Закономерности развития ребенка младшего школьного возраста

(6-7 —10-11 лет) Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

Учебная деятельность – как ведущая деятельность дошкольного возраста.

Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность — особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени — 10 или 11 лет жизни ребенка.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

— мотивация учения- система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

— учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

— учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

— действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

— действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; , Л.В. Занкова).

В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ — недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в стаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина.

Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Стадии:2-5 лет — стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет — описание картины; после 9 лет – интерпретация (логическое объяснение).

ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).

В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Особенности личности младшего школьника. Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Читайте также:  Центры студии развития ребенка

А) Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Б) Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

Самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Группы риска в младшем школьном возрасте. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность — целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении «право» и «лево». Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.



Источник

Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. –М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. – 400 С. 34-53 Учителю начальной школы необходимо знать следующие закономерности детского развития:
1. Закономерности физического развития:
А. В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; с возрастом тем развития замедляется. Наиболее сензитивные периоды физического развития (по убыванию): дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.
Б.физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее.
В. каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе. В целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
2. Закономерности духовного развития (в основе которого психическое, нравственное и социальное развитие человека, т.е. его внутренний мир («внеэмпирические свойства» по В.В.Зеньковскому):
А.Между возрастом ребенка и темпами духовного развития обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше тем духовного развития.
Б. духовное развитие детей протекает неравномерно: в отдельные периоды одни качества формируются быстрее, а другие медленнее (так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие ребенка, воображение и эмоционально-чувственная сфера; в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти).
В. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных составляющих духовного развития ребенка. Такие периоды называют сензитивными (Л.С.Выгоский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причина сензитивности в неравномерности развития и том, что некоторые свойства личности могут складываться лишь на основе уже сформировавшихся свойств и опыта ребенка. (так, сензитивность младшего школьного возраста в плане развития словесно-логического мышления объясняется тем, что оно может развиться, только если у ребенка сложились в дошкольном детстве наглядно-образное мышление и речь. Младший школьный возраст сензитивен для развития интеллектуальных, нравственных и социальных качеств личности, что должно выступать ориентиром в построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе).
Г.Приобретая по мере роста ребенка устойчивость и постоянство, духовные качества личности сохраняют при этом пластичность, т.е. возможность изменения. Пластичность дает возможности для перевоспитания ребенка, а также для компенсации, когда более слабые функции компенсируются более сильными (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).
Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие игры занятия

 
 
1) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для к-рого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину; 2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса; 3) период второго округления (от 8 до 10 лет); 4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).
 
Виды и этапы развития мышления: Практически-действенное М. – наглядно-образное М. – словесно-логическое (теоретическое) М. – гипотетико-рассуждающее М. (Д.Б.Эльконин)
 
