Заниматься с ребенком 5 лет чтению

Ничего, что газета кверх ногами? Зато мотивация ярко выражена!

Недавно в одном из блогов я прочитала статью о том, как учить детей читать. Автор утверждает, что чтение – это естественный процесс. Родителям не нужно форсировать события. Когда появится потребность, ребёнок научится читать сам.

БАБУШКА

Я очень сомневаюсь в истинности такого утверждения. Моя бабушка родилась в 1907 году. Она — самая мудрая из всех известных мне бабушек. При этом была неграмотной до конца жизни. В нашей семье все, кроме неё, имели образование. В доме было очень много книг, журналов, газет. Это никак не мотивировало бабушку к овладению грамотой. С интеллектом у неё всё в порядке. Речь была грамотной, яркой, насыщенной образами, пословицами, поговорками. Неоднократно видела, как многие люди приходили к ней за советом по разным вопросам.

КОГДА УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Конечно, сейчас время всеобщего образования. Совсем не читающих людей встретить трудно. Это могут быть только люди с особыми потребностями или с детства находящиеся «на обочине жизни». Но плохо читающих – сколько угодно. Среди них встречаются и имеющие аттестат о среднем образовании.

Я сделала два вывода: во-первых, детей нужно вовремя научить читать. Во-вторых, научить читать недостаточно – важно сформировать потребность и интерес к чтению.

Для чего уметь читать — понятно всем. Вопрос в том, когда и как учить читать.

Однажды я слушала лекцию профессора Марьяны Михайловны Безруких — известного российского специалиста в области возрастной физиологии. Она говорит: «В обучении и развитии идите за ребёнком». Ни один ребёнок не является чистым листом, на котором можно писать что угодно и когда угодно. Но родители ребёнка могут внимательно наблюдать за сыном или дочкой. Оказывать поддержку в обучении тому, к чему ребёнок уже готов. Пожалуй, одинаково плохо обучать ребёнка читать как слишком рано, так и слишком поздно.

Я

Я настойчиво попросила научить меня читать в 5 лет. Но в этом не вижу особой заслуги. Просто я третий ребёнок в семье. Рядом со мной постоянно находились уже хорошо читающие сестра и брат. К семи годам я читала бегло. И делала это с удовольствием.

В то время (1967 год) хорошо читающие дети на входе в школу встречались гораздо реже, чем сейчас. По ощущениям, моя первая учительница Анна Андреевна уделяла мне меньше внимания, чем моим одноклассникам. С ними проходила буквы, учила складывать слоги и слова, а мне давала книжки для самостоятельного чтения. Зато умение заниматься самостоятельно тем, что интересно, очень помогает мне на протяжении всей жизни.

Возможно, это последний советский букварь — 1989 год издания

ДЕТИ

По своему образу и подобию старшую дочь тоже научила читать в 5 лет. Использовала для этого обыкновенный школьный советский букварь. Не помню, чтобы возникали какие-либо проблемы. Сейчас кажется, что всё происходило легко и органично.

Разница между двумя моими дочками один год и семь месяцев. Когда младшей исполнилось 5, решила научить читать и её. Но выяснилось, что Татьяна уже знает все буквы. Просто играла с деревянными кубиками, на которые были нарисованы картинки и буквы. Возможно, что-то спрашивала у старшей сестры. Сейчас такие игрушки тоже есть в достаточном количестве в любом магазине. За один-два дня я научила Татьяну складывать буквы в слоги и слоги в слова.

ВНУЧКА

Когда исполнилось пять внучке Виктории, учить её чтению начала не только по семейной традиции. Мы живём в Казахстане. В связи с образовательной реформой («обновление содержания образования») ей предстояло пойти в школу в шесть с половиной. На собрании родителей будущих первоклассников объявили, что к моменту поступления в школу дети должны читать 15 слов в минуту.

Детские сады у нас в стране заканчиваются теперь старшей группой. В начале последнего детсадовского учебного года воспитатель пообещала, что к Новому году дети, которым к тому времени исполнится шесть, уже будут читать. И через месяц перешла на должность методиста. Новые воспитательницы таких обязательств на себя не брали. Поэтому читали к маю только те, кого учили за пределами детского сада – 2-3 ребёнка из 28. После выпускного в детском саду родители нанимали репетиторов, отправляли детей в платные группы подготовки к школе или учили читать дома.

КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Мы с Викторией реализовали все три варианта. Причем начали заниматься чтением за год до окончания детского сада. Ей было 5 лет и 5 месяцев, когда мы предприняли первую попытку. Неожиданно для себя я натолкнулась на барьер. Дело в том, что внучка выучила все буквы примерно в три с половиной года самостоятельно, нажимая на кнопки электронного «Говорящего букварёнка». Именно буквы, а не звуки. Гласные звуки Виктория складывала легко. Но никак не могла понять, как из «гэ» и «а» получается «га». Опыта преодоления подобных проблем у меня не было. Решила воспользоваться услугами репетитора.

Ирину Павловну мне рекомендовали как опытного, «сильного» учителя начальных классов. На первом занятии я присутствовала. Учительница минут 20 втолковывала внучке, что такое устная речь, от какого слова произошло прилагательное «устная», как появилось слово «уста». Затем провела физминутку под танцевальный видеоролик. Только после этого перешла к буквам. И сообщила, что ребёнок слишком быстро устаёт. Я оставила её замечание без комментариев. Занимались 3 раза в неделю. Присутствовать на последующих занятиях у меня не было возможности. Через две недели я стала беседовать с внучкой, чтобы понять, чему она научилась. Не обнаружила никаких результатов. Скорее всего, у Ирины Павловны просто не было опыта работы с пятилетними детьми. Методы и подходы к обучению семилетних автоматически не удалось перенести. Я поняла, что продолжать не имеет смысла. Поблагодарила репетитора, и продолжили занятия самостоятельно.

Нам понадобилось три букваря — одного, оказывается, мало

Начали работать по букварю Н.С. Жуковой – в детском саду рекомендовали именно это пособие. Читали по одной странице, но обязательно каждый день. В день это занимало от 5 до 10 минут. Барьер по слиянию согласных с гласными преодолели довольно быстро. Но уже с 19 страницы в этом букваре начинается слияние двух согласных подряд (сма-, мра-, хму-). С 36 страницы – появляются довольно длинные слова из 3-х (кар-тин-ки) или 4-х (рас-пи-ли-ли) слогов. Это вызывало затруднения у ребёнка.

Опасаясь, что чрезмерные трудности могут быстро уничтожить желание учиться, подключила другой букварь – М.А. Жуковой. Длинные слова там тоже встречаются, но мы читали только легкое – слоги из двух букв, простые слова. Тексты игнорировали. В результате появились устойчивые навыки. Кроме букваря Виктория стала читать вывески на улице. Затем прочитали все тексты в книге М.А. Жуковой. Потом вернулись к букварю Н.С. Жуковой и дочитали его до конца.

В завершение нашего импровизированного курса прочитали азбуку М.М.Безруких, Т.А.Филипповой. К достоинствам этой книги относится наличие пальчиковой гимнастики и картинок с заданиями по развитию речи.

Читайте также:  Рубец бцж у ребенка 5 лет

Буквари и азбуки читали примерно 8 месяцев в общей сложности. К этому времени Виктория читала уже достаточно уверенно, но по слогам. Скорости большой не было.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Следующий этап я считаю одним из самых важных – когда ребёнок научился читать – что делать дальше? Мне кажется, именно в этот момент появляется риск из категории умеющих читать перейти в категорию читать нелюбящих. Это происходит, когда взрослые, считая свою миссию выполненной, отпускают ребёнка в свободное плавание.

Стала продумывать дальнейшие действия. Продолжили практику ежедневного чтения. Но я поняла, что сразу перейти к чтению любых детских книжек Виктории сложно. Подбирала адаптированные к возможностям начинающей читательницы.

В магазинах есть серии тонких книжек: «По слогам», «Моё первое чтение» и т.д. Возможный, но не лучший вариант. Во-первых, часто в такой книжке одна история на 14-16 страницах. Для одного раза многовато. А если делить текст на части – пока придёт время читать следующую страницу, забывается, что было на предыдущей. Во-вторых, покупать каждую книжку отдельно дороже, чем сборник, который можно читать более продолжительное время.

Тонкие книжки с мягкой обложкой. Мне кажется, слишком тонкие

Очень рада, что встретила книгу «Короткие тексты для первого чтения» — рассказики Льва Толстого и Елены Андреевой. Рассказы Льва Николаевича я помню из своего детства. После чтения этих простых историй в сознании возникали яркие объёмные образы.

Сборники для первого чтения

Ещё одно открытие для меня – серия сборников Михаила Носова (издательства «Clever»): Оранжевая, Синяя, Зелёная и Красная книги сказок. Всё необходимое есть: небольшие тексты, возрастающая сложность, методические рекомендации для родителей.

Серия книг для первого чтения издательства «Clever»

К лету внучка читала 15-20 слов в минуту. Стала читать на улице не только вывески, но и объявления. Очень важно навыки чтения с самого начала применять в повседневной жизни.

ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Для закрепления знаний и адаптации к новым условиям решили походить в группу подготовки к школе. Встретили там семерых детей из садовской группы Виктории. Для занятий чтением учитель предложила купить пособие О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Как методическое пособие для учителей, наверное, является ценным источником. Но для детей не очень, по-моему. Серая бумага, отсутствие иллюстраций, мало текстов – в основном звукосочетания.

Учителя считают, что по этому пособию можно научиться читать быстро. Но оно такое скучное!

Викторию учительница за чтение хвалила, но заданий, соответствующих её уровню подготовленности, не предлагала. Начала вместе со всеми – с начала. Мама одной из садовских подружек сказала, что её дочка Мирослава в этой группе научилась читать после того, как выучила слоговую таблицу.

Мама другой девочки – Анастасии – сокрушалась, что за два месяца посещения этой группы дочка так и не научилась читать. Кстати, ни раз слышала разговоры мамочек детей, посещавших подготовительные классы в школе. Говорят, что отучившись учебный год, некоторые дети не умеют читать совсем или читают плохо.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

В сентябре Виктория стала первоклассницей. Я решила продолжать с ней регулярные занятия чтением. С первого сентября начинаем выполнять домашние задания с дополнительного чтения – 1-2 странички. В выходные дни тоже читаем. Книжки покупаю специально – по тому же принципу — достаточно короткие тексты, цветные иллюстрации. Если в сборнике попадается более длинный текст – она начинает, а я дочитываю. Или читаем по очереди – страницу она, страницу я.

К октябрю техника чтения Виктории достигла 26 слов в минуту. В декабре во время официального школьного контроля прочитала 50 слов в минуту. Стала читать во время просмотра телепередач. Правда, не всегда успевает за убегающими или исчезающими словами.

Не могу сказать, что каждую секунду стремится читать. У нас много других занятий ежедневно. Но нежелания читать не проявляет, настаивать пришлось несколько раз в самом начале процесса. Иногда берёт книжки с полки и читает что-нибудь по своей инициативе.

Думаю, поставленная цель – научить читать и сформировать интерес к чтению – благополучно достигнута.

СОВЕТЫ

Если переосмыслить наш с Викторией опыт, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, чтение – важный и жизненно необходимый навык. Поэтому обучение чтению можно сопоставить с привитием основных гигиенических навыков – например, мыть руки, чистить зубы.

Во-вторых, при организации обучения желательно придерживаться некоторых принципов:

  • поэтапно овладевать основными приёмами;
  • постепенно уменьшать помощь взрослого;
  • своевременно переходить к самостоятельным действиям ребёнка;
  • обязательно читать ежедневно.

В третьих, нужно осторожно использовать электронные пособия для изучения русского алфавита. Первоочередное запоминание букв, а не звуков может создать ненужные проблемы при обучении чтению.

В четвёртых, для формирования и поддержания интереса к чтению дома нужно иметь хотя бы небольшую библиотечку из соответствующих возрасту ярких, интересных книжек.

Азбуки и другие книжки аккуратно сложили. Собираемся передать весь комплект двоюродному брату Виктории Мирону. Ему скоро исполнится 3. Может быть наш подарок будет ему полезен, а может быть нет — у каждого свой уникальный путь к знаниям. Даже к знаниям базовым и универсальным.

Если соотносить время начала обучения чтению со временем начала обучения в школе – мой личный опыт говорит, что оптимально — за 10-12 месяцев до школы. В этом случае нет необходимости форсировать события, нервничать, подозревать или обвинять ребёнка в недостаточной сообразительности. Скорее всего, чем ребёнок старше, тем меньше понадобится времени.

Можно ли учить читать ребёнка в 2-3-4 года? Конечно, можно. Ведь на свете встречаются вундеркинды. Но даже если ваш ребёнок – один из них, хорошо бы не причинить вреда здоровью. Так, родителей моего внука Мирона врачи предупредили, что раннее обучение в его случае очень нежелательно. Могут возникнуть проблемы со зрением. Хотя в целом Мирон вполне здоровый мальчик.

А как вы учите читать своих детей?

Источник

На чтение 13 мин. Обновлено 12.04.2019

Педагоги отмечают, что к моменту поступления в первый класс довольно большой процент учащихся не только не умеют читать, но не имеют даже представления о буквах и алфавите.  Хотя на самом деле научить читать 5-6 летнего ребенка довольно просто. Именно поэтому большинство из них склонны считать, что приобрести первичные навыки чтения желательно приобрести еще до поступления детей в школу. Это значительно облегчит им усвоение школьных знаний.

Однако в стремлении «вооружить» ребенка навыками чтения, родителям как нельзя важно строго следовать принципу «золотой середины», не стараясь излишне нагружать ребенка развивающими занятиями как минимум, по двум причинам:

  • Во-первых, чтение – это достаточно серьезный шаг, сделать который способен лишь ребенок, достигший определенного уровня психологической зрелости.
  • Во-вторых, учитывая то, что школьная программа рассчитана на «среднего» ученика, ребенку, умеющему читать, будет неинтересно учиться. Это негативно скажется на его познавательной мотивации в будущем.

Когда лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?

Как определить готовность ребенка к чтению?

Как научить ребёнка читать, не допуская излишних нагрузок?

Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года

Читайте также:  Поведенческие особенности ребенка 5 лет

Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.

Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.

Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:

  • Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
  • Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
  • Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
  • Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.

Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать

Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Обучение ребенка слоговому чтению

Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.

Карточки для слогового чтения

В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.

Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично. Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка.

Знакомство с буквами

Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:

  • Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
  • Твердые звонкие согласные: Л, М
  • Глухие, шипящие звуки

В процессе изучения букв и звуков, не стоит торопить детей, пытаясь в максимально короткие сроки освоить весь букварь. Напротив: начинать каждое задание следует с повторения уже пройденного материала. Это позволит максимально прочно закрепить полученные навыки и знания. И развить правильную технику чтения у ребенка.

После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.

Кубики Зайцева для слогового чтения

Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.

В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение.

Занятие должны быть ежедневными

Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.

Обучение по методике Тюленева: достоинства и недостатки системы

«Научиться читать, раньше, чем ходить» – вот главный тезис методики Тюленева. Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?

Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку

Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе – как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро осваивать буквы, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.

Детей легче учить в игровой форме

В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.

Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.

Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это – первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.

В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева

Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.

Достоинством методики Тюленева является отсутствие специальных упражнений и тестов, что позволяет ребенку развиваться самостоятельно при помощи правильно подобранных игрушек. Занятия просты; участие в них родителей минимально. Учет всех правил раннего развития, по мнению Тюленева, дает возможность многократно ускорить обучение и добиться поразительных результатов уже в первые годы жизни.

Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

Читайте также:  Ребенок в 5 лет все время ревет

Звуко-буквенный метод научения чтению

В основе звуко-буквенного метода лежит простой тезис: если в самом начале ребенок начинает воспринимать не буквы, а звуки, то вполне логично именно с них и начинать обучение чтению. Именно в этом и заключается преимущество звуко-буквенного метода над слоговым чтением. Кроме того, заучивая слоги, либо слова целиком, ребенок едва ли задумывается над из значением, что зачастую сводит обучение к механическому запоминанию.

Слоговое чтение имеет еще один существенный, по мнению сторонников звуко-буквенного метода недостаток. Чтение по слогам не позволяет ребенку воспринимать текст целиком, а значит – уловить смысл его содержания. Принцип «от простого к сложному» также соблюдается далеко не всегда, поскольку система символов довольно сложна.

Изучать игрушечные буквы намного интереснее

Первый этап обучения предполагает развитие у ребенка мотивации к обучению. Это достигается благодаря включению в процесс занятия материалов об истории возникновения букв, различных системах письменности, принятых в странах мира.

Затем ребенок начинает приучаться к осознанному восприятию звуков. Он внимательно вслушивается в каждый звук, стараясь запомнить его. В памяти формируется первичная база звуков, которую ребенок впоследствии начинает классифицировать, выделяя гласные и согласные звуки, запоминая, чем именно они отличаются друг от друга.

Следующий этап обучения – буквенный. Для того, чтобы ребенок максимально эффективно усваивал предложенный ему материал, для занятий можно использовать яркие плакаты с буквами и картинками. Однако использовать этот метод нужно с осторожностью и чередовать изображения так, чтобы ребенок не ассоциировал с буквой один конкретно взятый образ.

Игра: найди слова на букву О

Важно также, чтобы у ребенка было хорошо развито фонематическое восприятие речи и он мог безошибочно назвать звук, который он слышит в начале или в конце каждого названного слова.

Обучение чтению по методу Г.Домана

Эта методика подойдет как для самых маленьких, так и для детей постарше. Научить читать – просто, если превратить чтение в интересную и увлекательную игру – вот основная задача, которую преследует метод обучения чтения по методике Г.Домана. В его основе лежат пять базовых ступеней.

На первом этапе ребенок заучивает первые 15 слов. Для обучения необходимо создать максимально комфортные, способствующие восприятию условия: помещение должно быть уютным, на ребенка не должны воздействовать никакие посторонние звуки и другие раздражители. Сам ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении.

