Задержка социального развития ребенка

Задержка социального развития ребенка thumbnail

Не умеет или не хочет? Почему дети ведут себя чересчур безответственно?

Ваш ребенок строит куличики с малышами вместо того, чтобы играть в футбол или обсуждать популярную музыку со сверстниками. Он не строит планы на будущее, не интересуется серьезными вещами, не в состоянии самостоятельно сделать уроки, позвонить по телефону или спланировать день. В чем причина такого «детского» поведения?

Одни малыши взрослеют быстрее, поражая родителей умом и смекалкой не по возрасту, другие развиваются «точно по графику», третьи слегка запаздывают. А четвертые откровенно отстают, огорчая пап и мам. Иногда, к сожалению, инфантильное поведение детей сигнализирует о задержках умственного развития или даже легкой степени умственной отсталости, когда 5 — 6-летний ребенок едва достигает уровня трехлетки. «Особенных» ребят отличить довольно легко — они путаются в решении простых задач, плохо и неохотно говорят, с трудом запоминают легкие вещи, не интересуются игрушками или ломают и портят их. Без консультации специалистов-дефектологов не обойтись.

Отставание фактического возраста от календарного встречается и у детей, страдающих от депривации или госпитализма, переживающих тяжелые психологические травмы. Если ребенок, особенно в раннем детстве, более полугода провел в больнице, доме малютки, приюте, был разлучен с матерью, находился в зоне военных действий или другом столь же не подходящем для детей месте, он может вести себя как малыш. Детское поведение обеспечивает ему психологическую защиту. Поместив ребенка в любящую семью, обеспечив ему безопасность, покой и простор для развития, отставание можно ликвидировать за год-два и ребенок догонит сверстников.

Необычный, довольно сложный для коррекции случай — инфантильное поведение, беспомощность и наивность сочетаются со сверхвысоким интеллектом, выдающимися математическими, аналитическими или творческими способностями. Такой вундеркинд предпочитает общество одного-двух знакомых малышей компании сверстников, отстает не только в социальных навыках, но и в эмоциях, довольно долго не интересуется противоположным полом и любит детские игры. Возможно, у ребенка развивается синдром Аспергера — относительно благоприятный вариант аутизма. Корректировать поведение придется со специалистом и лучше заранее смириться, что поведение сына или дочери всегда будет отличаться некоторой чудаковатостью. Но с возрастом социальные навыки улучшатся.

Тревожный сигнал — ребенок с инфантильным поведением, вообще избегающий сверстников, при этом неуравновешенный, склонный к припадкам ярости и агрессии, странным и непредсказуемым поступкам. Не исключено, что под «детскостью» прячется социопатия или даже душевное заболевание. И чем раньше начать лечение, тем больше шансов адаптировать ребенка к полноценной жизни.
С малышами я дружу

Нарочито детское поведение временами могут демонстрировать и вполне здоровые дети.

Самая частая причина регресса в поведении — появление в семье нового младенца. Дошколенок, в один момент из любимого малыша, сделавшийся старшим братом, начинает вести себя по-детски, чтобы вернуть любовь матери. Он требует бутылочку, памперсы и погремушки. На несколько дней или даже недель можно и уступить обиженному ребенку, неизменно напоминая, что это игра и скоро он из нее вырастет.

Задержка социального развития может случиться у ребенка с выдающимся интеллектом или талантом, полностью зацикленного на любимой учебе. У него просто не хватило времени на освоение навыков общения, флирта или разрешения конфликтных ситуаций. Чтобы компенсировать такое отставание, нужно подобрать ребенку интересный и доброжелательный коллектив сверстников.

«Прелестного малютку» охотно изображают балованные маленькие манипуляторы, привыкшие повелевать бабушками и мамами. Очень сложно отказать беспомощному кудрявому ангелочку, но этот ангел прекрасно знает, на какие кнопки надо нажимать взрослым, чтобы те наперебой тащили подарки и не наказывали за шалости. Лучший способ вернуть ребенка в мир сверстников — прекратить поощрять его манипуляции, поддерживая вниманием только адекватное поведение.

Нередко охотно возятся с малышами старшие дети из многодетных семей, для которых роль старшего привычнее и понятнее равноправных отношений в классе. Иногда так же поступают и единственные дети, у которых ярко выражен материнский или отцовский инстинкт, а то и педагогический талант — через десять-пятнадцать лет они станут хорошими родителями или учителями, а пока что реализуются, как умеют. Коррекции почти не требуется — достаточно проследить, чтобы у ребенка были другие друзья и интересы помимо малышей.

