Заключение по диагностике ребенка 3 года

Марина Ивановна Рыжкова
Анализ результатов диагностики педагогического процесса в младшей группе

Анализ результатов диагностики педагогического процесса младшей группе

(дети 3-4 лет) на сентябрь 2019 год. (Воспитатель Рыжкова Марина Ивановна)

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала воспитателями младшей группы была проведена диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Согласно списочному составу в группе числится 26 детей.

Обследовано 19 детей, из них 7 девочек и 12 мальчиков.

Уровень развития интегративных качеств оценивался по следующей шкале:

1 балл – побуждения не проявляет,

2 балла – побуждения ситуативные,

3 балла – побуждения не устойчивые,

4 балла – побуждения устойчивые.

Объект диагностики – физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Методы проведения диагностики – наблюдение, проблемная ситуация, беседа, дидактические игры.

Формы проведения диагностики – индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Сроки выполнения – 16-27 сентября 2019 года.

Наиболее высокие результаты дети показали в образовательной области «Физическое развитие»: побуждения устойчивые – 84,2%, побуждения не устойчивые – 15,8%. Можно сделать вывод, что результаты детей в пределах возрастной нормы развития. Дети владеют простейшими навыками поведения во время еды, умывания, большинство детей приучены к опрятности, умеют ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого, умеют лазать по гимнастической стенке.

Рекомендации: Продолжить работу по обучению детей подвижным играм с правилами, учить детей определять левую и правую руку, подбрасывать мяч вверх и ловить его, метать предметы правой и левой руками.

В образовательной области «Познавательное развитие» выявлены следующие результаты: 10,5% — побуждения устойчивые, 42,1% — побуждения не устойчивые, 36,9% — побуждения ситуативные, 10,5% — побуждения не проявляют.

По данным результатам можно сделать вывод, что большинство детей знают свои имена и фамилии, имена членов их семьи, проявляют активный интерес к рассматриванию картинок.

Рекомендации: Продолжить работу по формированию целостной картины мира, взаимодействовать с семьей по реализации образовательной программы дошкольного заведения. Организация индивидуальной образовательной деятельности с детьми имеющими затруднения в освоении материала по данной образовательной области.

По результатам образовательной области «Развитие речи» мы увидели следующие результаты: 5,3% — побуждения устойчивы, 52,6% — побуждения не устойчивые, 31,6% — побуждения ситуативные, 10.5% — побуждения отсутствуют,

Рекомендации: проводить индивидуальные занятия по речевым заданиям, дидактические игры, чтение художественной литературы, индивидуальные беседы, заучивание стихов коллективно и индивидуально. Проводить беседы и консультации с родителями по данному разделу.

По итогам проведения обследования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты: 5,2% — устойчивые побуждения, 39,9% — не устойчивые побуждения, 57,9% — ситуативные побуждения. Можно сделать вывод, что большинство детей стараются соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со сверстниками, взрослыми, в природе.

Рекомендации: больше уделять внимание обогащению сюжетных игр, умению вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Наладить взаимодействие с семьей по реализации общеобразовательной программы ОУ.

Результаты проведения обследования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: 5,3% — устойчивые побуждения, 36,8% — неустойчивые побуждения, 52,6% — ситуативные побуждения, 5,3% — побуждения не проявляет. Вывод: конструирование: в большинстве дети не называют детали строительного материала, по собственному замыслу строят только башню. Не могут строить по заданным простым схемам и затрудняются строить по заданным условиям. Рисование: не все дети могут правильно держать карандаш и кисть, создавать простейшие изображения красками. Лишь некоторые способны изобразить круг, предметы состоящие из прямых и наклонных линий. Аппликация: некоторые дети аккуратно пользуются клеем и умеют предварительно выкладывать на листе изображения и приклеивать их. Музыка: мало кто может выполнять танцевальные движения, различать музыкальные инструменты и их звучание.

Рекомендации: учить детей правильно держать карандаш, кисть. Совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течении дня предлагать детям альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействовать с семьей и организовывать конкурсы совместного детско-родительского творчества.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на учебный год:

1. Следует продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.

2. Необходимо больше внимания уделять просветительской работе с родителями воспитанников.

3. Самообразование педагогов.

Источник

Татьяна Соколова
Психолого-педагогическая диагностика детей 2–3 лет

I. Исследования движений и действий. Моторика.

1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):

– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;

– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;

– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;

– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.

1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):

Читайте также:  Кровать для сна ребенку 3 года

– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;

– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;

– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;

– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.

II. Восприятие.

2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):

– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;

– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;

– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;

– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.

2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):

– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;

– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.

2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):

– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;

– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;

– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;

– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.

III. Пространственные представления.

3.1 Части тела и лица (Беседа):

– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;

– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;

– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;

– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.

3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):

– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;

– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;

– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;

– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.

IV. Мышление.

4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):

– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;

– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;

– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;

– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.

4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):

– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;

– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;

– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;

– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.

4.3 Элементарные математические представления (Беседа)

– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;

– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;

– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.

V. Запоминание.

Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):

– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;

Читайте также:  Простудился ребенок 3 года

– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;

– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;

– задание не принимает и не выполняет – 1б.

VI. Общий запас знаний и представлений.

Точность осознанность представлений «Беседа»

– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;

– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;

– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;

– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.

VII. Игровая деятельность.

Уровень развития игры (Наблюдение):

– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,

начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;

– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;

– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;

– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.

VIII. Продуктивные виды деятельности.

Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик, наблюдение):

– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;

– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;

– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;

– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.

IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):

9.1 Понимание речи

– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;

– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;

– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;

– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.

9.2 Состояние речевого аппарата

– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;

– незначительные нарушения – 2б;

– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.

9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика

– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;

– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;

– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;

– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;

9.4 Сформированность грамматического строя речи

– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;

– отвечает на вопросы словом – 2,5;

– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.

9.5 Сформированность фонетической стороны речи

– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;

– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;

– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.

Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):

– развитие речи в пределах возрастной нормы

– незначительное отставание в развитии речи

– значительное или выраженное отставание в развитии речи.

Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности, и не пропуская ни одну ступень в развитии.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков

Источник

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Читайте также:  Какой сироп от кашля лучше ребенку 3 года

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Дата публикации: 16.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник