Закономерности роста и развития здорового ребенка

Закономерности роста и развития здорового ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».

К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:

· неравномерность темпов роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;

1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.

4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.

Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.

Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)

Возрастные периоды

1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.

2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет — называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

Читайте также:  Как конструктор влияет на развитие ребенка

6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 6481 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Созревание детского организма. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Созревание детского организмасопровождается ростом, развитием и формообразованием.

Рост ребенка — это количественные изменения, происходящие в развивающемся организме: увеличение количества клеток, массы тела и его размеров.

Развитие ребенка выражается в качественных изменениях происходящих в организме. Многие органы детского организма проходят сложный путь развития и формирования. Таковы окостенение скелета, формирование мышц, нервной системы, изменение функций желез внутренней секреции, половое развитие. Формирование организма не завершается в детском возрасте: оно продолжается и в юношеском, и в зрелом, и. в старческом возрасте.

Формообразованием называют процесс изменения пропорций растущего организма. Форма тела людей в разном возрасте неодинакова. Новорожденный ребенок имеет большую голову, короткие ноги, а взрослый человек — относительно, небольшую голову и длинные ноги. Высота головы у новорожденного составляет ¼,у ребенка младшего школьного возраста — 1/6, а у взрослого человека – 1/8 длины тела. Ноги у взрослого человека составляют ½, а у новорожденного – 1/3 длины тела.

Закономерности роста и развития. Постоянное количественное и качественное изменение организма происходит непрерывно в течение всей жизни.

В процессе роста и развития организм ребенка изменяется, обновляется, в нем появляются новые клетки, отмирают старые, развиваются некоторые функции.

Большая роль в перестройке организма принадлежит нервной системе и железам внутренней секреции.

Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором – рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3-5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но, начиная с 11—12 лет, девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.

Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7-8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.

Как правило, усиленный рост ребенка сопровождается замедлением процессов дифференцировки и, наоборот, усиленная дифференцировка вызывает замедление роста организма. Например, сердце ребенка усиленно растет в течение первых двух лет, а дифференцировка тканей сердца в этот период очень незначительна. У детей младшего школьного возраста размер и объем сердца увеличиваются постепенно, зато происходит интенсивное совершенствование его нервного аппара­та. В младшем подростковом возрасте рост, увеличение объема сердца и дифференцировка его тканей происходят равномерно.

Неравномерность роста и развития организма ребенка сказывается не только на физическом, но и на психическом развитии. Дети одного возраста могут иметь разный уровень психического развития. Это зависит не только от темпов индивидуального развития интеллекта, но и от тех условий, в которых ребенок воспитывается.

В развитии организма человека различают ряд периодов:

Новорожденный……………………….
Грудной возраст……………………….
Раннее детство…………………………
Первое детство…………………………
Второе детство…………………………
Подростковый возраст………………..
Юношеский возраст…………………..
Зрелый возраст первый период……….
Зрелый возраст второй период……….
Пожилой возраст………………………
Старческий возраст……………………
Долгожители……………………………
1-10 дней
10 дней до 1 года
1-3 года
4-7 лет
8-12 лет (м), 8-11 лет (д)
13-16 лет (м), 12-15 лет (д)
17-21 год (юноши), 16-20 лет (девушки)
22-35 лет мужчины, 21-35 — женщины
36-60 лет мужчины, 36-55 – женщины
61-71 год мужчины, 26074 – женщины
75-90 (мужчины и женщины)
0т 90 года (мужчины и женщины)

Эта периодизация была принята в 1965 г. на симпозиуме, посвященному проблеме возрастной периодизации, организованном Институтом возрастной физиологии и физического воспитания.

К моменту рождения у ребенка созревают те функциональные системы, которые обеспечивают ему выживание. Другие функциональные системы к моменту рождения созревают не полностью или вообще недоразвиты еще в течение долгого времени. Так, у младенцев проявляются безусловные, т. е. биологически значимые, рефлексы. Примером таких рефлексов могут служить сосательный, глотательный, мигательный, хватательный рефлексы, а также рефлексы кашля, чихания.

Ребенок не выживает, если у него отсутствует сосательный или глотательный рефлекс. В то же время у младенца недоразвиты, например, костно-мышечная, нервная и эндокринная системы, не функционирует половая система.

Количественные и качественные показатели роста и развития детей младшего школьного возраста. Количественные и качественные показатели роста и развития детей называют антропометрическими показателями. К ним относятся данные, получаемые при измерении роста, массы тела и окружности грудной клетки. Они дают достаточно полные сведения о физическом развитии ребенка.

Измерения роста стоящего ребенка позволяют судить о развитии его костного аппарата, измерения роста сидящего ребенка дают сведения о возрастных изменениях пропорций его тела. Измерения массы тела ребенка свидетельствуют о развитии его мышечной системы, об его упитанности. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе говорят о степени развития дыхательных мышц ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в многодетной семье

Полученные данные сопоставляют со стандартами физического развития детей и устанавливают соответствие или несоответствие их средним показателям стандартов. Пользуясь стандартами, следует учитывать, что для каждой местности есть свои средние стандарты, которые не вполне соответствуют стандартам показателей физического развития детей в других местностях. На физическое развитие детей оказывают влияние, например, различия условий жизни в разных кли­матических поясах, в городе и сельской местности и пр.

Акселерация. Комплекс явлений, характеризующий уско­ренное развитие детей, называют акселерацией. Это явление было замечено в XX в. Во многих странах мира дети в возра­сте 6—14 лет перегоняют по ряду показателей своих сверстников, живших 100 лет назад. Так, рост детей 7—13 лет увеличился на 10—15 см, а масса тела возросла на 8—10 кг. Процесс акселерации сказывается не только на увеличении роста и массы тела, но и на сроках полового созревания, психического и интеллектуального развития. Так, физическая зрелость, наступает ныне на несколько лет раньше, чем 100 лет назад. Для юношей эти сроки определялись в 25— 26 лет, а в настоящее время — в 18—19 лет, у девушек менструации появлялись в возрасте 16—17 лет, а на современном этапе — в 12—14 лет и даже раньше.

Единого мнения о причинах, вызвавших акселерацию, нет. Очевидно, данный процесс обусловлен комплексом причин, в. числе которых следует отметить и социальные, и биологические: улучшение питания, снижение инфекционных заболеваний, занятия спортом, развитие средств массовой коммуникации, постоянно увеличивающийся поток информации, образ жизни, новые формы и методы, обучения и пр. Механизм процесса акселерации еще далеко не выяснен.

Процесс акселерации требует от школы, общественности и семьи большого внимания.

Глава 2

Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 6593; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗБИТИЯ ОРГАНИЗМА PЕБЁHKA И ПОДРОСТКА

Организм человека — это единое целое, в котором всё чрезвы­чайно тесно связано и взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.

Рост и развитие — две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое свойство живой материм, которое выражается в количественных изменениях; увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфоло­гической дифференцировке клеток, тканей, органов. Жизненный цикл человека можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелый возраст и старение.

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зре­лости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объек­тивно существующими законами. При этом выделяются шесть законо­мерностей:

  1. неравномерность темпа роста и развития;
  2. не одновременность роста и развития отдельных органов и систем;
  3. обусловленность роста и развития полом;
  4. биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
  5. обусловленность процессов как. генетическими, так и средовыми факторами;
  6. акселерация.

Закономерности роста и развития организма являются теорети­ческой основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков.

Первая закономерность.

Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно носят поступатель­ный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Эта закономерность ярко иллюстрируется изменением длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увели­чивается на 47%, за второй — на 13%, за третий — на 9%. В возрасте 4-7 лет ежегодно джина тела увеличивается на 5-7%, а в возрасте 8-10 лет — лишь на 3%, В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет снижение и в 18-20 лет увеличение длины тела практически прекращается.

Изменение массы тела, окружности грудной клетки, а также раз­витие отдельных органов и организма в целом подчиняется тому же закону неравномерности. Эта закономерность является основным для правильной группировки детей и подростков разного возраста и выра­ботки научных принципов периодизации.

Весь этап созревания человека целесообразно делить на несколько возрастных периодов. Возрастной период — это тот отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологи­ческие особенности организма тождественны, а реакции на раздражи­тели более или менее однозначны. Возрастной период это также время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности к той или иной деятель­ности.

На международном симпозиуме (Москва,1965) предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма. В соответствии с этой схемой, которую называют биологической, в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено семь периодов созревания:

  1. Период новорожденности — 1—10 дней;
  2. Грудной возраст — 10 дней — 1 год;
  3. Раннее детство — 1-3 года;
  4. Первое детство- 4-7 лет
    Второе детство:
    мальчики — 8-12 лет;
    девочки — 8-12 лет;

6. Подростковый возраст:
мальчики — 13-16 лет;
девочки — 12-15 лет;

7. Юношеский возраст:
юноши — 17-21 год
девушки — 16-20 лет.

Существует схема возрастной периодизации, основанная на
социальных принципах:

1. Преддошкольный возраст — до 3-х лет;

2. Дошкольный возраст — 3-7 (6) лет;

3. Школьный возраст:                                                            

 младший — 7 (6)-10 лет;

 средний- 11-14 лет;

 подростковый возраст- 15-18 лет.

Социальное деление в основном не противоречит биологическому за исключением подросткового периода (15 лет), нижняя граница, которого утверждена КЗОТ.

Именно с этого периода допускается систематическая трудовая деятельность подростков и проводится их профессиональное обучение. На период подросткового возраста (15-18-лет) распространяются определенные трудовые льготы.

Вторая закономерность.

