Занятие с ребенком 5 лет на развитие памяти

Занятие с ребенком 5 лет на развитие памяти thumbnail

В школе на детей обрушивается такое количество информации, что все запомнить, кажется, просто невозможно. Отсюда и плохая успеваемость, и усталость, и даже заболевания. Развивать память у ребенка необходимо с самого детства. Ну, а если ваш ребенок уже подросток и тоже имеет проблемы с памятью, то ее можно натренировать. Для развития памяти существуют различные методики, которые рассчитаны на детей всех возрастов и даже взрослых. Они помогают детям запоминать информацию правильно и легко, и учиться с удовольствием.

Зачем ребенку развивать память

Память формирует личность человека, эти понятия связаны неразрывно между собой. Жалобы на ухудшения памяти, или на плохую память изначально специалисты считают полной ерундой. Потому что развивать память никогда не рано и никому не поздно. Существует достаточное количество различных методик для тренировки и развития памяти. Для получения хороших результатов выполнять абсолютно все нет никакой необходимости.

Современные методики включают в себя специальные комплексы упражнений, которые охватывают различные категории детей разных возрастов. Родителям следует понимать, что задания для развития памяти у подростков будут существенно отличаться от программы дошкольников и школьников младшего возраста. Но все они направлены на развитие и концентрацию внимания, тренировку памяти.

Важно. Заниматься развитием памяти можно даже с детьми в возрасте от 6 месяцев. Для таких малышей существуют методики с заданиями, построенными в игровой форме.

Многие родители скажут, зачем вообще заниматься с ребенком по этим специальным методикам, если он и без них хорошо запоминает стихотворения, детские песенки и прочее. Однако психологи и педагоги утверждают, что заниматься развитием памяти не бывает слишком много, так как в дальнейшем ребенку будет легко усваивать новую информацию, хорошо и бегло читать и успешно учиться в школе, сможет нестандартно мыслить и будет неординарной личностью.

К сожалению, школьная программа и программа обучения дошкольников не предусматривает того, чтобы научить детей правильно запоминать материал и тренировать при этом память. А, занимаясь с малышом дома, многие родители жалуются на то, что очень сложно увлечь его выполнением упражнений и заданий. Современные методики развития памяти хороши тем, что процесс обучения строиться в форме игры, развлечения, времени тратиться не много, что опять же хорошо для родителей, которые испытывают дефицит времени на занятия с ребенком, а эффективность таких занятий очень высока.

Методы развития памяти у детей

Прежде чем вбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры. Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.

Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию.

Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.

Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам.

Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка.

Читайте также:  Слюноотделение у ребенка 5 лет

Особенности развития памяти у малышей

У новорожденных младенцев памяти еще нет, ведь память, по сути, это способность головного мозга отображать пережитый опыт. Взрослея, малыши с легкостью запоминают то, что им предлагается. Это связано с тем, что процессы запоминания у них взаимосвязаны с естественными способностями. Скорость запоминания связана и с объемом той информации, которую малыш уже получил.

Родители должны отдавать себе отчет в том, что насколько продуктивными и регулярными будут их занятия с малышом, настолько будут развиты его умственные способности. Даже банальные детские стишки-потешки, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.

Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам и носит название моторной. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память. На втором году жизни закладывается фундамент образной памяти и образного восприятия.

Занятие с ребенком 5 лет на развитие памяти

Важным аспектом в развитии формировании памяти у младенцев является активное участие взрослых. От того, сколько времени родители готовы отдать своему малышу в его младенческом возрасте зависит уровень развития его мышления, воображения и памяти в дальнейшем.

Память младенца начинает проявляться уже примерно в 3 месяца его жизни. Ребенок запоминает лица, голоса близких людей, учится реагировать на их появление. Благодаря развитию памяти, он может отличать «своих» от «чужих». Постепенно кругозор малыша расширяется, особенно когда он научится переворачиваться на животик, чтобы рассматривать и запоминать окружающие его предметы.

Игры с ребенком не только коротают его времяпровождение, но и помогают развивать его память. Это могут быть прятки с игрушками, чтобы ребенок учился запоминать 2-3 игрушки, предложенные ему для игры, и мог определить, какой из них не хватает, если мама спрячет ее. Игрушки рекомендуется сразу называть их названиями, чтобы тренировать у малыша не только зрительную, но и слуховую память.

