Занятия для развития самовыражения у ребенка

Занятия для развития самовыражения у ребенка thumbnail

Анна Макарова
Психологические упражнения, игры, психогимнастика как средство развития у детей самоуважения, самовыражения

Конспект части занятия

(Релаксация)

Психологические упражнения, игры психогимнастика – как средство развития

у детей самоуважения, самовыражения, формирования образа «Я»

для детей старшей группы

Мастер-класс

Цели:

— способствовать развитию у детей, самоуважения, самовыражения, формирование положительного образа Я;

— научить детей выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей;

-научить детей контролировать эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности;

— способствовать сплочению детского коллектива;

Материалы и оборудование:

— карточки с изображением цветовых пятен, пуговицы разного цвета.

Современные образовательные технологии:

— здоровьесберегающая,

— игровая,

— личностно – ориентированная.

Предварительная работа:

психогимнастика «Дождь», «Вкусные апельсины»;

психологические упражнения «Лисенок боится», «Холодная вода»;

психологическая игра «Зеркало»

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. А кто мне скажет, что он любит делать больше всего?

Дети: рисовать, гулять, лепить, и играть.

Воспитатель: А со мной поиграете?

Дети: да.

Психологическое упражнение «Круг»

Воспитатель: Хорошо. Только давайте сядем так, чтобы вы все видели меня, а я видела вас. Как же нам сесть? (единственно правильное решение – сесть в круг). Все сели? Все друг друга видят? А теперь поприветствуем друг друга.

Психологическое упражнение «Поздоровайся глазами»

Воспитатель: Я поздороваюсь с Марианной, она с Ромой и так дальше по кругу, все поприветствуем друг друга.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Психогимнастика «Путешествие в осенний лес»

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы идем по осеннему лесу. Что вы слышите?

Дети: Шелест листьев, шум ветра, эхо, кто- то наступил на веточку, прыгает заяц, быстро бежит лиса….

Воспитатель: Какое настроение у вас после прогулки по лесу?

Дети: Радостное, веселое, праздничное.

Психологическое упражнение «Послушай сердечко»

Воспитатель: И у меня очень радостное настроение, даже сердце радостно бьется. А ваши сердца бьются радостно? Приложите руку к груди и послушайте. А теперь послушайте, как бьется сердце у вашего друга.

Психологическая игра: «Храбрый заяц»

Воспитатель: я хочу вам рассказать о храбром зайце, который живет в нашем лесу. Он очень храбрый, не боится никого, он часто вскакивает на пенек и кричит на весь лес «Я самый хороший». Кто хочет превратиться в храброго зайца?

Дети по очереди становятся на стул и произносят фразу с разной громкостью, шепотом, громче, криком.

Психологическая игра: «Конкурс хвастунов»

Воспитатель: У нашего храброго зайца есть знакомая лиса,она очень любит хвастаться: «У меня самая красивая шубка, у меня самый длинный хвост, я лучше всех умею ловить мышей!» Ребята, а вы умеете делать что-нибудь лучше всех?

Дети:

Я лучше всех танцую.

Я лучше всех ловлю рыбу.

Я лучше все бегаю.

(Каждый ребенок называет своё любимое занятие. По желанию детей игра повторяется).

Воспитатель: Как хорошо вы умеете дружить, играть. А ладошки ваши умеют дружить?

Психологическое упражнение: «Ладонь к ладони»

Ребенок прижимает ладошки к ладошкам другого ребенка и они передвигаются по группе в хаотичном порядке, главное- не отрывать ладони.

Психологическая игра «Поменяйся пуговицами»

Осень раскрасила листья разными цветами, как настоящая художница, и мы превратимся в художников и нарисуем осенние цветы, но не красками, а пуговицами. У каждого из вас есть схема цветка, нудно по этой схеме выложить разноцветные пуговицы. Если у вас не хватает пуговицы определенного цвета, необходимо попросить ее у друга. «У меня есть красная пуговица, давай меняться на синюю?» или «Я могу предложить тебе пуговицу зеленого цвета, а мне нужна оранжевая, пожалуйста»

Дети выполняют задание, педагог помогает им, если возникают трудности в общении, дети при желании обмениваются схемами и продолжают игру.

Воспитатель: Сегодня вы были храбрыми, смелыми, радовались, хвастались, рисовали пуговицами, вам понравилось?

Дети: Да

Воспитатель: И мне понравилось играть с вами! В следующий раз мы с вами поиграем в другие, не менее интересные, игры.

Источник

Занятия, которые укрепляют у детей уверенность в себе

Рейтинг
20

Игры и занятия, с помощью которых родители могут помочь ребенку развить его уверенность в себе

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети лучше всего развивают новые навыки через игровую деятельность. Игры также могут помочь им укрепить уверенность в себе. Рассмотрим несколько простых, но эффективных занятий для укрепления уверенности в себе.

1. Достижения в этом году

Чтобы развить уверенность в себе, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах. Данное занятие предполагает, что ребенок должен вспомнить все, чего он достиг за последний год. Такое упражнение хорошо выполнять в канун Нового года.

Вам потребуются:

  • бумага и ручка.

