Занятия геометрией ребенок 4 года

Занятия геометрией ребенок 4 года thumbnail

Изучение геометрии с маленькими детками – процесс довольно забавный, ведь в этом возрасте они набираются опыта и пополняют багаж имеющихся знаний. А изучение фигур помогает также развивать мышление и память. Как же правильно «преподнести» геометрические фигуры детям 3–4 лет?

Действуем поэтапно

Итак, геометрические фигуры имеют важное значение для развития детей. Чтобы их освоение было успешным, стоит воспользоваться следующими правилами.

  • Знакомство начинаем с простейших фигур (это будут круг, треугольник и квадрат).
  • На начальном этапе лучше, чтобы все фигурки были одного цвета и размера, дабы не отвлекать малыша лишними деталями.
  • Помним о возрасте (в 2 года осваиваем только круг, квадрат и треугольник; к 3 годам добавляем овал, ромб, прямоугольник; к 4 – трапецию, звезду, пяти- или шестиугольники).
  • Обучение должно быть многогранным, чтобы ребенок постоянно закреплял полученные навыки (обводим форму пальцами, учимся находить фигуры вокруг и различать, сортируем их по виду, размеру, создаем и анализируем аппликации, лепим, вырезаем, играем с карточками или лото, закрепляем формы в активных играх).

Начинайте изучение с плоских изображений, постепенно показывая ребенку разницу между плоскостью и объемом, уча сопоставлять объемное геометрическое тело с его плоскостным изображением.

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Совершенствуем и закрепляем

Изучение геометрических фигур для дошкольников ближе к 4 годам должно постоянно усложняться. Например, малыш уже должен научиться различать фигуры по форме и размерам, а также по тем действиям, которые с ними можно производить (катать, складывать в башню). Немного позже он научится сортировать геометрические тела по двум признакам (какие геометрические предметы получится катать, но не получится ставить друг на друга, или какие предметы нельзя покатить, но можно выстроить в башенку).

Закреплять полученные геометрические знания полезно в форме активных игровых занятий, во время которых ребенок должен двигаться по определенной траектории (обойти круг, обползти квадрат, «обпрыгать» треугольник, нарисованные на асфальте). Затем, когда такие игры будут освоены, их усложняют (пройти, держа в руках ложку с мячиком, пробежать, ведя по земле мяч).

Итак, постоянно изучая и закрепляя в интересной игровой форме знания о геометрических фигурах, к 6 годам ребенок уже будет иметь достаточное представление о геометрии, о плоских и объемных предметах, их свойствах. Подробнее об обучении детей основам геометрии читайте в статье «Геометрия для малышей».

Все это поможет ему более полноценно подготовиться к обучению к школе, развить память, пространственное и логическое мышление. Главное – заниматься с ребенком систематически.

Источник

Сценарий познавательно-игрового занятия с дошкольниками «Геометрическая сказка. Как круг и треугольник с квадратом подружились»

Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 115- детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы

Занятия геометрией ребенок 4 года

Предлагаю Вашему вниманию еще одну геометрическую сказку. В ней идет речь об уже знакомых детям фигурах: круге, треугольнике и квадрате. Думаю, она будет понятна и младшим дошкольникам, ее можно использовать в средней группе для закрепления и повторения ранее усвоенного материала. Мне очень нравится эта форма работы, т.к. дети, незаметно для себя, становятся участниками всего сказочного действия. Они сопереживают и помогают героям, а заодно в занимательной форме получают первоначальные геометрические сведения. У каждого ребенка появляется возможность раскрыть творческие способности, проявить фантазию и найти нестандартное решение. Немаловажно, что при этом активизируется речь, словарь обогащается математическими терминами. Все это – залог успешного освоения школьного курса математики.
Думаю, мой материал будет интересен педагогам ДОУ, родителям дошкольников и учителям начальных классов. Более подробно о моей работе с геометрическими сказками можно узнать из статьи «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи», она опубликована в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика», №2 2014 год.
Цель: способствовать обогащению сенсорного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей; стимулировать интерес к получению новых знаний.
Задачи:
— учить узнавать и различать круг, треугольник, квадрат;
— знакомство со свойствами квадрата ;
— учить находить признаки сходства и различия и на этой основе группировать предметы, выделять совокупности предметов, отличных от данной;
— создать условия для реализации творческих возможностей каждого ребенка, научить получать радость от собственных достижений;
— стимулировать речевую активность детей, обогащая активный и пассивный словарь математическими терминами;
— учить работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, способствовать воспитанию добрых и дружеских чувств, развивая умение оценивать свою и чужую работу.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Оборудование: иллюстративный материал к геометрическим сказкам (в печатном или электронном виде); модели круга, квадрата, треугольника; лекала и трафареты, цветные карандаши; наборы раздаточного материала.

Читайте также:  Вес для ребенка 4 года

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель, подзывая детей к себе, предлагает послушать сказку.
2. Воспитатель рассказывает детям сказку, по ходу которой предлагает вопросы и задания.
— Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние фигур.)

Занятия геометрией ребенок 4 года

— Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку.)
— Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так.

Занятия геометрией ребенок 4 года

Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это?

