Оценка физического развития ребенка раннего возраста

Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка 2 г могилева

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!

Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Герасимова Л.И.

1

Бушуева Э.В.

1

CИДОРОВА Т.Н.

1

СМИРНОВА Е.И.

1

1 АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии

Проведена оценка физического развития доношенных детей, родившихся с различной массой тела. Во всех группах возрастная весовая кривая массы тела нарастала. У мальчиков и девочек средняя масса тела при рождении существенной разницы не имела, средняя длина тела у мальчиков в трех группах была несколько выше, чем у девочек. Темпы увеличения массы тела у мальчиков в первые месяцы жизни выше в трех группах, чем у девочек. Дети с малой и большой массой при рождении в раннем возрасте претерпевают значительное напряжение адаптационных процессов, о чем косвенно свидетельствует неравномерная прибавка массы и увеличение длины тела. Оптимальное нарастание антропометрических показателей установлено у детей с массой от 3000 до 3999 г при рождении. Дети с малой и большой массой при рождении в раннем возрасте претерпевают значительное напряжение адаптационных процессов, о чем косвенно свидетельствует неравномерная прибавка массы и увеличение длины тела.

Читайте также:  Какие препараты назначают ребенку с задержкой речевого развития

масса тела при рождении

рост

физическое развитие

эмбриогенез

доношенная беременность

прибавка массы тела

1. Баранов А. А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей // Вестник РАМН. – 2003. – № 8. – С. 3–6.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. – М., 1999.

3. Баранов А. А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России // Охрана репродуктивного здоровья населения: матер. 2-й нац. ассамблеи. – М., 1997. – С. 7–10.

4. Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. – М., 2004.

5. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А. А. Баранов [и др.,]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.

6. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апр. 2005 г. – М., 2005.

7. Российский национальный педиатрический формуляр / под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 912 с.

8. Шабалов Н. П. Неонатология. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 496 с.

9. Шабалов Н. П. Детские болезни. Т. 1. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 928 с.

Вопросы, связанные с изучением здоровья детского населения, всегда находились в числе наиболее актуальных, т.к. они  определяют будущее нации и  государства [5, 6].

На темпы роста и развития ребенка оказывает влияние комплекс многих факторов: генетических, биологических, бытовых, алиментарных, социально-экономических. Показатели длины и массы тела являются фундаментом скрининг-оценки физического состояния детской популяции, а их соотношение — важнейшей интегративной характеристикой морфофункционального статуса человека на протяжении всей жизни [1, 4, 8].

С позиции биологии и генетики рост — это наследственно запрограммированный процесс увеличения массы, линейных и объемных размеров организма при оптимальном поступлении ингредиентов питания и при благоприятных условиях окружающей среды. Рост плода регулируют: маточный кровоток, плацентарная перфузия, нейроэндокринная регуляция. Факторы, приводящие к дефициту массы тела при рождении, способны стойко изменять структуру тела, нарушать метаболическую стабильность, снижать уровень адаптационных возможностей организма, реализующихся через деятельность эндокринной, иммунной, нервной и сердечно-сосудистой систем. Рост и масса плода в течение эмбриогенеза, особенно в последнем триместре беременности, определяются индивидуальным генетическим эффектом секреции фетального инсулина. Для пропорционального эмбрионального развития необходим адекватный уровень инсулина, поддерживающий митотическую активность и внутриклеточную усвояемость нутриентов. Инсулинопосредуемый рост плода зависит от генетических факторов, регулирующих выделение инсулина и чувствительность тканей плода к его действию. Во внутриутробном периоде инсулинорезистентность проявляется замедлением роста и малой массой плода, а гиперинсулинемия — макросомией [2, 3, 7, 9].

Таким образом, с момента рождения ребенка есть возможность прогнозировать те или иные отклонения  состояния здоровья, что позволит разработать меры профилактики.

Целью данной работы явилось исследование в динамике росто-весовых показателей детей, родившихся доношенными, в зависимости от массы тела при рождении.

Материалы и методы исследования. Под нашим проспективным наблюдением находились дети, родившиеся на сроке гестации 38-41 неделя. У 185 доношенных детей (51 % девочек, 49 % мальчиков) раннего возраста проанализированы темпы увеличения массы и длины тела в декретированные сроки.

В 1-й группе было 62 ребенка, родившихся с малой массой, во 2-й — 53 ребенка с массой тела при рождении свыше 4000 г, в 3-й — 70 детей с массой от 3000 до 3999 г. Средняя масса детей при рождении в 1-й группе составила 2350 ± 27 г, длина тела — 50,5 ±0,6 см, во 2-й группе — 4390 26 г и 55,9± 0,5 см, в 3-й группе — 3523 ±25 г и 52,6±0,6 см. Средний возраст матерей статистически не различался и составил: 23,6±1,05, 23,8±0,96, 23,7±1,2 года. Оценка по шкале Апгар при рождении составила 8-9 баллов. У всех детей период адаптации прошел в пределах физиологических состояний. Из проспективного наблюдения были исключены дети с явными отклонениями социального анамнеза, врожденными пороками развития, от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом в виде неоднократных прерываний беременностей, самопроизвольных выкидышей, осложненного течения беременности (повторяющиеся угрозы прерывания, острые заболевания матерей, выявление антител класса Ig M к возбудителям TORCH группы). При анализе показателей соматического, неврологического статуса, характера питания у детей выделенных групп достоверных различий не было.

