Задержка темпового развития ребенка

Задержка темпового развития ребенка thumbnail

Живаева Елена Николаевна
Темповая задержка в развитии ребёнка

Темповая задержка развития ребёнка- это отставание в развитии ребёнка от принятых норм, которое можно и нужно преодолевать с помощью фармкоррекции и психолого-педагогической реабилитации. В одном случае развитие ребёнка гармонично, но не соответствует возрасту; а в другом- негармоничное развитие, когда одна из функций (двигательная, речевая или познавательная) отстаёт от других. Это дети с задержкой психического и речевого развития.

Ошибочно полагать, что эти виды задержек возможно определить только лишь к 3-5 годам. Специалист определит задержку в развитии уже после 3 месяцев жизни ребёнка. Множество мам могут сказать, что ПЭП у их детей было, но они их не лечили и никаких страшных последствий у детей не возникло. Такие последствия ПЭП, как гидроцефалия и эпилепсия, встречаются очень редко, а вот дефицит внимания и гиперактивность, стойкие нарушения речи и памяти ребёнка встречаются практически у каждого второго.

Нужно понимать, что наряду с грубыми нарушениями возможно развитие более «тонких» изменений, которые реализуются на уровне межклеточного взаимодействия. Одним из кардинальных клинических признаков, характеризующих отклонения во взаимодействии психики и моторики, являются нарушения формирования целенаправленных движений, которые очень тесно связаны с дальнейшим речевым развитием ребёнка.

Выявление проблем на ранних этапах развития ребёнка в дальнейшем поможет предотвратить серьёзные осложнения.

Публикации по теме:

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?
Мандала Мандала — схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Мандала.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста»
Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая.

Консультация для родителей «Зимние виды спорта в развитии ребёнка»
Спорт играет важную роль в жизни ребенка, он не только способствует поддержанию необходимой физической активности и способствует укреплению.

Консультация «Нужна ли детям игра и какова её роль в развитии ребёнка»
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация «Роль строительной игры в развитии ребёнка»
Конструирование – один из видов детской деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определнный.

Мастер класс «Пальчиковые игры в речевом развитии ребёнка» Видео
Слайд 1 Для начала хочу вам напомнить, что такое мелкая моторика. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями,.

Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнкаРоль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка
В современных магазинах можно найти очень много книг, с очень интересными волшебными сказками и увлекательными историями, но книжка, которая.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум)
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.

Логопедические игры в развитии речи ребёнка
Логопедические игры в развития речи ребёнка Задумывались ли вы когда –нибудь, почему одни дети говорят грамотно и пишут, а другие,хотя.

Роль ролевой игры в развитии ребёнка
Ролевая игра — это игра в кого- то, т. е воспроизведение действий. Ребёнок всегда сопереживает герою роль которого он играет, а потому он.

Источник

Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.

Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы — признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.

Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений — это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.

На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.

Чаще всего это:

  • различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
  • инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
  • врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
  • длительная неонатальная желтуха;
  • эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
  • генетические заболевания;
  • анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.

Когда нужно начинать тревожиться — факторы риска возникновения задержки моторного развития:

  • недоношенность менее 35 недель;
  • оценка по Апгар — 5 и менее;
  • ИВЛ после рождения;
  • желтуха более 300 мкмоль/л;
  • внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
  • крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
  • если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
  • если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
  • если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
  • если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
Читайте также:  Этапы развития речи у ребенка с интеллектуальными нарушениями

В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • нарушения тонуса мышц;
  • другие симптомы и синдромы.

Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.

Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития — это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль — своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!

Источник

Темповая задержка речевого развития

Речь – один из показателей уровня развития ребенка и одно из важнейших условий его благополучной адаптации в детском коллективе и в социуме вообще. Формирование речи находится под контролем врача-педиатра так же, как изменение роста, веса, двигательной активности в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Существуют средние нормативные требования к динамике речевого развития до 1 года, до 3 лет, до 6 лет. Если уровень сформированности речевой деятельности малыша не соответствует средним показателям, можно предполагать задержку речевого развития или другое нарушение речи. Одна из разновидностей такого отставания – это темповая задержка речевого развития (ЗРР).

Особенности темповой ЗРР

Задержка речевого развития диагностируется у ребенка, не страдающего органическими поражениями центральной нервной системы, органов слуха или артикуляционного аппарата.

Темповую задержку речевого развития по-другому называют социально-педагогической ЗРР. Причиной отставания в формировании речевых навыков в двух-трехлетнем возрасте в случае темповой ЗРР считают отсутствие у малыша потребности в речевой деятельности.

И родители, и врач при задержке темпов речевого развития видят, что общее развитие дошкольника протекает в соответствии с возрастом:

  • воспринимает и различает звуки окружающей среды (урчание мотора автомобиля, лай собаки, мяуканье кошки, чириканье птички, журчание воды, голоса близких и знакомых людей и др.);
  • хорошо слышит то, что ему говорят взрослые, и понимает их речь, обращенную к нему (поворачивает голову на свое имя, выполняет простые просьбы дать или принести известные предметы, показывает на картинке зверей, игрушки, части тела человека и др.);
  • проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира (показывает на предметы или картинки, о которых хочет узнать, выражает свой вопрос движениями рук или выражением лица);
  • испытывает потребность к общению, берет родственников или других взрослых за руку, пытается подражать звукам окружающего мира, показывает руками на интересующие предметы или картинки.

Однако дошкольнику не хватает так называемого стимула к продуцированию собственной членораздельной речи. Этот стимул носит коммуникативный, социальный характер и выражается в потребности установления речевого общения с ровесниками или взрослыми. О темповой задержке можно говорить в том случае, если к трехлетнему возрасту не сформированы необходимые речевые навыки: продуцирование собственной речи в ответ на обращенную речь, активное использование от 50 до 100 слов, построение связных высказываний (двухсловных предложений).

Причины темповой задержки развития речи

Основные причины темповой ЗРР – это разнообразные факторы, которые оказывают значительное влияние на развитие до 1 года и до 3 лет:

  • различные инфекционные и другие заболевания;
  • снижение иммунных способностей организма;
  • социально-педагогические факторы (условия, в которых растет и воспитывается ребенок от рождения до 3 лет) (таблица).
Читайте также:  Умственное отставание развития ребенка

Социально-педагогические причины задержки темпов речевого развития у детей:

Дефицит внимания

Недостаточность общения со взрослыми (воспитание в интернатном учреждении; родители не разговаривают с ребенком, не слушают его и не стремятся понять)

Гиперопека

Родители окружают малыша заботой и вниманием, реагируют на все его потребности без слов, угождают всем капризам

Завышенные требования

Мама и папа предъявляют к дошкольнику высокие требования, настойчиво побуждают его к речи, что является основой для формирования нежелания говорить, общего негативного отношения к просьбам

Отсутствие примера

Дошкольник не наблюдает и не слышит живого общения взрослых (вместо живого общения предлагается телевизор, компьютерная программа)

Билингвизм

Мама и папа говорят друг с другом на двух языках, поэтому малышу сложно освоить систему обоих или одного из языков

Родителям необходимо знать о социально-педагогических причинах появления темповой задержки речевого развития (ЗРР) и корректировать свое поведение в присутствии сына или дочери и отношение к дошкольнику.

Важно! Диагноз ЗРР ставится не участковым детским врачом, а в результате комплексного обследования логопеда, невролога, психолога и лечащего врача-педиатра.

Диагностика темповой задержки развития речи

Признаки темповой ЗРР можно обнаружить не только в трехлетнем возрасте, некоторые сигналы об отставании в развитии речевых навыков можно отметить и в так называемых «доречевой» период. Например, младенец при темповой задержке начинает лепетать и «гулить» позднее, чем это обычно бывает, к полугоду не реагирует на появление родных, к году не откликается на свое имя, к полутора годам не пробует повторять слоги и слова за окружающими взрослыми, к двум годам не произносит небольших слов, не пытается составить фразу из двух слов.

