Закон роста и развития ребенка

Закон роста и развития ребенка thumbnail
Основные законы роста детей

Лекции.Орг

1. Рост – отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов.

2. Замедление скорости роста с возрастом.Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д.

3. Неравномерность изменений скорости роста. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.

Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам.

Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики.

4. Краниокаудальный градиент роста. Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей.

5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления.

6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам.

7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.

Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3169 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Ген: 0.002 с.

Источник

РОСТ И РАЗВИТИЕ

1. Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.

a. Подготовительный этап:

1) Период формирования наследственности

2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей

3) Предконцепционный период

b. Внутриутробный этап:

1) Зародышевый период (1 нед) – оплодотворение, гаструляция, бластуляция

2) Имплантация (2 сут) – в стенку матки

3) Эмбриональный период (2-7 нед) – формирование закладок органов и систем

4) Эмбриофетальный период (7-8 нед) – формирование плаценты

5) Ранний фетальный подпериод (9-28 нед)

6) Поздний фетальный подпериод (28 нед — роды)

c. Интранатальный этап

d. Внеутробный этап – (СОБСТВЕННО ДЕТСТВО):

1) Период новорожденности(до 4 нед.)

2) Период грудного возраста(4 нед-12 мес)

3) Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 лет)

4) Дошкольный период (3-6 лет)

5) Младший школьный период (7-11 лет)

6) Старший школьный период (12-17(18) лет)

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).

2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факторы их определяющие.

Законы:

1) Закон неуклонного торможения энергии роста и развития:
рост с возрастом меньше. Исключения – новорожденность (физиол.убыль массы тела) и пубертат.

2) Закон неравномерности скорости роста (по Штрацу):
Период первой полноты(1-4 года)
Период первого вытягивания (5-7 лет)
Период второй полноты (8-10 лет)
Период второго вытягивания (11-14 лет)
Период медленного роста (15-18(20) лет)

3) Закон аллометрического роста:
Чем участок дистальнее тем быстрее растет.

4) Закон половой специфичности:
Девочки развиваются быстрее, но развитие в итоге меньше.

Закономерности:

1) Неодинаковость суточного и годового роста
Рост больше ночью и летом

2) Асимметрии роста
Разные системы растут с разной скоростью

3) Гомеорезис (феномен канализирования)
При тяжелой болезни (стрессе) рост останавлявается. Затем добор до нормы.

Акселерация:
Ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Есть гармоничная и дисгармоничная.
Причины:
Комплекс социально-биологических факторов (нутритивная теория, алиментарная теория, теория смешанных браков, etc.)

Ретардация
Задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.

3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития.

ФР-процесс обусловленного возрастом созревания органов и систем, изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.

Факторы определяющие рост и развитие детей:
Генетические – определяют темп, возм.предел роста, особенности телосложения. Представлены гормонами – соматотропный, инсулиноподобные факторы роста, тироксин, андрогены.
Средовые – главным образом, на скорость роста.
Представлены питанием, режимом жизни (гипокинезия), достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, заболевания, климато-географические условия.
Неклассифицируемые – порядковый номер беременности, родов, срок наступления родов, масса плода, возраст матери и отца, сезон рождения ребенка.

Методы оценки: антропометрия(оценка – эмпирика, сигмальн., центильн.), соматоскопия(осмотр и описание), динамометрия(динамометр), исследование физической работоспособности(стептест, велоэргометр), иногда – физиометрические показатели(ЖЕЛ, ЭКГ).

4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.

БВ – морфо-функциональная зрелость организма.

Показатели:

Нврожд – рефлексы новорожденных(?), прорезывание зубов
Дошкольный возраст – смена зубов

Подростки – половое созревание.

В разные годы – Длина тела, Кл. ан. Крови, Костный возраст:
Порядок появления точек окостенения здесь следующий: на 1-м году — головчатая и крючковидная кости, на 2-3-м — трехгранная кость, на 3-4-м — полулунная, на 4-6-м — кость-трапеция и трапециевидная, на 5-6-м — ладьевидная. У девочек все точки окостенения закладываются на один год раньше, чем у мальчиков. Окостенение гороховидной кости происходит у девочек в 7-8 лет, у мальчиков в 10-11 лет,
Индексы:

Для последнего:

Для оценки индексов используют 2 методики:

1. Какого возраста больше по результатам всех индексов

2. Среднее первых четырех индексов
=1 год

=1-4 года

=5-7 лет

=8-10 лет

> 11 лет.

Значение определения биологического возраст – принятие индивидуальных мер по организации образа жизни, здоровья, питания и т.д.

5. Физическое состояние. Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).

ФС – Текущее состояние физического развития ребенка на момент осмотра.

