Закономерности физического развития ребенка

Закономерности физического развития ребенка thumbnail

1.1. Закономерности физического развития детей

Под термином
«физическое развитие» подразумевают
динамический процесс изменений размеров
тела, его пропорций, телосложения,
мышечной силы и работоспособности. Для
обобщенной оценки физического развития
ребенка достаточно наблюдения за
изменениями четырех основных
антропометрических показателей: массы,
длины тела, окружности головы (особенно
в раннем возрасте) и окружности грудной
клетки.

Физическое состояние
– статический показатель основных
антропометрических признаков на момент
обследования ребенка.

Контроль роста и
развития ребёнка – один из основных
разделов работы врача – педиатра. Успех
в этом направлении может быть достигнут
только при условии динамического
наблюдения за ребёнком в установленные
декретированные сроки: на первом году
– ежемесячно, до 3 лет — ежеквартально,
до 6 лет – 1 раз в полгода, в дальнейшем
– ежегодно. Подобная частота наблюдений
определяется минимальными временными
промежутками, за которые в растущем
организме происходят значимые качественные
изменения.

Процессы роста
подчиняются определенным законам:

Замедление
скорости роста с возрастом.

Скорость роста
наиболее выражена во внутриутробном
периоде, особенно с 8 до 25 недели гестации.
В дальнейшем наблюдается замедление
скорости роста.

Закон неравномерности
изменений скорости роста.

Этот закон в
определенной степени опровергает
предыдущий, но только применительно к
нескольким периодам жизни. Например,
ускорение роста у детей через 2 -3 недели
после рождения и препубертатное ускорение
роста (после 11-12 лет). У некоторых детей
прослеживается еще и «полуростовой
скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.

Кранио-каудальный
градиент роста

После рождения
дистальные сегменты тела растут с
большей скоростью, чем проксимальные
(например, кисть растет быстрее
предплечья). Наличие градиента роста
лежит в основе всей перестройки пропорций
тела, происходящих от периода
новорожденности до взрослого возраста.

Закон чередования
направлений роста

Необходимо помнить,
что каждая отдельная кость и скелет в
целом растут последовательно, сменяя
фазы роста кости в длиннике и поперечнике.
В периоды снижения скорости роста
костной ткани в длину в организме ребенка
преобладают прибавки массы тела. Таким
образом, периоды «вытягивания» сменяются
периодами «округления». Циклический,
ступенчатый характер роста со сменой
фаз его ускорения и замедления прекрасно
демонстрирует периодизация детства,
предложенная Штратцем (Straz,
1903):

  • период первой
    «полноты» или первого «округления»: с
    1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется
    преимущественными прибавками массы
    тела над длиной тела;

  • период первого
    «вытягивания»: с 5-го по 7-й годы жизни.
    Отмечается преобладание роста длины
    тела по сравнению с его массой;

  • период второй
    «полноты» или второго «округления»: с
    8-го по 10-й годы жизни;

  • период второго
    «вытягивания»: с 11 до 15 лет;

  • период замедленного
    роста: с 15 до 18-20 лет.

Закон половой
специфичности темпов роста.

Проявляется в том,
что мальчики, в конечном итоге, имеют
более высокие показатели конечного
(дефинитивного) роста, несмотря на то,
что девочки относительно раньше (на 1-2
года) вступают в период пубертатного
вытягивания, когда они обгоняют мальчиков
по длине тела. Тем не менее, скорость
созревания скелета после 2-3 лет у девочек
больше. Это является отражением более
быстрого биологического развития
девочек, которое прослеживается по всем
органам и системам.

Закон асимметричности
роста.

