Задержка речевого развития у ребенка сенсорная алалия
Речевая деятельность сопровождает жизнь человека с момента рождения. Формирование речи находится под пристальным вниманием родителей, медиков, педагогов, потому что является одним из важнейших факторов социализации, гармоничного включения ребенка в жизнь общества. Любые отклонения от нормального развития речи необходимо правильно квалифицировать. Чем раньше будет определена природа речевого нарушения, тем успешнее оно будет скорректировано. Среди широкого спектра разнообразных речевых нарушений выделяется такое, как алалия. Важно понимать природу речевого нарушения развития дошкольника и правильно ставить диагноз: алалия или задержка речевого развития (ЗРР).
Причины алалии
Специалисты по логопедии определяют алалию как системное недоразвитие речи, объясняющееся повреждением речевых центров, находящихся в коре мозга, или множественными поражениями нескольких участков в обоих полушариях головного мозга. Такие необратимые изменения в коре головного мозга могут произойти еще до рождения ребенка, когда он находился в утробе матери, или период раннего детства:
- хроническое длительное кислородное голодание во внутриутробный период;
- травмы черепа, дородовые или сопровождающие рождение;
- асфиксии;
- воспалительные процессы (энцефалитные, менингитные инфекции);
- минимальные мозговые дисфункции, вызванные рахитами, нарушениями питания и сна в раннем детстве, частыми болезнями верхних дыхательных путей;
- интоксикации плода и др.
В результате комплексной патологии клетки коры головного мозга созревают с запозданием или перестают развиваться вообще. ЗРР и алалия различаются тем, что при алалии вследствие органических изменений в коре головного мозга речь не может быть нормализована даже при комплексных коррекционных мероприятиях, включая лечение с помощью медикаментов.
Важно! Алалия, в отличие от ЗРР, отмечается всего лишь у 1 % дошкольников и еще реже у младших школьников (0,6-0,2% обследованных детей).
Характеристика алалии
Отличия ЗРР от алалии заключаются в том, что при алалии отклонения в процессе развития речи вызваны патологиями в развитии ЦНС, а при ЗРР никаких органических изменений в строении мозга нет. В сравнении с задержкой речевого развития (ЗРР), алалия отличается следующими особенностями в формировании всех уровней речи (таблица).
Уровень речи | Особенность нарушения |
Артикуляционный | Несформированность координации органов речи в процессе звукопроизношения |
Фонематический и семантический | Неадекватность восприятия значения звуков |
Лексико-грамматический | Отставания в усвоении лексики и грамматики родного языка |
Семантико-синтаксический | Неразвитость процесса восприятия и продуцирования фразовой речи |
В период младенчества родители ждут появления первых звуков, которые произносит малыш. При алалии, как и при ЗРР, лепет появляется гораздо позже, чем у детей с нормальным темпом развития. Если лепет появился, он очень однообразен и беден. Отличия ЗРР от алалии заключаются в том, что алалик производит впечатление младенца, который все понимает, но сказать не может или не хочет. Вместо речи младший дошкольник использует жесты и мимику. Что касается слов, они появляются значительно позже, чем требует норма, фразы такой малыш пробует использовать после 5-6 лет, а отставания и нарушения сохраняются на всех последующих этапах.
Алалия может проявляться в низкой или высокой степени тяжести: некоторые дети испытывают некоторую неловкость в процессе речепорождения, а некоторые, в отличие от дошкольников с ЗРР, не способны заговорить вообще.
Разновидности алалии: моторная форма
Встречаются сенсорные и моторные формы алалии. При моторной разновидности ребенок правильно воспринимает речь окружающих, но не способен освоить механизмы продуцирования собственной речи на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом и др. Как и при ЗРР, при алалии артикуляционный аппарат сформирован в соответствии с нормой, но отмечаются трудности с использованием языковых знаков различных уровней:
- образованием звуков и звукосочетаний;
- комбинированием слогов;
- подбором слов и словосочетаний;
- образованием форм слов в соответствии с грамматикой;
- объединением слов во фразы и единый связный текст.
