Задания для ребенка по развитию уверенности в себе

Задания для ребенка по развитию уверенности в себе thumbnail

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Важным показателем эффективности общения является уверенное поведение. Тревожным, замкнутым, неуверенным в себе детям зачастую трудно установить дружеские  отношения со сверстниками. Они чаще предпочитают игры в одиночестве, либо выполняют роль ведомого. Для таких детей именно игра может стать той школой, где они по-новому посмотрят на себя, испытают позитивное внимание сверстников, почувствуют радость успеха от совместной деятельности.

Эти игры помогут научить детей:

  • Различать свои индивидуальные особенности: внешний облик, манеру поведения;
  • Радоваться удаче, успеху;
  • Описывать свои чувства, желания;
  • Передавать свои чувства, желания разными средствами (жесты, мимика, поза, походка, слова);
  • Осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.

«Угадай, о ком говорим»

Цель игры: развитие уверенности в себе.

Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например: «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т.д.»

Задача водящего – узнать, о ком идет речь.

«Найди пару»

Цель игры: научить передавать информацию с помощью мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Сейчас нам каждому нужно найти себе пару. Каждый будет искать ее так, чтобы другим это не было видно. Можно встретиться глазами, улыбнуться, подмигнуть, чтобы другой участник понял, что вы хотите с ним составить пару».

Затем ведущий считает до пяти, и дети по команде «Начали!» подбегают к своим партнерам и становятся в пары. Для тех детей, кому не удалось с первого раза найти себе пару, игра повторяется.

«Ветер дует на того…»

Цель игры: научить выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того…». Продолжение фразы может быть таким: «У кого светлые волосы», «Кто в красной одежде», «Кто любит смеяться», «Кто высокого роста» и т.д.

После фразы все, у кого есть такая отличительная черта, должны собраться в одном месте.

Примечание. В старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие – его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.

«Дрессировщики»

Цель игры: развитие уверенности в себе, умения работать в паре.

Ведущий предлагает детям «отправиться в цирк». Дети делятся на пары: один играет роль зверя, второй —  дрессировщика.

Задача каждой пары – придумать и показать свой номер всей группе.

Задача остальных детей – догадаться, какое животное представляет дрессировщик.

«Моё любимое животное»

Цель игры: развитие внимания друг к другу, умения с помощью мимики и пантомимы передавать задуманный образ.

Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное. Участники стараются угадать это животное.

Можно предложить ребятам изобразить животное, разделившись на пары, группы.

Варианты: показать сказочного персонажа.

«Я самый»

Цель игры: повышение самооценки ребенка.

Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул.

Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Ведущий отвечает: «Это наша Танечка! Ну-ка, Таня, выбегай! На волшебный стул вставай!»

Тот, кого назвали, встает на стул. Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, один ребенок говорит: «Таня красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».

Затем выбирают следующего участника и игра повторяется.

«Магазин»

Цель игры: научить вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные» слова.

Из числа участников выбирается продавец, остальные игроки – покупатели. Организуется «магазин», продавец встает за прилавок.

Ведущий говорит:

— На полке в нашем магазине стоит много игрушек. Игрушку вам продадут, только если вы попросите это сделать вежливо.

«Запрещенное движение»

Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям, развитие внимания.

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас он будет показывать разные движения, а частники должны за ним их повторять, кроме одного – запрещенного (показывает, какое именно запрещенное). Ведущий начинает выполнять разные движения руками, ногами телом головой, лицом, среди них неожиданно показывает запрещенное. Кто его повторил, становится ведущим. Он изобретает сове запрещенное движение. Таким образом, становится уже два запрещенных движения. Игра продолжается дальше.

«Перевертыши»

Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга, тренировка в переключении внимания.

Дети стоят в кругу. Ведущий, показывая на свой нос, говорит: «Это моя коленка». Ребенок, стоящий рядом с ведущим, должен показать на свою коленку, а назвать другую часть тела, например: «Это мой нос». Следующий ребенок, показывая на рот, называет другую часть тела. И так далее.

Игра продолжается дальше по цепочке, по мере овладения правилами темп игры убыстряется.

«Руки – звери»

Цель игры: научить с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.

Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине соседа справа. Ведущий говорит: «Рука наша веселись и в лягушку превратись!»

Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т.п.

Примечание. Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно выполнять и левой рукой, либо двумя одновременно.

«Назови себя»

Цель игры: научить детей давать позитивную самооценку.

Дети сидят на стульях. В руках ведущего мяч. Он поочередно бросает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный…», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…».

Примечание. Иногда детям достаточно сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходит вся группа вместе с ведущим.

«Колечко»

Цель игры: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.

Дети садятся в круг, ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Источник

Занятия, которые укрепляют у детей уверенность в себе

Рейтинг
20

Игры и занятия, с помощью которых родители могут помочь ребенку развить его уверенность в себе

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети лучше всего развивают новые навыки через игровую деятельность. Игры также могут помочь им укрепить уверенность в себе. Рассмотрим несколько простых, но эффективных занятий для укрепления уверенности в себе.

1. Достижения в этом году

Чтобы развить уверенность в себе, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах. Данное занятие предполагает, что ребенок должен вспомнить все, чего он достиг за последний год. Такое упражнение хорошо выполнять в канун Нового года.

Вам потребуются:

  • бумага и ручка.

Как выполнять:

  • дайте ребенку лист бумаги и ручку;
  • предложите ему за 15 минут составить список всех достижений за последний год – как больших, так и маленьких;
  • когда ребенок составит список, предложите ему прочитать его вслух с чувством гордости;
  • если у вас несколько детей, они могут выполнить это упражнение вместе. Посоветуйте каждому ребенку подписать свой список;
  • сложите все списки в вазу или чашу, перемешайте и предложите каждому ребенку наугад вытянуть чей-то список;
  • задача детей – прочитать списки достижений друг друга. Остальные дети хвалят автора списка.

2. Волшебная коробка

Это творческий способ развития уверенности в себе и повышения самооценки.

Вам понадобятся:

  • картонная коробка;
  • зеркало.

Как выполнять:

  • соорудите «волшебную коробку»: положите на ее дно зеркало так, чтобы каждый, кто в нее заглядывает, видел свое отражение;
  • поставьте волшебную коробку перед ребенком. Спросите его: «Как ты думаешь, кто самый особенный человек в мире?
  • дождитесь ответа ребенка и скажите, что волшебная коробка даст ему ответ на этот вопрос;
  • спросите ребенка, что он ожидает увидеть в коробке, и позвольте ему заглянуть внутрь.
Читайте также:  Созвездие орск центр развития ребенка

После этого спросите ребенка, что он чувствует после того, как заглянул в коробку. Ребенок может сказать, что он понял, что каждый человек уникален и в чем-то талантлив.

3. Организованность

Это занятие направлено на то, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на своих целях и спланировать их достижение.

Вам понадобятся:

  • лист бумаги;
  • карандаш;
  • линейка.

Как выполнять:

  • определите, на какой период вы хотите спланировать дела – на день, неделю или месяц;
  • нарисуйте таблицу, состояшую из четырех столбцов: предмет, задача, текущая дата, дата выполнения;
  • повесьте таблицу на дверцу холодильника или на стену в детской комнате;
  • заполняйте таблицу каждый раз, когда у ребенка появляется задача с крайним сроком выполнения;
  • отмечайте выполнение задач.

Такие списки позволяют ребенку контролировать выполнение задач и их сроки. Ребенок получит от этого большее удовольствие, если вы придумаете для него символическое вознаграждение за достижения.

4. Не откладывайте дела на потом

Когда вы не уверены, что сможете сделать что-то хорошо, то склонны откладывать это. Но чем дольше вы откладываете, тем больше появляется сомнений в успешном исходе дела.

Вам понадобятся:

  • лист бумаги;
  • карандаш;
  • линейка.

Как выполнять:

  • это занятие можно использовать для того, чтобы корректировать цели ребенка или даже в его привычки;
  • нарисуйте таблицу, состоящую из двух столбцов: «изменения, которых я хочу достичь» и «что для этого нужно сделать»;
  • предложите ребенку записать желаемые изменения и шаги, которые ему для этого необходимо предпринять. Затем помогите ребенку выполнить эти шаги, когда это будет возможно.

5. Одна буква, разные слова

Эта веселая игра позволит ребенку находить в себе положительные качества. В нее могут играть двое и больше людей.

Вам необходимы:

  • пространство и время для игры.

Как выполнять:

  • один участник говорит: «Начали». Второй мысленно произносит буквы алфавита. Когда первый участник говорит: «Стоп!», второй произносит букву, на которой он остановился;
  • после этого ребенок должен придумать как можно больше положительных слов о себе, которые начинаются на эту букву.

Эта простая игра подталкивает ребенка к тому, чтобы находить в себе положительные качества. Это, в свою очередь, укрепляет его самооценку.

6. Движения под музыку

Танцы – очень веселое занятие. Но некоторые дети застенчивы, а некоторые не хотят танцевать, потому что считают, что не умеют. Движения под музыку могут изменить такую установку ребенка.

Вам понадобятся:

  • запись детской музыки;
  • импровизированный танцпол или просто безопасное место для танцев.

Как выполнять:

  • включите музыку;
  • попросите ребенка выйти на танцпол и просто подвигаться в такт музыке;
  • неважно, как танцует ребенок и выглядит ли он при этом глупо. Даже если он просто захочет попрыгать – позвольте ему это сделать.

Помните, что ваша цель – пригласить ребенка на танцпол и предложить ему подвигаться. Даже если это займет всего пару минут, похвалите его за то, что он сделал это, несмотря на свои страхи.

7. Проявляйте творчество

Еще один способ развить уверенность ребенка в себе – предложить ему заняться творчеством. Например, это может быть упражнение с повествованием.

Вам потребуется:

  • достаточное пространство для игры.

Как выполнять:

  • позвольте ребенку выбрать тему для истории;
  • предложите ребенку придумать начало. Если это будет для него слишком сложно, начните историю сами и предложите ребенку продолжить;
  • поощряйте творческий подход ребенка, посоветуйте ему проявить воображение, чтобы сочинить историю на свой лад. Объясните, что история не обязательно должна быть реалистичной, потому что это его собственная история, поэтому он может развивать сюжет по своему усмотрению.

Независимо от того, какую историю сочинит ребенок, оцените по достоинству его усилия. Это занятие даст вам понять образ мышления ребенка.

Кроме того, для развития уверенности ребенка в себе хорошо подойдут ролевые игры, выполнение заданий на время и игры на сплочение. Тем не менее, ребенок не станет уверенным в себе за короткое время. Это длительная работа, требующая и от вас, и от ребенка терпения и времени. Так вы сможете добиться желаемых результатов.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
02.07.2018

Источник

Картотека игр и упражнений на развитие уверенности в себе у подростков

  1. Упражнение «Встаньте с мест»

Цель: тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.

Время: 5 мин

Ход упражнения:

Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.

Обсуждение: Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

  1. Игра «Жонглеры»

Цель: развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.

Оборудование: 3-5 мячиков (комки из бумаги)

Время: 10-15 мин

Ход игры:

Задача — одновременно перебрасывать все мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.

Обсуждение: какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировавать совместные действия с другими участниками или каждый «сам з себя»?

  1. Упражнение «Бег с карандашом»

Цель: развитие умения координировать свои действия, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями. Развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, решительность.

Оборудование: карандаш (ручка, фломастер)

Время: 15-20 мин

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй — левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

Обсуждение: какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот препятствовало?

  1. Игра «Поезд»

Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров. Развитие умения координировать совместные действия.