  Возрастными границами младшего школьного возраста в отечественной психологии считают 6(7) – 10 (11) лет. К 6 годам в основном готов к систематическому школьному обучению, о чем может свидетельствовать наличие у него следующих показателей готовности:
· Стремление к общественно значимой деятельности;
· Способность управлять своим поведением;
· Умение делать простые обобщения;
· Практическое владение речью;
· Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
Учителю следует также знать наиболее характерные особенности физического, психического и социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.
1. Особенности физического развития:
Замедляется физический рост ребенка и заметно увеличивается его вес («период второго округления»). Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма.
2. Особенности психического развития:
a. Совершенствуется нервная система благодаря тому, что интенсивно развиваются большие полушария головного мозга (вес мозга ребенка достигает веса мозга взрослого человека). Этим объясняется сензитивность возраста к интеллектуальному развитию ребенка.
b. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему уступает возбуждению. Этим объясняется слабая произвольность поведения и психических функций ребенка.
c. Восприятие младших школьников по-прежнему отличается неустойчивостью и неорганизованностью, малой диффернцированностью, но в то же время остротой и свежестью. Поэтому ребенок может путать цифры ( 6 и 9), буквы (Ь и Ъ с Р), но при этом с живым любопытством относится к окружающей его действительности, очень эмоционален. Опираясь в учебно-воспитательном процессе на все имеющиеся у ребенка органы восприятия, на доминирующую в этом возрасте потребность в познании окружающего мира, учитель может развить как познавательную активность, так и познавательную деятельность ученика.
d. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. Поэтому учителю надо использовать средства, развивающие внимание учеников, мотивирующие их учебно-познавательную деятельность, приучающие их к волевым усилиям, ответственности.
e. Память играет важную роль в познавательной деятельности младшего школьника, т.к. у него высоко развита способность механического (дословного) запоминания. Однако дети легко запоминают только интересный, эмоционально окрашенный материал и не умеют подчинять свою память задачам обучения (слабая произвольность). В начальной школе необходимо, чтобы наглядно-образная память детей превратилась в «понимающую, думающую» память, чтобы у детей выработались навыки самоконтроля и самооценки, а также способность к волевым усилиям при заучивании материала.
f. Мышление у приходящего в школу ребенка развито слабее, чем восприятие и память. Однако именно в школе мышление развивается наиболее интенсивно, превращаясь из наглядно-образного (когда, по словам К.Д.Ушинского, ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями») в абстрактно-логическое (когда ребенок начинает понимать и устанавливать причинно-следственные связи). Мышление развивается в тесной связи с развитием речи, поэтому особое внимание учителю необходимо обращать на обогащение словарного запаса детей и способности устно и письменно излагать свои мысли.
g. Мотивационно-волевая сфера в младшем школьном возрасте отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность преобладает над доводами разума, поэтому дети совершают множество необдуманных действий. В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать условия для развития у школьников мотивов учения, умений целеполагания (осознанный мотив – цель), воспитания воли (ответственности, целеустремленности, настойчивости).
h. Рефлексивная сфера личности в младшем школьном возрасте характеризуется наличием у детей некоторой общей самооценки. Уровень общей самооценки (адекватный, завышенный или заниженный) в этом возрасте зависит от того, как ребенка и его деятельность, поведение оценивали родители и другие значимые взрослые. В начальной школе, в учебной деятельности происходит становление конкретной самооценки ребенка (оценивание себя ребенком за конкретные результаты учебной деятельности). Базисом для ее становления выступает имеющаяся общая самооценка. Важную роль в развитии общей и конкретной самооценки младшего школьника играет учитель. Для адекватного развития рефлексивной сферы личности необходимо, чтобы педагог не только сам оценивал деятельность учеников, но и приучал их к самостоятельному оцениванию и контролю собственных учебных достижений. В начальной школе должно произойти становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, что может быть достигнуто посредством безотметочного обучения.
3.Особенности социального развития:
a. Социальное (личностное) развитие младших школьников происходит в условиях новой социальной ситуации развития: появляется новая фигура «другого значимого взрослого» — учителя, отношения с которым необходимо строить на основе добровольного подчинения и учебного сотрудничества; отношения со сверстниками (одноклассниками) выстраиваются на основе равенства и сотрудничества в рамках новых видов деятельности – учебной деятельности и учебного общения; ребенок вливается в целую систему коллективов (общешкольного, классного) и через них – в коллективную учебную и общественную деятельность. Необходимыми результатами социального развития в этом возрасте должны стать: становление ученика как субъекта коллективной учебной деятельности и учебного общения с учителем и сверстником; выработка навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, и др.); становление нравственного поведения и духовно-нравственных качеств личности; становление социальных чувств (социального стыда, чувства терпимости (толерантности), чувства ответственности и др.).
b. Современные дети младшего школьного возраста, выросли в противоречивом («пестром») социуме, для которого характерны как позитивные, так и негативные тенденции. Среди позитивных: демократизм и плюрализм в сфере социальных отношений, наличие широких возможностей для социального развития человека. Среди негативных: социальное расслоение и обострение социальных противоречий, пагубное влияние СМИ (доминирование недетского телевидения, проповедующего агрессию и насилие, засилие чужеродных программ на детских телеканалах), вседозволенность, бескультурье и падение нравов. Дети аккумулировали в себе все хорошее и все плохое, что есть в этих процессах. Большая часть детей стали более развитыми, свободными в выражении собственных чувств. При этом кругозор современных детей слишком эклектичен (дети часто владеют обширной, но непонятной и ненужной им информацией); склонны к проявлению агрессии, жестокости и нетерпимости; возросшие материальные потребности детей направляют их социальное поведение, в основе которого кредо «любой ценой» и др. Необходим учет подобных особенностей социального развития современных детей при построении образовательного процесса в начальной школе.
c. У нас в стране, как и во всем мире получило широкое распространение такое новое явление в развитии детей, как акселерация. Так назвали ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В педагогике акселерация связывается не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания и социализацией личности. Это несоответствие проявляется так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. До появления акселерации (60-70-е г.г. прошлого века) физиологическое развитие и процесс социализации детей и подростков были сбалансированными. В наше время к 13-15 годам у девочек и к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в т.ч. половых, подросток ищет пути их удовлетворения, которые подсказывает ему его неокрепший ум. Нравственные последствия акселерации (прежде всего это распространение половых контактов среди несовершеннолетних) являются резко отрицательными. Чтобы минимизировать эти последствия в подростковом возрасте, на этапе младшего школьного детства необходимо особое внимание уделять психическому, духовному и социальному развитию детей.
Читайте также:  Упражнения для развития уверенности ребенка

Источник