Начиная с полугода, детям можно читать книжки. Это позволяет развивать словестно-смысловую память малыша. Доказано, что дети хорошо запоминают не только сюжет сказки, но последовательность действий персонажей. Позже, когда он начнет говорить, он обязательно порадует родителей, пересказанной сказкой.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам. Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем.

У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его. Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо.

У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика. Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты.

В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной. Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют.

Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти.

Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Упражнения для развития памяти у детей

К школьному возрасту память ребенка должна быть полностью сформирована. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на улучшение качества запоминания. Для этого родителям рекомендуется выполнять с детьми несложные упражнения в игровой форме.
Упражнения для развития памяти у детей

  1. Для тренировки памяти и концентрации внимания следует развиваться оба полушария головного мозга. Для этого по Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же подойдут упражнения, при которых руки выполняют различные друг от друга движения. Например, одна рука вращается в правую сторону, вторая – в левую, или одна рука выполняет взмахи, а вторая – вращения.
  2. Еще одно упражнение развивает не только память, но и воображение. Можно попросить ребенка постараться запомнить какой-то предмет в мельчайших деталях, а затем убрать его из поля зрения и попросить малыша описать его как можно подробнее. С каждым разом рассматриваемый объект можно усложнять, например, попросив ребенка описать не только отдельные элементы, но и их цвет, и прочее.
  3. Для следующего упражнения можно использовать календарики, открытки, игральные карты или просто карточки с картинками. Карточки раскладываются на столе картинкой вниз в несколько рядов. Затем по очереди карточки переворачиваются, чтобы ребенок мог рассмотреть изображение и снова опускаются картинкой вниз на стол. После этого ему даются различные задания (например, найти карточку с конкретным изображением), и ребенок по памяти должен отыскать нужную картинку. Задания могут быть самыми разнообразными.
  4. Для развития памяти следует заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности. Когда он осилит запоминание стишков, можно переходить к прозе. Для облегчения задачи, родители должны направлять ребенка, объясняя, что для лучшего запоминания лучше всего «рисовать» в воображении картинки, соответствующие тексту.
Читайте также:  Дозировка при ангине ребенку 5 лет

Большое значение имеет питание ребенка. Правильно подобранный рацион, включающий в себя витамины и полезные минералы, благоприятно сказываются на состоянии памяти малыша и способствуют ее гармоничному развитию.

Заключение

Ребенок рождается без памяти, процесс ее формирования длиться на протяжении долгого времени. Насколько будет развит ребенок, зависит от того, насколько родители готовы помочь ему в этом. Главное, помнить, что от степени развития памяти малыша зависит его дальнейший успех в обучении и жизни.

Источник

5 упражнений на развитие памяти у ребёнка 5–7 летПамять, как и внимание, одна из важнейших психических функций, качеством которой во многом определяется успешность человека во всех сферах бытовой и профессиональной жизни. Развивая память с дошкольного возраста, вы закладываете прочный фундамент, на котором будет построена отличная учёба ребёнка в школе и вузе, его блестящая карьера и грамотно спланированная личная жизнь. «Забыл», «пропустил», «опоздал», «потерял» — действия-паразиты, которые, как щепка огня, боятся крепкой, ясной, твёрдой памяти.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) любые развивающие занятия демонстрируют максимальную эффективность, если организованы в игровой, увлекательной и понятной для ребёнка форме. Какие игры развивают память? На самом деле их очень и очень много. Приведём здесь лишь некоторые, чтобы подстегнуть вашу родительскую фантазию на самостоятельное творчество в этом направлении.

Упражнение 1: Запомни цвет

Отличное упражнение для тренировки памяти и цветового восприятия. Чтобы провести занятие, надо немного подготовиться: вырезать из плотной цветной бумаги прямоугольники. Используйте только основные, хорошо знакомые ребёнку цвета. Например:

  • зелёный;
  • жёлтый;
  • синий;
  • красный;
  • белый

По желанию, ориентируясь на возможности своего ученика, вы можете добавлять цвета: коричневый, фиолетовый, голубой, розовый и пр. Но в этом случае перед вводом в упражнение новой цветной карточки убедитесь, что малыш способен идентифицировать этот колер. Иначе развивающая составляющая, направленная на тренировку памяти, теряется.

Карточки готовы? Вы и малыш тоже? Тогда начинаем.

Вариант 1

Вы один за другим берёте прямоугольники из стопки, выкладываете их на стол и комментируете:

  • Синий — Красный — Жёлтый…

Так вы стимулируете сразу и зрительную, и слуховую память.

Когда перед ребёнком лежат все подготовленные карточки, позвольте ему в течение 15 секунд внимательно посмотреть на последовательность. А затем накройте цветной «паровозик» листом бумаги и попросите ребёнка рассказать, в какой очерёдности были расположены его цветные «вагончики».

Вариант 2

А теперь чуть сложнее. Вы заблаговременно выкладываете бумажки на стол и накрываете их непрозрачным листом. Когда всё готово, приглашаете малыша к столу и открываете перед ним последовательность. 15 секунд смотрим, запоминаем и закрываем прямоугольнички снова.

  • А ну-ка, как на этот раз получится справиться с заданием? Ведь теперь работала только зрительная память!
Вариант 3

Ребёнок запоминает последовательность цветных прямоугольников, которую через 15 секунд скроют от его взора. Теперь ему надо повторить цветной шаблон, нарисовав соответствующие прямоугольники цветными карандашами.

Вариант 4

Задание для продвинутых.

Если запоминать только очерёдность цвета стало слишком легко, сделайте упражнение погорячее. Приготовьте заготовки, которые будут отличаться не только цветом, но и формой или размером (а то и тем, и другим одновременно).

  • Ну же, сможешь запомнить цвета, размеры и формы?

Упражнение 2: Что вы ели на обед

Весёлая игра на развитие памяти. Количество игроков — произвольное, но не меньше двух. Если участников много, можно приправить упражнение азартом, договорившись, что тот, кто перепутает слова, выбывает из игры. Так в итоге определится победитель.

  • Первый участник говорит: «Я на обед ел суп».
  • Следующий добавляет: «Я на обед ел суп и кашу».

Так каждый новый игрок должен повторить всю образованную до него цепочку, добавив в конце своё блюдо.

Это упражнение, как и предыдущее, можно разнообразить различными способами.

Способ 1

Можно сделать игру не кулинарной, а, например, географической, флористической, огородной и пр. И тогда, соответственно, будут получаться цепочки слов, вроде:

  • Я хочу поехать в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Симферополь, Сочи…
  • Я люблю розы, маки, незабудки, пионы, гиацинты, ромашки, лютики, васильки…
  • В огороде выросли капуста, лук, сельдерей, укроп, помидор, огурец, тыква…

Обратим ваше внимание, что тематические игры на тренировку памяти у детей старшего дошкольного возраста прекрасно работают на обогащение словарного запаса, развитие речи, расширение кругозора.

Способ 2

Можно предложить составлять последовательность слов по алфавиту. Первое слово — на «А», второе — на «Б» и так далее. Конечно, такая игра подойдёт деткам, которые все буквы уже знают или вот-вот выучат. Вы можете подсказывать малышу или поставить перед ним распечатанный алфавит.

Читайте также:  Как связать свитер ребенку 5 лет

В итоге будет получаться примерно такая цепочка слов:

Абрикос → Баян → Викинг → Гриб → Дом → Ель…

Способ 3

Для ребят постарше можно совместить два предыдущих способа игры. Слова надо подбирать по алфавиту, но учитывать их тематичность. Вы можете попробовать поиграть так во взрослой компании. Уверяем, выйдет весьма забавно.

Упражнение 3: Бытовые алгоритмы

5 упражнений на развитие памяти у ребёнка 5–7 летНапомним, что алгоритмом называют последовательность действий, совершаемую с целью решения какой-либо задачи. Мы предлагаем использовать для тренировки детской памяти алгоритмы, регулярно реализуемые вами в быту. Вместе с ребёнком разбирайте, что нужно сделать, чтобы:

  • заправить постель;
  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • сварить компот

Чтобы сварить компот, например, надо:

  • купить фрукты и ягоды;
  • принести их домой;
  • помыть;
  • почистить;
  • достать большую кастрюлю;
  • налить в неё воду;
  • поставить на плиту;
  • дать воде закипеть;
  • засыпать фрукты и ягоды;
  • добавить сахар;
  • варить 10 минут;
  • выключить;
  • дать остыть;
  • перелить в графин.

Сколько действий из перечисленных ребёнок сможет назвать самостоятельно? А с вашей помощью?

Игра интересна ещё и тем, что заставляет взглянуть на привычные вещи с непривычного ракурса. Попробуйте, допустим, вспомнить все действия, которые вы совершаете ежедневно, чтобы приготовить себе на завтрак заварной кофе.

Упражнение 4: В магазин за покупками

Наверняка многим из вас знакомо неприятное чувство, когда, придя домой из магазина, выясняешь, что самое главное купить-то и забыл. А давайте тренироваться с ребёнком, чтобы больше не пришлось примерять на себя роль забывчивого покупателя.

Подготовьте для игры «товары», которыми будут торговать в магазине. Можно использовать картинки, игрушки, условные предметы, карточки с надписями.

Распределите товары по «магазинной витрине». Если позволяют условия, можно «магазин» организовать в одной комнате, а «дом» — в другой. Так задание станет ещё более сложным, ведь по дороге забыть список покупок гораздо проще.

А теперь заказывайте маленькому покупателю, что он должен принести из лавки:

  • Купи мне хлеба, соли и морковку.

Постепенно число товаров можно увеличивать.

Можно усложнить условия, называя не только наименования покупок, но и их количество:

  • Купи мне 2 буханки хлеба, 300 граммов соли и 5 морковок.

Можно сделать магазины тематическими: «Всё для спорта», «Хозяйственный», «Канцтовары», «Продуктовый». Таким образом к нашему упражнению-игре добавится ещё один развивающий элемент: товары надо не только запомнить, но и правильно классифицировать.

Упражнение 5: Цифры в ряд

Хорошее упражнение для ребёнка, который уже знаком с цифрами, знает, как они выглядят, и умеет их записывать.

Вариант 1

С паузой в 2–3 секунды назовите ребёнку несколько цифр (для малышей или ребят с плохой памятью достаточно трёх, постепенно количество увеличивайте).

Попросите ребёнка повторить все названные цифры в правильной последовательности.

Вариант 2

Вы, как и в первом варианте, называете цифры, а ребёнок должен их сначала прослушать, чтобы потом по памяти записать на листочке.

Вариант 3

Вы показываете ребёнку карточку, на которой записана последовательность цифр, и ждёте 10 секунд, чтобы малыш смог её запомнить. Затем карточка переворачивается. Маленький ученик должен воспроизвести то, что запомнил:

  • либо словами;
  • либо записывая цифры на листке.

Советы «Эврики»

  1. Память и внимательность тесно связаны друг с другом. Тренируйте одну функцию при помощи другой. На прогулке, во время игр, бесед с ребёнком обращайте его внимание на окружающие предметы и явления. Чаще спрашивайте кроху, что он видел, что он делал. Заставляйте детскую память постоянно работать.
  2. Учите стихи. Стихи для детей — очень мощный инструмент развития. Правильно подобранные, они задействуют эмоциональную сферу, формируют тонкое восприятие художественного слова, учат любить родную речь и щедро пользоваться её богатством. Не забывайте, что в 5–7 лет ребёнку для запоминания можно предлагать уже более сложные стихотворения, чем учат крохи младшего дошкольного возраста.
  3. Организуя занятия для развития памяти, избегайте слов «занятия» и «упражнения». Вы играете, развлекаетесь, беседуете. Очень важно сделать всё так, чтобы малыш чувствовал себя легко и раскованно.
  4. Берите на вооружение предложенные нами упражнения, пробуйте разнообразить их предложенными нами способами, но не бойтесь привносить собственные идеи, добавлять, менять игры так, чтобы они нравились вам и вашему карапузу.
  5. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может выдержать занятие продолжительностью до 30 минут. Но если вы видите, что интерес теряется раньше, что малыш явно тяготится и заниматься не хочет, не настаивайте. Попробуйте предложить новое задание, поменять игру или немного отвлечься и вернуться к упражнениям снова. Но если и такие маленькие хитрости не помогают, просто смиритесь: сегодня ваши планы на развивающие игры для тренировки памяти не осуществились.

Занимайтесь с ребёнком в удовольствие! Пусть ваше родительство будем счастливым!

Источник