Задержка у детей речевого развития как разговорить ребенка
Добрый день, дорогие родители! Эта статью я написала для вас. Она родилась из моего собственного опыта работы с детьми, имеющими речевые расстройства и/или задержку психического развития, и их родителями. Сначала мне бы хотелось вкратце определиться с используемой мной терминологией. Под речевыми нарушениями я подразумеваю темповые задержки развития импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь – это способность понимать то, что вы говорите ребенку, то есть его способность понимать слова. А экспрессивная речь – это способность говорить самостоятельно, используя свой собственный словарный запас. Вы наверняка знаете, что существуют нормативные сроки речевого развития ребенка. В возрасте до года мы можем также говорить о предречевом развитии ребенка. То есть о развитии его двигательных функций. Именно от своевременного развития моторики зависит и последующее развитие речи. Но уже на первом году вы можете самостоятельно оценить, как развивается речь вашего малыша. Нормативные сроки:
— агуканье с — 1 месяца;
— гуление (произнесение звуков нараспев) – со 2-3 месяца;
— лепет (произнесение повторяющихся слогов без использования их для обращения к взрослому, «та-та-та», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя») с 6-8 месяцев;
— первые простейшие слова, адресованные к конкретному лицу (например «мама», «дай», «на», «да») к 1 году жизни;
— формирование первых коротких фраз из 2 – в период с 1,5 до 2 лет;
— речь развернутыми предложениями из 3-4 и более слов – к 3 годам.
Темповой задержкой речевого развития я называю отставание формирования словаря ребенка от стандартных вышеописанных сроков. Темповые задержки речи обычно явление нестойкое. К началу школьного возраста, как правило, отстающие детки догоняют своих сверстников и далее развиваются абсолютно нормально. К задержкам же психического развития я отношу не только темповую задержку развития речи, но и задержку формирования других психических функций, таких как внимание, память, игровая деятельность, мышление, эмоциональность, волевые характеристики, навыки опрятности, навыки самообслуживания.
Но речь здесь пойдет не о постановке правильного диагноза. Если у вашего ребенка есть похожие трудности, то правильный диагноз вы сможете узнать, проконсультировавшись с логопедом, детским психологом или психиатром. Я же хочу вам рассказать о том, как общаться с вашим малышом, если диагноз уже известен, лечение начато, занятия с психологом и логопедом идут полным ходом, а вам все-таки не удается построить диалог с ребенком.
В первую очередь, на что бы мне хотелось обратить ваше внимание, убедитесь в том, что в общении с ребенком вы последовательны и строите свою речь грамотно. Желательно избавиться от «жаргонизмов», «бытовых выражений», уменьшительно-ласкательных слов, детского искажения своей взрослой речи. Последний вариант довольно часто используют родители, ориентируясь на своего, еще плохо говорящего ребенка, и считая, что так он лучше будет их понимать. Называйте предметы правильно. Не повторяйте за ребенком его звукоподражательные и звуковые искажения. Например, «капа» вместо пока, «ляля» вместо «кукла», «киса» вместо «кошка/кот», «абака» вместо «собака», «бибика» вместо «машина» и так далее.
Старайтесь использовать в своей речи единичные инструкции. Например, вместо фразы «Убери свои игрушки, зови папу и идите обедать!», скажите сначала — «Убери свои игрушки» и дождитесь, пока ребенок выполнит эту просьбу. Затем озвучьте следующую. Дети с запаздывающим развитием часто не воспринимают множественных инструкций. Это может быть связано как с дефицитом внимания, или памяти, так и с собственно задержкой речевого развития.
Используйте в своей речи полные предложения, не обрывая их. Скажите: «Артем, убери свою одежду в шкаф!» — вместо того, чтобы сказать — «Убери все на место!». Во-первых, ВСЕ это что именно? А во-вторых, куда убрать? Где у этого «всего» «место»?
Старайтесь говорить громко и четко. Для ребенка с нарушениями речи важно слышать правильную речь, ибо он произносит неправильно не, потому что не хочет, а потому что не умеет, потому не знает, как правильно. Будьте для него примером для подражания!
Также очень важно не говорить намеками. Для многих маленьких детей, а особенно детей с нарушениями развития, фразы, построенные в виде намека, непонятны.
Например, ребенок разбросал по квартире игрушки. Его мама, негодуя от повторяющегося неправильного поведения, может сказать: «Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?». Или другие подобные варианты. Во-первых, ребенок может не понимать, на что разозлилась мама. Он может не знать что тот поступок, который он совершил неправильный или плохой. Просто потому, что ему об этом не рассказали. Расскажите своему ребенку, что правильно, а что нет, используя конкретные примеры вместо общих фраз. Во-вторых, данные обороты речи являются сложными и рассчитаны на нормальный, развитый интеллект и наличие формальной логики. Кстати, говоря, формальная логика у нормально развивающихся детей начинает формироваться с 7 лет и заканчивает свое развитие к 13 годам!!! Поэтому, речь взрослого, построенную в виде намеков, способен полностью понять только взрослый. Здесь, родители могут мне возразить, мол, понимают они такие наши фразы. И тут кроется самый главный секрет. Да, дети понимают……., но не смысл фразы, а ее эмоциональную загруженность. Эмоции взрослых дети научаются воспринимать гораздо раньше, чем у них появляется речь. И ребенок улавливает интонацию голоса, позу, выражение лица родителей, их жесты и понимает, что они злятся, расстраиваются или тревожатся. Но они не понимают ПОЧЕМУ?
Вместо намека скажите ребенку по-простому: «Ты не убрал сегодня свои игрушки! Я очень расстроилась из-за этого. Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!» (как вариант через 10 минут, полчаса). Если ребенку меньше 4 лет, то лучше и вовсе ограничиться только второй частью фразы («Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!»).
А теперь давайте проанализируем вышеприведенные мною, неправильные фразы, представив, что ребенок все-таки понял их смысл.
— «Ты что не понимаешь, что ты натворил?» — в данном предложении содержится вопрос о том, понимает ли оппонент последствия своих поступков. И логичным ответом на это фразу было бы «да, я понимаю» или «нет, не понимаю, я ничего плохого не сделал».
— «Ты специально это делаешь?» предполагает также два ответа «да, специально» и «нет, это вышло случайно».
А фраза «Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?» просто гениальна. Ответ подразумевает под собой знание тактики передвижения по дому таким образом, чтобы не наступить на мелкие детали от Лего, не споткнуться о грузовик и не врезаться в плюшевого медведя приличных размеров. Любой развитый и шаловливый ребенок в ответ расскажет вам, КАК именно нужно передвигаться. Или ответом его может быть «никак, там, где лежат мои игрушки, ходить нельзя!».
Но разве, родители, задавая эти вопросы, хотят получить подобные ответы? Или они хотят, чтобы ребенок изменил свое поведение? И что произошло бы с любым родителем в результате таких ответов? Правильно, злость, крики, швыряние плюшевым медведем и вызов на помощь тяжелой артиллерии (папы, бабушки, дедушки и т.д.). Так не проще ли было бы сказать ребенку, ЧТО он сделал не так и КАК ему следует поступить?
Есть и еще один вопрос? Если эта конструкция из 3 вышеперечисленных вопросов («Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?») подразумевает один ответ, то на какой из них ребенок должен ответить в первую очередь?
Эти фразы взяты мною из реальной жизни семьи, которая пришла ко мне на психотерапию с вопросом «как правильно общаться с ребенком?» Эта семья получила свои ответы, и им удалось наладить контакт со своим шалуном. Этим случаем я делюсь с вами в качестве примера.
К сожалению, дети, развивающиеся с отставанием, хорошо прочитывая ваши эмоции и не понимая смысл ваших требований, могут стать нервозными, капризными, начать испытывать страхи и замыкаться в себе. Постарайтесь не допустить этого. Будьте понятными для своих детей.
Читайте мои статьи, подписывайтесь на канал! Здесь вы найдете еще много интересных и полезных публикаций!
Источник
Развитие речи у ребенка – сугубо индивидуальный процесс, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития.
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит
стремительными темпами. Некоторые родители могут считать, что речевой процесс начинается, когда ребенок пытается произносить отдельные слоги и слова, но на самом деле уже для двухмесячного крохи существуют критерии, согласно которым развитие происходит нормально или в нем присутствуют отклонения.
2 месяца. Обычно в этом возрасте малыш произносит первые звуки. Ребенок начинает реагировать на голос родителей улыбкой. Если малыш чего-то хочет, для привлечения внимания к себе он использует крик или плач.
3-6 месяцев. Период «агуканья». У ребенка проявляется гуление (протягивание отдельных звуков, обычно гласных). Формируются первые навыки общения, малыш пытается копировать движения губ взрослых, может гулить без перерыва несколько часов. Интересно, что все дети в независимости от пола, расы и национальной принадлежности гулят одинаково.
6-9 месяцев. Появляется лепет или «лепетная речь». Из отдельных звуков ребенок начинает складывать подобие слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» и подобные звукосочетания. Ребенок с помощью лепета просто исследует конструкции языка, но родителям может казаться, что малыш таким образом зовет папу или маму. На самом деле, лепет только похож на настоящие слова, осознанная речь появится у ребенка чуть позже.
Примерно в этот же период малыш начинает откликаться на свое имя, понимать речь взрослых. Например, если спросить ребенка «где мама?», он повернет голову в ее сторону. Ребенок, подражая взрослым, учится интонировать — тихий лепет сменяется громким и наоборот.
9-18 месяцев. Появление первых слов. Обычно девочки произносят слова в возрасте 9-10 месяцев, мальчики — чуть позже, в 11-12 месяцев. Также многие специалисты замечают, что спокойные дети начинают говорить несколько позже эмоциональных и подвижных.
В этот возрастной промежуток начинает формироваться словарный запас, и к началу второго года жизни ребенок обычно знает и может произнести около 10 слов. Также пополняется и пассивный словарный запас — то есть те, слова, которые ребенок пока не может произнести, но уже понимает и реагирует на них.
В 1,5 года ребенок уже может произносить около 15-20 слов. Обычно это имена близких людей, обозначения членов семьи, названия животных и игрушек. Малыш уже способен составлять простые фразы, например, «дай мяч».
1,5-3 года. Ребенок уже знает примерно 40-50 слов. У ребенка появляется осмысленное понимание того, что говорят окружающие его люди. Малыш к 2-2,5 годам произносит несложные предложения, например, «я хочу гулять», «я иду кушать».
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
О задержке речевого развития у детей на разных этапах жизни можно говорить в следующих случаях:
- Ребенок не кричит в первые месяцы жизни, не гулит.
- К 9 месяцам отсутствует лепет, ребенок не пытается произносить слоги.
- К началу второго года у ребенка отсутствует активный словарный запас.
- Ребенок в полтора года не реагирует на простые просьбы и не понимает, что ему говорят.
- В два года речь ребенка нечленораздельна и непонятна .
- Двухлетний ребенок не может произнести предложение из двух слов.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:
Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
- травмы матери во время беременности;
- вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
- внутриутробная гипоксия;
- состояние стресса у матери;
- наличие у матери инфекционных заболеваний;
- прием матерью некоторых видов лекарств.
Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.
Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.
Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Коррекционная работа
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходима работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом), не будут лишними арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия, взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.
Читайте другие интересные статьи на официальном сайте для мам.
Источник
Регулярно встречаю в работе детей с ЗРР (задержка речевого развития), а еще детей, которые отказываются говорить (на вопросы и предложения поиграть ребенок отвечает «Не!» или жестом закрывает мне рот). Чаще это дети, которые вообще не говорят, говорят несколько слов или несколько слогов.
Такой негативизм вызван неправильным общением с ребенком. Бывает, родители ругают ребенка, если он не говорит. Думают, что он ленится или вредничает. Он точно не ленится, потому что в 2-3 года по своей природе дети очень любознательные, им все интересно, в том числе говорить и играть со взрослыми.
Для преодоления ЗРР и профилактики речевого негативизма нужно следовать правилам
1. Главное! Не просите ребенка: «Скажи», «Повтори». Заменяйте эти слова на вопросы: «Что это?», «Угадай, кто это?», «Я забыла, что это?», «Я не вижу, что там нарисовано?».
Это основная причина негативизма. Ребенка заставляют сказать слово, а у него не получается. Вместо «мама» у ребенка выходит «ма». А от него требуют: «Скажи мама, скажи мама». В итоге ребенок просто откажется говорить.
2. Если ребенок уже в состоянии речевого негативизма, завлекайте его в игру. На отказ ребенка — играйте сами, ребенок заинтересуется какой-нибудь игрой. В игре и на эмоциях происходит речевое развитие. Ребенку не должно быть скучно!
3. Поощряйте и не заостряйте внимание на неправильно произнесенном слове. Ребенок на кису говорит, например, ки. Вы хвалите (Да, это КИСА — говорите, растягивая слово). А еще из слога можно сделать слово, этим занимаются логопеды на своих занятиях (поют слоги: ки-са, хлопают в ладошки: ки-са и т.д.)
4. Говорите короткими фразами без сложных конструкций (примерно 4 слова): «Маша, пойдем есть кашу», а не «Маша, пойдем поедим кашку с яблочками, так вкусно будет». Ребенку с задержкой речевого развития проще понять короткую фразу, а не вычленить необходимое из целого потока.
5. Не используйте «детские» слова — это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, собачка, кошечка). Дети 6 лет часто не могут назвать слова без этих суффиксов, потому что в их речи они отсутствуют. Если смотрите на куклу, говорите, что это кукла. Не надо «сюсюкаться».
6. Не заменяйте животное или предмет звукоподражаниями. В работе логопеды использует звукоподражания как раз с неговорящими детьми. Но мы не говорим, например: «Это му-му, это мяу, это би-би». Правильно: «Это корова, она говорит му-му. Это киса, она говорит (мяукает) мяу. Это машина, она гудит би-би».
7. Играйте с ребенком каждый день. Сейчас можно найти множество игр в интернете на запуск речи, на общую и мелкую моторику.
- Бытовые игры: готовим, уборка квартиры, стирка. Вовлекайте ребенка во все свои занятия, попутно озвучивайте свои действия (Берем, режем, кидаем… Покажи, где морковь. Да, это морковь. Трем морковь…)
- Развитие общей моторики: ребенок должен хорошо управлять своим телом, уметь прыгать, приседать, кидать мяч из-за головы, стоять на одной ноге. Используйте логоритмику (полезна для малышей — например, логоритмика Железновой, есть в свободном доступе).
- Развитие мелкой моторики: перебирайте и сортируйте крупу, учите ребенка брать предметы двумя пальцами (игра с копилкой и монетками).
Если ребенок с ЗРР ходит в детский сад, обязательно поговорите с воспитателями и проинструктируйте их по общению с вашим ребенком, чтобы не появился речевой негативизм!
Источник
В последние годы появилось много не говорящих детей. И много детей с нарушениями развития языка и речи – дисфазиями развития.
Речь – это сложная функциональная система. В ней принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, кожный. Эта система имеет центральные звенья в коре головного мозга. Включает периферические отделы: дыхательные пути, гортань, ротовая и носовая полость, мышцы речевого аппарата. А также проводящие пути – нервные волокна и подкорковые образования в головном мозге.
Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи. Каждый из отделов вносит свой вклад в организацию речевой деятельности в целом. Существует распределение различных функциональных звеньев речи по зонам головного мозга. Лобные доли отвечают за планирование речи. Область переднецентральной извилины отвечает за анализ и синтез речевых движений для каждого звука. Область за центральной извилиной – анализ и синтез последовательности речевых движений, переключаемость движений. Центр Брока – моторный центр речи. Задняя треть верхней лобной извилины – произвольные движения. Центр Вернике – слуховой центр речи. Нижняя теменная извилина – мышечно-суставное чувство, объем движений речедвигательного аппарата. Правое полушарие – эмоциональная окраска речи, темп, ритм. Особенности нарушений речи зависят от того, какие именно звенья пострадали.
Язык – продукт деятельности всего мозга. Для того, чтобы запустить речь необходимо заставить работать весь мозг. Для этого необходима работа многих специалистов. Логопедов, дефектологов, нейропсихологов, неврологов, детских психологов, эрготерапевтов и др.
Первый специалист, к которому обращаются при задержках речевого развития – детский невролог. Специалист оценивает общий психоневрологический профиль развития ребенка, соответствует ли он возрасту. Имеем ли мы дело только с нарушением речевого развития или оно сочетается с задержкой психического развития. Также врач исключает ряд неврологических заболеваний, которые могут сопровождаться нарушениями речевого развития. Необходимо исключить хромосомные, наследственные заболевания, метаболические нарушения, дегенеративные процессы и опухоли нервной системы. Проводится дифференциальный диагноз с нарушениями речи при аутизме, селективном мутизме. Необходимо обращать внимание на переработку слуховой информации, гемисиндромы, диспраксию, особенно на орально-лицевую диспраксию. В некоторых случаях необходимо исключать эпилепсию.
Врач решает, какие обследования необходимо провести для диагностики, выяснения причин задержки развития речи.
Детский невролог назначает медикаментозную терапию, направленную на укрепление, восстановление, питание, поддержку, стимуляцию нервной системы, в частности речевого центра. Важна длительность терапии, повторность курсов, рабочие дозы препаратов, отсутствие побочных эффектов. При назначении препаратов учитывается тип нервной системы ребенка, сопутствующие неврологические синдромы. В процессе наблюдения оценивается эффективность медикаментозной терапии. Для оценки успешности проводимой терапии родителям рекомендуется вести дневник наблюдений за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений будут обсуждаться с врачом во время повторных визитов.
Второе условие запуска речевого развития — это регулярные систематичные длительные занятия с логопедом. Это, своего рода, тренинг речевой системы, запуск работы нарушенных звеньев. Логопедическая помощь строится с учетом онтогенетических законов развития речи. В онтогенезе развитие речи происходит по схеме — гуление, лепет, слова, простая фраза, связанная речь. Для начала, необходимо оценить на каком этапе находится речевое развитие ребенка. Кроме того, занятия носят индивидуальный характер в зависимости от возраста ребенка, от ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений.
В ряде случаев необходимы регулярные занятия с дефектологом, нейропсихологом, детским и/или семейным психологом. Полезны занятия с нейропсихологом по специальным методикам для запуска работы всего мозга, включая речь.
Детям, у которых задержка речевого развития сочетается с диспраксией, сенсорной дезинтеграцией — полезны занятия с эрготерапевтом (сенсорная интеграция). Занятия дома не могут заменить направленной работы со специалистами.
Важным фактором развития речи у ребенка является достаточное и качественное речевое общение в семье. Взрослые являются примером речевого общения. В связи с этим родителям стоит обратить внимание на свою речь и стиль общения, при необходимости перестроить его.
Общение с ребенком, подкрепленное положительными эмоциями, оказывает выраженный мотивирующий эффект. Полезно совместно играть с ребенком, петь песенки, читать стишки и потешки, где повторяющиеся звуки.
Создание речевой среды имеет важное значение. Дети, у которых есть возможность общения со сверстниками, как правило, быстрее начинают говорить. Пример, это дети, посещающие детский сад или группы развития.
Также способствуют развитию речи общее физическое развитие ребенка (спорт) и всестороннее творческое развитие (рисование, лепка, пазлы, конструировани, поделки и прочее).
Правильное питание и режим бодрствования и сна, труда и отдыха также имеют огромное значение для упорядоченной работы мозга.
Следует исключить из жизни ребенка факторы, которые тормозят речевое и психическое развитие. Исключить бесконтрольный просмотр мультфильмов, планшетов, телефонов. Мелькающие цветные картинки на экране негативно влияют на развитие мозга детей, это доказанный факт.
Также необходимо исключить психотравмирующие факторы: семейные ссоры и конфликты, повышенную тревожность и беспокойство родителей. Эффективно убирают тревожность и страхи у детей занятия арттерапией, игротерапией. Необходимо убрать факторы гиперопеки или гипоопеки, непоследовательного стиля воспитания. Страхи и негативные ожидания, негативные установки по отношению к детям также необходимо убрать родителям. Для этого в помощь могут быть психологи, арттерапевты, духовные практики.
Не забывайте и о том факте, что в семейной системе все взаимосвязаны энергетически, поэтому если родители не забывают о своем развитии, то и ребенок тоже будет лучше развиваться. Основным топливом для развития мозга и речи ребенка является энергия безусловной любви и принятия. Это первая и самая важная защита здоровья ребенка. Поэтому родителям желательно понять свою
ответственность и развивать любовь к себе, к своим детям, ко всем людям. Любовь развивает мозг ребенка!
Внимательный читатель, конечно, заметил, что очень много факторов влияет на развитие ребенка и его речи. Все эти непростые вопросы мы с родителями рассматриваем и решаем на моей авторской программе « Запуск умственного развития ребенка». Вместе строим маршрут запуска речи и восстановления и поддержки нервной системы ребенка, решаем психологические задачи, которые встают перед родителями. Подбираем специалистов для работы.
Несомненно, постоянный контакт со специалистами, проведение консультаций в динамике, медикаментозное леение, систематические логопедические, нейропсихоогические, дефектологические занятия – важное условие успешности осуществляемого лечения.
Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Владимировна Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы, с удовольствием отвечу Вам на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
WhatsApp 8(962)362-02-26 Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6x5A
Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057 Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova
Источник