При сложившейся
прово- или леворукости ребенка инициация
ростовых сдвигов и некоторое их опережение
всегда происходит на стороне доминирующей
ручной умелости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В развитии ребенка выделяют возрастные периоды: 1)период новорожденности 1-10дней; 2)грудной возраст 10дней-1год; 3)раннее детство 1-3года; 4)первое детство 4-7лет; 5)второе детство:♂ 8-12лет, ♀ 8-11лет; 6)подростковый возраст: ♂ 13-16лет,♀ 12-15лет; 7)юношеский возраст: ♂ 17-21год, ♀ 16-20 лет.

Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором — рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3—5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11—12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.

Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7—8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.

Физическое развитие детей и подростков — состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Оно отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью.

Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу — день, месяц, год.

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

При изучении физического развития используют соматометрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Такие показатели, как форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к соматоскопическимпоказателям. Жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук — это функциональные или физиометрические показатели.

Полученные результаты измерения показателей сравниваются со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития.

К методам индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающим только соматометрические показатели, относятся метод сигмальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный метод (оценочных таблиц), центильный метод.

Читайте также:  Условия развития ребенка с овз

Оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности, поэтому для более точной индивидуальной оценки используют другие показатели: погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания. Погодовые прибавки роста отражают закономерности ростового процесса ребенка, тесно связанные с биологическим возрастом. Сроки прорезывания постоянных зубов варьируют в каждой возрастной группе в широких пределах. Степень полового созревания:у девочек она оценивается по оволосению подмышечных впадин и лобка, развитию молочных желез, а также возрасту наступления менструаций, у мальчиков — по оволосению подмышечных впадин и лобка, мутации голоса, оволосению лица и развитию кадыка.

Акселерация физического развития – ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.

91. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ.

Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000м для городских школ и 2000м — для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета 40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной (секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3м т.к. при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м. Высота — не ниже 3м.

Школьная мебель, размеры школьной парты (высота стула, его глубина, угол наклона крышки, дифференциация, дистанция спинки и сиденья и т.д.) должны строго соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. В настоящее время предусматривается изготовления пяти номеров мебели с буквенной системой нумерации, а именно: А- рост до 130см, Б-131-145; В-146-160, Г-161-175, Д-более 176см. К учебным пособиям также предъявляют гигиенические требования. Соблюдение требований к

школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для органов зрения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм для учебников старших классов и 2,1-2,4 –для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

Лечебно-оздоровительные мероприятия в школе.

Школьный врач и медицинская сестра осуществляют всю плановую ревакцинацию и все противоэпидемические мероприятия. С участием школьного врача проводится вся система мероприятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и школах, а также работа по трудовому воспитанию, гигиене обучения в школах, профориентации. Младший медицинский персонал (медицинская сестра или фельдшер) в детском саду и школе помогает при проведении углубленных и профилактических осмотров, проверяет соблюдение детьми правил личной гигиены, контролирует выполнение режима дня в учреждении, организацию питания детей, хранение продуктов и т. д. Физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни — совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития используются основные антропометрические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические

(жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной систем, жироотложение, половое развитие). Рациональный режим дня предусматривает: 1) правильную организацию урока; 2) нормирование общего количества ежедневных и еженедельных уроков; 3) регламентацию продолжительности уроков и перемен; 4) рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели; 5) число и продолжительность каникул.

Источник

Основные закономерности физического развития детей и подростков

Организму детей и подростков свойственна одна общая особенность — интенсивный процесс роста и развития.

Под ростом понимается увеличение массы и линейных размеров индивидуума и его отдельных органов, происходящее вследствие увеличения числа и массы клеток, а также неклеточных образований в условиях преобладания процессов анаболизма. Рост — это количественные изменения организма. В онтогенезе рост тесно связан с развитием, т. е. качественными изменениями (дифференцировка органов и тканей, формирование новых и совершенствование существующих функциональных систем). При развитии происходит расширение и интенсификация функций, возникают новые механизмы интеграции, что обусловливает более эффективную работу всей функциональной системы и организма в целом. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, осуществляются асинхронно, являются составляющими единого процесса жизнедеятельности.

На этапе созревания рост и развитие организма протекают в соответствии с биологическими законами, важнейшими среди которых являются неравномерность темпа роста и развития; гетерохронность (неодновременность) развития функциональных систем и физических способностей; половой диморфизм и обусловленность роста и развития полом.

Неравномерность темпа роста и развития наглядно прослеживается на примере изменения с возрастом длины тела, функциональных возможностей отдельных органов и систем, а также физических способностей детей и подростков. Темп роста и развития определяется по величине абсолютного прироста за равные отрезки времени.

Первое фундаментальное исследование темпа роста детей и подростков было проведено В. В. Бунаком (1940). Оно показало, что в первый год жизни длина тела человека увеличивается на 20 – 25 см, на 5-й год — на 5 – 6 м, а в год полового созревания — на 8 — 10 см. Процесс роста прекращается у девушек к 17 — 18 годам, а у юношей — к 19 годам. В дальнейшем многие как отечественные, так и зарубежные ученые, проводя аналогичные исследования, подтверждали выявленную закономерность.

Читайте также:  Системное развитие ребенка 5 лет

Исследования, проведенные в НИИ гигиены детей и подростков МЗ РФ, также свидетельствуют о наличии неравномерности роста на этапе созревания организма. По этим данным прослеживаются три важных момента, отражающих общую закономерность неравномерности процесса роста и развития на этапе созревания организма, а именно замедление данного процесса в препубертатный период, активизация в период полового созревания, затем повторное замедление; увеличение длины тела у девочек прекращается в 17 лет, у мальчиков — в 18 лет; изменения массы тела и окружности грудной клетки подчиняются тому же закону неравномерности. Указанные изменения тотальных размеров тела и увеличения скорости роста следует рассматривать как следствие перестройки эндокринной системы, происходящей в пубертатном периоде онтогенеза. Связь роста с формированием вторичных половых признаков отмечена в работах ведущих антропологов мира.

В чем причина неравномерности темпа роста и развития организма на этапе созревания? На наш взгляд, такая неравномерность создается в результате изменения скорости роста, что детерминировано наследственностью. Наибольшая скорость роста наблюдается в первые 3 года жизни ребенка затем происходит замедление его, и вновь скорость роста увеличивается в пубертатном периоде, а после его завершения рост прекращается. Результаты научных исследований одновременно свидетельствуют о сложных взаимосвязях и даже о противоречиях в развитии морфологии и функций организма, поэтому чрезвычайно важно понимать всю сложность формирования физических способностей детей и подростков. Процесс роста и развития моторных функций на этапе созревания идет непрерывно, но неравномерно.

лет 11 »

Исходя из общей закономерности неравномерного темпа роста и развития организма на этапе созревания, предложена возрастная периодизации. Весь этап созревания условно делится на несколько возрастных периодов, т.е, жизненных отрезков времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. В социальном же аспекте возрастные периоды следует рассматривать как отрезок времени, необходимый для достижения готовности к той или иной социальной деятельности.

Существуют различные схемы возрастной периодизации. Однако при физическом воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной па Международном симпозиуме по возрастной периодизации (1965). .Данная схема наиболее правильно отражает изменения темпа процесса роста и развития в детском и подростковом возрасте. В соответствии с этой схемой на этапе созревания выделяются 7 возрастных периодов:

1. Период новорожденности 1 — 10 дней

2. Грудной возраст 10 дней — 1 год.

3. Раннее детство 1—3 года

4. Первое детство 4—7 лет

5. Второе детство:

мальчики 8 – 12 лет

девочки 8 – 11 лет

6. Подростковый возраст:

мальчики 13 – 16 лет

девочки 12 – 15 лет

7. Юношеский возраст:

юноши 17 – 21 год

девушки 16 – 20 лет

Следует обратить внимание на то, что возрастные периоды часто меняются в первые годы жизни. Период новорожденности длится всего 10 дней, поскольку свойственные ему особенности физиологических реакций проходят очень быстро. Однако чем старше ребенок, тем больший отрезок жизненного пути можно отнести к возрастному периоду. В юношеском возрасте (17 лет — 21 год) временные границы дифференцируются так же, как и в подростковом возрасте, в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития. Подростковый возраст у мальчиков длится с 12 до 15 лет. Такое деление построено на чисто биологическом принципе, этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции.

