Задержка речевого развития у ребенка 3 года занятия
С того момента, как поставлен диагноз «задержка речевого развития», начинается активная, непрерывная коррекционная работа. Участие родителей в этом процессе играет огромную роль. Без регулярных домашних занятий с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) достичь устойчивого положительного результата будет невозможно. Но многие родители, столкнувшись с этой проблемой, не представляют, как заниматься с ребенком с ЗРР.
Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР
ЗРР (задержка речевого развития) предполагает определенные патологии в нервной системе. Тяжесть этих патологий зависит от возраста и наличия органических поражений, ставших причиной ЗРР. Но общим является то, что таким малышам сложнее сконцентрироваться на задаче, их внимание неустойчиво. Поведение проявляется двумя крайностями: гиперактивностью или пассивностью. Традиционные занятия и упражнения не подходят. Необходимо учитывать эти особенности и подбирать форму занятий соответственно им.
Все занятия по преодолению ЗРР должны проходить в форме игры. Заинтересованность в происходящем, положительный настрой облегчат процесс усвоения новой информации.
Все занятия с ребенком с ЗРР должны быть направлены на достижение следующих целей:
- развитие моторики (мелкой, общей, но в первую очередь, артикуляционной);
- побуждение к общению;
- пополнение словарного запаса (пассивного и активного).
Обязательная часть домашних занятий по коррекции ЗРР — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной. Сложность и продолжительность упражнений увеличивают постепенно.
Но перед тем, как заниматься при задержке речевого развития (ЗРР) специальными упражнениями, необходимо четко уяснить следующие правила:
- несмотря на то, что определенное взаимопонимание с ребенком уже сложилось, необходимо создать все условия, чтобы возникла потребность в речи. А это означает, что с этого момента жесты, указания не предметы, крики и другие привычные способы общения перестают действовать. Непонимание со стороны окружающих приведет к детским истерикам, но заставит искать другие способы коммуникации;
- критика, давление с целью ускорить процесс недопустимы. Темп прогресса такими методами ускорить нельзя, он зависит от индивидуальных особенностей;
- для эффективности занятий необходим хороший контакт, доверительные отношения между взрослым и ребенком;
- все игры для детей с задержкой речевого развития должны проходить в комфортное время, когда малыш настроен на занятие и находится в хорошем настроении.
Упражнения и игры при ЗРР не должны быть чрезмерно продолжительными. Занятие должно прекращаться до потери интереса со стороны малыша. Постепенно, если интерес к игре не угасает, время занятий можно увеличивать, также как и сложность.
Выбор того или иного упражнения или игры должен определяться совместно с наблюдающим специалистом, в зависимости от основной проблемы.
Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия
Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.
Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.
Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.
Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:
Упражнение, игра | Описание |
Угадай-ка | Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит |
Имитация | Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное. Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков |
На прогулке | Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их. В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их |
Домашний оркестр | Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал |
Скажи, что звучит | Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться |
Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.
Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:
Упражнение, игра | Описание |
Монохромная мозаика | Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук |
Повтори | Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек) |
Найти пару | Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой. |
Лабиринт | Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер. Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта |
Составь фигуру | Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон |
Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.
Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.
Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики
Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.
Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:
- задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
- грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
- длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
- маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
- трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
- забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
- чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.
Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.
Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.
Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи
Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.
Очень полезно при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.
Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.
Техника выполнения занятия:
- «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
- «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
- «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
- «иии» — в стороны, вниз;
- «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
- «эээ» — движение рук в стороны, вниз.
Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».
При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.
Видео
095
Источник
В современной логопедии под этим понятием имеют ввиду несвоевременное овладение ребенком речевыми средствами. Малыш начинает говорить несколько позже своих сверстников, понимание речи затруднено, а словарный запас отстает от нормы. Если у ребенка вы заметили перечисленные признаки, то стоит обратиться за консультацией к логопеду.
В некоторых случаях при задержке речевого развития (ЗРР) может потребоваться помощь других специалистов. Часто данный дефект сопровождается нарушением психического развития. Тогда нужно комплексное воздействие на это речевое нарушение.
Краткое описание
ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.
Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:
- до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
- до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
- до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.
Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.
Причины появления ЗРР
Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.
Биологические
Это факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:
- Минимальная мозговая дисфункция.
- Гипоксия плода.
- Родовые травмы.
- Асфиксия.
- Недоношенные дети или с небольшим весом.
- Тугоухость.
- Слабость или недоразвитие мышц и органов артикуляционного аппарата.
- Повышенное внутричерепное давление.
- Тяжелые заболевания матери во время беременности или в первые годы жизни малыша.
Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии.
Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность.
Социально-психологические
Одна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации.
Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие.
Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков.
Симптоматика
По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:
- маловыразительный крик или его отсутствие;
- поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
- позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
- лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
- длительный период использования «лепетных» слов;
- отсутствие подражательных действий за взрослыми.
Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.
Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:
- гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
- малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
- не идет на контакт с окружающими;
- предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
- отставание в моторной сфере;
- неустойчивое внимание.
При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.
Особенности диагностики
В случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам.
Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость.
Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития.
Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте.
Коррекционная работа
Особенности коррекционной работы зависят от причины появления нарушения. Если оно было вызвано социальными факторами – создают благоприятную для ребенка среду, в которой развивают его коммуникационные умения. У малыша формируют потребность в общении, для этого нужно создавать ситуации успеха и хвалить его за любые достижения.
Для проведения логопедических занятий подбирают речевой материал в соответствии с возрастом. Логопед учит малыша взаимодействовать с окружающими при помощи речи, занимается коррекцией звукопроизношения и расширяет его словарный запас. На уроках обязательно используют наглядный материал.
Если причиной ЗРР являются патологии головного мозга, необходимо медикаментозное лечение. Его подбирает невролог, и оно обычно включает прием препаратов, повышающих активность работы речевых центров, курс массажа, магнитотерапию и электрорефлексотерапию.
Указанные виды терапии направлены на восстановление работы речевых участков головного мозга.
Но у этих процедур имеются противопоказания, поэтому назначать их может только врач. Логопедический массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Иногда назначают курс общего массажа.
На индивидуальных логопедических занятиях специалист использует артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Логопед подбирает подходящие дидактические игры, которые расширяют словарный запас малыша и формируют навыки связной речи. План коррекционной работы составляется индивидуально с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
Профилактические меры и прогноз коррекции
ЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов.
Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:
- соблюдение всех рекомендаций и создание благоприятных условий для внутриутробного развития ребенка;
- создание благоприятных условий в первые годы жизни;
- активное общение с малышом, оказание поддержки и стимулирование к коммуникации;
- чаще играть с малышом в развивающие игры;
- обеспечить комфортный, в соответствии с детским возрастом, информационный поток для ребенка.
Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка.
Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы.
ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении.
Источник