Занятие скрипкой ребенку 4 года

Занятие скрипкой ребенку 4 года thumbnail

В последние десятилетия во всем мире резко
вырос интерес к раннему развитию детей. Новейшие
исследования в области психологии и педагогики
раскрыли определяющую роль раннего периода в
общем развитии ребенка. Музыкальный язык,
освоенный в этом возрасте, становится родным
наряду с речью, которой ребенок интенсивно
овладевает именно в первые годы жизни. Поэтому
раннее развитие детей на музыкальной основе
целесообразно начинать как можно раньше. В
Японии, к примеру, применяются методики
музыкального развития детей с двухлетнего
возраста, что позволяет детям уже в пять лет
играть на скрипке собственные импровизации.
Прием детей в российские музыкальные школы, в
основном, проводится с пяти-шести лет. Обучение
детей с трехлетнего возраста в настоящее время
начинается редко, хотя потребность в этом
становится все более необходимой. Важно также
учитывать последние тенденции в политике нашего
государства в отношении материнского капитала,
который может быть израсходован и на образование
ребенка. Можно прогнозировать рост рождаемости и
будущую возрастающую потребность в занятиях по
раннему музыкальному развитию детей.

В трех-четырехлетнем возрасте деятельность
ребенка очень разнообразна, это время овладения
навыками элементарного труда и учения. Ребенок
любит рисовать, танцевать, фантазировать, играть
со сверстниками. Он во всем подражает
деятельности взрослых, с радостью участвует в
сюжетно — ролевых играх.

Существует очень много разных методов и
способов работы с малышами, но их выбор зависит
от возможности ребенка. Для педагога-музыканта
главной задачей является приобщение детей к миру
музыки через мир сказок, что способствует их
общему гармоничному развитию, создает
возможность для творческого развития, а также
решает проблему выявления ранней
профессиональной ориентации музыкально
одаренных детей.

В статье я хотела бы поделиться своим
педагогическим опытом работы с малышами —
скрипачами.

Порог вашего класса переступил малыш, которому
три или четыре года. Он в ожидании чуда
прикосновения к волшебному миру музыки! Вместе с
мамой, которая присутствует на всех уроках,
ребенок будет музыкально развиваться. Это и
повышение интереса к музыке, накопление
музыкальных впечатлений, первоначальное
знакомство с музыкальной грамотой. Урок включает
обучение игре на инструменте, слушание музыки,
пение, развитие слуха и ритма. Этот принцип
построения урока сложен, но интересен.
Использование различных форм работы на уроке
способствует активности восприятия ребенка, что
в итоге скажется на его эмоциональном тонусе.

Итак, как же педагогу правильно подойти к этой
непростой задаче? С чего начинать обучение?

Окружающий нас мир полон звуков, красок,
запахов. Известно, что ребенок познает мир
чувственным образом: глазами, руками, пробует на
вкус. В возрасте трех — четырех лет у детей
начинает развиваться способность к замещению
образного мышления и воображения. В этот период
героями историй становятся не только реальные
персонажи, но и обыкновенная линия, музыкальный
звук, пальчики, скрипка. Играя таким образом с
малышом, педагог может одушевлять любой
персонаж, что значительно ускоряет процесс
познания. Можно говорить своим ученикам, что
«скрипочка скучала», «плачет», «обиделась»,
«радуется». Детям будет интересно узнать, что
пальчики — это «детки в песочнице», а большой
палец — это «воспитательница», которая следит
за их игрой.

Чем больше забавных и увлекательных историй на
уроке, тем лучше идет процесс усвоения в такой
сложной работе, как обучение юного скрипача.
Важно создать ситуацию, при которой ребенок
подключает свой эмоциональный и чувствительный
опыт: «Я чувствую — я представляю. Я воображаю — я
творю».