Гипотрофия – отставание от ДМТ (должн. массы тела) на 11% и более. 3 степени – 11-20%, 20-30%, >30%. Термин используется только на первом году. Может быть следствием заболеваний, алиментарной недостаточности, заболеваний матери.

Паратрофия – превышение ДМТ на 11% и более. 4 степени – 15-24, 25-49, 50-99, >100. Термин используется на 1 году. Может быть следствием заболеваний ребенка и матери, алиментарной недостаточности.

Гипостатура – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ психомоторного развития. (Обычно набл. при длительных хронических заболеваниях).

Гипоплазия – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела БЕЗ задержки ПМР.

Ожирение – то же что паратрофия, но после первого года жизни.

Гигантизм – превышение нормы роста на 3σ и более (2,5-3σ — субгигантизм)

Нанизм – отставание роста от нормы на 3σ и более (2,5-3σ — субнанизм).

6. Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Истинное и ложное преждевременное половое развитие.

Пол – совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.

Этапы формирования:
Генетический пол – оплодотворение
Гонадный пол – дифференциация гонад либо в яички либо в я/кл. – 6-10 нед.
Морфологический пол
внутренний генитальный – 10-12 нед.
наружный генитальный – 12-20 нед.
опускание яичка – 22-32 нед.
Психо-социальный пол – с 3 лет.

Виды пола: генетический, гонадный, морфологичекий, психо-социальный.

Изосексуальность – состояние, когда все виды пола – одинаковы.

Гетеросексуальность – отсутствие единства какого-то из полов с остальными.

Сроки пубертата: М: 10-18 лет; Ж: 9-16(17) лет. Различают раннее, среднее и позднее начало пубертата. Также различают быстрый средний и медленный темп пубертата (по сроку протекания в годах).

Начало М: 10-12, 12-14, 14-16; Начало Ж: 9-11, 11-13, 13-15;

Темпы М: 3-4, 4-5, 5-6; Темпы Ж: 2-3, 3-4, 4-5;

Последовательность М: VPLAxF. Яички-гортань-волосы на лобке-ломка, гинекомастия-начало оволосения лица, перв.эякуляция-созрев.сперматозоидов-оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по телу, появл.сперматозоидов

Последовательность Ж: MaPAxMe. Незнач.приподним.сосков-куполообразн.приподнятие мол.железы, начало оволосения лобка-рост внутренних гениталий-начало подмыш.оволосения-первая менструация-не устоявшийся цикл-устоявшийся цикл.

ЗПР – группа заболеваний репрод.системы. Критерии: отсутствие втор.пол.признаков к 13,5 годам ИЛИ отсутствие menses к 15 годам. Возм.причины: Позднее созревание гонад. Позднее созревание рецепторов половых клеток к ФСГ и ЛГ. Низк. чувствительность тканей половых органов к половым гормонам.

ППР – группа заболеваний разл.этиологии критерии – начало полового созревания М: до 9,5; Ж:до 8л или menarche до 10 лет.
Истинное ППР – появл.пуберт.изменений из-за гипоталамич.стимуляции. Заканчивается сперматогенезом(овуляцией). Может быть идиопатическим. Прогноз для такого – благоприятный.
Ложное ППР – появл.втор.полов.призн-в не заканчивается сперматогенезом/овогенезом. В основе – поражение н/почечников, но м.б. ятрогенное – прием анаболических стероидов.

Источник

И.М. Воронцов
выделяет следующиенаиболее
общие закономерности роста:

1. ЗАКОН АБСОЛЮТНОГО
РОСТА
— закон
неуклонного роста и развития организма.

2. ЗАКОН НЕУКЛОННОГО
ТОРМОЖЕНИЯ ЭНЕРГИИ РОСТА
,
т.е. замедление скорости роста с возрастом,
определяющее его максимум во внутриутробном
периоде и далее в первые месяцы жизни.

3. Закон скачкообразного изменения скорости роста.

Падение скорости
роста носит прерывистый характер и,
наряду с уменьшением скорости роста,
есть периоды, когда эта скорость
увеличивается.

Все физиологические
функции в организме, так или иначе,
связаны с размерами тела, процессами
роста органов и тканей. В случаях, когда
во множестве тканей организма одновременно
наблюдаются ростовые процессы, говорят
о так называемых «скачках
роста»
.
Прежде всего, это резкое увеличение
продольных размеров тела за счет
увеличения длины туловища и конечностей.

В первые 8 недель
внутриутробной
жизни

осуществляются процессы гистогенеза,
закладка органов и их морфогенез, тогда
как скорость роста к 8 недели несколько
уменьшается в связи с относительно
меньшей интенсивностью клеточного
деления. С 8 до 25 недели внутриутробного
детства наблюдается самая высокая
скорость роста за весь период жизни
человека (самый интенсивный период
клеточного деления). С 25 недели отмечается
некоторое снижение скорости роста, зато
в этот период, особенно с 34 недели,
существенно возрастает масса тела. До
рождения, начиная с 34 недели, рост плода
практически не увеличивается, на
последней неделе не нарастает и масса
тела. Эта остановка скорости роста и
массы тела объясняется феноменом
«объемного
торможения»
,
т.е. тормозящего влияния ограниченного
объема и упругости матки на развитие
плода. Объемное торможение является
механизмом, посредством которого
осуществляется формирование примерного
анатомического соответствия плода и
родовых путей матери. При повторных
беременностях или после абортов этот
механизм может быть нарушен вследствие
уменьшения упругости матки. После
рождения какой-то период (в пределах 1
месяца) продолжается действие факторов
«объемного торможения», в связи с
чем скорость увеличения роста и массы
невелика, но затем, через 1 мес., наблюдается
резкое увеличение скорости роста и
массы (на 2-ом и 3-ем мес. жизни). В последующем
на 1-ом году жизни происходит постепенное
снижение скорости нарастания массы
тела и роста.

В постнатальном
онтогенезе

человека такие «скачки» наиболее ярко
выражены на
1-ом году жизни

(1,5-кратное увеличение длины преимущественно
за счет удлинения туловища и 3-4-кратное
увеличение массы тела за год). В возрасте
5-6 лет (4-7
лет) наблюдается, так называемый,
полуростовой
скачок
, в
результате которого ребенок достигает
примерно 70% длины взрослого, преимущественно
за счет удлинения конечностей. Это
период первого вытяжения, он может быть
не у всех детей хорошо выражен. Наиболее
резкое увеличение скорости роста
(пубертатный
скачок роста
)
отмечается в препубертатном периоде и
также носит название «главного ростового
сдвига» или периода второго вытяжения.
В среднем этот период приходится на
возраст 13-15
лет
и, так
же как и полуростовой скачек, у девочек
наступает на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков (по некоторым данным у девочек
примерно в 11 лет, у мальчиков – в 12-12,5
лет). Данное ускорение роста происходит
как за счет удлинения туловища, так и
за счет удлинения конечностей.

Возраст, в котором
отмечаются скачки роста, считается
критическим периодом развития. Существуют
критические периоды развитияотдельных
систем организма: нервной, эндокринной
и иммунной, во время которых повышается
риск нарушения здоровья и развития
тяжелых болезней.

Неравномерность
скорости роста имеет суточную и сезонную
периодику: рост осуществляется
преимущественно в ночные часы, по сезонам
года — ребенок растет преимущественно
весной, особенно с мая, и в начале лета,
а осенью и зимой прибавляет в массе.

Закон неравномерности
изменения скорости роста имеет большое
теоретическое и практическое значение,
так как неравномерность роста тесным
образом связана с гормональными
влияниями. Внимательный учет врачом
весо-ростовых прибавок позволяет выявить
эндокринную патологию уже на ранних
стадиях.

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Созревание детского организма. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Созревание детского организмасопровождается ростом, развитием и формообразованием.

Рост ребенка — это количественные изменения, происходящие в развивающемся организме: увеличение количества клеток, массы тела и его размеров.

Развитие ребенка выражается в качественных изменениях происходящих в организме. Многие органы детского организма проходят сложный путь развития и формирования. Таковы окостенение скелета, формирование мышц, нервной системы, изменение функций желез внутренней секреции, половое развитие. Формирование организма не завершается в детском возрасте: оно продолжается и в юношеском, и в зрелом, и. в старческом возрасте.

Формообразованием называют процесс изменения пропорций растущего организма. Форма тела людей в разном возрасте неодинакова. Новорожденный ребенок имеет большую голову, короткие ноги, а взрослый человек — относительно, небольшую голову и длинные ноги. Высота головы у новорожденного составляет ¼,у ребенка младшего школьного возраста — 1/6, а у взрослого человека – 1/8 длины тела. Ноги у взрослого человека составляют ½, а у новорожденного – 1/3 длины тела.

Закономерности роста и развития. Постоянное количественное и качественное изменение организма происходит непрерывно в течение всей жизни.

В процессе роста и развития организм ребенка изменяется, обновляется, в нем появляются новые клетки, отмирают старые, развиваются некоторые функции.

Большая роль в перестройке организма принадлежит нервной системе и железам внутренней секреции.

Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором – рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3-5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но, начиная с 11—12 лет, девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.

Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7-8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.

Как правило, усиленный рост ребенка сопровождается замедлением процессов дифференцировки и, наоборот, усиленная дифференцировка вызывает замедление роста организма. Например, сердце ребенка усиленно растет в течение первых двух лет, а дифференцировка тканей сердца в этот период очень незначительна. У детей младшего школьного возраста размер и объем сердца увеличиваются постепенно, зато происходит интенсивное совершенствование его нервного аппара­та. В младшем подростковом возрасте рост, увеличение объема сердца и дифференцировка его тканей происходят равномерно.

Неравномерность роста и развития организма ребенка сказывается не только на физическом, но и на психическом развитии. Дети одного возраста могут иметь разный уровень психического развития. Это зависит не только от темпов индивидуального развития интеллекта, но и от тех условий, в которых ребенок воспитывается.

В развитии организма человека различают ряд периодов:

Новорожденный……………………….
Грудной возраст……………………….
Раннее детство…………………………
Первое детство…………………………
Второе детство…………………………
Подростковый возраст………………..
Юношеский возраст…………………..
Зрелый возраст первый период……….
Зрелый возраст второй период……….
Пожилой возраст………………………
Старческий возраст……………………
Долгожители……………………………
1-10 дней
10 дней до 1 года
1-3 года
4-7 лет
8-12 лет (м), 8-11 лет (д)
13-16 лет (м), 12-15 лет (д)
17-21 год (юноши), 16-20 лет (девушки)
22-35 лет мужчины, 21-35 — женщины
36-60 лет мужчины, 36-55 – женщины
61-71 год мужчины, 26074 – женщины
75-90 (мужчины и женщины)
0т 90 года (мужчины и женщины)

Эта периодизация была принята в 1965 г. на симпозиуме, посвященному проблеме возрастной периодизации, организованном Институтом возрастной физиологии и физического воспитания.

К моменту рождения у ребенка созревают те функциональные системы, которые обеспечивают ему выживание. Другие функциональные системы к моменту рождения созревают не полностью или вообще недоразвиты еще в течение долгого времени. Так, у младенцев проявляются безусловные, т. е. биологически значимые, рефлексы. Примером таких рефлексов могут служить сосательный, глотательный, мигательный, хватательный рефлексы, а также рефлексы кашля, чихания.

Ребенок не выживает, если у него отсутствует сосательный или глотательный рефлекс. В то же время у младенца недоразвиты, например, костно-мышечная, нервная и эндокринная системы, не функционирует половая система.

Количественные и качественные показатели роста и развития детей младшего школьного возраста. Количественные и качественные показатели роста и развития детей называют антропометрическими показателями. К ним относятся данные, получаемые при измерении роста, массы тела и окружности грудной клетки. Они дают достаточно полные сведения о физическом развитии ребенка.

Измерения роста стоящего ребенка позволяют судить о развитии его костного аппарата, измерения роста сидящего ребенка дают сведения о возрастных изменениях пропорций его тела. Измерения массы тела ребенка свидетельствуют о развитии его мышечной системы, об его упитанности. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе говорят о степени развития дыхательных мышц ребенка.

Полученные данные сопоставляют со стандартами физического развития детей и устанавливают соответствие или несоответствие их средним показателям стандартов. Пользуясь стандартами, следует учитывать, что для каждой местности есть свои средние стандарты, которые не вполне соответствуют стандартам показателей физического развития детей в других местностях. На физическое развитие детей оказывают влияние, например, различия условий жизни в разных кли­матических поясах, в городе и сельской местности и пр.

Акселерация. Комплекс явлений, характеризующий уско­ренное развитие детей, называют акселерацией. Это явление было замечено в XX в. Во многих странах мира дети в возра­сте 6—14 лет перегоняют по ряду показателей своих сверстников, живших 100 лет назад. Так, рост детей 7—13 лет увеличился на 10—15 см, а масса тела возросла на 8—10 кг. Процесс акселерации сказывается не только на увеличении роста и массы тела, но и на сроках полового созревания, психического и интеллектуального развития. Так, физическая зрелость, наступает ныне на несколько лет раньше, чем 100 лет назад. Для юношей эти сроки определялись в 25— 26 лет, а в настоящее время — в 18—19 лет, у девушек менструации появлялись в возрасте 16—17 лет, а на современном этапе — в 12—14 лет и даже раньше.

Единого мнения о причинах, вызвавших акселерацию, нет. Очевидно, данный процесс обусловлен комплексом причин, в. числе которых следует отметить и социальные, и биологические: улучшение питания, снижение инфекционных заболеваний, занятия спортом, развитие средств массовой коммуникации, постоянно увеличивающийся поток информации, образ жизни, новые формы и методы, обучения и пр. Механизм процесса акселерации еще далеко не выяснен.

Процесс акселерации требует от школы, общественности и семьи большого внимания.

Глава 2

Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 6685; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Читайте также:  Критерии развития ребенка по возрастам