Закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста

Закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

                     Закономерности речевого развития детей

                              дошкольного возраста.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребёнка далеко ещё не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является его общение со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — важнейшее средство  человеческого общения. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду — это развитие и коррекция речи. Развитие речи включает в себя следующие направления: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно. Первые осмысленные слова появляются в речи ребёнка обычно к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно — всего около 10, во-вторых, малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребёнка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения, которые включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам. К полутора годам ребёнок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается — до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведённые данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком — овладение грамматическим строем речи. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические конструкции ребёнок усваивает к трём — трём с половиной годам. К этому времени он употребляет в своей речи все падежные конструкции, формы глаголов, сложные предложения с союзами. К трём годам словарь ребёнка возрастает до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова ( предлоги, союзы, частицы), междометия. Нередко к началу четвёртого года жизни усваиваются и все звуки родного языка, но в норме все звуки должны появиться в речи к пяти годам. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений и называется связной речью. Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Таким образом, связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по её формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребёнком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием. Наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. Развитие звуковой стороны речи — это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в содержание понятия звуковой культуры речи включается не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, ритм, громкость и т.п. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым:  логопеду,  воспитателям и другим педагогам — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка!

Источник

Закономерности развития связной речи детей дошкольного возраста.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание (Глухов В.П., Ладыженская Т.А., Воробьёва В.К).

Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна – это адекватное речевое оформление мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя.

Связная речь – это единое смысловое структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь, по мнению Н.П.Ерастова, характеризуется наличием четырёх основных групп связей:

— логических – отнесенности речи к объективному миру и мышлению;

— функционально – стилевых – отнесенность речи к партнёрам общения;

— психологических – отнесенность речи к сферам общения;

— грамматических – отнесенность речи к структуре языка.

Речь является связной, если для неё характерны:

— содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

— точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

— логичность (последовательность изложения мыслей);

— ясность (понятность для окружающих);

— правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Синонимом связной речи является – высказывание.

По мнению Т.А. Ладыженской, М.Р. Львов высказывание – это речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, больше чем предложение. Его стержнем является смысл.

Виды связной речи:

— диалогическая речь

— монологическая речь.

Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого. Речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые предложения. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

Монологическая речь – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Высказывание содержит полную формулировку информации, оно более развернуто. Для монолога характерна: литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность, связность монолога.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учёте той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий в ситуативной речи широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи, в отличии от ситуативной речи содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Ещё одно понятие, которое существует в понятии связная речь – это «разговорная речь», которой, как правило прежде всего, овладевают дети дошкольного возраста.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А. Сохин)

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературные произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи, как писали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

В исследованиях А.М. Леушиной показано, что основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Проявление контекстной речи определяется задачами и характером общения с окружающими. Постепенно, с усложнением познавательной деятельности ребёнка, с изменением отношений детей со взрослыми, с появлением новых видов деятельности от ребёнка требуется развёрнутая речь. Возникает речь контекстная. Переход от ситуативной к контекстной речи, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4 – 5 годам.

Переход контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка.

В дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается в формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо – личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого, названия предметов заменяющих местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему, с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

А.М. Леушина, М.И. Лисина своими исследованиями доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей.

Выполнила учитель – логопед Михеева М.В.

Источник

1.1  Закономерности развития речи детей дошкольного возраста

педагог дошкольный монологический речь обучение

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.

А.Н. Гвоздев в своем уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961) предлагает обратиться к условному эталону закономерностей овладения детьми родным языком [приложение, Схема 1]

На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей А.Н. Гвоздев выделил три основных периода становления детской речи [7].

Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются [Cхема 1].

Анализ первых отдельных слов при нормальном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов ребенка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: мама, папа, баба, ам, бух. Набор этих слов относительно одинаков у всех детей.

Факты первых словесных проявлений ребенка показывают, что лепечущий ребенок первоначально «отбирает» из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны его артикулированию.

Первые речевые реакции связываются с определенным кругом ситуаций или предметами и закрепляются за ними, т.е. слово формируется в его специфической функции – знаковой единицы [13].

Овладев минимумом скоординированных артикуляционных укладов, дети обходятся набором тех звуков, которые сумели приобрести согласно своим речедвигательным возможностям. Переход от простого имитирования звуков к репродуцированию слов открывает возможности к накоплению нового словарного запаса и переводит ребенка из категории детей неговорящих в категорию плохо говорящих. В речи детей допускаются пропуски слогов в словах, имеется целый ряд слов, которые искажаются («яба»-яблоко, «мако»-молоко и т. п.).

А.Н. Гвоздев отмечает, что период развития, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом однословного предложения. Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи [7].

При нормальном развитии этот период господствует в речи ребенка в течение полугода (от 1г. 3мес. до 1г. 8мес.) и включает в себя небольшое количество словесных единиц примерно 29слов, из которых 22-существительные, 5-7 – глаголы, другие части речи отсутствуют [13].

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют искаженные слова, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов, так и переходом на новый уровень речевого подражания, при котором дети стремятся передать длину слова, его «музыкальное» строение.

Первый шаг в речевом развитии состоит в том, что ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка. Конструкция таких оригинальных предложений свидетельствует о том, что они «сочинены» самостоятельно, так как не имеют аналогов в речи окружающих, например: «акойбибику, я туда сядь» (открой машину, я туда сяду).

Характерной чертой этого периода является то, что ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в двух-трех грамматических формах. Например, слово мама (именительного падежа) однотипно используется и в словосочетаниях «люблю мама», «гуля мама» (гулял с мамой).

Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без реконструирования их в нужную грамматическую форму [13].

Так, дети в течение какого-то времени не замечают изменчивости конца родного языка потому, что в воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребенка постоянным словесным раздражителем, а флексии – суффиксы, окончания – в качестве меняющегося окружения, которое варьируется в различных сочетаниях с корневым морфом. Флексии в данном случае игнорируются ребенком. Употребляемые детьми лексические основы по своему значению близки к «голому» корню и названы А.Н. Гвоздевым: «аморфные слова-корни» [7].

Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона – основная закономерность рассматриваемого этапа развития. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения совершенно различных ситуаций: «эта киса», «дай киса», «нет киса». Не имея в своем словесном арсенале формальных категориальных средств родного языка, дети не способны к словоизменению, а поэтому не могут переструктурировать форму слова в связи со своим собственным высказыванием. Этот период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами – корнями и их комбинациями друг с другом принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней. Данный период по времени длится так кратко (с 1г.8мес. до 1г.10мес.), что остается незамеченным большинством исследователей детской речи [13].

В этот период развития речи имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замещения звуков. Общее количество слов в экспрессивной речи нормально развивающегося ребенка не превышает 100 единиц.

Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения [Cхема 1].

А.Н. Гвоздев отмечает, что на данном этапе дети начинают замечать технику связи слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. В зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, например это кис-а, но дай кис-у и т.п. Одна и та же лексическая основа слова начинает оформляться ребенком с помощью разных флексийных элементов [7].

Так, у существительных появляются различные падежные окончания и суффиксы уменьшительности и ласкательности, у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет).

По мнению А.Н. Гвоздева, первые грамматические элементы, которые начинают употреблять дети соотносятся с ограниченным числом ситуаций, а именно: с переходностью действия на предмет, местом действия, иногда его орудийностью и др.

В этом периоде обнаружена интересная закономерность в развитии детской речи, которая состоит в том, что одновременно с появлением грамматической изменяемости слов, дети перестают использовать в речи слова-звукоподражания («ам-ам», «би-би» и т.п.), которыми до того активно пользовались.

При нормальном развитии речи процесс вычленения ребенком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале имеет характер резкого скачка. По данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических элементов слов осуществляется в возрасте 1года 10 месяцев-2 лет одномоментно у многих разрядов слов. Однако общий лексикон невелик: в разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде глаголов – 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов.