Результаты и их обсуждение

Во всех группах возрастная весовая кривая нарастала. У мальчиков и девочек средняя масса тела при рождении существенной разницы не имела, средняя длина тела у мальчиков в трех группах была несколько выше, чем у девочек. Темпы увеличения массы тела у мальчиков в первые месяцы жизни были выше, чем у девочек.

Сравнение выделенных групп детей показало, что в первые месяцы жизни темпы роста массы тела у детей 1-й группы были выше, чем в остальных группах. В первом полугодии самым низким был темп прибавки массы тела детей, рожденных более 4000 г. Мальчики, рожденные с задержкой нутриитивного развития, за первый месяц прибавили на 29 % от первоначальной массы, с крупной массой — на 21 %, от 3000 до 3999 г  — 27 %. Среди девочек наибольший темп нарастания массы тела был зафиксирован в 1-й группе и составил 25 %, во 2-й и 3-й — 12,4 % и 23 % соответственно. Интенсивность прибавки массы тела замедлилась к 6 месяцу жизни во всех  группах. Во втором полугодии жизни дети с малой массой при рождении прибавляли медленнее, что привело к отставанию по массе тела в сравнении с другими группами. На 2-м году жизни прибавка массы тела стала интенсивнее, но по сравнению с другими группами несколько меньше, по средним значениям массы тела не удалось догнать детей 2-й и 3-й групп. В 2 года масса тела у детей с малой массой при рождении в среднем была равна 11, 64 ±0,47, а в 3 года — 14,05± 0,3 кг (р<0,001). Дети с большей массой при рождении прибавляли больше, чем остальные, но более скачкообразно с периодами плоской весовой кривой в 10-12, 15-18 месяцев. В 2 года средняя масса у них составила 13,53± 0,3, за 3-й год — 3,5±0,58 кг (р<0,001). Равномерный темп нарастания массы тела наблюдался у детей, родившихся с весом 3000-3999 г. У этой группы темп роста массы тела к 6-му месяцу несколько замедлился, далее до 3 лет он был равномерным, что не наблюдалось у детей остальных групп. В 2 года масса тела данной группы детей составила 12,47±0,2, в 3 года — 14,35± 0,15 кг (р<0,001).

Читайте также:  Дошкольный возраст развитие деятельности ребенка

Детям свойственна гетерохрония роста. В периоды  усиления ростовых процессов щло снижение темпов нарастания массы тела. Однако у детей с малой массой при рождении эта закономерность не прослеживалось, т.е. увеличение длины тела шло синхронно с прибавкой массы тела и было выше в первом полугодии и на 2-м году жизни. По показателям длины тела они к 6-му месяцу догнали своих сверстников из 3-й группы, но к году от них опять отстали. Ежеквартальное увеличение длины тела в первом полугодии составило у детей 1-й группы 7,58 ±0,46, 2-й — 6,23 ±0.4, 3-й — 5, 47± 0.5 см (р<0,001), во втором полугодии достоверной разницы по этому показателю ни в одной группе не отмечено. Дети 2-й и 3-й групп отличались более равномерным ростом на 1-ом году жизни. После года скорость роста замедлилась, однако у детей с малой массой при рождении была выше, увеличение длины тела за 2-й год у них составило 10, 31 ±0,42 см. Медленнее всех на 2-м году жизни росли дети с крупной массой при рождении (8,72 ±0,35 см (р<0,001)). На 3-м году жизни все дети имели практически одинаковое увеличение длины тела.

Для более полного суждения о процессах жироотложения у детей нами проводилась калиперометрия с определением толщины подкожно-жировых складок в области плеча, талии, живота, лопатки.

У детей с малой массой при рождении выявлено значительное, по сравнению с детьми других групп, увеличение толщины подкожно-жировых складок в первом полугодии жизни, что совпадало с усиленным темпом нарастания массы тела. Во втором полугодии у них определено снижение толщины подкожно-жировой складки в области живота, лопатки, плеча и увеличение в области талии по сравнению с детьми других групп. В первом полугодии у детей с малой массой при рождении наблюдалось равномерное жироотложение, во втором полугодии начиналось перераспределение жировой ткани со смещением ее в верхнюю половину туловища.

Выводы.

  • 1. Установлено, что дети с малой массой тела при рождении набирают массу в первом полугодии более интенсивно.
  • 2. Первое полугодие жизни детей с малой массой при рождении можно выделить как период значительного усиления темпов роста, обусловленного мобилизацией компенсаторных реакций организма с активацией адипоцитов, во втором полугодии компенсаторные резервы, характеризующиеся более низкими, по сравнению с детьми остальных групп, показателями массо-ростовых прибавок, истощаются.
  • 3. Оптимальное нарастание антропометрических показателей установлено у детей с массой от 3000 до 3999 г при рождении.
  • 4. Дети с малой и большой массой при рождении в раннем возрасте претерпевают значительное напряжение адаптационных процессов, о чем косвенно свидетельствуют неравномерная прибавка массы и увеличение длины тела.

Рецензенты:

Денисова Тамара Геннадьевна, доктор медицинских наук, доцент, проректор по научной работе и международным связям АУ Чувашии, Чувашской Республики, «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.

Кириллов Александр Григорьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии им. Г. Ф. Султановой ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Герасимова Л.И., Бушуева Э.В., CИДОРОВА Т.Н., СМИРНОВА Е.И. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ МАССЫ ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7489 (дата обращения: 15.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник