Задания на развитие речи ребенка 3 года
«Чей это голос?»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку… — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок). Петя-Петушок кричит… (ку-ка-ре-ку).
— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня… (маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий), зеленая лента узкая, а белая… (широкая); одно дерево высокое, а другое… (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани… (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это… одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба… (плывет); дом строят, суп… (варят); мяч сделан из резины, карандаш… (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки… (ложки, вилки); кофта, платье… (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются… (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят… (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это… (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?
«Чего не стало?»
Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:
— Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая… (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
— Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»
«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут… (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это… котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под… (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за… (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать… Лягушонок решил спрятаться… А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали… (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали… (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете… (пришли друзья). Стали они… (играть в прятки). Котята залезли… (под кровать), лягушата прыгнули… (на диван), а зайчата спрятались… (за шкаф). А Света… (всех нашла).
Источник
Юля Чуркина
Игры и упражнения для детей 3–4 лет по речевому развитию
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.
Очень важно мне, как педагогу учитывать разный речевой уровень детей, которые пришли в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, она проходит в утренние и вечерние часы.
Цель индивидуальной работы- развивать речевые способности каждого ребенка.
Задача: воспитание звуковой культуры, формирования словаря и грамматического строя речи.
Угадай игрушку
Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а дети называют их.
Про кого я говорю
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.
Скажи, какой
Учить выделять и называть признаки предмета.
Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».
Исправь ошибку
Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет
зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.
Кто больше увидит и назовет
Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и признаки внешнего вида (глаза, волосы). За правильные ответы кукла награждает детей флажками (или колечками от пирамидки).
Сравни разных зверят
Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
Мишка большой, а мышка. (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).
Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
Куклы рисуют и гуляют
Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости к детям приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (ко-роткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая. (маленький).
— Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая. (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по. (узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом с. (холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) По-шли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
Кукла веселая и грустная
Познакомить с противоположными состояниями (веселый — грустный).
А Девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная.
Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.)
Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
Назови одним словом.
Закрепить представление об обобщающих словах.
Вспомните, на чем спали куклы? (На кроватях.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
Я начну говорить, а вы продолжайте: кровать, шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у вас дома?
Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки. (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на вас?
Куклы сели за стол. А на столе стоят. (тарелки, чашки, блюдца). Лежат. (ложки, вилки). Это. (посуда). Из какой посуды вы едите суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки вы знаете и любите?
Разложи картинки
Учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Кто что умеет делать
Учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
a Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных, а дети говорят, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Где что можно делать
Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
А Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)
Закончи предложение
Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
А Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и. (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и. (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и. (заплакала, не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.
В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом воспитатель должен для себя составить схему рассказа, которую дети будут заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю).
Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
Расскажем про Олю и зайчика
Составлять совместный повествовательный текст; учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме.
Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
Игра-инсценировка с игрушками
Учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Сначала воспитатель читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а. заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.
Козлята и зайчик
Учить придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала дети вспоминают сказку «Козлятки и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький. (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:. («Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик».) Козлята. (впустили зайчика). Они угостили его. (капустой, морковкой). Малыши поели и стали. (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл. (на барабане, а козлята. (весело прыгали)».
В последующем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные вместе с детьми для специально созданной ситуации. К детям приходит кукла с воздушными шарами, и дети с воспитателем составляют рассказ «Как у Гали улетели шары». Или идет Мишутка с лыжами и перевязан-ной лапой. Рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается воспитателем: «Гале подарили. (воздушные шары). Они были. (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла. (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул. (сильный ветер). Галя не удержала. (шары, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал. (ее друг). Он спросил:. («Что ты плачешь?») Галя ответила:. («Беда случилась, шары улетели».) Мальчик успокоил Галю и сказал:. («Не горюй, у меня дома есть шары, я сейчас их принесу».)
Постепенно роль воспитателя уменьшается. Он подсказывает лишь слова-связки между предложениями и частями высказывания: как-то раз., вдруг., а тут., и тогда., и стали они.
Повествование можно составить коллективно, несколькими детьми, например в игре «Поезд». Детям говорят, что они будут вагончиками, но прицепиться друг к другу они смогут тогда, когда правильно продолжат то, что сказал предыдущий ребенок: «В лесу жил. трусливый зайчик. Один раз. он пошел. гулять. Вдруг он увидел. большую змею. Зайчик испугался. и убежал».
В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу, сказанную предыдущим ребенком, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивается, воспитатель подсказывает ребенку начало следующей фразы.
В гости к кукле Тане
Учить составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы, образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если будете правильно называть слова. Кто первым назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем: «Слон большой, а собачка. (маленькая). Летом тепло, а зимой. (холодно). Кресло мягкое, а стул. (жесткий). Я высокая, а Маша. (низкая). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). Мама молодая, а дедушка. (старый). Поезд длинный получился. Поехали!»
— Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался и дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.)
А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Дети расскажут Тане, почему это произошло.
Воспитатель начинает: «Ехали мы в поезде. И вдруг.» Дети продолжают.
Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)
Таня стала прощаться с детьми. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)
Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования. Включаются и отдельные элементы рассуждения. Благодаря этому у детей развиваются творческие навыки. Они понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение, а затем окончание сказки, вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать.
Источник