Занятия бегом ребенок 5 лет

В России набирают популярность детские забеги: практически на любом старте, помимо стандартных взрослых дистанций, организаторы устраивают и детские соревнования. Как правило, это бег от 300 до 2000 метров. Подобный формат создан для любителей бега, которые могут участвовать в соревнованиях всей семьёй. Массовые старты дают возможность детям и их родителям понять – могут ли  занятия лёгкой атлетикой стать их желанным выбором.

О том, с какого возраста можно начинать бегать, как должна проводиться подготовка юных бегунов и как действовать тем, кто хочет отдать своего ребёнка в спортивную школу по лёгкой атлетике, мы пообщались с главным тренером сборной России по лёгкой атлетике Юрием Борзаковским.

С какого возраста дети могут начинать бегать

По федеральным стандартам ребёнок может начинать занятия легкой атлетикой с 9 лет – именно с этого возраста зачисляют в спортивную школу. Но жизнь круто изменилась, и сейчас дети проявляют интерес к бегу намного раньше. Этому способствуют и сами родители, которые активно принимают участие в массовых любительских забегах, и пропаганда здорового образа жизни.

Поэтому сейчас не редкость встретить в парке бегущего малыша вместе с папой или мамой. А организаторы марафонов готовы регистрировать на забеги детей с 6-ти лет.

Подпишитесь на «Марафонец» в Telegram.
Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

Дистанции на детских забегах варьируются от 300 м до 2 км. В подготовке юного атлета не требуется специальная программа. Дети обычно активны в этом возрасте и много времени проводят на улице и на детских площадках, где тратят энергию и силы. Сами пробежки могут занимать от 200 метров до 1 км, лучше, чтобы это были игры в «догонялки» или различные эстафеты. И грамотный тренер или родитель так и делает.

Иногда можно использовать 5-минутный бег для разминки. Но! Не нужно заставлять ребёнка бегать несоизмеримые для его возраста длинные дистанции. Это не приведёт ни к чему хорошему, а попросту отобьёт желание к бегу. Поэтому делаем нагрузки интересными и увлекательными! Тогда ребёнок с желанием будет проводить время и с радостью идти на любую тренировку.

Не нужно ни в коем случае ставить ребёнку темповые задачи. Ребёнок должен сам ощущать, как ему бежать и с какой скоростью. Перед забегом ребёнку необходимо показать всю дистанцию, которую предстоит бежать, сравнив её с чем-то знакомым. Например: «Помнишь, как мы бежали от зоопарка до озера? Тут бежать столько же! Ты пробегал эту дистанцию неоднократно». Естественно визуальный контроль за состоянием цвета кожного покрова и утомляемостью ребёнка никто не отменял.

Какое количество тренировок будет безопасным для ребёнка

Ребёнку до 10 лет оптимально бегать три-четыре раза в неделю, не забывая, что он ещё резвится во дворе на детской площадке и посещает уроки физкультуры в школе. Километраж – по желанию, но не больше 3 км. Не стоит заставлять ребёнка бегать, если он сам этого не хочет.

Про длинные дистанции и тем более про полумарафоны и марафоны можно думать после 18 лет. Ведь это не просто испытание для мышц и беговой подготовки, но и огромная нагрузка на весь организм! Только подготовленному атлету стоит выходить на данную дистанцию.

Нельзя ни в коем случае грузить маленького ребёнка длительными тренировками. Для одного кросс в 5 км – обычная дистанция, так как он посещает спортивную школу по фигурному катанию или лыжам, а для другого это расстояние будет мучением.

Конечно, примером в беге могут стать и родители. Начните бегать по выходным небольшие расстояния в парке или по интересным местам в вашем городе. Найдите единомышленников. После регулярных совместных пробежек появятся силы и желание участвовать в массовых забегах. Тем более, что сейчас это не просто пробеги, а радостные спортивные события с заслуженной медалью на финише, независимо от занятого места. А все дети любят поощрение и похвалу.

Как питаться и правильно выбирать экипировку

Взрослые хорошо знают, что от качества питания зависят спортивные успехи. А вот детям пока ещё сложно ориентироваться самостоятельно в большом количестве продуктовых соблазнов. Поэтому родители должны регулировать употребление неполезных продуктов питания. Конечно, речь идёт о газировках, чипсах, промышленных сладостях и другом фаст-фуде. Чем меньше ребёнок употребляет подобного питания, тем лучше.

Несомненно, родители должны быть примером для своих детей. В юном возрасте вся информация поступает из семьи, затем из школы.

Чем больше в рационе ребёнка будет зелени и овощей, тем здоровее он будет. Не забываем о сезонных фруктах, достаточном количестве белка, которое необходимо получать из нежирных сортов мяса и рыбы. Молочные продукты, если они хорошо усваиваются у ребёнка и не являются аллергенами, также полезно включать в питание детей. Только обращайте внимание на количество сахара в различных йогуртах и творожных продуктах. Лучше выбирать натуральные продукты.  

Помните и о питьевом режиме: ребёнку полезнее пить негазированную воду, и она должна быть всегда в доступе, можно пить домашние компоты и морсы.

Допускается в питании ребёнка использовать и добавки в виде витаминов. Детям, проживающим в северных районах нашей страны, особенно необходим витамин D и омега-3. Проконсультируйтесь с вашим врачом о дозировке препаратов, прежде чем давать их ребёнку.

Поговорим об экипировке для занятия бегом. Если ребёнок занимается в закрытом манеже стадиона, то для помещения будет достаточным надеть шорты и футболку из ткани, которая хорошо отводит влагу и охлаждает.

На улицу, особенно в зимнее время года, так же, как и взрослому, ребёнку нужно надевать два слоя: термобельё и такую экипировку, которая бы обеспечила не только отведение влаги, но и терморегуляцию. Шапку нужно надевать не шерстяную, а на флисе. Обязательно флисовые перчатки. Кроссовки могут быть летними, а носки просто тёплыми и высокими, не шерстяными.

Бегать детям в сильный мороз (ниже 10 градусов) или метель и гололёд – не нужно. И после пробежки сразу уходить в тёплое место и переодеваться в сухую одежду.

Не стоит сразу покупать много дорогой и брендированной одежды. Для ребёнка главное – комфорт при занятиях и безопасность материала, из которого сшит спортивный костюм.

Индустрия моды тоже заинтересована в новых молодых бегунах. Ведь это возможность продать больше кроссовок и спортивных костюмов. И конечно, мировые бренды обещают каждому ребёнку стать чемпионом именно в их экипировке.

Что касается кроссовок, то в случае с детьми важно смотреть не на различные навороты типа встроенного геля, амортизатора или датчика блютус с автоматической записью бегового трека, а именно на удобство и безопасность. Если позволяют финансы, то беговую обувь нужно покупать у проверенных производителей.

Обязательно нужно приходить в магазин с ребёнком и опытным путём подбирать подходящую колодку. 

Как определить предрасположенность ребёнка к бегу

Профессиональные спортсмены и опытные тренеры уверены, что предрасположенность к бегу есть у каждого ребёнка.

Если желание ребёнка бегать стало больше, чем просто принимать участие в массовых забегах, и его возраст подходящий (9 лет), то есть смысл задуматься о поступлении в спортивную школу по лёгкой атлетике.

В любой секции или в любой спортивной школе перед зачислением или первой просмотровой тренировкой вас попросят принести справку от врача с формулировкой «допущен к занятиям физической культурой». В некоторых секциях, где требуется значительная выносливость для ребёнка, просят справки с конкретной формулировкой. Подобные справки просят и организаторы массовых детских забегов.

Справки о пригодности к занятиям в спортшколе выдают только после сдачи ряда анализов, а также ЭКГ с нагрузкой.