Занятия геометрией ребенок 4 года

А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать:
— На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
— На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся».
— Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться.
— А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
— Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. ( Дети предлагают свои варианты.)

Занятия геометрией ребенок 4 года

— Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик.)
3. Физкультминутка «Круг».
Я вам хвастаться не буду:
Круг встречается повсюду!
Круглолицая луна, в дом с небес глядит она.
Солнце — круг, колечко — круг,
Детский обруч — халахуп.
Колесо машины, мяч, сушки, пряники, калач…
4. Практическая работа детей.
Дети выкладывают из наборов фигур разные домики, объясняют свои рисунки. (В зависимости от уровня подготовки, можно не выкладывать, а вычерчивать при помощи трафаретов и лекал.)

Занятия геометрией ребенок 4 года

5. Итог занятия.
Понравилась ли вам, ребята, сказка? О каких фигурах шла речь? Расскажите эту сказку дома родителям.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий интеллектуального развлечения в подготовительной группе «Путешествие по стране Геометрии»

Конспект НОД в старшей группе

Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы

Игры по математике с детьми 3-4 лет дома

Источник

Конспект занятия по ФЭМП в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

Подготовила: Вискова Лариса Васильевна

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ №117 г.Оренбурга

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цели:Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник.

  • познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с квадратом;

  • познакомить с цифрой 3

  • закрепить понятия «слева», «справа», «посередине»

  • учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: солнце — круг; окно — квадрат; крыша, елочка — треугольник и др.

  • формировать представления о порядковом счете

  • учить детей составлять образ из геометрических фигур; собирать целое из частей

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.

  • вводить в речь детей выражения: «столько же сколько», «поровну»

Воспитательные:

  • воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Методы: наглядный, словесный, игровой, продуктивный.

Приёмы: показ, рассказ воспитателя, педагогическая оценка, упражнения,

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика

Словарная работа: прямоугольник, разноцветные, многоэтажный, поровну, столько же сколько.

Предварительная работа с детьми: решение логических задач, плоскостное конструирование из геометрических фигур, разучивание пальчиковой гимнастики, игры с разрезными картинками.

Предварительная работа воспитателя: подготовка презентации; подготовка призов для детей; изготовление карточек для счета

Раздаточный материал:Д/и «Много, один, ни одного» (карточки для счета), геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); разрезанные на части геометрические фигуры; д/и «выложи из геометрических фигур»; призы-медальки; раскраски – человечки из геометрических фигур.

Демонстрационный материал и оборудование:листочек с волшебными словами, кукла-Умняшка, модули геометрических фигур, обручи, магнитная доска, проектор, слайдовая презентация «Сказка о геометрических фигурах», «волшебная палочка», карточки со схематичным изображением человека в движении, иллюстрации человечков из геометрических фигур; иллюстрация цифры 3.

Читайте также:  У ребенка 4 года красный пупок внутри

Структура занятия:

  1. Организационный момент – хороводная игра

  2. Игровая ситуация – мотивация – приглашение в гости к Умняше в страну геометрических фигур

  3. Игра – разминка

  4. Математическая сказка

  5. Дидактическая игра «Найди свой домик» (динамическая пауза)

  6. Разрезные картинки «Геометрические фигуры»

  7. Зрительная гимнастика

  8. Отгадывание загадки

  9. Пальчиковая гимнастика

  10. Плоскостное конструирование из геометрических фигур

  11. Физкультминутка

  12. Итог занятия

Ход:

Организационно-мотивационный момент

Ребята, сегодня не обычный день, посмотрите к нам пришли ваши родители. Предлагаю с ними поздороваться.

В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!

(Дети: встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)

Ребята, мне сегодня позвонила одна девочка Умняшка, которая живет в волшебной стране геометрических фигур. Она приглашает нас к себе в гости. Она слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята и она очень хочет с вами познакомиться.

А вы хотите познакомиться с Умняшкой? Ну что же отправимся в страну геометрических фигур? (ответы детей) Ребята, у меня есть волшебная палочка, возьмем ее с собой, вдруг она нам пригодится.

Основная часть

— Только я забыла волшебные слова, которые нам помогут попасть туда. А вспомнить мне их поможет игра (задаю вопросы, где ответами являются слова: один, много, два, ни одного.)

(Дети берут карточки: с изображением одной точки, двух точек, множества точек, а также пустая карточка. Дети поднимают необходимую карточку в соответствии с ответом.)

Сколько слонов живет у вас дома?

Сколько рук у мамы?

Сколько волос на голове?

Сколько хвостов у кошки?

Сколько крыльев у рыб?

Сколько ртов у нас на лице?

Сколько глаз у коровы?

Сколько листочков на дереве летом? А зимой?

А сейчас какое время года? (осень)

А вот и один листочек к нам залетел. А на нём волшебные слова.

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем, скажем: «Ах!» И окажемся в гостях (выполняют движения по тексту)

Ой, ребята, где мы оказались? ( В лесу, в сказке и др.)

Мы оказались в волшебной математической стране, в ее геометрическом лесу

— Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь поудобнее. (дети садятся на палас) И так, слушайте сказку.