На первом этапе развития дети охотно играют
маленькие песенки, которые были разучены ранее
со словами. Детское мышление образное, а значит
наглядное (зрительное, слуховое). Детей
привлекают сказочные сюжеты, они с удовольствием
фантазируют и изобретают. Музыкальное мышление
подчинено словесному образу. Стихотворный текст
в сочетании с музыкальной интонацией помогает
лучше понять инструментальное произведение,
освоить метроритм, музыкальную фразировку.
Работа ученика становится творческой. Часто
педагог предлагает ученику придумать свой текст,
создать свой музыкальный образ. Так обучение на
скрипке начинает приобретать развивающий,
целостный характер.

Очень важный момент в развитии чувственного
аппарата маленького ребенка и образных форм
познания — это рисование. «Именно рисование
предоставляет ребенку этого возраста легко
выразить то, что им владеет» — писал Л.С.
Выготский. К каждой песенке малыш с мамой делают
рисунок. Например, к песенке «Как у нашего кота»
рисуют котика, «Гриб Боровик» — гриб и так далее.
Когда накапливается несколько рисунков,
составляем сказку с проигрыванием песенок на
разных инструментах — металлофоне, фортепиано,
ксилофоне, скрипочке, бубне. Игра обязательно
должна сопровождаться пением.

В период начальной постановки игрового
аппарата большую роль для маленького ребенка
играют упражнения, которые можно сопровождать
стихами, сказками.

Упражнение для левой руки «Мальчик-с-пальчик»:
на большой пальчик по очереди ставятся
(«кланяются») подушечками большой,
указательный, средний, безымянный пальчики и
мизинец. При этом читаются стихи:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.

Упражнение сначала можно разучить на столе. В
дальнейшем оно выполняется на разных струнах
инструмента.

Упражнение «Дятел» исполняется на верхней
деке скрипочки — постукивание подушечками
пальчиков одновременное со стихами:

Дятел жил в лесу густом,
Сук долбил как долотом.
Деловит был и красив,
И ничуть был не ленив.

Упражнение для правой руки «Теремок» (в сказке
«Теремок» персонажи живут на разных этажах и к
ним можно ходить в гости):

  • на первом этаже (струна МИ) живет Комар — пискун
    (локоток самый низкий),
  • на втором этаже (струна ЛЯ) — Лягушка — квакушка
    (локоток перешел на уровень повыше),
  • на третьем (струна СОЛЬ) живет Лисичка —
    сестричка (еще выше, на четвертом самый высокий
    локоток).
Читайте также:  Икание ребенка 4 года

Это же упражнение можно выполнять со смычком,
положив серединой на струну, «погулять по
этажам». Локоток левой руки также может
«погулять по этажам». Вторым пальчиком
прикоснуться к струне и локоток переносит этот
пальчик с «этажа» на «этаж». Интереснее для
малыша, когда пальчик ходит по «этажам»
вразброс, например, ЛЯ — СОЛЬ, РЕ — МИ. На
начальном этапе обучения — игре на пустых
струнах щипком (пиццикато) — важно малышу
рассказать и показать, что кисть вместе с локтем
(!) переходит со струны на струну.

В моем классе малыши учатся читать ноты
естественно. По моему мнению, знакомство с нотами
можно начинаться не только на нотоносце и бумаге,
а также на клавиатуре фортепиано, струнах
скрипки, пластинах ксилофона или металлофона. В
период изучения нотной грамоты я использую
цветные нотки. В практике некоторых педагогов
используются

разные способы изучения нот. Например, ноты
окрашивают в цветовую гамму радуги: До — красный,
Ре — оранжевый, Ми — желтый, Фа — зеленый, Соль —
голубой, Ля — синий, Си — фиолетовый. Я же взяла за
основу цвета обмотки струн на скрипке: Ми —
красный, Ля — синий, Ре — зеленый, Соль —
коричневый (желтый), а Фа — фиолетовый, Си (как
апельсин) — оранжевый, До — золотой (главная
нота). Из цветного картона я вырезаю нотки, рисую
на альбомном листе большой нотный стан —
«домик» для нот. Вместе с ребенком мы начинаем
расселять «жильцов» — нотки. Лучше всего
сделать по несколько одинаковых по цвету
кружочков, складывая их в «волшебную»
коробочку. Малыш находит изучаемую нотку или
несколько одинаковых и выкладывает их на нужный
» этаж» или «окошко» на нотном стане. Затем мы
играем эту ноту на скрипке (начинаем с пустых
струн), находим на клавиатуре фортепиано, поем
эту ноту вместе (!), потом играем на металлофоне
или ксилофоне. Чтобы малышу было проще
ориентироваться на клавиатуре, можно цветные
нотки класть на клавиши, наклеить на пластины
ксилофона. Так малыш без особого труда находит
нужные нотки и с удовольствием играет на
инструментах разучиваемые песенки. Для меня это
наиболее удобный и естественный способ
приобщения детей к нотной грамоте.

В процессе занятий обучения игре на скрипке в
неразрывном единстве решаются общеразвивающие,
обучающие, воспитательные задачи раннего
развития ребенка. Здесь учитываются его
возрастные особенности, происходит развитие
эмоциональной отзывчивости. Такие
комбинированные уроки способствуют развитию
певческих навыков, музыкального слуха, чувства
ритма, музыкальной памяти, музыкально —
ритмических движений. Создание интереса к
инструменту и формирование способности к
музицированию способствуют ранней
профессиональной ориентации будущих юных
музыкантов, что отвечает возрастающим
требованиям современного музыкального мира.

Список литературы.

  1. Г. Мищенко. Методика обучения игры на скрипке.
    С.-Пб, 2009
  2. И. Игнатова. Раннее развитие детей 3-4-х лет на
    музыкальной основе. С.-Пб, 2008
  3. Н. Люшкина, А.Хохлова. Веселый скрипач.
    Екатеринбург, 2002
  4. В. Якубовская. Вверх по ступенькам. Издательство
    «Музыка», 1981
  5. Т. Юдовина — Гальперина За роялем без слез.
    Предприятие Санкт-Петербургского Союза
    художников, 1996
  6. Н.Соколова Малышам — скрипачам

Источник

Преподаватели

Посмотрите, каких результатов вы можете добиться

Обучение детей скрипке — не только возможность приобщить малышей к возвышенному миру музыки, но и выгодная инвестиция в их будущее. Профессиональные скрипачи, которые выступают с гастролями и дают частные уроки, — состоявшиеся люди.

Обучение детей игре на скрипке всегда будет востребованной услугой. Но даже если вы не смотрите так далеко в будущее, уроки музыки в любом случае пойдут ребенку на пользу. Они развивают многие качества, которые пригодятся ребенку в жизни:

  • творческое мышление;
  • эстетический вкус;
  • ответственность и усидчивость;
  • развитие мелкой моторики.

Также обучение маленьких детей скрипке учит их держать правильную осанку и интуитивно принимать красивые позы. Маленьких музыкантов видно издалека — они утонченны, грациозны и аккуратны.

Когда начинать?

Блистательный скрипач и успешный ментор Шиничи Судзуки утверждает, что ребенка можно учить играть с трех лет.  Уже в этом возрасте закладываются навыки, необходимые для развития юного Паганини.

Но большинство отечественных преподавателей и медиков сходятся во мнении, что знакомить ребенка с инструментом желательно чуть позже, с пяти лет. Очень важно, чтобы родители были максимально вовлечены в процесс и искренне поддерживали малыша, ведь музицирование — куда более сложное хобби, чем складывание пазлов или конструкторов.

В нашей школе игры на скрипке родители всегда могут проконтролировать процесс обучения, узнать у преподавателей об успехах ребенка. Оценить качество проведения занятий можно на пробном уроке. Скрипка для начинающих музыкантов — детей одаренных и талантливых — вот рецепт счастья счастливого детства. 

Наша школа — лучший выбор в плане обучения детей игре на скрипке в Москве. Мы будем рады видеть вашего ребенка в числе наших учеников — будущих виртуозов!

Индивидуальные курсы

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

600 руб.

1 занятие = 600

Абонемент Rubato

Посещения в свободном графике

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

1788 руб.

8 занятий = 14 300

Абонемент Presto

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1410 руб.

48 занятий = 67 680

Абонемент Vivo

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1470 руб.

24 занятий = 35 280

Абонемент Accelerando

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1530 руб.

12 занятий = 18 360

Абонемент Allegro

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

1617 руб.

8 занятий = 12 930

Абонемент Adagio

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

1725 руб.

4 занятия = 6 900

Абонемент Uno

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1900 руб.

1 занятие = 1 900

Читайте также:  Питание ребенка в 1 год 4 месяца комаровский

Источник

«Уроки скрипки начального этапа обучения

в подготовительном классе»

В последние десятилетия во всем мире резко вырос интерес к раннему развитию детей. Новейшие исследования в области психологии и педагогики раскрыли определяющую роль раннего периода в общем развитии ребенка. Музыкальный язык, освоенный в этом возрасте, становится родным наряду с речью, которой ребенок интенсивно овладевает именно в первые годы жизни. Поэтому раннее развитие детей на музыкальной основе целесообразно начинать как можно раньше. В Японии, к примеру, применяются методики музыкального развития детей с двухлетнего возраста, что позволяет детям уже в пять лет играть на скрипке собственные импровизации. Прием детей в российские музыкальные школы, в основном, проводится с пяти-шести лет. Обучение детей с трехлетнего возраста в настоящее время начинается редко, хотя потребность в этом становится все более необходимой. Важно также учитывать последние тенденции в политике нашего государства в отношении материнского капитала, который может быть израсходован и на образование ребенка. Можно прогнозировать рост рождаемости и будущую возрастающую потребность в занятиях по раннему музыкальному развитию детей.

В трех-четырехлетнем возрасте деятельность ребенка очень разнообразна, это время овладения навыками элементарного труда и учения. Ребенок любит рисовать, танцевать, фантазировать, играть со сверстниками. Он во всем подражает деятельности взрослых, с радостью участвует в сюжетно — ролевых играх.

Существует очень много разных методов и способов работы с малышами, но их выбор зависит от возможности ребенка. Для педагога-музыканта главной задачей является приобщение детей к миру музыки через мир сказок, что способствует их общему гармоничному развитию, создает возможность для творческого развития, а также решает проблему выявления ранней профессиональной ориентации музыкально одаренных детей.

В своем докладе, я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы с малышами — скрипачами.

Порог вашего класса переступил малыш, которому три или четыре года. Он в ожидании чуда прикосновения к волшебному миру музыки! Вместе с мамой, которая присутствует на всех уроках, (или с любимой игрушкой, я скажу об этом позднее) ребенок будет музыкально развиваться. Это и повышение интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений, первоначальное знакомство с музыкальной грамотой. Урок включает обучение игре на инструменте, слушание музыки, пение, развитие слуха и ритма, знакомство  с различными группами инструментов (у нас в школе есть такая возможность).  Этот принцип построения урока сложен, но интересен. Использование различных форм работы на уроке способствует активности восприятия ребенка, что в итоге скажется на его эмоциональном тонусе.

Итак, как же педагогу правильно подойти к этой непростой задаче? С чего начинать обучение?

Окружающий нас мир полон звуков, красок, запахов. Известно, что ребенок познает мир чувственным образом: глазами, руками, пробует на вкус. К примеру, знакомство с длительностями нот, я начинаю на примере настоящего яблока. Целое яблочко-целая нотка, делим яблочко пополам- половинные(тебе и маме), и так  распределяю на всех членов семьи, надо сказать это действует безотказно.  В возрасте трех — четырех лет у детей начинает развиваться способность к замещению образного мышления и воображения. В этот период героями историй становятся не только реальные персонажи, но и обыкновенная линия, музыкальный звук, пальчики, скрипка. Играя таким образом с малышом, можно одушевлять любой персонаж, что значительно ускоряет процесс познания. Я с детками, на этом этапе всегда даю имя скрипочке, «тигруля», «рыжуля»….Можно говорить своим ученикам, что «скрипочка скучала», «плачет», «обиделась», «радуется». На  самом первом уроке мы ОБЯЗАТЕЛЬНО рисуем в тетрадке силуэт обеих рук, раскрашиваем, с любовью даем название каждому пальчику «Детям будет интересно узнать, что пальчики — это «детки в песочнице», а большой палец — это «воспитательница», которая следит за их игрой», или же для правой руки «Лежебока», «Балерина»….,  ставим дату первого занятия, тем самым ненавязчиво стимулируем их к дальнейшей увлеченной работе. Чем больше забавных и увлекательных историй на уроке, тем лучше идет процесс усвоения в такой сложной работе, как обучение юного скрипача. Важно создать ситуацию, при которой ребенок подключает свой эмоциональный и чувствительный опыт: «Я чувствую — я представляю. Я воображаю — я творю».

На первом этапе развития дети охотно играют маленькие песенки, которые были разучены ранее со словами. Детское мышление образное, а значит наглядное (зрительное, слуховое). Детей привлекают сказочные сюжеты, они с удовольствием фантазируют и изобретают. Музыкальное мышление подчинено словесному образу. Стихотворный текст в сочетании с музыкальной интонацией помогает лучше понять инструментальное произведение, освоить метроритм, музыкальную фразировку. Работа ученика становится творческой. После изучения длительностей и знакомством со струнами  скрипки, я предлагаю ученику придумать свою песенку, стать композитором и придумать название, сочинить  свой текст, нарисовать иллюстрацию. Как это происходит: они хаотично называют сначала длительность, затем струну, я же все это записываю, затем я с  восторгом проигрываю песенку на пустых струнах, хвалю за сочинение, рассказываю что он САМ сочинил мелодию, (можно параллельно рассказать о композиторах), и прошу сыграть самому исполнить, надо отметить, очень бережно и трепетно относятся к тому, что сотворили сами.  Так обучение на скрипке начинает приобретать развивающий, целостный характер.

Очень важный момент в развитии чувственного аппарата маленького ребенка и образных форм познания — это рисование. К каждой песенке либо на уроке, либо дома с мамой малыш делает рисунок. Например, к песенке «Как у нашего кота» рисуют котика, «Гриб Боровик» — гриб и так далее. Когда накапливается несколько рисунков, составляем сказку с проигрыванием песенок на разных инструментах — металлофоне, фортепиано, ксилофоне, скрипочке, бубне. Игра обязательно должна сопровождаться пением. Так же считаю необходимым рассказывать ребенку о элементах музыкальной речи, музыкальном ладе, темпе, ритме, тембре (окраске звука),тем самым закладывая фундамент музыканта на самом раннем этапе.

Читайте также:  Ребенок 4 года трогает волосы

В период начальной постановки игрового аппарата большую роль для маленького ребенка играют упражнения, которые можно сопровождать стихами, сказками.

Упражнение для левой руки «Мальчик-с-пальчик»: на большой пальчик по очереди ставятся («кланяются») подушечками большой, указательный, средний, безымянный пальчики и мизинец. При этом читаются стихи:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.

Упражнение сначала можно разучить на столе. В дальнейшем оно выполняется на разных струнах инструмента.

Аналогичное упражнение «Артисты» когда я предлагаю деткам немного похулиганить и нарисовать на пальчиках (ногтевой пластине) «смайлики», изображающие артистов, при падании пальца на струну ребенок должен обязательно увидеть «смайлик» и с ним «поздороваться».

Упражнение «Дятел» исполняется на верхней деке скрипочки — постукивание подушечками пальчиков одновременное со стихами:

Дятел жил в лесу густом,
Сук долбил как долотом.
Деловит был и красив,
И ничуть был не ленив.

Упражнение для правой руки «Теремок» (в сказке «Теремок» персонажи живут на разных этажах и к ним можно ходить в гости):

  • на первом этаже (струна МИ) живет Комар — пискун (локоток самый низкий),
  • на втором этаже (струна ЛЯ) — Лягушка — квакушка (локоток перешел на уровень повыше),
  • на третьем (струна СОЛЬ) живет Лисичка — сестричка (еще выше, на четвертом самый высокий локоток).

