Закономерность развития и воспитания ребенка

Закономерности воспитания детей формулируются учеными психологами и по сей день. Все их логические построения основываются на знаниях психологии развития.

Человек по сути своей существо мыслящее. Он желает иметь твердую почву под ногами в вопросах понимания устройства мира, в отношениях с окружающими и при воспитании детей.

Человеческий разум ищет  в объективной реальности закономерности, знание которых позволит ему двигаться по жизни с наименьшим числом просчетов и ошибок.

Для того, чтобы эти закономерности познать необходимо развивать в себе способность видеть действительность такой, какая она есть на самом деле, без искажения субъективным фильтром восприятия.

Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Закономерность воспитания 1. Воспитание тесно связано с обучением.

Усваиваемые во время обучения знания, умения и навыки идут рука об руку с воспитанием. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Поэтому необходимо выбирать образовательные учреждения, способные удовлетворить запросы в развитии  способностей и задатков вашего ребенка. В то же время, воспитание не повторяет учебные задачи. Цель воспитания – сформировать личность и нравственные качества человека, привить культуру общества, в котором предстоит жить данному человеку.

Закономерность воспитания 2. Воспитание воздействует на все сферы ребенка.

Происходит развитие интеллектуальной (способность решать жизненные задачи, находить выход из трудных ситуаций), эмоционально-волевой (способность действовать вопреки сопротивлению среды, преодолевать трудности, управлять своими эмоциональными состояниями), физической (здоровье) сфер человека.

Если развитие в каком-либо из этих аспектов не происходит, необходимо пересмотреть воспитательную стратегию.

Закономерность воспитания 3. Воспитание должно быть оптимистически направлено. Лучшее взрастить, негативное уменьшить, перестроить и ослабить.

В воспитании должен делаться акцент изучении каждого учащегося, чтобы воспитатель мог учитывать сильные и слабые стороны воспитанников и мог выстраивать взаимодействие с ними таким образом, чтобы поддерживать и развивать то, что необходимо на данном этапе развития. Правило «воспитывать всех под одну гребенку» противоречит этой закономерности.

Закономерность воспитания 4. Воспитание будет эффективным, если оно активно опирается на общение со взрослым и совместную деятельность.

По сути воспитание и состоит из вербальных и невербальных (деятельностных) форм воздействия на формирующуюся личность ребенка. Общение и совместная деятельность – залог успешного воспитания. Важно следить, чтобы эти виды активности сопровождались позитивными эмоциями.

Закономерность воспитания 5. Воспитание всегда сопровождается сопротивлением воспитательному воздействию.

 Будьте готовы к трудностям и сопротивлению. Никакое развитие не дается легко. Это труд, к которому ребенок изначально не приучен. Личный пример и принцип любви (активная заинтересованность в жизни и развитии ребенка) позволят вам преодолеть сопротивление ребенка.

Сопротивление может быть очень сильным, тогда необходимо пересмотреть, соответствует ли наше воспитательное воздействие способностям и потребностям самого ребенка. Рассмотрение потребностей ребенка делает процесс воспитание более легким и радостным, а в конечном счете более продуктивным.

Учитывая закономерности воспитания, вы можете адекватно потребностям вашего ребенка выстроить воспитательный процесс, достигая при этом ваших целей воспитания. Кстати, вы задумывались когда-нибудь о целях воспитания вашего ребенка? Или относились к этому процессу без осознания целей, просто как к данности, как к необходимости?

 Желаю всем родителям успешного взаимодействия и общения с вашими детьми. Отвечу на любые вопросы в комментариях к этой статье. Также я отвечу на вопросы и беспокоящие вас трудности, изложенные более объемно в личном сообщении, отправленном через сайт.

 Всего вам доброго, и до новых встреч!

Источник

Наталья Брекалова
Закономерности развития ребёнка и их учёт в организации воспитания

«Закономерности развития ребёнка и их учёт в организации воспитания».

Наталья Брекалова.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию. (НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ)

В последние годы в системе образования произошли значительные изменения:

1. 15.03.2013 года распоряжением Правительства РФ № 792-р утверждена Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 г. г.», где определён вектор развития системы образования и взят курс на стандартизацию.

Читайте также:  Школы раннего развития в пензе ребенку 5 лет

Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление норм, правил, характеристик обязательных или рекомендованных для исполнения в той или иной области (сфере)

2. Вступил в силу ФЗ № 273 от 29.12.13 г. «Об образовании», где дошкольное образование признано первой ступенью системы общего образования.

3. Отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.11 г. N 2562) и введение «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» (приказ № 1014 от 30.08.13г. Минобрнауки);

В области образования результатом стандартизации стала разработка и введение в действие:

— Федеральных государственных образовательных стандартов на разных уровнях образования;

— стандарта педагога (Приказ Минтруда России №544н от 18.10.13).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования был утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013.Данный документ устанавливает обязательные к выполнению требования к:

— структуре основной общеобразовательной программы;

— условиям её реализации;

— результатам её освоения.

Во всех дошкольных образовательных организациях есть образовательные программы, которые разработаны в соответствие с требованиями ФГОС ДО, и каждая дошкольная организация ищет возможность создания «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества

В ходе нашего методического объединения мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Структура образовательного процесса включает в себя его цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление,и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Остановимся более подробно на формах организации образовательного процесса.

До недавнего времени одной из форм организации образовательного процесса в дошкольной организации были занятия.

Наиболее распространённая модель образовательного процесса

(до введения ФГОС ДО)

Учебный блок Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

Основная форма проведение занятий (с расписанием, на которых решались образовательные задачи, в комплексных программах по разделам- методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно-развивающую среду создаёт педагог (уголки, зоны и др.)

Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности

С учетом ФГОС ДОмодель организацииобразовательного процесса включает в себя:

— совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;

— самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда

ВАРИАНТЫ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(по проекту ФГОС ДО)

Совместная деятельность взрослого и ребёнка

(взаимодействие детей и взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно-пространственной среды) Взаимодействие с семьёй

Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую и другую активность детей Формы работы с семьёй, в том числе посредством совместных образовательных технологий

Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.

«При этом процесс обучения остается, но реализуется по средствам использования» различных форм и методов работы с детьми, которые педагоги выбирают самостоятельно с учетом решения поставленных задач, контингента детей.Иными словами: занятие -это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие и воспитание

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«

Схема развитиялюбого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей — наличие партнёрской позиции взрослого

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является её открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников.

Воспитатель, основываясь на интересах детей и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять.

Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности. Это делает воспитательно — образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.

Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации.

То, что предлагает делать взрослый ребёнку, ребёнку должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребёнка предлагаемой взрослым деятельности – главный залог развивающего эффекта.

Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом работы с дошкольником должен быть принцип заинтересованности ребёнка, который обуславливается, прежде всего, потребностью новых впечатлениях. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность.

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих этапах работы с детьми:

• Уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

• Обеспечение двигательной активности в различных формах;

• Использование многообразных форм обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

• Обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др);

• Использование цикличности и проектной организации содержания образования;

• Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

• Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

• Широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

• Обеспечение ребёнку возможности ориентироваться на партнёра – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

• Выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребёнка, формирует уважение и доверие к взрослому;

• Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Как мы видим, все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. И сегодня их необходимо организовывать так, чтобы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции «не над ребенком, а вместе с ним».

Источник

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.
Читайте также:  Чем занять ребенка 4 года дома для развития

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Определение 2

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Определение 3

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

 Дифференциация

Определение 4

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Источник