Задержка развития ребенка томатис

Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

  • Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
  • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
  • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

  1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
  2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
  3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

  1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  2. Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
  3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
  4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
  5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  6. Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
  7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

  • качество речи – 74%;
  • понимание чтения – 85%;
  • внимание, усидчивость – 86%;
  • память – 73%;
  • коммуникативные навыки – 89%.
Читайте также:  Протокол развития ребенка 2 года

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Читайте также: 12 причин заниматься по методу Томатис

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день)20 000 руб

Источник

Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

  • Восстановить способность слушать, возможно, путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
  • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
  • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроение и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в ней много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1,5 – 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

  • Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
  • Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
  • Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка смирнова

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

  • Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  • Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
  • Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
  • Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
  • Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  • Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
  • Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

  • качество речи – 74%;
  • понимание чтения – 85%;
  • внимание, усидчивость – 86%;
  • память – 73%;
  • коммуникативные навыки – 89%.

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Читайте также: 12 причин заниматься по методу Томатис

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • простуда;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:

1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб

2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб

3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день) 20 000 руб

Источник: https://karkusha.su/metod-tomatisa-sut-kogda-pomogaet-protivopokazaniya/

Источник

В каких случаях помогают занятия по методу А.Томатиса:

  • Задержка речевого развития (Подробнее о том, почему ребенок не говорит)
  • Проблемы с обучением в школе — дислексия, дисграфия (нарушения письменной речи), дизорфография, дискалькулия.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутизм.
  • Заикание.
  • Сложности с запоминанием, нарушения памяти.
  • Проблемы с концентрацией и произвольным вниманием.
  • Повышенная тревожность, состояние стресса.
  • Проблемы двигательного развития, координации.
  • Необходимость наладить коммуникативные навыки.
  • Изучение иностранных языков.
  • Занятия вокалом, необходимость улучшить голосовые и музыкальные данные.

Занятия по методу Томатис дают положительные результаты в самых различных сферах:

Улучшение способности к обучаемости и стимулирование развития речи. При помощи данной методики налаживается работа нервных цепей, отвечающих за восприятие и анализ звуковых сигналов. Дети, имеющие дислексию, дисграфию, нарушения устной речи и проблемы с заучиванием и выполнением движений, становятся способны контролировать себя и справляться со сложностями.

  • Оптимальная настройка коммуникативных навыков. Как известно, наличие слуха вовсе не означает умение слышать. Иногда коммуникация нарушается вследствие неправильной интерпретации услышанного. Метод Томатис позволяет улучшить анализ услышанного и, соответственно, выдавать более адекватную реакцию.
  • Улучшение способности координировать двигательную активность. Методика использует в данном случае тот факт, что ухо является не только органом слуха, но является еще и частью вестибулярного аппарата. Поддержка равновесия, контроль положения туловища, согласование движений с нужным ритмом зависят от правильной работы вестибулярной системы.
  • Помощь при дефиците внимания у детей и взрослых. Действие метода Томатис направлено на улучшение способности к избирательному вниманию. Занятия помогают научить концентрироваться на нужном, не отвлекаясь на постороннее.
  • Достижение эмоционального равновесия, снятие повышенной тревожности и стрессов. Стимулирование мозга звуковыми сигналами как высоких, так и низких частот выравнивает психическое состояние.
  • Развиваются голосовые данные и улучшается восприятие музыки. Изначально метод Томатис начинал разрабатываться именно в этом направлении. Только то, что способно слышать ухо, может воспроизвести голос. Расширение возможностей слуха влечет за собой и улучшение голосовых способностей.
  • Улучшение памяти и, собственно, способности к запоминанию. Звуковые колебания воздействуют на лимбическую систему и улитку (часть среднего уха), возбуждающую кору головного мозга. В результате настраиваются механизмы активной памяти.
  • Ускорение обучения иностранных языков и улучшение произношения. Каждый язык звучит в определенном частотном диапазоне. Метод Томатиса позволяет расширить «свой» родной звуковой диапазон и справиться с проблемами акцента и неправильного произношения. Кроме того, снятие стресса позволит обучающемуся легко преодолеть так называемый языковой барьер.
Читайте также:  Собрание развитие самостоятельности в ребенке

Методика подходит и детям, и взрослым

На занятия могут приходить как юные пациенты, так и взрослые. Совершенство и глубина методики позволяет справляться с различными проблемами как детского развития, так и вопросами, возникающими в более позднем возрасте.

Специализированные центры открыты в разных странах мира. К работе в них допускаются только специалисты, прошедшие обучение.

Методика разработана врачом

Альфред Томатис, автор методики, является врачом-оториноларинголом. Занимаясь в физиологической лаборатории Сорбонны, доктор сумел сделать замечательные открытия:

  • человек может воспроизводить при помощи голоса исключительно только то, что способно услышать его ухо;
  • если изменить способность к слушанию, автоматически изменится и голос;
  • при помощи аудиостимуляции существует возможность влиять на звучание (фонацию) голоса.

Методика доктора Томатиса была рассмотрена и одобрена на слушаниях Парижской медицинской академии и Академии Наук.

Принцип работы методики

В результате своих исследований доктор Томатис выяснил, что существует прямая связь между способностью слышать звуки и воспроизводить их.

Воспринимая звучание высоких частот, мозг возбуждается, активизируется, а значит, происходит улучшение работы всех его функций. Наоборот, низкие частоты, слышимые длительное время, утомляют, «загружают» мозг. Работы Томатиса доказывают, что существует зависимость между уровнем слухового и голосового диапазонов человека и состоянием его физического и умственного здоровья.

Звуковые колебания посредством костной проводимости и воздушной преобразуются в электронные импульсы и стимулируют мозжечок.

Перекодируясь мозжечком, импульсы передаются во все отделы головного мозга.
Значит, для того, чтобы стимулировать мозг, сделать его функционирование более активным, необходимо расширить возможности слуха. Именно в обучении «правильному» слушанию, тренировке внутреннего уха и заключается методика.

Что такое Электронное Ухо

Для занятий по методике Томатис был разработан специальный прибор, так называемое «Электронное ухо». Данная система функционирует как тренажер для мышц среднего уха:

  • Звуковой сигнал передается путем воздействия на верхнюю часть черепа (костная проводимость звука) и непосредственно через наружное ухо (воздушная проводимость).
  • Вибрации, возникающие в результате звуковых колебаний, оказывают воздействие на среднее ухо человека — улитку и вестибулярную мембрану.
  • Эти два органа среднего уха оказывают большое влияние на стимуляцию мозга, так как передают ему нервные импульсы:
  • улитка преобразует колебания звука в электрические импульсы;
  • вестибулярная мембрана чутко реагирует на каждое движение, тем самым обеспечивая чувства равновесия и ритма.
  • Стимулирование мышц, приводящих в движение части среднего уха, достигается чередованной подачей контрастных по частоте и громкости звуков. Такая «неожиданная» подача звука заставляет ухо все время находиться в тонусе, постепенно тренируясь.
  • Для занятий используется обработанная по методике музыка — чаще это скрипичные концерты Моцарта.
  • Занятия проходят в комфортной приятной обстановке

Во время занятия на пациента надеваются наушники, в которых звучит музыка. Звуковые колебания воздействуют на среднее ухо человека через наушники, обладающие способностью одновременно к воздушной и костной проводимостью.
Происходящие звуковые вибрации стимулируют работу мышц молоточка и стремени — органов, находящихся в среднем ухе.

Человек же в это время может заниматься самыми приятными для него вещами — рисовать, лепить, делать аппликации, даже читать или танцевать. Нежелательны лишь всевозможные активные игры в гаджетах, типа столь любимых подростками «стрелялок».

Занятия по методике Томатис безопасны

Перед тем, как приступить к занятиям, желательно пройти исследование — сделать электроэнцефалограмму. Противопоказанием являются:

  • эпилепсия;
  • наличие опухолевых заболеваний;
  • установленный кохлеарный имплантат;
  • отит;
  • заболевания психического характера;
  • повышенное давление;
  • острый период любого заболевания.

Важно отметить, что метод Томатиса не является медицинским способом лечения той или иной проблемы. При необходимости он должен подкрепляться фармакологическими и прочими процедурами, назначенными врачами. Являясь лишь дополнением к лечебным назначениям, он лишь возвращает определенные функции организма в норму, не травмируя и не вызывая опасности.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90%:

1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб

2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб

3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день) 20 000 руб

Источник: https://karkusha.su/12-prichin-zanimatsya-po-metodu-tomatis/

Источник