Это же упражнение можно выполнять со смычком, положив серединой на струну, «погулять по этажам». Локоток левой руки также может «погулять по этажам». Вторым пальчиком прикоснуться к струне и локоток переносит этот пальчик с «этажа» на «этаж». Интереснее для малыша, когда пальчик ходит по «этажам» вразброс, например, ЛЯ — СОЛЬ, РЕ — МИ. На начальном этапе обучения — игре на пустых струнах щипком (пиццикато) — важно малышу рассказать и показать, что кисть вместе с локтем (!) переходит со струны на струну.

В моем классе малыши учатся читать ноты естественно. По моему мнению, знакомство с нотами можно начинаться не только на нотоносце и бумаге, а также на клавиатуре фортепиано, струнах скрипки, пластинах ксилофона или металлофона. Я часто использую любимые детские игрушки в качестве дополнительной помощи, для мальчиков- маленькие машинки, для девочек любимые куколки. Надо сказать, что это самое действенный и эффективный метод. Детки, как будто  хотят понравиться своим игрушкам, а в дальнейшем и научить их тем знаниям, которые приобрели сами. В домашних занятиях для меня ,как преподавателя, это большое подспорье, я всегда спрашиваю, как они вместе  готовились к уроку? Ребенок помнит о присутствии третьего лица, и отвечает искренне и открыто, соответственно повышая качество выполнения домашней работы.

В период изучения нотной грамоты я использую цветные нотки. В практике некоторых педагогов используются разные способы изучения нот. Например, ноты окрашивают в цветовую гамму радуги: До — красный, Ре — оранжевый, Ми — желтый, Фа — зеленый, Соль — голубой, Ля — синий, Си — фиолетовый. Из цветного картона (в моем случае ноты-птички) я вырезаю нотки, рисую на альбомном листе большой нотный стан — «домик» для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять «жильцов» — нотки. Лучше всего сделать по несколько одинаковых по цвету кружочков, складывая их в «волшебную» коробочку. Малыш находит изучаемую нотку или несколько одинаковых и выкладывает их на нужный » этаж» или «окошко» на нотном стане. Затем мы играем эту ноту на скрипке (начинаем с пустых струн), находим на клавиатуре фортепиано, поем эту ноту вместе (!), потом играем на металлофоне или ксилофоне. Чтобы малышу было проще ориентироваться на клавиатуре, можно цветные нотки класть на клавиши, наклеить на пластины ксилофона. Так малыш без особого труда находит нужные нотки и с удовольствием играет на инструментах разучиваемые песенки. Для меня это наиболее удобный и естественный способ приобщения детей к нотной грамоте. (Показать материал на компьютере)

Что касается постановки пальцев на грифе в рамках тетрахорда первой позиции, для удобства визуализации, я наклеиваю цветные «лады» 1-для первого , 2-для второго, 3-для третьего. А изучаемые песенки (их непременно нужно записать в нотной тетради),  обводим (в виде гусенички), соответствующим ладу цветом. Изучение песенки мгновенно приобретает игровую форму, и прочно усваивается малышом.

В качестве оценки знаний, вместо «пятерки» я  использую яркие наклейки, т.к. малыши подготовительного отделения не совсем понимают вес оценочного балла, куда более радостно, получить яркую наклейку с любимым персонажем из мультфильма.

Заключение:

В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально — ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

Список литературы. 

  1. Г. Мищенко. Методика обучения игры на скрипке. С.-Пб, 2009
  2. И. Игнатова. Раннее развитие детей 3-4-х лет на музыкальной основе. С.-Пб, 2008
  3. Н. Люшкина, А.Хохлова. Веселый скрипач. Екатеринбург, 2002
  4. В. Якубовская. Вверх по ступенькам. Издательство «Музыка», 1981
  5. Т. Юдовина — Гальперина За роялем без слез. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996
  6. Н.Соколова Малышам — скрипачам

Источник