Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре thumbnail

Библиографическое описание:


Евдокимова, О. А. Значение игры в воспитании ребёнка / О. А. Евдокимова, О. В. Дунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 752-755. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17048/ (дата обращения: 16.07.2020).

В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в начальных классах, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным является метод игры. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то он заслуживает большого внимания и требует более детального изучения.

Игра в детском возрасте — незаменимая деятельность, игра для ребенка — ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.

Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию [1].

В игре, в своем «маленьком царстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего пожелания,

Игра, если она педагогически направляется и верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка [3].

Н. К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.

Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы [6]. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми [4]. Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле. Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности.

В творчестве А. С. Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры [5].

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать. Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и… сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель — волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вокруг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх. И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения — кругом живет сказка, царит дух соревнований: «Ну кто же все-таки выиграет?»

Видя то, какую заинтересованность получают дети во время игры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы, не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов.

Да, это действительно очень серьезный вопрос. Ведь игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру. Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают «по-старинке», боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь «модному» новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить вопрос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвлекают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в первый месяц жизни

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре [2].

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения [7].

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор.

Литература:

1.                  Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

2.                  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3.                  Воспитание детей в игре. Под ред. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.

4.                  Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.

5.                  Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.

6.                  Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

7.                  Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, выбор игры, работа, педагог, игровая деятельность, жизнь, духовный мир ребенка, детский коллектив, урок.

Источник

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью

Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Статья

Значение игры в жизни ребенка.

Автор:

Дубовская Ольга Вениаминовна

Санкт- Петербург

 2015/2016

Игра – её значение в жизни ребенка.

Игровой замысел – фундамент для игрового творчества.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т.д. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, чувствует себя – отважным пилотом, храбрым моряком, который гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды сказок, рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явление, их значение становится для него более понятным. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе как действует человек, которому хочется подражать. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, завести мотор, заправиться бензином. Так в игре развиваются способности будущего школьника.

Читайте также:  Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что начало развития творческих способностей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует, как переход к творческой деятельности «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли…». Глубокий сложный процесс преобразования и освоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – в выборе темы игры, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли  и чувства.

Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Дошкольники 5-6 лет проявляют большой интерес к различным профессиям (моряки, летчики, космонавты). У них есть любимые герои, которым они стремятся подражать. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими их замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением. Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого. Для длительных игр характерна импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи, новые образы.

Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова как будто, понарошку и «поправде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою дочку куклу, «летчик» серьезно озабочен тем, как лучше посадить самолет на льдину. С развитием и усложнением игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, глубокими. Игра выявляет переживания ребенка, формирует его чувства. И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, используя разные предметы. Входя в роль, ребенок старается подражать поступкам взрослых. Игровые действия детей всегда реальны. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Между речью и  игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и предметы, которые помогают ему действовать со взятой на себя ролью.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний, умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, так же влияющие на развитие творческого замысла. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, служит становлению психики ребенка, его личности.

Источник

Инна Репникова
Роль игры в развитии ребенка

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной

Так в какие игры играют наши дети?

Не секрет, что многие современные родители зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем это не заменит полноценную игру. Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом — главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть

Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся,кто-то пошел на работу: Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.

Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

Читайте также:  Изучение социального развития ребенка

Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным — пусть ребенок проявит фантазию.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

В чем заключается роль игры в развитии ребенка? обучается ли ребенок во время игры? В игре ребенок обучается:

+Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. Осознать своё реальное место среди других людей.

+Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых — закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

+Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. +Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

+Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

+Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения, несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». О чем идет речь?человек-паук, робот-трансформер, бэтмэн, багукан. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни к более слабым, программируют поведение ребенка, ведь часто эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребенка с такими играми.

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину — на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

Условия и средства для полноценных игр.

Для игр ребенку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В условиях детского сада мы стараемся с вашей помощью создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»:

Игрушки из реальной жизни. Это — кукольное семейство, игрушечный домик и утварь. Игрушки, для выплеска агрессии. Это — солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это — конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и др. Крупные движущиеся игрушки.

Для развития эстетического воспитания, развития речи, воображения – служат театральные игрушки К 4-5 годам особое значение имеют предметы, дополняющие игру (шапочки, сумочки, халаты). В этом возрасте развитие игры уже идет не от игрушки, а от мысли. Технические игрушки – транспорт, конструкторы, они развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Спортивно-моторные игры способствуют двигательной активности, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы и др.)

Дидактические игры. Им принадлежит особое место. С помощью них дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. к ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Д. И. воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики (демонстрация дидактических пособий) .

Ребенку 4-6 лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были детьми!

Источник