Период усвоения грамматической структуры предложения А.Н. Гвоздев разделил на три этапа:

Первый этап, когда в речи ребенка появляются грамматически правильно оформленные предложения типа именительный падеж + согласованный глагол в изъявительном наклонении настоящего времени, с правильным оформлением конца слова (мама спит, сидит, стоит и т.п.), при том, что остальные слова аграмматичны. Этот этап назван А.Н. Гвоздевым «Первые формы слов» и длится он от 1г. 10мес. до 2г. 1мес. На данном этапе расширяется объем предложения до 3-4 слов, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, согласование между подлежащим и сказуемым, развивается подчинение глаголу. С двух лет появляются прилагательные, но без согласования с существительными, чаще в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода, а также наречия и местоимения.

Второй этап, при котором ребенок широко пользуется словами с правильным и неправильным оформлением концов слов, владеет конструкциями типа: именительный падеж + согласованный глагол, однако в его речи полностью отсутствуют правильно оформленные предложные конструкции, назван этапом «Усвоения флексийной системы языка», который длится от 2г. 1мес. до 2г.3мес. Данный этап характеризуется дальнейшим ростом простого предложения до 5-8 слов, появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, а затем и с союзами. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания существительных в единственном числе: -у, -е, -а, -ом, во множественном числе –ы. Разграничивается настоящее и прошедшее время глаголов. Увеличивается число прилагательных, наречий, личные местоимения усвоены. Появляются предлоги – в, на, у, с. Союзы – тогда, то, и, когда, потому что.

Третий этап, при котором языковое развитие детей, владеющих фразовой речью и умеющих в некоторых случаях строить предложные конструкции с правильным оформлением флексий и предлогов, назван этапом «Усвоения служебных частей речи», его продолжительность составляет 2г.3мес – 3г. На данном этапе происходит развитие сложного предложения, появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется [7].

По мнению Н.С. Жуковой, усвоенной грамматическая форма речи считается:

— если она употребляется в разных по значению словах: дай кукл-у, машин-у, ест каш-у;

— если у произнесенных ребенком слов есть еще и другие, по крайней мере две формы этого слова: это кукл-а, дай кукл-у, нет кукл-ы;

— если имеются случаи образования по аналогии [13].

Возникновение способности самостоятельно правильно по смыслу употреблять целый ряд лексических и грамматических элементов слов является крупнейшим переломным моментом в развитии детской речи, обеспечивающим динамичное усвоение синтаксической и морфологической структуры родного языка.

Третий период становления детской речи: от 3 до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы языка [Cхема 1].

А.Н. Гвоздев отмечает, что к данному периоду относится речь более продвинутых детей [7]

До данного периода детская речь изобилует грамматическими неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неиммитированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становится устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация. Происходит использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных, образование глаголов от других частей речи, усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах, употребляется одно деепричастие (сидя), предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Таким образом, последовательность, с которой осуществляется овладение типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов, протекает в русле закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как сложный многообразный и системный процесс [13].

Изучение закономерностей развития речи детей позволило нам определить, что на конкретном возрастном этапе только начинает формироваться, что уже достаточно сформировано, и каких лексико-грамматических проявлений вообще не стоит ожидать в ближайшее время.

Кроме того, знание закономерностей развития детской речи, позволит нам установить процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста и выявить условия развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 73680
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… народ, другой образ жизни, их начинает интересовать мир природы. Все это есть в сказках разных народов, отобранных в программе целенаправленно. Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста   3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Исследование проводилось на базе МДОУ №43 « …

… , задачи и методы исследования связной речи детей шестого года жизни. В экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили – выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием. Задачи: 1. Изучить связную речь детей шестого года жизни. 2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей. 3. Выявить …

… , и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников. 1.3      Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является …

… не
используют
полностью их
развивающий
потенциал, в
том числе и для
развития речи.
Итак, мы еще
раз убедились
в том, что комплексная
методика развития
речи детей
старшего дошкольного
возраста средствами
малых форм
фольклора
просто необходима.

Анализируя
методические
аспекты развития
речи средствами
малых форм
фольклора, для
формирующего
эксперимента
мы условно
выделили два
этапа работы: …

Источник