Как выполнять:

  • дайте ребенку лист бумаги и ручку;
  • предложите ему за 15 минут составить список всех достижений за последний год – как больших, так и маленьких;
  • когда ребенок составит список, предложите ему прочитать его вслух с чувством гордости;
  • если у вас несколько детей, они могут выполнить это упражнение вместе. Посоветуйте каждому ребенку подписать свой список;
  • сложите все списки в вазу или чашу, перемешайте и предложите каждому ребенку наугад вытянуть чей-то список;
  • задача детей – прочитать списки достижений друг друга. Остальные дети хвалят автора списка.

2. Волшебная коробка

Это творческий способ развития уверенности в себе и повышения самооценки.

Вам понадобятся:

  • картонная коробка;
  • зеркало.

Как выполнять:

  • соорудите «волшебную коробку»: положите на ее дно зеркало так, чтобы каждый, кто в нее заглядывает, видел свое отражение;
  • поставьте волшебную коробку перед ребенком. Спросите его: «Как ты думаешь, кто самый особенный человек в мире?
  • дождитесь ответа ребенка и скажите, что волшебная коробка даст ему ответ на этот вопрос;
  • спросите ребенка, что он ожидает увидеть в коробке, и позвольте ему заглянуть внутрь.
Читайте также:  Как понять если ребенок отстает в развитии

После этого спросите ребенка, что он чувствует после того, как заглянул в коробку. Ребенок может сказать, что он понял, что каждый человек уникален и в чем-то талантлив.

3. Организованность

Это занятие направлено на то, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на своих целях и спланировать их достижение.

Вам понадобятся:

  • лист бумаги;
  • карандаш;
  • линейка.

Как выполнять:

  • определите, на какой период вы хотите спланировать дела – на день, неделю или месяц;
  • нарисуйте таблицу, состояшую из четырех столбцов: предмет, задача, текущая дата, дата выполнения;
  • повесьте таблицу на дверцу холодильника или на стену в детской комнате;
  • заполняйте таблицу каждый раз, когда у ребенка появляется задача с крайним сроком выполнения;
  • отмечайте выполнение задач.

Такие списки позволяют ребенку контролировать выполнение задач и их сроки. Ребенок получит от этого большее удовольствие, если вы придумаете для него символическое вознаграждение за достижения.

4. Не откладывайте дела на потом

Когда вы не уверены, что сможете сделать что-то хорошо, то склонны откладывать это. Но чем дольше вы откладываете, тем больше появляется сомнений в успешном исходе дела.

Вам понадобятся:

  • лист бумаги;
  • карандаш;
  • линейка.

Как выполнять:

  • это занятие можно использовать для того, чтобы корректировать цели ребенка или даже в его привычки;
  • нарисуйте таблицу, состоящую из двух столбцов: «изменения, которых я хочу достичь» и «что для этого нужно сделать»;
  • предложите ребенку записать желаемые изменения и шаги, которые ему для этого необходимо предпринять. Затем помогите ребенку выполнить эти шаги, когда это будет возможно.

5. Одна буква, разные слова

Эта веселая игра позволит ребенку находить в себе положительные качества. В нее могут играть двое и больше людей.

Вам необходимы:

  • пространство и время для игры.

Как выполнять:

  • один участник говорит: «Начали». Второй мысленно произносит буквы алфавита. Когда первый участник говорит: «Стоп!», второй произносит букву, на которой он остановился;
  • после этого ребенок должен придумать как можно больше положительных слов о себе, которые начинаются на эту букву.

Эта простая игра подталкивает ребенка к тому, чтобы находить в себе положительные качества. Это, в свою очередь, укрепляет его самооценку.

6. Движения под музыку

Танцы – очень веселое занятие. Но некоторые дети застенчивы, а некоторые не хотят танцевать, потому что считают, что не умеют. Движения под музыку могут изменить такую установку ребенка.

Вам понадобятся:

  • запись детской музыки;
  • импровизированный танцпол или просто безопасное место для танцев.

Как выполнять:

  • включите музыку;
  • попросите ребенка выйти на танцпол и просто подвигаться в такт музыке;
  • неважно, как танцует ребенок и выглядит ли он при этом глупо. Даже если он просто захочет попрыгать – позвольте ему это сделать.

Помните, что ваша цель – пригласить ребенка на танцпол и предложить ему подвигаться. Даже если это займет всего пару минут, похвалите его за то, что он сделал это, несмотря на свои страхи.

7. Проявляйте творчество

Еще один способ развить уверенность ребенка в себе – предложить ему заняться творчеством. Например, это может быть упражнение с повествованием.

Вам потребуется:

  • достаточное пространство для игры.

Как выполнять:

  • позвольте ребенку выбрать тему для истории;
  • предложите ребенку придумать начало. Если это будет для него слишком сложно, начните историю сами и предложите ребенку продолжить;
  • поощряйте творческий подход ребенка, посоветуйте ему проявить воображение, чтобы сочинить историю на свой лад. Объясните, что история не обязательно должна быть реалистичной, потому что это его собственная история, поэтому он может развивать сюжет по своему усмотрению.

Независимо от того, какую историю сочинит ребенок, оцените по достоинству его усилия. Это занятие даст вам понять образ мышления ребенка.

Кроме того, для развития уверенности ребенка в себе хорошо подойдут ролевые игры, выполнение заданий на время и игры на сплочение. Тем не менее, ребенок не станет уверенным в себе за короткое время. Это длительная работа, требующая и от вас, и от ребенка терпения и времени. Так вы сможете добиться желаемых результатов.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
02.07.2018

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Читайте также:  Развитие грудного ребенка и массаж

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

Читайте также:  Проблема социально коммуникативного развития ребенка

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник