Сенсорное развитие ребенка по методу монтессори

Сенсорное развитие ребенка по методу монтессори thumbnail

Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори

                                                  «Способность ощущать и воспринимать

                                                      внешний мир, различать предметы                                                                                                                                    

                                              в зависимости от их качеств  является

                                         основой для развития мышления».

                                                                                       М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся  следующие задачи:

 -Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

 Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка.  Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают  развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные  «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами.  Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

 Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек,  шнуровок  —   для развития мелкой моторики и бытовых навыков.  Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни  определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

     Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам.  Задания способствуют развитию моторики пальцев,  ориентированию относительно углов, сторон планшета,  запоминанию  цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может  «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов.  Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

 •Определи предмет по запаху;

•        Вспомни, как они пахнут;

•        Коробочки с запахами;

•        “Тихо и громко”.

•        “Угадай, что звучит”.

•        “Шагаем и танцуем”.

•        Высокий и низкий звук”.

•        “Звоночки”.

•        “Шумящие коробочки”.

•        “Что слышно”.

•        “Чудесный мешочек”.

•        “Определи на ощупь”.

•        “Узнай фигуру”.

•        “Угадай, что внутри”.

Материал для различения размеров.

  • Розовая башня.

Материал:

Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет мальчик задания

Прямая цель:

Формирование понятий «большой» — «маленький».

Косвенная цель:

Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Контроль над ошибками:

Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;

  • Коричневая лестница

Материал для различения цвета.

  • Цветные таблички.

Материал:

Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

Различение основных цветов.

Косвенная цель:

Развитие тонкой моторики.

•        “Найди цветок для бабочки”.

•        “Поставь цветы в вазу”.

•        “Ловись рыбка”.

•        “Собери бусы”.

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.

  • Клавишная доска (шероховатый — гладкий)

Материал:

Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:

Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Контроль над ошибками:

Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Материал для различения вкусовых качеств.

  • Вкусовые банки.

Материал:

8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.

Цель:

Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.

Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.

Проводятся также игры:

•        “Определи на вкус”.

•        “Вкусовые банки”.

•        “Назови вкус продуктов”.

Материал для восприятия температурных различий.

  • Тёплые кувшины.

Материал:

8 металлических кувшинов.

Цель:

Дифференциация восприятия температурных различий.

Контроль над ошибками:

Происходит через повторное сравнение.

Таким образом,  следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей.  Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.

Список используемой литературы

1.        Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.

2.        Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.

3.        Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.

4.        Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55

5.        Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. — №10. — С. 66-70

Источник

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Читайте также:  10мес ребенку его развитие

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Наталья Величко
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори».

Из опыта работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования

М. Монтессори.

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б., Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач мною разработана программа и перспективное планирование игровых занятий в кружке «Мир вокруг нас» для детей дошкольного возраста с использование игрового оборудования М. Монтессори. В основу планирования и программы положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.

Перечислю основные группы сенсорных материалов, предложенных М. Монтессори и используемыхнами в играх с детьми:

1. материалы для развитиязрения подразделяются на подгруппы:

— для различения размеров и развития глазомера (цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги)

-для различения цветов и их оттенков (цветные таблички 1-4)

-для различения формы (геометрический комод, геометрические тела, биноминальный и триноминальный кубы)

2. материалы для развития осязания (доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани)

3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки, шумовые цилиндры)

4. материалы для развития чувства тяжести (весовые таблички и цилиндры)

5. материалы для развития чувства тепла (тепловые таблички)

6. материалы для развития обоняния (коробочки с запахами)

7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки)

8. материалы для развития стереогнастического чувства (сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела)

В качестве дополнительного оборудования в сенсорной комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы подобранные и сделанные руками наших педагогов.

Таким образом, все материалы для проведения кружка «Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие всех видов восприятия детей.

Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребёнка.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

I. Организационный момент.

Читайте также:  Анатомо физиологические особенности развития ребенка

II. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

III. Работа по теме занятия.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление темы.

VI. Рэфлексия

В качестве образца предлагаю вашему вниманию презентацию и конспект одного из занятий.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей 5-6 лет на тему: «Мир вокруг нас».

Цели:

Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и органы чувств с использованием оборудования М. Монтессори.

Развиватьзрительное восприятие величины цилиндров и закреплять в речи сравнительные степени: высокий-низкий, выше чем- ниже чем, толстый-тонкий, тоньше чем-толще чем.

Развивать слуховое восприятие и упражнять в составлении пар одинаковых шумов разной громкости.

Развивать обоняние детей и продолжать формировать умение различать запахи овощей, фруктов и соотносить их с речевой формой описания.

Развивать рецепторы стопы, тактильную чувствительность рук и закреплять умение передавать свои ощущения в связной речи.

Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание, мышление, память,социальные навыки: умение работать в парах, группе, договариваться, учитывать мнения товарищей.

Закреплять умение узнавать и различать семь оттенков одного цвета, упорядочивать ряд по по светлоте.

Воспитывать интерес к совместной игре, чувства коллективизма, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную поддержку.

Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование:

Сенсорная дорожка (выполнена из материалов разной фактуры, колокольчик, аудиозапись со спокойной музыкой, цветные таблички М. Монтессори (по семь штук одного цвета, но разного оттенка, нарисованное солнце и радуга, блоки с цилиндрами М. Монтессори, шумовые цилиндры М. Монтессори, сундучок с шестью разными замками, ароматические баночки с запахами (огурец, банан, лимон, яблоко, груша, персик, поднос с этими же фруктами, накрытые салфеткой.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.Улыбнитесь им и скажите : «Здравствуйте!».