Справка на забег и марафон: как сделать, зачем нужна, образец

Выбрать направление в лёгкой атлетике можно только с 13 лет. Ваш тренер увидит ваши способности и порекомендует нужный путь. Также с этого возраста есть смысл определяться: стайер ваш ребёнок или спринтер. В этом тоже поможет разобраться опытный тренер. Считается, что выносливость можно развить и накопить, а спринтерскую скорость преобразить. Спринт либо есть, либо его нет. Но каждый стайер в любом случае должен поддерживать свои скоростные качества.

Однако существуют и медицинские противопоказания к занятиям в спортшколе по лёгкой атлетике, например, плохое зрение и прогрессирующее его ухудшение. Также отказать в зачислении в спортивную школу могут в случае невыполнения спортивных нормативов, соответствующих возрасту и выбранной направленности.

Как подготовить ребёнка к бегу

  • быть ему примером;
  • приобрести удобную обувь и экипировку;
  • проводить весёлые занятия и эстафеты;
  • поощрять любые успехи.

Сколько стоит отдать ребёнка в лёгкую атлетику

Как правило, спортивные школы по лёгкой атлетике бесплатны для детей. Да и в целом, лёгкая атлетика считается одним из самых недорогих видов спорта: экипировку для ребёнка можно подобрать в ценовом диапазоне от 3 тысяч рублей, включая кроссовки.

В крупных городах можно ходить в частные беговые школы или клубы. В среднем, индивидуальное занятие с тренером может стоить от 800 до 1500 рублей. Разовое посещение групповых занятий ребёнку обойдётся от 250 до 500 рублей.

Как попасть в спортивную школу по лёгкой атлетике

  • ребёнку должно быть не менее 9 лет;
  • он должен любить бег;
  • нужно прийти на просмотр;
  • нужно посетить врача и убедиться, что нет противопоказаний;
  • должен быть настрой на тренировочный режим.

Где можно бегать с ребёнком, если вы не планируете идти в большой спорт

Разумеется, начать бегать можно в ближайшем парке или стадионе в вашем городе. Если вам нужна компания и вдохновение на пробежку, то, возможно, в вашем городе есть parkrun – бесплатные утренние парковые пробежки по субботам. Посмотреть, есть ли ваш город в списке этих пробежек, можно на сайте parkrun.ru.

Что такое parkrun: история, правила, клубы, система штрихкодов

Зарегистрировать ребёнка для участия в забегах parkrun можно с 4 лет. Но важно, что ребёнок до 14 лет на протяжении всей дистанции должен бежать в сопровождении взрослого. Если в вашем городе нет таких забегов – вы можете сами стать его создателем.

Каждый год во всех городах нашей страны проводится Кросс нации, в котором также любой ребёнок можно бесплатно принять участие и пробежать дистанцию, подходящую ему по возрасту. На Кросс нации регистрируют с 6 лет.

Если вы живёте в небольшом городе и у вас нет беговой школы или парковых пробежек, вы можете организовать всё сами. Нет ничего лучше, чем собственным примером показывать пользу и прелесть бега.

Источник

Елена Сивакова
Методика проведения оздоровительного бега для детей старшего дошкольного возраста

Оздоровительный бега должна соответствовать возможностям организма детей. Поэтому пробежки целесообразно проводить не менее 2-ух раз в неделю заместо утренней гимеастики. В теплое время они проводятся на улице в самом начале прогулки, а в холодное время в конце.

При использовании бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Дети 5-6 лет с высоким и средним уровнем активности пробегают 2 круга (в среднем 500 метров, малоподвижные дети — один круг. Дети 6-7 лет с высоким уровнями активности пробегают в среднем 3-4 круга, а малоподвижные дети 2 круга.

Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого необходимо провести упражнения стоя на расслабление мышц.

Во время бегаинструктор обязан помнить:

При выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей.

Бег должен приносить детям радость.

Нужно у детей формировать чувство скорости в беге, определённый темп.

После оздоровительного бега воспитатель не должен забывать об использовании упражнений на расслабление и восстановление дыхания.

