Закон периодичности развития ребенка

Закон периодичности развития ребенка thumbnail

Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст».

Возраст – относительно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику.

Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни (паспортный).

Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст — уровень развития психических процессов индивида. Определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Закон периодичности детского развития Д.Б.Эльконина.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка.

Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину

Эпоха Стадия Ведущая деятельность Сфера личности ССР Кризис
Раннее детство Младенческий возраст Эмоционально-непосредственное общение Мотивационно-потребностная МЫ кризисы мировоззрения
Ранний возраст Орудийно-предметная деятельность Операционально-техническая ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый Противоречие: ориентация на физические свойства предметов; способы на стороне взрослого, а действия ребенок должен делать самостоятельно кризисы отношений (вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях)
Детство Дошкольный Сюжетно-ролевая игра Мотивационно-потребностная ребенок выходит за пределы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальная форма – мир взрослых людей. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер).
Противоречие ССР: ребенок не может жить вне общества, но потребность жить вместе с окружающими людьми осуществить невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
кризисы мировоззрения (открывают ориентацию в мире вещей)
Младший школьный Учебная деятельность Операционально-техническая дифференциация отношений ребенок-взрослый (ребенок-учитель, ребенок-родитель) и ребенок-ровесник. Иерархические взаимоотношения: ребенок-учитель подчиняет себе другие отношения. Отношения ребенок-учитель становятся моделью отношений ребенка с обществом. Учитель как представитель государства воплощает закон, общий для всех. кризисы отношений
Отрочество Мл. подростковый Личностное общение Мотивационно-потребностная переход от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признавали его самостоятельность и значимость (противоречие возраста). кризисы мировоззрения
Ст. подростковый Учебно-профессиональная деятельность Операционально-техническая смена внутренней позиции, изменение отношения к будущему. Будущее становится главным измерением. Основная направленность личности – устремленность в будущее, выбор профессии, построение жизненных планов. Ситуация выбора, завершение или продолжение образования, вступление в трудовую жизнь. ССР – порог самостоятельной жизни. кризисы отношений

На каждой стадии развития всегда есть две линии одна — явная, другая — латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной. Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной сферы («хочу»), а линия развития операционально-технических возможностей («могу») остается скрытой, латентной. Однако в следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев:

 Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

 Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

 Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии вступают в противоречие со старой социальной ситуацией и ведут к ее «взрыву» — кризису.

Источник

Закон периодичности детского развития Д.Б.Эльконина

Закон периодичности развития ребенка эльконина

Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст».

Читайте также:  Центр развития ребенка мишкина школа запорожье

Возраст – относительно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику.

Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни (паспортный).

Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст — уровень развития психических процессов индивида. Определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Закон периодичности детского развития Д.Б.Эльконина.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.

Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка.

Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину

Эпоха Стадия Ведущая деятельность Сфера личности ССР Кризис
Раннее детство Младенческий возраст Эмоционально-непосредственное общение Мотивационно-потребностная МЫ кризисы мировоззрения
Ранний возраст Орудийно-предметная деятельность Операционально-техническая ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый Противоречие: ориентация на физические свойства предметов; способы на стороне взрослого, а действия ребенок должен делать самостоятельно кризисы отношений (вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях)
Детство Дошкольный Сюжетно-ролевая игра Мотивационно-потребностная ребенок выходит за пределы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальная форма – мир взрослых людей. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер). Противоречие ССР: ребенок не может жить вне общества, но потребность жить вместе с окружающими людьми осуществить невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. кризисы мировоззрения (открывают ориентацию в мире вещей)
Младший школьный Учебная деятельность Операционально-техническая дифференциация отношений ребенок-взрослый (ребенок-учитель, ребенок-родитель) и ребенок-ровесник. Иерархические взаимоотношения: ребенок-учитель подчиняет себе другие отношения. Отношения ребенок-учитель становятся моделью отношений ребенка с обществом. Учитель как представитель государства воплощает закон, общий для всех. кризисы отношений
Отрочество Мл. подростковый Личностное общение Мотивационно-потребностная переход от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признавали его самостоятельность и значимость (противоречие возраста). кризисы мировоззрения
Ст. подростковый Учебно-профессиональная деятельность Операционально-техническая смена внутренней позиции, изменение отношения к будущему. Будущее становится главным измерением. Основная направленность личности – устремленность в будущее, выбор профессии, построение жизненных планов. Ситуация выбора, завершение или продолжение образования, вступление в трудовую жизнь. ССР – порог самостоятельной жизни. кризисы отношений

На каждой стадии развития всегда есть две линии одна – явная, другая – латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной.

Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной сферы (“хочу”), а линия развития операционально-технических возможностей (“могу”) остается скрытой, латентной.

Однако в следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев:

 Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

 Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

 Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии вступают в противоречие со старой социальной ситуацией и ведут к ее “взрыву” – кризису.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/1372.html

Вопрос 3. периодизация психического развития по эльконину. — студопедия

Закон периодичности развития ребенка эльконина

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Читайте также:  Концепция социального развития ребенка

Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития.

Э. рассматривал ребёнка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребёнок-вещь» и «ребёнок-взрослый». Вещь, обладая определёнными физическими свойствами, заключает в себе общественно выработанные способы действий с нею.