Демонстрация карточек осуществляется следующим образом. Ребенку показывается изображение, помещенное на расстоянии около 35 сантиметров от лица. После чего родитель называет предмет, не комментируя при этом ничего и не заставляя его повторять. Аналогичная процедура повторяется и для другой карточки.

Тематические карточки Домана

Желательно сортировать карточки по тематическим категориям («Семья», «Фрукты», «Овощи», «Животные» и т.д.)

В первый день обучения карточки демонстрируются ребенку в среднем 4 раза. Повторение сеанса происходит примерно каждые полчаса. Общая продолжительность занятия, как правило, не превышает трех минут. Во второй день основное задание также повторяется трижды, кроме того ребенок получает еще три демонстрации нового комплекта карточек.

В третий день родитель использует уже три набора карточек по три в каждом. Количество занятий при этом возрастает до 9.

Таким образом, ребенок учит первые в своей жизни 15 слов. Подобрать их достаточно просто: это могут быть имена его близких, простых фруктов, овощей или продуктов питания, названия животных.

Развивающие карточки для маленьких детей

Как бы ни хотелось родителям ускорить процесс обучения, делать это нельзя ни в коем случае потому, что частая демонстрация карточек сделает занятия излишне скучными и неинтересными для ребенка. Не имеет смысла также и увеличение продолжительности занятий: уже за первые три дня ребенок приобретает навыки распознавания знаков, а также первичные навыки чтения.

Изучив первую группу слов, ребенок может переходить к другой. Тематику можно выбирать самостоятельно. Второй набор слов можно разделить уже на пять наборов по 4 группы в каждой. В дальнейшем для удобства можно будет каждые 5 дней убирать из набора одну карточку и заменять ее другой.

На втором этапе, когда ребенок уже обладает определенным запасом слов, можно переходить уже к разучиванию словосочетаний. Словосочетания играют роль связующего звена между словами и целыми предложениями.

Если правильно использовать метод Домана, то ребенок сам научится читать за 2 месяца

Для того, чтобы научить ребёнка грамотно и легко читать целые словсочетания самостоятельно, составлять их нужно на основе тех слов, которые уже есть в его словарном запасе. К примеру, если ребенок уже выучил названия базовых цветов, к ним можно добавлять существительное: легкие словосочетания, получившиеся таким образом, будут легко усвоены ребенком. А значит, родителям можно будет переходить к более сложным: синонимам, антонимам и т.д.

Этапом, следующим за словосочетаниями, является изучение простых предложений. Словарный запас ребенка к тому времени расширяется уже до 75 слов.

Карточки Домана можно сейчас скачать онлайн

Родители по-прежнему занимаются с детьми по карточкам, только теперь на них нужно писать не слова, а предложения. Такой набор из 5 предложений необходимо показывать в течение 3-5 дней, также как раньше – три раза в сутки. Размер шрифта должен быть таким, чтобы с одной стороны ребенку было удобно воспринимать слова, с другой – чтобы слова легко размещались на карточке. Каждые несколько дней из набора удаляется в среднем по два предложения и на их место встают новые. Каждое предложение можно также сопровождать картинкой, соответствующей его содержанию.

Наборы карточек Домана для раннего развития ребенка

После этого ребенок будет готов к одному из важнейших шагов на пути к чтению – он начинает понимать смысл отдельно взятых слов. Как приучить ребенка к предложениям? Обучение на этом этапе происходит по тому же самому принципу, что и на предыдущем; но количество слов по мере продвижения постепенно увеличивается.

По мере того, как дети будут усваивать новый материал, допустимо уменьшать размер шрифта, поменять его цвет с красного на черный. Если ребенок захочет, он может повторять слова за вами, но требовать от него это не стоит.

Заключительный этап обучения чтению предполагает работу с книгами, содержащими большое количество мелко напечатанного материала. На этом этапе можно будет переходить к связным тексам максимально легко. Однако далеко не каждая книга подойдет для этих целей.

Перед тем, как перейти к такому методу, внимательно осмотрите книгу.

При приавльном подходе дети свободно читают уже в 4 года

Обучающая книга должна включать в себя от 50 до 100 слов. Предложения, из которых состоит книга, должны быть знакомы ребенку. На каждую страницу должно приходиться максимум одно предложение. Иллюстрации в книгах должны быть на отдельных страницах.

Внимательно изучив методики развития навыков чтения можно подобрать ту, которая лучше всего подойдет ребенку. И тогда станет понятно, как легко можно научить ребенка грамотно читать, открыв ему удивительный мир литературы.

Оставить комментарий

Источник