В 2 годика у малыша, развивающегося в соответствии с нормой, активный словарный запас уже составляет не менее полусотни слов, а чаще всего равняется сотне слов, которые он не только понимает, но и активно использует. Если речевые навыки дошкольника не соответствуют указанным характеристикам к трехлетнему возрасту, можно предположить наличие темповой задержки, поэтому следует немедленно проконсультироваться у специалистов и начинать коррекционную работу.

В данной ситуации не стоит ждать, что после 3 лет произойдет скачок, нужно немедленно начинать коррекцию темповой задержки развития речи.

Коррекционная работа

Успешность коррекционных мероприятий при темповой ЗРР зависит прежде всего от того, наладилась ли обстановка в семье. Важнейшее значение в преодолении темпового отставания в речевом развитии дошкольника имеет правильное отношение мамы, папы и других близких к маленькому человеку. Их задача – окружить малыша живым общением (а не телегероями), проявлять искренний интерес к нему, говорить с ним об окружающих предметах и явлениях, предлагать книжки, которые ему нравятся, читать вслух, рассказывать сказки и стихи, петь песенки, включать его в диалог с помощью любимых игрушек. Именно обстановка в семье является главным мотиватором и стимулом к тому, чтобы дошкольник с темповой задержкой «заговорил».

При задержке темпов речевого развития (ЗРР) необходима систематическая работа с логопедом, а также полезны другие формы воздействия (арт-терапия, ритмика, дельфинотерапия, общение с животными, например, с лошадьми и др.). Арт-терапия – это использование при темповой задержке с целью стимулирования речевого развития средств различных видов искусства (занятий танцами или гимнастикой, изобразительным искусством, изготовлением скульптурных произведений из различных материалов, слушание музыки или звучащего художественного слова и др.).

Важно! При темповой задержке речевого развития в составе комплекса коррекционных мероприятий врачом-неврологом с целью стимуляции работы головного мозга назначаются физиотерапия, витаминные комплексы и медикаментозное лечение.

У малого количества детей темповая задержка речевого развития исчезает самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия. Иногда это выглядит так, будто ребенок внезапно заговорил, причем не односложно, а небольшими фразами. В большинстве случаев – если вовремя не придать значения задержке темпов речевого развития у детей (ЗРР) и не принимать меры по коррекции этого нарушения, то будут возникать проблемы с общим развитием личности, а небольшое отставание в развитии речи может перерасти в более сложный дефект – задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Видео

089

Источник

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Проявления болезни

Мальчик страдает задержкой речевого развития

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка москва

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации. Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания.

Диагностика и симптомы нарушения

Замедление темпа освоения речи

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту. Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Важно не путать темповую ЗРР с дизартрией, когда причина патологии в поражении участка головного мозга, отвечающего за формирование речи. Ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

  • Период до формирования речи (2-8 мес.): обращают внимание на аномалии бормотания, кривляния без звуков, однозвучные возгласы.
  • С 4-х месяцев патологией считается, если ребенок не выражает эмоций на события (во время игры, при уходе мамы).
  • С полугода дети в норме уже различают перемены интонаций, повторяют за взрослыми некоторые слова. При произношении его имени даже шепотом, они реагируют. Могут показать на картинке животное.
  • В 12 месяцев при ЗРР малыш не реагирует на звуки.
  • В 18 месяцев он все еще не справляется с произношением простых слов, но повторяет за другими, при этом темп речи снижен.
  • У 2-х летнего ребенка словарный запас порядка 50-100 фраз. Его речь уже состоит из простых предложений, он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы (может принести игрушку, показать картинку).
  • При наличии патологии у трехлетних детей их с трудом понимают даже родные, такова степень нарушений произношения.

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

Большое значение в коррекции данного состояния имеет ранняя диагностика. При обращении к врачу после 4-х лет коэффициент успешной терапии составляет лишь 0,5%.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений. Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице. Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Лепка способствует развитию мелкой моторики

Иногда возможен так называемый «языковой взрыв», когда дети начинают говорить спонтанно и в больших объемах. Отмечается резкое увеличение словарного запаса. Чаще всего это происходит в летнее время года, во время активного роста. Толчком может послужить знакомство со сверстниками, занятия в небольших группах.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития. В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда.

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Источник