Это общественный предмет, действовать с которым ребёнок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, а представитель какой-то профессии, носитель видов общественной деятельности с их специфическими задачами и нормами отношений.

Деятельность ребёнка внутри систем «ребёнок-вещь» и «ребёнок-взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребёнком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребёнка, Э. выделил две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребёнка на нормы отношений между людьми. Это отношения типа «человек-человек» (игра дошкольников, личное общение подростка и т.п.).

Вторую группусоставляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребёнка раннего возраста, учебная деятельность школьника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «человек-вещь».

Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Закон периодичности Эльконина звучит следующим образом: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-вещь.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Следовательно, кризисы служат границами возрастов.

(Под расхождением Э. понимает то, что одни люди более коммуникабельны, другие лучше работают именно с предметами.И когда возникает сильное расхождение, наступает кризис и начинается новый период, акцент в котором делается именно на развитие отстающего вида деятельности).

Периодизация Э. – наиболее распространённая в отечественной психологии и именно она легла в основу той характеристики возрастных периодов, которая будет нами рассмотрена во 2 семестре.

Д.Б.Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.

Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Второй период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.

Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера.

Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их.

В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.

Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, так как ребёнок «заявляет» о своих новых потребностях или умениях. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.

Определяя возраст, как относительно замкнутый период детского развития, Д.Б.Эльконин характеризовал каждый такой период (возраст) главными показателями – социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями.

Источник: https://studopedia.ru/19_38820_vopros—periodizatsiya-psihicheskogo-razvitiya-po-elkoninu.html

Психологический возраст по Эльконину

Закон периодичности развития ребенка эльконина

Возрастная периодизация – это систематизация этапов развития личности человека от момента рождения до момента смерти. Для каждой возрастной периодизации характерно описание унифицированных для всего человечества этапов развития, их универсальность, а также наличие общих признаков и критериев для объективной оценки.

В истории психологии было описано множество подходов к рассмотрению проблемы возрастной периодизации, но наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина.

Читайте также:  Значение труда в природе в развитии личности ребенка

По мнению Эльконина, особенности периодизации развития психики человека являются важнейшей фундаментальной проблемой не только возрастной, но и всей психологической науки в целом. Разработка этого вопроса имеет исключительно важное теоретическое значение, т.к.

будет способствовать выделению движущих сил развития на каждом из этапов и построению оптимальной педагогической системы и структуры гармоничного воспитания в целом.

Даниил Борисович Эльконин

В основе концепции Д.Б. Эльконина – особенности постепенной смены типов ведущей деятельности от одного этапа к другому, согласно этому положению он выделил содержательно различные стадии развития человека – эпохи, фазы и периоды. В свою очередь фазы могут быть:

  • Ориентированные на освоение мотивационной стороны той или иной деятельности
  • Направленные на овладение техническими и операциональными особенностями деятельности

Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:

  1. Социальная ситуация развития – это влияние внешних социальных условий, непосредственно окружающих человека, на формирование определенных психических феноменов и отношений.
  2. Ведущая деятельность – это тип активности, который на конкретном этапе развития имеет наибольшее влияние на психику.
  3. Кризис – это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития.
  4. Новообразования – изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе.

На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса:

  • Формирование аффективной (эмоциональной) составляющей и личностных особенностей.
  • Формирование технической стороны и интеллектуальной сферы.

Возрастная периодизация этапов развития человека Д.Б. Эльконина

Период – Младенчество (от 2 до 12 месяцев)

  1. Актуальная социальная ситуация: на данном возрастном этапе ребенок уже отлучен от собственной матери в физическом смысле, но при этом имеет тесную и неразрывную психологическую связь, зависимость от нее.

    (“Мы”)

  2. Ведущая деятельность: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.
  3. Кризисы:
  • 0-2 месяца – изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери.
  • 1 год – уход от “Мы” к большей самостоятельности
  1. Новообразования: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.

Период: Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: обретение некой автономности и полной свободы передвижения, определенной самостоятельности, происходит постепенный уход от “Мы”.
  2. Ведущая деятельность: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.
  3. Кризис:
  • 3 года – в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.
  1. Новообразования – формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение “Я”), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей “взрослую”.

Период – Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: уход от общей со взрослым активности к самостоятельной.
  2. Ведущая деятельность: ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, у ребенка на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.
  3. Кризисы: 6-7 лет – формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести.
  4. Новообразования: происходит установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной, одобряемой обществом деятельности.

Период – Младше-школьный возраст (от 7 до 11 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.).
  2. Ведущая деятельность: интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и общим методам познания).
  3. Кризис: 12 лет – возникновение чувства взрослости и переструктурирование отношений со старшими в связи с этим.
  4. Новообразования: возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого.

Период – Младший подростковый (от 12 до 15 лет)

  1. 1) Актуальная социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.
  2. Ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и взаимодействия в обществе.
  3. Кризис: 15 лет – начало формирования и проявления самосознания, эго-идентичности.
  4. Новообразования – способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности.

Период – Старший подростковый (от 15 до 17 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего.
  2. Ведущая деятельность: познавательная и учебная, начало профессионального становление и наработки необходимых навыков.
  3. Кризис: 17 лет – напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.
  4. Новообразования: определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования.

Источник: https://yapsiholog.ru/psihologicheskij-vozrast-po-elkoninu/

Источник