Занятие с ребенком на сенсорное развитие

Занятие с ребенком на сенсорное развитие thumbnail

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете заместить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка.  Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Читайте также:  Особенности развития предметной деятельности у ребенка раннего возраста

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
• Мягкие подушки и одеяла
• Пузырьковые трубы
• Кресла-мешки
• Массжаные кресла и маты
• Расслабляющая музыка
• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

• Тактильные маты и мячи
• Кресла-качалки, гамаки, качели
• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
• Интерактивные пузырьковые трубы
• Прожекторы жидкого света
• Машины для мыльных пузырей
• Утяжеленные одеяла и игрушки
• Тактильные игрушки
• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Прочитать материал на эту тему:

Немного о сенсорной интеграции

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Задержка речевого развития у ребенка — основные причины

Успехов Вам!

Андрей Шевченко

Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться на связи.

Источник

татьяна очковская
Игры и упражнения для развития сенсорных способностей

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.

Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

колючего ежика и др.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Источник

Волшебная вода.

Задачи:

  1. Развитие тактильного восприятия: понятия холодный – теплый – горячий.
  2. Соотнесение понятия  (температура) с сюжетной картинкой.
  3. Развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков.
  4. Соотнесение действия и символического изображения (пиктограммы).
  5. Развитие умения выполнять действия по образцу.

Оборудование:

        Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д. (Могут быть разные варианты пиктограмм).

Продолжительность:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

       Занятие может быть предварительно разбито на три части:

-работа с пиктограммами,

-знакомство с понятиями: холодный, теплый, горячий,

-различение неречевых звуков.

       Каждая часть может быть самостоятельным занятием продолжительностью 10-15 мин.

Ход занятия:

       Педагог сообщает ребенку о том, что они сегодня будут играть с водой. Спрашивает, любит ли ребенок играть с водой. Если ребенок не речевой, можно использовать формулировки: «Я знаю, ты любишь играть с водой», «Хочешь ли ты поиграть с водой?». Педагог спрашивает ребенка, где еще, кроме игр мы встречаемся (используем) воду?

Если ребенок говорит, то он отвечает и показывает соответствующую картинку. Если ребенок неречевой, он находит картинку, педагог называет изображение.

— «Воду мы пьем» — чашка,

— «Водой мы моем руки, лицо» — кран с водой,

— «Водой мы моемся, принимаем душ» — картинка с изображением душа,

— «В воде мы плаваем» — пловец  и так далее (количество и набор картинок зависит от возможностей ребенка.

       Далее педагог говорит ребенку, что для игры он подготовил бутылочки с водой теплой, горячей и холодной. Каждая бутылочка ощупывается, называется температура воды.

-Бутылочка с холодной водой – холодно, ручки замерзли, неприятно.

-Бутылочка с теплой водой – тепло, приятно рукам, можно поднести к щечкам и т.д.

-Бутылочка с горячей водой – горячо, отдергиваем руку, опасно.

       После того, как бутылочки обследованы, педагог просит ребенка выбрать и показать бутылочку с холодной водой, затем с теплой и горячей водой (идет закрепление понятий).

       Педагог говорит, что он набрал эту воду в разных местах, только забыл, откуда какая вода. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и соотнести температуру воды с сюжетом картинки.

Читайте также:  Значение общей моторики для развития ребенка

Прорубь – холодная вода,

Лето, речка – теплая вода,

Чайник – горячая вода.

       Ребенок рассматривает картинки, ребенком или педагогом проговаривается сюжет картинки, делаются выводы и расставляются бутылочки с водой к соответствующим картинкам. Еще раз закрепляются понятия: холодный, теплый, горячий.

       Затем педагог говорит, что играть приятнее всего в теплой воде.

(Для более сохранных детей можно провести небольшой эксперимент: смешать холодную и горячую воду, чтобы получить теплую).

Педагог предлагает ребенку подойти к ванне с водой, опустить в нее руки. Опять уточняется температура воды (какая вода теплая, холодная или горячая, закрепляются понятия).

       Педагог рассказывает ребенку, что вода может издавать разные звуки:

-вода капает – руки опускаются в воду, затем поднимаются и с них стекают капельки – кап – кап,

-вода журчит – из бутылки с водой выливается вода тонкой струйкой, журчит, как ручеек,

-вода плещется – в ванне с водой проводятся интенсивные движения руками, получаются волны,

-вода булькает – опускаем пустую бутылку в ванну, и набираем в нее воду, буль–буль и т.д.

       Педагог показывает каждое действие ребенку, если ребенок не сможет сам повторить, то педагог ему помогает, возможна работа «рука в руку».

       Далее педагог подводит итог занятия, еще раз закрепляются  понятия: холодный-теплый-горячий.

Источник

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Цели сенсорного развития

Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.