Низкие социальные навыки демонстрирует застенчивый ребенок, которому трудно общаться, говорить по телефону, спросить дорогу на улице или купить булку в магазине, хотя его сверстники уже сами катаются в другой город. Вариантов три — обратиться к специалистам, подобрать тренинг или отправить ребенка в театральную студию. Как только сын или дочь «расправят крылья» проблема инфантильности исчезнет.

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности ребенка через игру

К младшим детям и детским играм порой тянется не уверенный в себе, непопулярный ребенок. Сверстники отталкивают его, а малыши, наоборот, охотно взаимодействуют со старшим. До какого-то момента подобную дружбу имеет смысл поощрять: младший друг лучше, чем никакого. Но наблюдение необходимо — если с возрастом инфантильность не исчезает, лучше посоветоваться с психологом.

Неожиданно детское поведение могут демонстрировать подростки, которых что-то сильно тревожит или огорчает. Когда 13-14летний сын или дочь вдруг жмутся к маме, обнимаются, просят посидеть с ними, погладить по голове, берут в постель детские игрушки — ни в коем случае не стоит высмеивать их или игнорировать. Уделив ребенку внимание, обязательно стоит расспросить его, выяснить, в чем причина тревоги.

И не стоит беспокоиться — все дети рано или поздно взрослеют!

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.
Читайте также:  Диагностика развития ребенка 5 лет пример

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.
Читайте также:  Причины развития диабета у ребенка

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник

Нарушения социальной коммуникации и эмоционального поведения говорят о том, что у ребенка будут возникать проблемы в общении, как со взрослыми, так и детьми. В большинстве случаев проблемы появляются до того, как дети начинают учиться.

Одной из распространенных причин социально-эмоциональных нарушений являются расстройства аутистического спектра или РАС. 

Что необходимо делать в этом случае. Коррекция нарушений социального или эмоционального развития зависит от причин и степени их влияния на жизнь ребенка. Вероятно, будет необходимость тесно сотрудничать с детским врачом  и другими специалистами, чтобы найти то, что ему больше всего поможет.

Помочь могут как медикаменты, так и специальные типы поведенческой терапии.  Возможно, необходимо будет работать с поведенческим педагогом, чтобы понимать и учиться стимулировать социальные и эмоциональные навыки в домашнем режиме. Чем раньше начнется коррекционная работа над этими проблемами, тем более вероятно, что ребенок сможет догнать детей своего возраста.

Социальные или эмоциональные навыки, какая их норма?

К 3 годам дети как правило:

  • Показывают, что им интересно к другими детьми
  • Чувствуют себя комфортно с другими людьми, помимо родителей и близких
  • Могут поддерживать хороший зрительный контакт

К 4 годам дети как правило:

  • Редко плачут, когда родители уходят
  • Обращают внимание на других детей
  • Отвечают чужим людям

К 5 годам дети как правило:

  • Показывают много различных эмоций
  • Могут легко отдаляться от родителей
  • Хотят играть с другими детьми

Задержки, связанные с мышлением

Существует множество причин, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы с умением мыслить, учиться и запоминать. Такие свойства называют познавательными навыками. Единой причины возникновения таких нарушений нет, указывают на генетическую предрасположенность, факторы окружающей среды, преждевременные роды, травмы головы и другое. В большинстве случаев, причина нарушения когнитивного здоровья остается неизвестной.

Что необходимо делать?  Самое главное, чтобы педиатр знал, что с ребенком что-то не так. Если он узнал и соглашается с этим, то направит к специалисту, который должен выяснить, в чем проблема. В зависимости от диагноза ребенка он может получить помощь от:

  • Игровой терапии или профессиональной коррекции
  • Специального образования
  • Иногда медикаменты могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут возникать у детей с когнитивными задержками, такими как колебания настроения или отсутствие внимания

Когнитивные навыки в норме.

К 3 годам дети как правило:

  • Могут нарисовать круг
  • Понять простые инструкции
  • Присоединиться к игре «притворяться» или «поверить»
  • Играют с игрушками

К 4 годам дети как правило:

  • Присоединиться к интерактивным играм
  • Фантазируют
  • Могут нарисовать круг

К 5 годам дети как правило:

  • Не так легко отвлекаются
  • Могут сосредоточиться на одной деятельности более 5 минут

Вы, знаете своего ребенка лучше всех! Не бойтесь сообщить Вашему доверенному педиатру, как только почувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какую задержку развития ребенок может иметь, ранняя диагностика в центре нейропедиатрии и лечение – лучшие способы коррекции!

Ваш детский врач

Источник