-А теперь мы с вами отправимся в путешествие. В «Мир вокруг нас». Это мир, который мы

можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а также рассказать обо всём этом другим людям.

2.Основная часть:

-Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите.

-Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение, а поможет нам в этом колокольчик. Передавая колокольчик по кругу вы должны сказать другу что-то приятное, о том что в товарище тебе нравится. Говорить будем по очереди, я начну, а вы продолжите. Игра «КОЛОКОЛЬЧИК» начинается.

-Ярослав, ты добрый и заботливый. (дети говорят о друзьях что-нибуть хорошее).

-Ну что, приятно было услышать от друзей хорошие слова? Какое теперь настроение (дети перечисляют: весёлое, бодрое, радосное,. солнечное).

-От ваших добрых слов проснулось солнышко (воспитатель показывает детям нарисованное солнце, но без лучей). Но посмотрите, солнышко засияет только тогда, когда у него появются разноцветные лучи. Лучи должны располагаться вокруг центра солнца в порядке следования цветов радуги. Вспомните и назовите по очереди эти цвета. Но обязательно запомните, кто какой цвет назовёт, тот такого же цвета будет потом выкладывать ряд вот из этих цветных табличек (воспитатель берёт и ставит на стол поднос, на котором вкоробкес отделениями лежат цветными табличками М. Монтессори: в каждом отделениии по семь штук табличек разной цветовой интенсивности-от тёмного к светлому.

(Дети называют цвета радуги по порядку.)

-Правильно.А сейчас послушайте задание: выстраивать свой лучик-ряд надо будет от самой светлой до самой тёмной таблички от одного центра (проводится игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ».)

-Молодцы, красивые у вас получились солнечные лучики!

-Солнце улыбается, путешествие продолжается! Мне кажется, даже жарко стало. Я предлагаю вам снять носочки и продолжить наш путь босиком вот по этой «волшебной дорожке» (ходьба по сенсорным напольным дорожкам). Идти надо не спеша друг за другом под музыку. Иногда я буду останавливать музыку, а вы остановившись расскажите о том, что чувствуют ваши ножки.

(Проводится игра «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА», по ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях: «Что чувствуют твои, Игорь, ноги?» и т. д.).

-А теперь надевайте носки и переходите на эту зелёную полянку (коврик на котором расставлены цилиндры М. Монтессори: разные по высоте и толщине).

-Посмотрите, сколько много на ней выросло «волшебных грибов»! Как называются эти геометрические тела? (цилиндры)

-Чем отличаются цилиндры (высотой и толщиной)

-Чтобы собрать «волшебные грибы», вам надо разбится на пары. Парой станут те дети, у которых окажутся одинаковые «шумовые цилиндры» из моего мешочка (в мешочке лежат пары шумовых цилиндров М. Монтессори: три цилиндра с красными крышками и соответствующие по уровню громкости три цилиндра с синими крышками)

-Возьмите каждый по цилиндру (дети достают цилиндр с синими и красными крышками). Дети, у кого цилиндры с красными крышками будут по очереди слушать и искать себе пару среди детей, имеющих цилиндры с синими крышками (дети ищут себе пары с помощью игры «ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ»).

-Давайте проверим, правильно ли нашли свою пару? Для этого отклейте бумажку со дна цилиндра и сравните цветные метки-подсказки (одинаковые шумовые цилиндры имеют метки-подсказки одного цвета).

-Молодцы, пора и за грибами. Теперь каждая из пар возьмёт себе корзину-блок и будет в неё собирать подходящие по толщине, высоте цилиндры-грибы.

(Дети играют парами в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ»).

-Хорошо потрудились, все грибы-цилиндры собрали! Поставьте свои блоки-корзины на стол и подходите ко мне.

-Вас ждёт последняя игра, она называется «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».(дети подходят к стойке, на которой стоит сундучок, внутри которого спрятаны баночки со знакомыми запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и фруктами).

-Игра находится внутри сундучка. Сундучок закрыт на замочки. Встаньте каждый напротив того замочка, который хотел бы открыть (дети выполняют задание).

-Слушайте задание: открыв замочек вы достанете то, что в нём лежит (дети выполняют задание).

-Это что? (ароматические баночки).

-Слушайте дальше: понюхав свою ароматическую баночку, вы должны догадаться по запаху, что в ней лежит. И не говоря ответа вслух, по очереди, будете находить свою отгадку в корзине под салфеткой на ощупь. Она стоит вот на этом столе.

(Дети выполняют задание и подходят к корзине,в которой лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан, груша, лук или чеснок).

-Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь (дети называют и показывают отгаданные овощи, фрукты).

3.Заключительная часть:

-Итак. Наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось?

-Давайте все вместе сядем на ковре в большой круг. Вспомним названия игр, которые вам запомнились.И попробуем догадаться: что за помощники помогали вам в каждой из игр справиться с моими заданиями? (дети сами или с помощью воспитателя называют органы чувств-помощники, с помощью которых они познавали ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

-Ребята, вы сегодня в путешествии были полны сил, энергии, проявили себя дружными детьми, много узнали нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и качества не только на сегодня, но и навсегда! Наше путешествие в «МИР ВОКРУГ НАС», В МИР НАШИХ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ закончилось.

-Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До свидания!».

Источник