Первая младшая группа

Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития — совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.

Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.

Воспитатели учат детей:

  • Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
  • Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
  • Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
  • Определять количество объектов и т. д.

Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы

Вторая младшая группа

Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.

Детские музыкальные инструменты

Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое

Средняя группа

Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.

В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.

Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире — общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:

  • размер;
  • форма;
  • цвет;
  • вес;
  • материал;
  • практическая польза и т. д.

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.

Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.

Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета — любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный — белый, а максимально тёмный — чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.

В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.

Подготовительная группа

Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.

Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).

Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:

  • Плодотворное сенсорное развитие — непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
  • Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
  • Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.

Виды деятельности

Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Деятельность для сенсорного развития может быть:

  • игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
  • трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
  • коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
  • познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
  • продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
  • музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
  • двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в группе

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Мотивирующее начало сенсорного занятия

Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.

Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).

И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.

Примеры начала занятий

Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.

«Знакомство с сенсорной комнатой»

Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.

Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».

Сенсорная комната в детском саду

Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес

«Помощь друзей»

Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».

Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.

«У страха глаза велики»

Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.

Алгоритм разработки проекта по сенсорике

Этот алгоритм состоит из трёх этапов:

  1. Информационно-аналитический.
  2. Творческий.
  3. Заключительный.

Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:

  • приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
  • при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
  • проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.

По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.

Творческий этап предполагает:

  • создание сенсорного стенда в группе детского сада;
  • консультации и собрания родителей;
  • изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).

На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.

Сенсорный стенд

Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов

Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.

Картотека тем и игр

Игры для сенсорного развития разделены на несколько тем: величина, форма, цвет, развитие мелкой моторики и т. д.

Величина

К играм на развитие представления о величине предметов для первой и второй младших групп можно отнести:

  1. «Большие и маленькие». Дети учатся чередовать крупные и мелкие предметы, собирая украшения для кукол из бусин разной величины.
  2. «Какой мяч больше?». Ребёнок приносит по указанию воспитателя большие или маленькие мячи.
  3. «Матрёшка». Дети знакомятся с этой игрушкой, учатся правильно её собирать.
  4. «Вот такие палочки». Дети распределяют палочки на несколько групп по размеру.

Для средней группы подойдут следующие игры:

  1. «Поручения». Дети учатся называть, различать между собой игрушки, определять их величину. Воспитатель предлагает напоить большую игрушечную собаку из большой миски, а маленькую из маленькой и наоборот. Можно давать самые разные поручения, связанные с размером игрушек.
  2. «Куклы (или машинки — для мальчиков) заблудились». Предлагается распределить куклы (машинки) по подходящим для них по размеру домикам (гаражам).
  3. «Дома дли игрушек». Дети распределяют квадраты по 3 ящикам по размеру, далее делают из кубиков одинакового размера дома для игрушек.

К старшей группе дети должны полностью усвоить такую характеристику предмета, как величина. Для этого возраста рекомендуются такие игры, как:

  1. «Бусы к 8 марта». Дети учатся создавать бусы для своих мам и бабушек из бусинок одинакового размера. Совершенствуется и мелкая моторика.
  2. «Фруктовый сад». Воспитатель предлагает воспитанникам выбрать из корзины фрукты, назвать их и распределить по размеру для фруктового салата.
  3. «Монетки». Мишка идёт в магазин за мёдом и вареньем. Мёд стоит 3 большие и 5 маленьких монет, а варенье — 7 средних. Ребята должны помочь собрать Мишке нужное число монет.

Форма

Для развития умения определять форму предмета часто в сенсорных занятиях для младшей группы используются следующие игры:

  1. «Какой это формы?». Она напоминает игру «Большие и маленькие». Но детям предлагаются уже не большие или маленькие, а круглый, овальные или квадратные бусины.
  2. «Круг, квадрат». Дети группируют бумажные круги и квадраты по тарелкам соответствующей формы.
  3. «Волшебная коробочка». Необходимо протолкнуть фигуры в коробку через отверстия, подходящие им по форме.

В средней группе задания уже значительно усложняются:

  1. «Монетки». Задание дублирует указанное выше, но добавляются новые элементы. Мишка идёт в магазин за мёдом и вареньем. Мёд стоит 3 большие квадратные и 5 маленьких круглых монет, а варенье — 7 средних овальных. Ребята должны помочь собрать Мишке нужное число монет.
  2. «Квадраты». Воспитанники продолжают знакомиться с фигурой квадрат, распределяют кубики по отверстиям круглой, овальной и квадратной форм.
  3. «Весёлый паровозик». Составление паровоза из вагонов разной формы в соответствии с формой овощей, которые перевозятся в этих вагонах.

В старшей группе воспитателям рекомендуют следующие игры:

  1. «Рисуем человечка». Дети рисуют или составляю?