С учетом возрастной периодизации дифференцируются программы физического воспитания: для детей первого года жизни, для детей дошкольного возраста (ясельные группы в возрасте 1 — 3 года и группы детского сада в возрасте 3 — 6 лет); для детей, подростков, юношей и девушек, обучающихся в общеобразовательных школах, ПТУ, ДЮСШ и школах-интернатах спортивного профиля.

Любая возрастная группа довольно условна, так как рост и развитие организма — процесс непрерывный и темп его генетически детерминирован. Однако у отдельных лиц темп развития может иметь индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляется раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. В этих случаях говорят об индивидуальной изменчивости темпа. Встречаются дети, темп развития которых ускорен и по уровню биологической зрелости они опережают хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение. В связи с этим при физическом воспитании необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», т.е. иметь и виду хронологический или биологический возраст. Хронологический возраст — это период, прожитый от рождения до момента обследования, имеющий четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет [Бережков Л. Ф., 1985].

Детей с замедленным темпом развития следует называть «отстающими». Наблюдения показали, что чаще всего такие дети выявляются перед поступлением в школу или во время обучения в начальных классах и число их относительно невелико (10 — 15%). Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны па уроках физической культуры. У них отмечается более низкий уровень развития физических способностей, чаще выявляются неблагоприятный тип работоспособности при выполнении физических нагрузок, более выраженное напряжение двигательного анализатора, а также сердечно-сосудистой системы. Установлено, что отставание биологического возраста у детей сочетается с большинством сниженных антропометрических показателен и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее заметные изменения работоспособности и состояния здоровья отмечаются у детей с резким отставанием, биологического возраста (разница в 3 года и более). Причинами такого отставания могут быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем возрасте (рахит, хроническая пневмония, специфические кишечные болезни, частые острые респираторные заболевания, хроническая интоксикация или хронические болезни и др.). Известно также влияние неблагоприятных социальных условий микросреды (безнадзорность, неполная семья, пьянство родителей) на темп биологического роста и развития ребенка. Дети с замедленным темпом роста и развития нуждаются в диспансерном медицинском наблюдении и индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации этих процессов.

Читайте также:  Многопрофильный центр развития ребенка

Ускоренный темп индивидуального роста и развития приводит к опережению биологического возраста но сравнению с хронологическим. «Опережающие» встречаются в коллективе учащихся реже, чем «отстающие». У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. Наибольшее число случаев отклонения от биологического возраста выявляется среди подростков (около 15%).

Преждевременное, опережающее хронологический возраст, развитие ребенка педагоги склонны рассматривать как весьма благоприятное явление. На самом же деле это не так. Каждому возрастному периоду присущи свои достоинства, и ускоренное развитие ограничивает их, имея лишь относительную ценность. Научные исследования показали, что у школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному.

Таким образом, отклонение темпа индивидуального роста и развития ребенка как в одну, так и в другую сторону и несоответствие биологического и хронологического возраста требуют своевременного выявления, так как эти дети нуждаются в медико-социальной помощи на протяжении всего этапа созревания организма. При физическом воспитании детей, имеющих единый хронологический, но разный биологический возраст, следует индивидуально дозировать физические нагрузки, что будет способствовать оптимизации учебно-тренировочного процесса и достижению наибольшего оздоровительного эффекта.

Гетерохронность формирования функциональных систем является одной из основных закономерностей процесса роста и развития детского организма. Объясняя данную закономерность, советский физиолог П. К. Анохин исходил из концепции об избирательном и ускоренном созревании тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма. Подтверждением этой концепции служат данные о жизнедеятельности плода во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2 — 10-й неделе беременности, сердце — на 3 — 7-й, пищеварительные органы — на 11 — 12-й неделе. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. Интенсивное развитие и формирование отдельных органов и систем происходят непараллельно. Существует определенная очередность наиболее интенсивного роста и развития структурных образований и функций. Такое «избирательное» развитие отдельных органов и систем является необходимым условием для жизнедеятельности организма и для обеспечения его функциональной готовности к той или иной деятельности.

hello_html_m78cf3eb3.png

130 —

120 —

В периоды «избирательного» роста и развития функциональная система особенно чувствительна к действию факторов окружающей среды и средств физического воспитания. Например, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белков в пище, а речедвигательных функций — к речевому общению, моторики — к физическим упражнениям на ловкость и быстроту, а затем — на силу и выносливость. Эта особенность роста и развития, на наш взгляд, является естественнонаучной основой правильной постановки физического воспитания, так как она позволяет определить, когда и какие физические способности необходимо развивать у детей и подростков.

Половой диморфизм. Наличие у одного биологического вида двух различных форм (женской и мужской) является общей закономерностью. У человека половой диморфизм в ходе онтогенеза проявляется в особенностях обменных процессов, темпах роста и развития отдельных органов, функциональных систем и организма в целом. В детском и подростковом возрасте половой диморфизм наиболее выражен в период половой зрелости и связан главным образом с различиями в строении половых органов и появлением вторичных половых признаков.

Научная литература об особенностях роста и развития детей и подростков в зависимости от пола очень обширна, так как истоки этих исследований уходят в глубокую древность.

Анализируя многочисленные данные, следует сделать вывод о том, что скорость роста и продолжительность этого периода у мальчиков больше. Мальчики при рождении имеют более высокие антропометрические показатели, процесс роста у них заканчивается на 1 — 3 года позднее. Длина тела у мужчин в среднем на 8 — 11 см больше, чем у женщин. Причина данного явления заключается в различии генетических программ, определяющих разную скорость роста в онтогенезе. Из этой общей картины выпадает только период полового созревания. В связи с тем что у девочек пубертатный период и пубертатный скачок роста наступают на 2 — 3 года раньше, чем у мальчиков, антропометрические показатели у них в этот период более высокие.

Половой диморфизм проявляется не только в различиях темпа роста организма. Более важны отличительные особенности развития функциональных систем ив первую очередь физических способностей резко возрастает, а у девушек увеличивается на значительно меньшую величину,

Однако было бы неправильным рассуждение о том, что все морфофункииопальные показатели у девочек и девушек находятся на более низком уровне по сравнению с мальчиками и юношами соответствующего возраста. Представления о возможностях женского организма в настоящее время существенно меняются. Большая по сравнению с мужчинами продолжительность жизни, большая устойчивость к действию различных неблагоприятных факторов (кровопотери, перегревание, переохлаждение, кислородное голодание, недостаток сна и т. п.), возможность переносить значительные нервные и физические напряжения и развивать при этом, казалось бы, мало свойственные женщине физические качества — все это подтверждается исследованиями А. Г. Дембо (1983), Ф. А. Лапицкого (1984), Н. Д. Граевской и соавт. (1987), и др.

Процесс роста и развития организма на этапе созревания подчиняется трем основным закономерностям, которые детерминируют его темп, очередность избирательного развития той или иной функциональной системы и половой диморфизм. Данные закономерности учитываются при физическом воспитании детей и подростков, и попытка их нивелировать отрицательно сказывается на состоянии здоровья и социальной дееспособности молодежи. Физические упражнения оказываются мощным фактором, влияющим на процесс роста и развития организма. Взаимообусловленность влияния биологических законов и физического воспитания па процесс роста и развития — одна из актуальных и мало изученных проблем профилактической медицины.

Источник