«В царстве — государстве геометрических фигур жили — были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» — говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, — говорил он, обращаясь к Квадрату, — и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, — отвечал с гордостью Квадрат. — У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? ». Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из — за деревьев. (Давайте посчитаем, сколько было деревьев.(2). Потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » — спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», — предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» — попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, — сказала девочка геометрическим фигурам, — вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, — обратилась девочка к Прямоугольнику, — что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, — скромно ответил Прямоугольник, — просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие). Про какие геометрические фигуры рассказывалось в сказке? (квадрат и прямоугольник). А может кто-то заметил в сказке другие геометрические фигуры? Ответы детей. (солнышко – круг, деревья – треугольники)

Читайте также:  В год 4 зуба у ребенка комаровский

А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть   в игру

«Найди свой домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Ответы детей: Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показать и разложить в обручи большие фигуры. Затем раздать всем детям по одной геометрической фигуре.)

Я возьму свою волшебную палочку:

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, все фигуры в дом беги! (дети-фигуры забегают в свои обручи).

Ой, ребята, смотрите, фигуры рассыпались, помогите их собрать.

Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру» (разрезные картинки). (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)

— Молодцы ребята! Все справились!

Зрительная гимнастика:

«Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали

Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать. (моргают)

Пусть немного отдохнут (закрывают глаза)

И опять моргать начнут (открываю глаза и моргают)

Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот и Умняшка нас встречает.

Давайте поздороваемся. (появляется кукла)

Ребята, мне Умняшка рассказала, что пока мы добирались, в стране геометрических фигур ветер-проказник разбил все окошки в домах, и жители потеряли свои домики. Поможем им вернуться домой. А как? (проблемная ситуация). Дети предлагают варианты.

Сегодня у меня есть волшебная палочка и я вас превращу… Хотите узнать, в кого я вас превращу? Тогда отгадайте загадку:

Ходит он в защитной каске, есть у него кирпич и краски,

Большой построить сможет дом, нам всем уютно будет в нем

(Строитель)

Начинаем превращение…

Ну-ка, палочка волшебная, Поработай-ка скорей,

Преврати-ка ты в строителей Этих маленьких детей

Вот вы и превратились в строителей. Проходите за столы и посмотрите на свои подносы. В них лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольник, прямоугольники, квадраты).

Как вы думаете, что у дома может быть прямоугольным? А что может быть квадратным? А что бывает треугольным у дома? (ответы детей)

С чего мы начнем строить дом? (с этажей) Они какой формы? (прямоугольной)

Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах? Посчитайте. (3) – Значит, сколько этажей будет в доме? (3). Посмотрите на цифру 3, как она пишется, давайте в воздухе пальчиком напишем цифру 3.

А квадратов сколько? (много). Какого цвета? (белого). Ну что, начинаем строить? Но сначала разомнем свои пальчики.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук да тук, тук да тук — раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)

На двери висит замок, (руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

Мы замочек покрутили, покрутили, потянули, постучали и открыли.
(соответственно словам выполняем движения руками)
Отворяем ворота, Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)

Д/и «Выложи из геометрических фигур»

Посмотрите на прямоугольники. Они все одинакового цвета? (нет) Значит они какие? (разноцветные) Все этажи у нас будут разного цвета. Когда много этажей, как такой дом называется? (многоэтажный)

— первый этаж у нас будет не красный и не зеленый. Какой? (желтый)

— второй этаж – не желтый и не зеленый. Какой?  (красный)

— какого цвета будет третий этаж? (зеленый)

Ставим крышу.

Теперь очередь дошла до окон (квадрат).

На первом этаже будет 1 окно. На втором – 2 окна, на третьем – столько же, сколько на первом (1). На каком этаже больше окон? По сколько окон на первом и на третьем этаже? (по 1 окну). А по-другому можно сказать, что их поровну. Повторите.

Сколько домов у нас получилось? (много)

А когда домов много, получается  (город, улица).

Поработали, молодцы, теперь немного отдохнем

Физкультминутка

(Карточки со схематичным изображением человека в движении)

Дети изображают фигуру в соответствии с карточкой.

-Ребята, Умняша благодарит вас за помощь и хочет познакомить вас с жителями волшебной страны. (иллюстрации человечков из геометрических фигур). На какие геометрические фигуры похожи жители это страны? Ответы детей (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

Еще, Умняша дарит вам на память маленькие призы: медальки и раскраски с изображением своих жителей, чтобы вы вспоминали о сегодняшней встрече.

-А нам пора возвращаться в детский сад.

Послушайте волшебные слова:

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем

Вокруг себя повернёмся, закроем глаза и в садик вернёмся.

Итог занятия:

Где мы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас получилось лучше всего? В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Используемая литература:

  1. С.А.Левина, С.И.Тукачева «Физминутки»

  2. Т.В.Калинина, С.В.Николаева, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

  3. И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа»

  4. Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5 лет». Методическое пособие.

  5. С.Жорник «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

  6. Н.В.Лободина «Образовательный процесс. Планирование на каждый день. Средняя группа»

hello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpghello_html_78b1ae1c.jpg

Источник