Малыш с моторной формой длительное время использует только отдельные звуки и слова, позднее – короткие слова в начальной форме, делает ошибки в произношении сочетаний звуков. Дети с алалией понимают, какие оговорки и ошибки допустили, но испытывают затруднения в их исправлении. Алалики не воспринимают темп речи, не могут повторить звуковой рисунок, который ему простучали или прохлопали.
При моторной форме формируется достаточно богатый пассивный словарь, но ограничен круг языковых единиц, находящихся в активном употреблении, при этом отмечаются сложности с использованием имен прилагательных, наречий, предлогов и союзов, а также синонимов, антонимов. ЗРР и алалия похожи тем, что бедность словарного запаса дошкольник пытается компенсировать с помощью невербальных средств: интонации, жестов, мимики, движений тела. Мыслительная деятельность при алалии развивается в соответствии с возрастной нормой, а речевая остается на уровне маленького ребенка. При ЗРР отставание в речи ведет к отставанию в интеллектуальном плане.
Важно! Дети с алалией переставляют звуки и слоги в слове, слова в составе предложения, говорят медленнее нормально развивающихся сверстников, делают остановки в середине слова или предложения – в этом различия ЗРР и алалии.
Разновидности алалии: сенсорная форма
Сенсорная форма появляется из-за поражения определенной зоны коры мозга – его височной доли – и отличается тем, что ребенок не воспринимает звуковые раздражители и не способен выявлять их значение. Ребенок не относится к категории слабослышащих или глухих, он слышит, но не воспринимает речь, с которой к нему обращаются.
Диагностировать сенсорную алалию можно по таким признакам:
- как и при ЗРР, лепет появляется позднее, чем у нормально развивающегося младенца, и первые слова отличаются искаженностью;
- в отличие от ЗРР, при сенсорной форме ребенок понимает только фразу, которую повторили несколько раз;
- усваивается смысл слов, повторенных не менее 20-25 раз;
- ребенок понимает человека, к которому привык (мать, преподаватель);
- если алалик говорит, то его речь отличается плавностью, но при этом большим количеством ошибок и отсутствием смысла;
- в отличие от дошкольников с ЗРР, малыш не любит слушать чтение или рассказывание.
При таком отклонении дети не интересуются звуковой стороной речи, то воспринимают, то не воспринимают ее. Качество восприятия звучащей речи не зависит от ее громкости, но зависит от того, устал ли ребенок. Некоторое понимание может появляться только в результате многократного повторения слова или фразы, при этом желательно, чтобы голос говорящего был тихий и спокойный. Сенсорная алалия отличается от ЗРР тем, что дошкольник внезапно произносит отдельные звукосочетания, слова или сочетания слов. Если использовать слуховой аппарат, слабослышащий ребенок будет лучше слышать, а алалик с сенсорной формой – нет.
Важно! В школьном возрасте ученики с алалией так же, как и ЗРР, испытывают большие трудности с освоением правописания.
Общие особенности детей с алалией
Дети с алалией и ЗРР похожи тем, что отличаются нормально развитым познавательным интересом, с удовольствием включаются в предметную деятельность, занимаются трудом. Однако алалия сопровождается отставанием в развитии маленького человека (таблица).
Параметр | Характеристика |
Физическое развитие | Общая слабость здоровья, неуклюжесть, проблемы с координацией движений, слабо развита мелкая моторика |
Психическое развитие | Среди детей-алаликов много гиперактивных и импульсивных, а также апатичных и безынициативных; у алаликов часто формируются неврозы |
Память | Наблюдаются отставания в формировании произвольной и осознанной памяти; особую трудность представляет запоминание слов, фраз и текстов; для запоминания слов и предложений необходимо сопровождение зрительным рядом, использование наглядности |
Внимание | Характерное отставание в формировании произвольного внимания |
Алалик понимает свои недостатки, поэтому старается не говорить, а выражать свои мысли и состояния с помощью жестов, использует речевые средства в особых, эмоционально окрашенных ситуациях, становится замкнутыми, неуверенным в себе, обидчивым, раздражительным, негативно реагирует на окружающий мир, часто плачет.
Коррекция
Коррекционные мероприятия при моторной алалии, как и при ЗРР, начинаются после определения природы нарушения, в возрасте 3 лет, но, в отличие от ЗРР, должны обязательно включать не только логопедические занятия, но и лечение медикаментами, работу с психотерапевтом. Развитие речи осуществляется в комплексе с занятиями адаптивной физической культурой, ритмикой и логоритмикой, общеразвивающими уроками по формированию мелкой моторики, знакомству с цветом, формой, счетом, явлениями и предметами окружающего мира, с разнообразной игровой деятельностью (дидактические игры на анализ, сравнение, перестраивание, перемещение в пространстве, конструирование и др.). Школьники должны обучаться по специальной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) или в условиях стационара.
При сенсорной алалии важно ограничить звуковой режим: исключить все ненужные звуковые раздражители, чтобы у ребенка появился интерес к звучащей речи и ее пониманию. Затем проводится комплексная работа по общему развитию, формируется способность различать звуки (сначала неязыковые, потом вербальные). Сенсорная форма в школьном возрасте проявляется специфично: младший школьник может воспринимать письменную речь, понимать целые слова, поэтому коррекцию можно организовывать на основе работы с буквенным обликом слова.
Отличия ЗРР от алалии в том, что полностью скорректировать речь дошкольника или школьника с алалией не удается даже при целенаправленной логопедической работе и медицинском воздействии. В результате коррекционных мероприятий возможно формирование речевых навыков только на элементарном уровне. Если же вовремя обнаружить ЗРР и сразу начать целенаправленную работу по преодолению этого нарушения, дошкольник вскоре догонит нормально развивающихся сверстников.
Видео
090
Источник
Ярославна Романова
психопедагог
логопед-дефектолог
Дети начинают говорить к концу первого года жизни, у некоторых малышей осмысленные слова появляются уже к 6‑8 месяцам.
«Ранние пташки» вызывают гордость у родителей, в то время как мамы и папы «молчунов» испытывают тревогу. И не зря: за отсутствием речи к 1,5‑2 годам могут скрываться серьезные проблемы.
Об алалии – распространенной форме речевого нарушения, расскажет психопедагог, логопед-дефектолог, Ярославна Романова.
Что такое алалия?
Алалия – это одно из наиболее тяжелых речевых нарушений, выражающееся в отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения определенных зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. К сожалению, в последнее время ко мне на прием стало попадать все больше малышей с подобной патологией, и я могу констатировать, что количество не говорящих детей с каждым годом только увеличивается.
Следует отметить, что особенности развития их речи, как правило, усугубляются еще и их собственным психоэмоциональным состоянием и психологической атмосферой в семье, а также неумением родителей правильно общаться с детьми (что не дает развиваться разговорной речи естественным образом).
Как проявляется эта проблема?
Нужно понимать, что алалия – не просто временная функциональная задержка речевого развития, она представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты, а процесс становления проходит в условиях патологического состояния нервной системы. Отдельные проявления данного нарушения внешне могут не быть в расхождении с нормальным развитием ребенка в раннем возрасте, однако со временем несоответствие все более увеличивается, так как при обычной эволюции речи один этап сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.
Важно отметить, что такая патология может проявляться в разной степени тяжести – от простой словесной неловкости до полной неспособности разговаривать. При ней отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы (трудности при составлении или восприятии предложений), нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
Научившись произносить отдельные звуки, дети не способны овладеть звукосочетаниями, у них нередко замечается перестановка слогов, такая как «ломоток» вместо «молоток». С увеличением сло- варного запаса возникает специфический феномен, который выражается в неверных падежных окончаниях, отсутствии союзов, предлогов и наречий.
Некоторые малыши способны проявлять речевую активность, однако их речь полностью непонятна для окружающих. Ввиду глубоких нарушений ребенок с возрастом начинает отставать и в психическом развитии. В дальнейшем обучение письму и чтению будет вызывать серьезные затруднения.
Патология может проявляться в разной степени тяжести.
Почему она возникает?
На самом деле, существует несколько основных предпосылок задержки речи у ребенка, и не всегда в этом виновна алалия. При темповой задержке речевого развития у малыша (довольно частого явления) сдвигаются только сроки появления первых фраз и предложений, начав говорить, кроха, как правило, в короткие сроки догоняет своих сверстников.
Очень часто такие дети быстрее других осваивают ходьбу и, несмотря на отсутствие речи, смышленые и любознательные. Важно отметить, что задержка речевого развития в этом случае может быть, даже если у мамы беременность и роды протекали нормально; в первые годы жизни у ребенка не было травм головного мозга и заболеваний центральной нервной системы; у него нормальный слух, богатые набор жестов и мимики, стойкий игровой и познавательный интерес, хороший эмоциональный контакт с родителями.
Одной из основных причин отсутствия речи у крох является снижение или полная потеря слуха. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае без специального обучения дети не начинают говорить или их речь будет очень искажена. У ребенка раннего возраста тугоухость или глухота может наступить по нескольким причинам, таким как врожденное повреждение слуха; применение ототоксических антибиотиков, которые нарушают работу периферической слуховой системы; нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит).
Причиной алалии могут стать патологии беременности, такие как поздний токсикоз (гестоз), внутриутробные инфекции, гипоксия плода, тяжелые роды, заболевания и травмы, перенесенные в раннем возрасте, и многое другое.
Какие бывают виды данной патологии?
Среди неречевых расстройств при алалии выделяют: моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Традиционно рассматривают моторную и сенсорную алалию, однако некоторые авторы выделяют еще и сенсомоторную алалию (комбинированную).
Моторная алалия – это отсутствие или недостаточность речевой активности при относительно сохранном понимании речи. У детей, страдающих данным нарушением, наблюдается сильное расхождение между активным и пассивным словарным запасом. Чрезвычайная бедность лексики заставляет многих из них активно использовать мимику и жестикуляцию.
Наблюдаются ошибки в произношении звуков, изолированное звукоподражание, пропуски, искажение, смешивание и замена звуков, бедность словарного запаса, специфические аграмматизмы, сложность запоминания зрительного образа, грубые ошибки словообразования и словоизменения, шаблонизация, грубое отставание речевого развития, трудности составления предложения или рассказов, лепетные слова, нарушение вербально-логического мышления, психопатологические изменения, нарушение памяти, плаксивость, импульсивность, расторможенность, застенчивость, трудноуправляемость.
Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, вследствие чего вторично недоразвивается и собственная речь ребенка. Первоначальное впечатление, которое производит такой малыш, заставляет думать или об умственной отсталости, или о раннем значительном снижении слуха. Контакт с этими детьми сильно затруднен. Для привлечения их внимания необходимо не только звуковое, но и тактильное воздействие, а также нахождение в его поле зрения.
Симптомами данного расстройства считаются эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов), гиперакузия (аномально острый слух или болезненная чувствительность к слышимым звукам), тревожность, замкнутость, замыкательная аупатия (ребенок не понимает обращенной речи). Тяжелые формы алалии проявляются полным отсутствием речи или наличием только лепетных слов. В более легких ситуациях наблюдается аграмматизм, затруднение в освоении письма и чтения.
В каком возрасте можно выставлять подобный диагноз?
К сожалению, в нашей стране не развита ранняя диагностика таких нарушений. В первую очередь, в этом повинен укоренившийся стереотип, что раньше пяти лет заниматься с логопедом не имеет смысла. Это в корне неверно. Как показывает моя практика, при любых дефектах речи чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов удастся достигнуть.
Поэтому, если родителям кажется, что их малыш в чем‑то отстает от своих ровесников, то лучше показать его специалистам – невропатологу, психоневрологу, логопеду-дефектологу. Помните, что диагноз, особенно такой серьезный, как алалия, должен устанавливаться не логопедом в детском саду, а на специальной медико-психопедагогической комиссии после комплексного обследования психологом, логопедом-дефектологом, сурдологом, невропатологом, и не ранее трехлетнего возраста.
Если в два года у ребенка существуют определенные нарушения речи, то это далеко не всегда означает, что он «алалик», в некоторых случаях ему просто надо помочь научиться правильно овладевать своим артикуляционным аппаратом. К сожалению, многие мамы и папы слушают рассказы родственников и знакомых о том, как чье‑то чадо молчало почти до пяти лет, а сейчас занимает первое место в конкурсе чтецов, и упускают драгоценное время.
Ребенок растет, а вместе с ним растет и его проблема. В семь лет дети с серьезным нарушением речи обязательно направляются на вышеуказанную комиссию, по решению которой, как правило, идут в школу для ребят со специальными нуждами. Это очень печально, ведь в дошкольном возрасте можно провести адекватную терапию и будущий первоклассник будет зачислен в общеобразовательную школу, но при условии ранней диагностики, длительной и систематической работы квалифицированного дефектолога под наблюдением грамотных невропатолога и психолога.
Каким образом проводится ее коррекция?
В первую очередь, хочется отметить, что родители, столкнувшиеся с такой проблемой, не должны ждать чудес, им следует настроиться на длительную и кропотливую работу.
Также стоит сказать,что, каким бы грамотным ни был бы дефектолог, в одиночку ему не справиться, трудиться придется всей семье и выполнять все домашние задания, рекомендованные специалистом. Терапия осуществляется с учетом индивидуальных особенностей малыша.
В результате создается новая речевая модель взаимодействия с миром, направленная на развитие осознанной речи и личности ребенка в целом. В зависимости от характера нарушения подбираются индивидуально-дифференцированные методы. Занятия проходят индивидуально, преимущественно в игровой форме. Они возбуждают интерес к окружающему, вызывают потребность в общении, способствуют развитию речевого подражания и мелкой моторики (очень важный фактор, влияющий на речь), обеспечивают эмоциональный контакт.
Однако в ряде случаев «алаликов» приходится обучать и игре, так как игровые действия у них могут быть не сформированы. Важно знать, что зачастую на устранение и коррекцию алалии уходит несколько лет, и впоследствии ребенок все равно может нуждаться в регулярных занятиях с логопедом для удержания достигнутого результата, а также для устранения таких нарушений, как дисграфия (неспособность овладевать письмом) и дислексия (неспособность овладевать чтением).
Кроме того, дети-«алалики» остро нуждаются в психологической помощи и поддержке. Им трудно заводить новые знакомства и комфортно чувствовать себя в коллективе, некоторые из них испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к замкнутости, агрессии и нервным срывам.
Существует ли специфическая профилактика?
К сожалению, нет. В настоящее время лучшей профилактикой любых нарушений у будущего малыша считается запланированная беременность, а также строгое соблюдение всех врачебных предписаний в период ожидания крохи. Важно избегать стрессов и сильных потрясений, правильно питаться и гулять на свежем воздухе. Кроме того, уже давно доказано, что малыши, мамы которых общались с ними еще до рождения, начинают говорить гораздо раньше.
Интересно знать…
У кого чаще встречается алалия, у мальчиков или у девочек? Считается, что мальчики страдают от этого нарушения в два раза чаще, чем девочки, но ко мне на прием дети обоих полов попадают одинаково часто.
Nota Bene!
Правильное заключение можно сделать лишь при динамическом наблюдении за состоянием ребенка. Если в результате логопедических занятий у малыша будут заметны изменения, то это задержка речевого развития, если же обнаружатся стойкие трудности в овладении речью, то тогда это алалия. Если вместе с этим будет наблюдаться отставание в овладении другими знаниями и умениями, значит, у крохи страдает интеллект.
Диагностика
Алалию очень трудно диагностировать, ее легко можно спутать с глухотой, аутизмом, с задержкой речевого развития. Для правильного заключения необходимо обследовать ребенка у сурдолога, невропатолога, психиатра, психолога, логопеда. Только при соответствующем неврологическом лечении и коррекционной работе логопеда и психолога можно добиться хороших результатов при решении данной проблемы.
Что вы пожелаете родителям, столкнувшимся с такой проблемой?
В первую очередь, любить своих детей и принимать их такими, какие есть. Однако это вовсе не означает, что надо смиряться и опускать руки. При любых тревожных сигналах необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Кроме того, абсолютно всем мамам и папам я советую заводить дневник наблюдений за ребенком с его первых дней, ведь он обеспечит не только приятные воспоминания в будущем: в дальнейшем, если у малыша возникнут какие‑либо проблемы, он может быть весьма полезен для многих специалистов.
Ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и своей проблеме. Ведь на свете есть немало счастливых мам и очень разговорчивых детей, которые уже справились с этой неприятностью. Любви, терпения, сил и удачи вам, дорогие родители.
Источник