать из ваших объятий, чтобы достичь желаемой цели. Отвечайте на сигналы ребенка, подаваемые руками, точно так же, как вы реагировали на его плач. Это поможет ему быстрее заменить плач как средство общения на язык жестов. Теперь малыш использует для этого свои руки и одновременно стремится помочь себе с помощью ваших рук. Он берет вас за руку и заставляет ее двигаться туда, куда ему нужно. Наиболее заметно это проявляется во время кормления.

Язык для избранных

К 9 месяцам у большинства детей развивается нормальный язык (звуки плюс жесты). Родители хорошо понимают этот язык, посторонние – нет. Вот когда вам пригодился опыт, который вы копили из месяца в месяц, расшифровывая сигналы своего малыша. Определенные звуки, издаваемые ребенком, означают определенные просьбы. Наш Мэтью произносил «мам-мам-маммам», когда хотел, чтобы его подержали на руках. Рассмотрим некоторые из наиболее частых сочетаний жестов и звуков.

Указующий перст. Малыши начинают дотрагиваться до предмета с легкого касания его (примерно так же осторожно прикасаются к своим младенцам на первых порах и молодые мамы). Сначала дети дотрагиваются до предмета только подушечками пальцев, а затем касаются его раскрытой ладонью. В то время, как ребенок начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, он начинает понимать и ваши указующие жесты.

Приглашение к игре.Приглядитесь, какими жестами и звуками малыш приглашает вас поиграть. Когда вы входите в комнату, ребенок прямо-таки оживает. Его личико озаряется, расцветает улыбкой, малыш размахивает ручками и тянется к вам всем телом, как бы говоря: «Давай поиграем!»

Звуки, выражающие настроение. Посмотрите, каким образом малыш выражает удовольствие и разочарование. Когда он счастлив, это лучезарное настроение выражается целым набором мимических движений: глаза сияют, мускулы лица подтянуты, щеки раздвинуты улыбкой.

Он хохочет с повизгиванием и подпрыгивает, все его тело излучает восторг. При этом он издает радостные звуки – что-то наподобие «ба-ба-ба-ба».

Когда малыш грустит, он что-то уныло бормочет, хрюкает и издает рычаще-жалобные звуки. На этом этапе универсальный звук «н» означает разнообразные отрицательные эмоции. Так, ребенок может протестовать против приема лекарства, протяжно хныча «на-на-на-на». Личико малыша становится несчастным: рот кривится в плаксивой гримасе, лицевые мускулы опадают. И если вы быстро не сообразите, в чем дело, скоро раздается плач.

Как помочь развитию языка

Языку, как и чувству юмора, не учат – его впитывают. Вы не можете прямо и непосредственно учить ребенка говорить. Вы можете только давать ему возможность слушать правильные звуки. Дела пойдут успешнее, если при этом ребенок ухватывает идею, что говорить – это забавно. Обучение речи таким образом наиболее естественно. Есть несколько способов для ускорения этого процесса.

Игры в слова. Словесные игры являются той формой обучения, которая быстрее и эффективнее приводит к цели. Вот одна из самых любимых игр наших детей:
Садовник ходит и ходит вокруг плюшевого мишки (нарисуйте своим пальцем окружность на животике малыша), раз шагнул, два шагнул, (пройдитесь пальцами от пупка до шейки ребенка) и начал его здесь щекотать! (пощекочите подбородок ребенка).

Ключевые слова. Ключевые слова или фразы – это как бы пусковой мо- мент, вызывающий ответную реакцию ребенка. Происходит это потому, что в таких словах или фразах малыш узнает нечто знакомое. Одна из излюбленных игр такого рода – бодание лбами. Когда Мэтью был на этой стадии развития, я говорил ему: «Бум головкой!», после чего мы с сыном, к огромной его радости, слегка бодали друг друга. Вскоре Мэтью усвоил ключевое слово и стоило мне только произнести: «Бум», как Мэтью старался боднуть меня даже до того, как я наклонял к нему голову. Что при этом происходило в уме Мэтью? Я считаю, что в его памяти эта игра сохранялась в виде серии «записей». Когда он слышал ключевое слово «бум», он как бы устанавливал иголку своего проигрывателя в нужную бороздку памяти, и весь набор действий, записанных в этом ее разделе, воспроизводился в нужной последовательности Играя в словесные игры и наблюдая за тем, как малыш откликается на ключевые слова, вы можете представить себе, каким образом развивается его память.

Читайте также:  Зона актуального и ближайшего развития ребенка задание

Связь слов и предметов. На этом этапе развития ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды. Когда вы чтонибудь читаете малышу, связывайте персонажей и предметы, о которых говорится в книжке, с такими же предметами в окружающей ребенка обстановке, например, покажите на живущую у вас кошку и на нарисованную в книжке. «Посмотри, вот киса… и здесь тоже киса» 

Беседа за столом. Придвиньте креслице к общему столу, за которым сидит вся семья, и понаблюдайте, как он присоединится к общему разговору. Обратите внимание на то, как малыш следит за ходом обсуждения, поворачивая головку от одного говорящего к другому. Таким образом он осваивает одну из самых важных составляющих искусства общения – умение слушать.

Источник

Педагоги и психологи утверждают: развитием речи ребенка надо заниматься, не когда 3-летка совсем не говорит, а когда крохе всего несколько месяцев от роду.

Содержание:

  • 7 месяцев: поиграем в «Ладушки»!
  • 8 месяцев: музыка — это интересно!
  • 9 месяцев: я знаю, как меня зовут

Педагоги и психологи утверждают: развитием речи ребенка надо заниматься, не когда 3-летка совсем не говорит, а когда крохе всего несколько месяцев от роду. В предыдущих публикациях мы рассказали о том, что можно сделать для речевого развития в первые три месяца, а также от 4 до 6. Сегодня — продолжение темы.

7 месяцев: поиграем в «Ладушки»!

Хлопот у вас прибавилось. Игрушки вылетают из кроватки в разные стороны, потому что малыш уже не роняет их, а старается бросить.

Какое там размахивание погремушкой, лучше стучать ею как следует обо что-нибудь! Однако ребенок себя ударять не будет, да и о край кроватки постарается не стукаться. Если завалится на твердый и неудобный для лежания предмет, то скатится с него и плакать не станет. А уж сидит-то как хорошо! Получается даже ползать на четвереньках и стоять, переступая ножками при совсем небольшой поддержке мамы.

Поищите-ка по дому коробочки разного размера, большие и маленькие. Нашли? Пусть малыш познакомится с ними, повертит в руках. Затем вы, проговаривая каждое свое движение, положите в коробку игрушку и попросите ребенка достать ее оттуда. А уж дальше дело пойдет: малыш будет класть в коробку и одну, и несколько игрушек, и доставать их. Вам же позднее придется усложнить задание: спрятав игрушку в коробку, закройте ее крышкой. «Крышку закрыли — кубик спрятался. Крышку открыли — кубик нашелся!» Скоро малыш научится самостоятельно открывать и закрывать коробки.

Старайтесь сейчас говорить с ребенком неторопливо, используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Помочь в этом могут прежде всего игрушки. Показывая ребенку собаку, вы с разной степенью актерского мастерства лаете: «аф-аф», демонстрируя корову, мычите: «му-му». Проверьте только, чтобы собака, корова и другие игрушки походили на животных, а не представляли собой нечто фантастическое из фильмов ужасов… Хорошо имитировать голосом топанье ежика: «топ-топ», звук падения: «бух». Замечательно, если вам удастся добиться показывания пальцем на предмет или игрушку. Развивая руку и пальчики, вы стимулируете и активную речь малыша.

Мы продолжаем использовать зеркало. Во-первых, показывая малышу его отражение в зеркале, вы можете учить его отзываться на имя: «Это ты. Ты — Митя. Где Митя? Вот. Где ты? Вот». Малыш очень скоро начинает узнавать свое лицо. Если у вас есть небьющееся зеркало, его можно расположить и в уголке, где играет малыш. Перед зеркалом вы показываете ребенку движения губ, открываете и закрываете рот, надуваете щеки, и малыш вам успешно подражает, повторяя не только ваши жесты, движения, но и звуки, слова. Вы можете показывать, как дышит собака, когда ей жарко, как двигается маятник часов (язычок вправо-влево), как котик лакает молочко и все, что только сумеете изобрести.

Некоторые родители думают, что, включая ребенку телевизор и радио погромче, они тем самым развивают речь и мышление своих детей. Однако чрезмерная перегрузка словами может даже замедлить развитие речи, поэтому не стоит увлекаться просмотром и прослушиванием теле- и радиопрограмм. Гораздо полезнее, одевая малыша, комментировать свои действия, ласково, между делом называя ему части тела: «Давай ножку, наденем носочек» и предметы одежды.

Для комментирования подойдут практически любые действия. Очень удобно показывать и называть игрушки: «Где у нас курочка? Вот курочка. Курочка, ко-ко-ко». Затем, отложив игрушку в сторону, спросите малыша, где курочка. И малыш повернет головку туда, куда вы положили игрушку. Старайтесь, чтобы ребенок искал и находил прежде всего предмет, который у вас дома находится в определенном месте, например, часы на стене, ваза на полке и т.д.

Читайте также:  Заполнение карты индивидуального развития ребенка в доу по фгос

В доме всегда найдутся крышки от кастрюль, пустые жестяные коробочки, баночки, колокольчик, дощечки. Демонстрируйте малышу звуки, возникающие при постукивании этими предметами друг о друга, пусть он услышит разницу между звуками. Не забудьте только о безопасности ребенка.

Ребенок восьмого месяца жизни способен достичь такой высоты развития, на которой возможна игра в «Ладушки». Именно умение играть в «Ладушки» вы можете с гордостью продемонстрировать своим друзьям. И это действительно достижение малыша.

Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки.
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.

8 месяцев: музыка — это интересно!

Теперь вы уже замечаете, что вашему ребенку нравится не только, когда с ним играют, но и когда с ним разговаривают. Если и то, и другое делается одновременно, просто замечательно. Свои и чужие уже четко различаются малышом. Родным он трогательно и доверчиво улыбается. Когда вы попросите его сесть, встать, дать ручку — он все выполнит и даже ручкой вам помашет в ответ на предложение попрощаться. Поэтому смело просите малыша повторять за вами самые разные движения, не говоря уже о хлопании в ладоши, поисках игрушки. Например, прикройте игрушечного слона тряпочкой и поинтересуйтесь, где слон. Малыш тут же сорвет тряпочку, за что его обязательно нужно похвалить, а вы можете повторить действие чуть подальше и с другой игрушкой.

Когда ребенок вертит в руках резиновую кошку, помяукайте (да понатуральнее!). Так название игрушки запомнится быстрее. Хорошо, если у вас найдутся разные кошки: резиновая, пластмассовая, из меха, маленькая, большая. Тогда ребенок будет знать не одну единственную кошку, а кошку вообще. Еще прочнее будут знания, если, рассматривая вместе с малышом кошку, вы его рукой будете гладить игрушку, произнося что-то вроде: «Вот кошка, пушистая кошка, у кошки ушки, покажи пальчиком ушки, погладь кошку». Затем вы можете показать, как кошка ходит, прыгает, лежит и т.д.

Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, звучащими игрушками, игрушками, которые можно катать, трясти, перекладывать, перемещать в них детали. Только не давайте одновременно несколько разных по направленности предметов. И помните: мы обговариваем все, что делаем.

Чего только не показывали вы уже своему ребенку! Теперь сделаем так. Выбираете момент, когда малыш лежит на животе или, что еще лучше, стоит на четвереньках, и рассыпаете перед ним несколько бумажек. Предложите сдуть их. Ну, а если вы решили совершить нечто выдающееся, вырежьте из бумаги бабочек (рыбок, птичек), и тогда сдувание превратится еще и в развивающую игру, тренируя, помимо речевого дыхания, массу других функций.

Для развития дыхания можно придумать множество упражнений, использовать вертушки, свистки, ваши поделки. Кстати, ваш малыш сейчас очень увлечен разрыванием бумаги. Ему нравятся и ощущения, возникающие при этой процедуре, и звук. В этом нет ничего плохого, но не нужно позволять рвать книги. Книги лучше все-таки читать.

9 месяцев: я знаю, как меня зовут

Наконец-то ребенок может стоять сам, поддерживать его уже не нужно. А как здорово залезть самому на диван, победить подушку. Обратите внимание, с игрушками малыш теперь предпочитает играть сидя. Так удобнее, больше свободы действий, лучше видно все вокруг. Вы можете предлагать малышу вкладывать маленькую матрешку в большую, вкладывать кубики в коробочку.

Ребенок уже различает и форму, и цвет, и величину предметов. Его теперь интересуют не только свои, но и чужие игрушки. Упала игрушка или сам ее бросил, ищет ее глазами, тянется к ней. Нажимает на пищалку и ждет результата. Словом, прогресс налицо. А вы по-прежнему четко называете окружающие предметы, ведь теперь малыш уже не только интонацию улавливает, но и понимает значение отдельных слов. «Дай!» — просите вы его, и он протягивает вам игрушку. «На!» — предлагаете, и он берет у вас кубик. «Брось!» — предупреждаете вы, и он швыряет бумажку.

Постоянно и ненавязчиво стимулируйте малыша повторять незнакомые раньше звуки. Только не перегружайте лишней информацией. Помните, что достижения соседского ребенка не означают непременного перевыполнения их вашим ребенком. Сетования типа: «А вот у Пупкиных уже Пушкина читает…» часто отравляют жизнь родителям здоровых и развитых, но не читающих Пушкина детей. Оставьте в покое ребенка Пупкиных, пусть он себе продолжает быть вундеркиндом. Кстати, что получилось из знаменитых когда-то выдающихся детишек? Ваш малыш — самый любимый и самый-самый! И ведь он уже знает, как его зовут. Вот вы зовете его по имени, и он поворачивает к вам свою замечательную, самую умную и красивую на свете физиономию.

Продолжаем разговаривать с ребенком и поощрять повторение им разных звуков, а теперь и звукосочетаний, и простых слов, делая это громче и тише, с разной интонацией, беззвучно, на разном расстоянии от малыша. Демонстрируем ему игрушку, прячем, просим найти или попросить у мамы, пусть скажет «вот», пусть скажет «дай». Показываем пальчиком куклины глаза, а потом находим свои, пытаемся назвать, опять ищем глазки у мишки, у зайки… Собираем пирамидку и проговариваем, обозначаем словом каждое действие и радуемся вместе успеху. И не позволяем себе плакать. Если не получается, повторяем снова.

Хочется привести здесь случай, имевший место в действительности и описанный одной очень деятельной мамой. Она, играя с 9-месячным ребенком, играя с настоящим увлечением, задалась целью услышать слово «бух», которое услышала от малыша бабушка. Ребенку игра очень понравилась, они с мамой перекидали и перероняли гору игрушек, произнесено было много звуков и слов, но, увы, заветного «бух» среди этих слов не прозвучало. Мама, несмотря на свою молодость и энергию, слегка обессилела, к тому же стал садиться голос, и в душе ее уже поднималось разочарование в себе и недовольство бабушкой… Отчаявшись услышать заветное слово, она поднялась, начала собирать игрушки и случайно упала. И тут же услышала за спиной звонкое «бух!». Мы привели здесь этот пример для того, чтобы показать, что дети не так наивны, как это обычно представляют себе родители…

Читайте также:  Ребенок из детского дома отстает в развитии

Получив возможность активнее перемещаться, ребенок расширяет свой круг знакомств, а значит, и область применения речи. Малыш обследует и называет вместе с вами все, что видит. Он трогает, перекладывает предметы на другое место. И на вопрос «где?» реагирует уже независимо от местонахождения предмета.

Подражайте вместе крикам животных, гудкам и рокоту моторов машин, и с каждым днем малышу будет все легче и легче произносить звуки и слова. Вот вы «встречаете пришедшую в гости» куклу. Вы и ребенок здороваетесь с ней за руку, смотрите, как она ходит «топ-топ», сидит, рассматриваете и описываете куклино лицо (носик, глазки…). Потом выясняете, что в комнате есть еще куклы, у которых тоже есть носик, глазки… Такие ознакомительные игры вы можете устраивать с любыми игрушками и предметами, и ребенок будет отлично усваивать используемые слова.

Купите малышу сборные матрешки, пирамиды, тележки — игрушки, действия с которыми приводят к результату понятному и интересному для ребенка.

Ну, и, конечно, не забывайте обозначать словами бытовые процедуры: принятие пищи, умывание и т.д. И продолжайте активно развивать у малыша движения губ, языка, речевое дыхание.

Окончание следует.

Источник

Вы знали, что все народные игры с малышом, в которые играли наверное ещё наши прабабушки — полезные логопедические занятия?)

К тому же, все эти потешки, «обнималки», «догонялки»-проверенный способ отвлечь ребёнка, если капризничает, развеселить и маму, и малыша, а также поддержать тесный эмоциональный контакт. Ритм, движение в пространстве, позже-повторение слов — это отличная нагрузка для мозга, которая способствует развитию речи.

Но чаще всего в нужный момент на ум приходят только две-три игры, поэтому сохраню тут длинный список. Упражнения могут показаться слишком простыми, но моя цель — указать максимальное количество таких упражнений, чтобы играть с ребёнком чаще и разнообразнее.

Пример игр взяла из книги Елены Янушко «Помогите малышу заговорить». Автор предлагает эти занятия для малышей полутора-трех лет. Хотя мне кажется, что в некоторые игры можно играть с первых месяцев, просто без повторения малышом:

1) Хлопаем в ладоши. Повторяем стишок:

«Хлопну я в ладоши,

буду я хороший,

хлопаем в ладоши,

будем мы хорошие».

2) Игра в «ку-ку» с игрушкой.

Игрушку прячем и показываем со словом «ку-ку». А также здороваемся, танцуем, поем, прощаемся и машем «пока».

3) Катаем мяч.

Но не молча, а проговариваем все действия: «Лови мячик, мяч катится, поймал мячик-молодец и т.п.»

4) Прятки.

Вместо обычных «взрослых» пряток можно использовать платок или одеяло и прятаться под ними.

5) Хлопушки.

Мама показывает свои ладони и предлагает ребёнку похлопать по ним. «Детка хлопать так умеет,

своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так.

Своих ручек не жалеет».

6) Киса, киса, брысь.

Со словами «киса, киса» мама поглаживает ладошки ребёнка. А на слове «брысь» как бы пытается хлопнуть по ладоням, поэтому малыш должен убрать руки за спину.

7) Тритатушки-тритата.

Посадить ребёнка на колени лицом к себе, держать за пояс и раскачивать в разные стороны и вверх-вниз с ритмичным повторением «тритатушки-тритата».

8) «В ямку бух»! И «тушки-тутушки».

Схожие игры, когда имитируется падение ребёнка с колен мамы. Вот стишки:

???? «По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму — Бух!»,

???? «Тушки-тутушки! Сели на подушки.

Пришли подружки, Столкнули с подушки — Бух!»

9) Догонялки

Просто говорим «догоню-догоню» и даём малышу побегать, только потом ловим

10) Игра в ладушки.

Учим малыша повторять ритмичные движения, сосредотачиваться на артикуляции мамы. Ребенок может повторять за мамой и хлопать в ладоши где-то с 11 меясцев.

Вариантов и обработок много, приведу свой пример:

Ладушки, ладушки.

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Попили, поели.

Шу, полетели, н

а голову сели.

Сели посидели

и дальше полетели.

И ладушки запели (и по кругу )

11) Сорока-белобока (тоже известная потешка-пальчиковая игра)

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.

(взрослый водит указательным пальцем одной руки ребенка по ладони другой руки)

Этому дала,

(загибает мизинчик ребенка)

этому дала,

(загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не рубил, печку не топил,

Кашу не варил, нет тебе ничего!

12) Идёт коза рогатая

Тоже всеми любимая потешка, когда мама «бодает» малыша. (Идет коза рогатая, идет коза богатая, забодает, забодает, забодает)

13) Мишка косолапый

Мама изображает медведя, как он ходит, собирает шишки, и как шишка сваливается ему на лоб. «Мишка косолапый, по лесу идёт. Шишки собирает, песенки поёт. Вдруг упала шишка, прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою Топ!»

Также сюда можно отнести любые пальчиковые игры.

Статьи по теме:

Чек-лист: Когда бежать к логопеду

Артикуляционная гимнастика

Наша история развития речи

План занятий с ребенком от года до трех лет (по дням)

Источник