Время: 10 мин

Ход игры:

6- 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывав какие именно) и не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа) , при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческом возрасте курсовая

Обсуждение: кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

  1. Упражнение «Мне удается»

Цель: создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Ломка психологических барьеров между участниками.

Время: 10-15 мин

Ход упражнения:

Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

•Как им удалось этому научиться?

•Где может пригодиться это умение?

Обсуждение: чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?

Источник

Картотека

упражнений и игр, направленных на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.

 «Я!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества? Ответы ребенка записываются. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!». Ведущий зачитывает записанные качества. А группа хором повторяет.

«Что мне нравится в тебе?»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка), … » В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).

«Что я умею делать хорошего?»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

«Я — король!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» — 7 минут.

«Главная роль»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: В условиях театрализации ребенку с низкой самооценкой дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую детям по возрасту.

Рисование на тему «Я победитель!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

«Пожелания»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.

«Мой подарок для тебя!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свой подарок и подарите».

«Мой хороший поступок»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый по очереди рассказывает о своем хорошем поступке.

«Именинник»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Выбирается именинник, который рассказывает о своем хорошем поступке. Затем распределяются роли, и проигрывается ситуация, изложенная именинником; далее он делится своими впечатлениями. В итоге участники группы подходят к имениннику, жмут ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!»

«Ромашка успеха»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой …). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток — это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

«Я – лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Содержание: Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

«Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Содержание: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

«Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Содержание: Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Содержание: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит.

Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают.

«Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать

почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.  

Содержание: Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит:

«Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и

отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по

кругу.  

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что

неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.  

                 «Закончи предложение»
Цель: помочь ребенку замечать свои умения и достижения, чтобы почувствовать себя увереннее и смело осваивать новое.
Содержание: Встаньте на небольшом расстоянии от ребенка и объясните ему суть игры: вы произносите начало предложения и бросаете ему мяч, поймав, он должен закончить предложение и кинуть мяч обратно. В ходе игры вы многократно произносите: «Я могу…», «Я умею…», «Я хочу научиться…». Ребенок каждый раз повторяющуюся фразу должен закончить разными словами, чтобы понять, сколькому он уже научился и что может продолжать свои успехи и осваивать новое.

«Мое имя»

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Содержание: Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.

Читайте также:  Заведующий центром развития ребенка

«Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

Содержание: Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Сказочная шкатулка»

Цель: формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Содержание: Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

«Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы.

Содержание: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

                            «У тебя все получится!»
Цель: повышение самооценки
Содержание: Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»

                                «Позови ласково»
Цель: повышение самооценки
Содержание: Педагог предлагает ребятам по очереди позвать кого-нибудь из круга, но ласково, так, как могла бы позвать его мама, при этом необходимо передать волшебный клубок (веселый мяч).

                                  «Похвалилки»
Цель: повышение самооценки 
Содержание: Дети сидят в кругу. Каждый ребенок вспоминает какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в детском саду» или «Однажды я быстро выполнил задание» и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

                             «А у соседа тоже!»
Цель: повышение самооценки
Содержание: Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него (на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»

                          «Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Содержание: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

                   «За что меня любит мама»
Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они        сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

                              «Чунга – Чанга»
Цель: дать возможность неуверенным в себя детям оказаться в центре внимания, повысить самооценку.
Содержание: «Путешественник» (ребенок с низкой самооценкой) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. На них пестрые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. Они весело пританцовывают под музыку В.Шаинского «Чунга – Чанга» вокруг путешественники и поют:
Чудо – остров, чудо – остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто, Чунга– Чанга!
Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

                          «Передай клубочек»
Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.
Содержание: Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.
Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок».

                                   «Зеркало»
Цель: дать возможность проявить активность детям с низким уровнем самооценки.
Содержание: Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движение. Взрослый следит за правильностью отражения.

                                    «Я могу»
Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.
Содержание: Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

«Зеркало»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Содержание: Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Источник