В зимнее время года желательно продолжать бег, но при этом учитывать форму детей и дистанцию, которая значительно сокращается (от 250 до 500 метров).Чтобы с пользой заниматься оздоровительным бегом, необходимо знать методики проведения занятий и уметь их грамотно применять, учитывая возраст, состояние здоровья и способности детей.

Нельзя, заниматься бегом детям при тяжелых заболеваниях, бронхиальной астме, острых болезнях желудка и инфекционных заболеваниях в стадии обострения. Если противопоказаний нет, то можно приступить.

Занятия оздоровительнымбегом состоит из трех частей:

1. Подготовительная.

2. Основная.

3. Заключительная.

В подготовительной части решаются две задачи:

— настроить детей позитивно перед оздоровительным бегом;

проведение правильной разминки. Разминка нужна для того, чтобы быстрее включить организм в работу, активизировать физическое состояние, подготовить к занятию все тело.

Разминку нужно начинать с ходьбы, затем выполнить несколько ОРУ для того, чтобы разогреть мышцы В разминку можно включить наклоны и повороты.Также выполняются упражнения для стоп и голеностопных суставов: ходьба на пятках, на носках, вращение в голеностопных суставах, можно использовать стрейчинг. Завершается разминка легкой пробежкой, затем выполняются упражнения на восстановления дыхания.

В основной части:

1. После оздоровительного бега ребенок должен выполнить упражнения на восстановления дыхания. Дети должны испытывать радость, а не усталость.

2. занятия проводятся в медленном темпе. При быстром темпе могут активизироваться менее экономичные процессы, иначе это приведет к утомлению. Должен сохраниться ровный темп бега. Если ребенок хочет бежать быстрее, то это делается постепенно.

В заключительной части оздоровительного бега дети должны быть немного утомлены. Признаки этого будут — частое дыхание, потоотделение, неустойчивое внимание. Обязательно фиксируйте эти признаки т. к. это поможет продиагностировать пробежку и избежать ухудшения состояния ребенка

Источник

Страница 3 из 7

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60—100 м), бег на средние дистанции (400—1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег.

Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трус­цой), применяющийся в оздоровительных целях.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного воз­раста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокой­ном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отли­чаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть сто­пы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При от­талкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в сто­роны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не по­ворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного по­ворота туловища.

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обу­чения некоторым элементам техники, навыкам правильного ко­ординированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. При­мерная продолжительность непрерывного бега возрастает по­степенно с 10—15 с в младших группах до 35—40 с в старших (повторяется 2—4 раза с перерывами). Для детей 6—7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают эле­ментами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег на носках.Ногу следует ставить на переднюю    часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен.Бежать поднимая сог­нутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мяг­ким, эластичным и в то же время достаточно энергичным дви­жением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначи­тельным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом.Делать широкие шаги, увеличивая тол­чок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги.Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (ста­раться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег окрестным шагом.Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками.Выполняется энергично, широким размаши­стым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высо­ким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10—20 с). Как правило, эти виды бега повто­ряются 2—3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10—12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры — линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части сто­пы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи разверну­ты, не напряжены, смотреть вперед.

Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика — 5—8 с. Од­нако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4—5 раз.

Медленный бег за последнее время завоевал большую попу­лярность, в основном как средство развития общей выносливо­сти, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не уско­рять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать корот­кие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в лок­тях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе используется в сочетании с други­ми движениями. Главная задача при обучении этому виду бе­га— научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соот­ветствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь бы­стро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направле­ния. В переменном темпе можно предлагать разные упраж­нения.

Челночный бег.Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и часты­ми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп бо­лее частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохра­нить равновесие. Движения рук естественные, помогающие дви­жению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в об­руч, перепрыгиванием, прыжком вверх.Здесь надо уметь замед­лять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Бег в разных естественных условияхразвивает умение при­менить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бе­га по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных уси­лий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для де­тей условия, подбирая разные их сочетания, надо способство­вать развитию столь нужного в жизни умения — использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями по­верхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, ту­ловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, ту­ловище несколько отклонено назад.

При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стог пы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.

Источник