Задатки и способности в развитии ребенка

Ольга Пустакина
О задатках и способностях

Всем хорошо известны бытовые оценки людей: смышленый – бестолковый, схватывает на лету – пенёк, талантливый – бездарный, рукастый – безрукий, ловкий – увалень, огонь – ни рыба ни мясо и т. д. Одно слово, а как будто припечатывает человека к его способности или неспособности к какой – то деятельности. Очень часто бывает так, что ребёнок дома один, с друзьями – другой, в детском саду третий. Какие его способности и черты главные? Что нужно, а что не стоит развивать? Узнаем, что говорит о способностях и задатках наука.

Способности – это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определённой области (в музыкальной, математической, спортивной и т. д.). Замечено также, что способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток одной способности компенсируется рядом других.

Священник, психолог, педагог Анатолий Гармаев в книге «Обрести себя» выделяет 16 способностей человека:

Умственная, или интеллектуальная (царственная способность человека, архитектурная, ремесленная, музыкальная (музыкально – исполнительская, певческая, композиторская, художественная, литературная или гуманитарно – просветительская, педагогическая, врачевательская, техническая, организаторская, растениеводческая, животноводческая, классификаторская, пластическая (спортивная, танцевальная, ораторская, подражательная. Но это, видимо, ещё не всё! Есть врождённые способности, к которым трудно подобрать определение, например, умение вкусно готовить или умение быть военноначальником.

Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности: анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, тела. Задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания.

В психологии существует три основных направления, которые раскрывают способности человека, их развитие. Представители одного из них, биологизаторского,считают: человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок»в развитии человека: всё уже задано природой, «выше головы не прыгнешь».

Другое направление, социологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет «чистой доской», на которой можно написать всё, что хочешь. Дело лишь за воспитателями и методами, которые он будет использовать, – и гении на потоке нам обеспечены. А с ними согласны?

Третье направление – серединное. Оно признаёт несомненную биологическую природу человека с врождёнными задатками и способностями, но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа – не потолок развития, а старт, начало его. Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – выдающегося отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, потому что даёт инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова. Воспитатель, стоящий на этих позициях,понимает: его воспитанник пришёл в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться.

Работая с дошкольниками, мы в первую очередь должны заметить способности каждого ребёнка и начать их развитие. Это одна из трудностей, которая имеет место при работе над данной проблемой. Ведь некоторые способности проявляются рано, а для других нужно время. Они должны выстоятся как хорошее вино. Так, например, музыкальные и пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужно время и определённый жизненный опыт.

Кроме того, для раскрытия любых способностей нужны условия. Ведь если есть скворечник, то в нём рано или поздно поселятся птицы, а если есть цветы – то к ним прилетят бабочки.Вот яркий пример тому: проявиться врождённым растениеводческим или животноводческим способностям практически невозможно, если ребёнок живёт в заасфальтированном городе, имея три – четыре цветка на подоконнике, а из животных видел только кошку, собаку или хомяка. В то же время, многие из нас являются свидетелями того, как не подозревающие о своих скрытых способностях горожане, получив условия – кусочки земли, стали выращивать такую клубнику, капусту или помидоры, что бывалые жители посёлка просто ахнули. Вот вам и «неспособные», изнеженные городские жители!

Кроме этого при определении задатков и способностей человека огромное значение имеет не только от того, кого оценивают, но и от того, кто оценивает. Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя множество гениальных детей, а более жесткому и требовательному те же дети кажутся обычными, если не бездарными.

Ещё одна ошибка воспитателей, родителей заключается в сравнении детей с другими детьми. Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Вспомните, один ребёнок заговорил в годик, другого трудно было понять даже в три, а в конце концов оба успешно развиваются. Сравнивать ребёнка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит, способный; плохо, медленно обучается – не значит, что неспособный вообще, надо определить причину такого состояния ребёнка

Читайте также:  Развитие ножек у ребенка в 2 года

(усталость, болезнь, отсутствие интереса, страх неудачи и т. д.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или решать задачи как орехи щелкать.

Как же заметить в ребёнке способности? Наблюдать,когда он самозабвенно играет: что ему нравиться, что лучше получается, чему отдаёт предпочтение. Тут всёочень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей. К примеру, один малыш рисует и рисует где угодно, чем угодно; другой пританцовывает по любую музыку и чётко попадает в ритм; третий быстро схватывает мелодию и поёт под неё и т. д. Можно с определённостью сказать, что у первого проявляются задатки связанные со зрительными анализаторами, с восприятием цвета и света; у второго преобладают динамические, двигательные характеристики; у третьего слуховые и голосовые.

Способности комплексы, поэтому воспитателю придётся предоставлять много разных условий для их проявления и развития. Нужно дать ребёнку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях. Иногда дети завалены игрушками, а скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель.

Распознав способность, очень важно, чтобы ребёнок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности. Возможно, его дремлющие способности при раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всём. Заставить ребёнка, особенно подрастающего, попробовать себя в чём – то новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам захотел. Как помочь ему «захотеть»? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей. Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребёнок не только знал, но и попробовал себя в этих делах.

Итак, что мы знаем о задатках и способностях? То, что каждый ребёнок, пришедший в наш мир, щедро наделён самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причём они комплексы, не единичны; что все эти дары можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему – то другому; и, наконец, что главное дело воспитателя – заметить эти богатства в ребёнке и развить их.

Таким образом, способности ребёнка в ваших руках, воспитатели. Не заметите, не разовьёте их — и на свете появится ещё один несчастный и неудачливый человек.

И самое главное, о чём необходимо помнить: если развитие способностей происходит раньше, чем развитие нравственности, то в детях стремительно начинают разрастаться эгоистические черты – тщеславие и гордость.

Любая способность – это дар, с которым рождается ребёнок, но этот дар может развиваться по – разному.

Священник Анатолий Гармаев отмечает, что в одном случае дар развивается для того, чтобы занять определённое положение в обществе, быть богатым и знаменитым. В этом случае дар служит тщеславию человека и его собственному устройству в мире. В другом случае, если в ребёнке преобладает нравственно начало (отклик на нужду другого человека, то способности его будут служить не собственному тщеславию, а людям.

Природный дар, то есть искра Божия, дан для того, чтобы человек своим талантом служил людям. Если же он использует свои способности только для собственных нужд, для своего обогащения, для исполнения тщеславных замыслов, то нередко приходит наказание свыше. Известно, что у такого «отнимется и то, что имеет». Тогда одни спиваются, другие предаются разврату, третьи погибают от наркотиков… Каждый из нас знает имена несчастных артистов, художников, которых постигла эта участь.

Настоящее творчество никогда не может вырасти на почве бездуховности и безнравственности. Значит,развитие душевных сил: чуткости, внимания, заботы, совести должно опережать развитие способностей. Тогда в будущем способности будут служить не тщеславию, гордости и эгоизму самого человека, а нуждам других людей, принося им тепло и радость.

Источник

Лариса Семенова
Развитие задатков и способностей дошкольников

Рекомендации для родителей

Когда ты с улыбкой глядишь на меня,

Когда обнимаешь и нежишь,

Когда говоришь и внимательно слушаешь,

Я расту, я расту, я расту.

ЗАДАТКИ — анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т. д., являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

Читайте также:  Формирование и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

ОДАРЕННОСТЬ — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

ПЕДАГОГОВ, ВПЕРВЫЕ ВСТРЕТИВШИХ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ,ОБЫЧНО ПОДКУПАЕТ:

— их ранняя увлеченность каким-либо занятием;

— повышенная любознательность;

способность быстро обучаться;

— большой запас знаний;

способность сосредоточиваться на длительное время на выполнение учебного задания;

— активность в учебном процессе и т. п.

НО НАСКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЯТЕН ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СВОИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ,НАСТОЛЬКО ЖЕ ОН МОЖЕТ БЫТЬ НЕВЫНОСИМ в СВОИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ:

— позволяет себе всех перебивать (и педагога тоже);

— обвиняет в глупости и невежестве;

— на занятии занимается посторонними делами;

— все делает слишком быстро или, наоборот, слишком медленно;

— может вообще выйти из группы, заявив, что ему неинтересно, поскольку он и так много знает.

К этому добавляется:

— эмоциональная неуравновешенность;

— резкие перепады отношения к самому себе и другим;

— невротизм и прочие психологические и индивидуальные физиологические особенности.

РАЗУМЕЕТСЯ, МНОГО И ТАКИХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ,У КОТОРЫХ ВСЕ В ПОРЯДКЕ: И ГОЛОВА, И ЗДОРОВЬЕ, И ОБЩЕНИЕ, И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

1. Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3-4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

2. Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

3. В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

4. Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе, а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия, агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

5. Если ребенок отказывается спать днем,родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

6. Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии,также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

7. Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

8. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ПОЧЕМУЧЕК?

· создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями;

· поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;

· будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка;

· оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;

Читайте также:  Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослым

· создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек не способен достичь высот самовыражения;

· помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе;

· постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт;

· помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;

· постарайтесь найти своему чаду «компаньона» такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.

ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

По мнению психологов, лишь 10% одаренности мы наследуем от родственников, около 40% зависит от обстоятельств, в которых одаренность получает возможность развиться, а остальные 50% — вопрос работы и усилий, которые нужно приложить, чтобы развить свои способности.

Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60 70 %, то к четырнадцати годам — 30 40 %, а к семнадцати — только 15 20 %.

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАМЕТИТЬ У ВАШЕГО РЕБЕНКА

1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют информацию, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разную информацию.

2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще обучаться.

3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует.

4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира.

5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе,отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

КАК РАСПОЗНАТЬ СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ?

У всех способных детей ярко выражена исследовательская потребность, поиск нового, удовольствие от созидательной работы.

В КАКОЙ ОБЛАСТИ СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК ПРОЯВИТ СЕБЯ?

Об этом можно судить по наблюдениям или используя специальные тесты.

НО! Не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или данные тестов.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА:

— отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,

— чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,

— проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,

— живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,

— отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,

— повышенные математические способности в плане вычислений и логики,

— устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,

— обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,

— наблюдаются трудности в общении со сверстниками,

— высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна,

— зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске,

ТО МОЖНО ГОВОРИТЬ О НАЛИЧИИ У НЕГО ЧЕРТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Одаренность — конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность — это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность — пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный — философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

Источник