Не одновременность роста и развития отдельных органов и систем. Организм ребенка рассматривается, как единое целое, однако его отдельные органы и системы растут и развиваются не одновременно (гетерохрония). Это объясняется необ­ходимостью избирательного и ускоренного созревания тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма,

Читайте также:  Школы раннего развития в пензе ребенку 5 лет

В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного мозга: у новорожденных она равна 360-390 г, к концу первого года увеличивается в 2-2,5 раза, к концу 3-го года — в три раза, достигая в среднем 1100 грамм. Мозг семилетнего ребенка весит 1250 г и в дальнейшем нарастание его массы происходит очень медленно. К 7 годам размеры поверхности большинства корковых об­ластей, составляют 80-90 % от таковых взрослого человека.

Избирательное развитие мозга в первые годы жизни человека нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности. Через нервную систему осуществляется связь с внешней средой, образуются механизмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, обеспечиваются оптимальные условия для приема информации и осуществления интегральных действий.

В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, её рост и формирование происходит у детей в 10-12 лет. Лишь после 12 лет интенсивно развиваются половые органы, и происходит становление детородной функции.

Таким образом, интенсивное развитие и окончательное формиро­вание отдельных органов и систем происходит не параллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных струк­турных образований и функций. Такое развитие является необходимым условием для выполнения важнейших биологических я социальных функций на отдельных этапах жизни человека.

Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

Третья закономерность.

Половые различия. Они проявляются в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников, В 15 лет интенсивность роста у мальчиков нарастают, и они по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кости руки или мышц разгибателей спины у малышков всех возрастов и юношей выше, чем у сверстниц. Различия имеются не только в физической работо­способности, но и в психофизиологических показателях.

Половой деморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации учебно-воспитательного процесса. Половое различие в росте и развитии ‘организма имеют важное значение при профессиональной ориентации школьников, при спортивном отборе и подготовке юных спортсменов.

Четвертая закономерность.

Обеспечение биологической надежности.

Большие запасы потенциальных возможностей генетически закладываются в любую функциональную систему. Несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанных на сохранение жизни в критических ситуациях» при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать оптимальные нагрузки. Отечественными гигиенистами (Тромбах С.М. 1971; Антропова М.В. и, др.1978; Сердюковская Г.Н. 1979) выдвинута концепция о соответст­вий учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности его тренировки с целью охраны и укрепления здоровья, которая претворяется в жизнь в виде рекомендаций по ра­зумной тренировке для более полного использования возможностей, заложенных природой.

Пятая закономерность.

Детерминация роста и развития факторами наследственности и среды. Процессы роста и развития подчиняются определенным биологическим законам и в то же время детерминированы условиями окружающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.

Эту закономерность необходимо учитывать при разработке профилакти­ческих мероприятий, направленных на рост, гармоническое развитие, охрану и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Шестая закономерность. Акселерация.

Это ускорение темпа роста и развития организма детей по срав­нению с темпом прошлых поколений (от лат — ускорение).

У современного поколения этап биологического созревания за­вершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорено развитие детей, начиная с самого раннего возраста.

В последнее время отечественные и зарубежные специалисты схо­дятся в мнении, что темп акселерации замедляется. Есть основания думать, что этот процесс в конце XX века приостановится. Но во многих странах Африки и Азии именно сейчас отмечается интенсивный процесс акселерации.

Акселерация — это следствие общей тенденции к изменению в биологии современного человека, которое создается под влиянием комплекса факторов.

ЗАКОНЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Энергетическое правило скелетных мышц, И.А.Аршавского.

Согласно его данным особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменения и преобразования дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетных мышц, т.е. физическое развитие определяет уровень развития дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем, основных систем жизнеобеспе­чения и обмена веществ.

Закон надежности биологических систем

Маркосян А.А. под надежностью биологических систем подразумевает такой уровень функционирования процессов организма, когда обеспечивается их оптимальное протекание, но с экстренной мобили­зацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующим приспособление к новым условиям с последующим быстрым возвратом к исходному состоянию.

Основными принципами надежности биологической системы являются:

  1.  Избыточность элементов управления и протекающего процесса;
  2. дублирование и взаимозаменяемость элементов регулирования процесса;
  3. совершенный и быстрый возврат к состоянию относительного посто­янства;
  4. динамичность взаимодействия звеньев системы.

Путь от зачатия до смерти происходит под влиянием, которое определено резервными запасами и возможностями организма. Так, организм человека обеспечен 500-кратным запасом тромбина, бедрен­ная кость имеет 30-кратннй запас прочности, выдерживает нагрузку в 15 т.

Этот закон закреплён наследственностью. Но она достаточно лабильна» Чем больше тренировки, тем больше потенциал.

Учение о системогенезе и гетерохронии. (П.К.Анохин)

Функциональная система — это широкое функциональное объеди­нение различно локализованных структур на основе полученного конеч­ного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент.

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются по­этапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление. Пример: для передвижения тела в пространстве необходимо достаточное развитие костной системы, мышечной системы отолитического аппарата. (прямохождение).

Развитие морфологических образований, составляющих полноценную функциональную систему, обеспечивающую выживание, функционирование организма на каждом отдельном этапе развития, называется системогенезом.

Неравномерность (гетерохрония) развития обеспечивает дифференцировку тканей (П.К.Анохин)

Источник