Задачи взрослого на каждом этапе развития ребенка

Задачи взрослого на каждом этапе развития ребенка thumbnail

Здоровьесберегающие

                                                                                                                                                                                                

    родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

принципы семейного воспитания

Факторы, влияющие на формирование родительства

О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» выделяет четыре принципа семейного воспитания:

Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей в последствии

Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции

Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни

Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние.

Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые подразделяются на несколко уровней.

Внутренние факторы — это особенности личности, это индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы — это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня

система факторов, определяющих родительство

  • макросистема, или уровень общественных влияний
  • мезосистема, или уровень влияния родительской семьи
  • микросистема, или уровень собственной семьи
  • индивидуальный, или уровень конкретной личности

Родительская семья — это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

   Как правило, родители для ребенка — люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье.  Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что они видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей.

    Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).

функции родителей

функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка

    Л. Матвеева выделяет следующие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

Дошкольный и младший школьный период ( от 5 до 11 лет).  На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.

функции и задачи родителей на разных этапах родительства

(по материалам Овчаровой Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Гардарики,2002)

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формирует у детей образцы, эталоны

мужчины и женщины

подготовил:  лопарева а.с., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» ,

г. Кызыла  РТ

памятка для  родителей

Источник

Человек развивается все время с момента своего рождения. При этом успешная социализация ребенка – развитие речи, приобретение навыков поведения в той или иной ситуации, усвоение правил социума невозможны без участия находящихся рядом взрослых. Безусловно, самыми близкими взрослыми, теми, с кем на протяжении всей жизни мы находимся в мысленном диалоге, для нас становятся и навсегда остаются наши мамы и папы (или те, кто вместо них принимает на себя ответственность за нас и окружает необходимой заботой). Однако их влияние на становление личности не безгранично. В определенные периоды роста у каждого человека появляются люди, которых в психологии принято называть «значимыми взрослыми». Их появление обусловлено целым рядом закономерностей. Каких? Рассказываем в нашей статье.

Значимые взрослые – это…

Как мы уже сказали выше, речь в нашей статье пойдет о людях, которые имеют максимальное влияние и определяют становление личности на разных этапах, – о значимых взрослых. Кто они? Ответ зависит от того, в каком возрасте и какой жизненной ситуации находится ребенок.

1. От 0 до 7 лет – родители

Самые главные люди в жизни малыша, конечно, родители (или те, кто в силу обстоятельств их заменяет). Им ребенок доверяет безоговорочно, их мнение воспринимает как единственно верное, их поведение считает эталонным (на него и равняется). 

Помните, как в трогательном и очень добром советском мультфильме «Волк и теленок» серый хищник убеждает свою жертву, что он отец? Подводит к зеркалу и говорит: «Да ты что? Смотри: вылитый я!» – и «сын» ему с готовностью верит. 

Еще Аристотель сказал: «Природа не терпит пустоты», − важно, чтобы родители были рядом как можно чаще. Если мама с папой заняты на работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю, их заменит кто-то другой. В лучшем случае люди, которым можно доверять: бабушка, дедушка, старшая сестра. В худшем… Продолжение фразы вы знаете и сами.

Читайте также:  Показатели развития недоношенного ребенка

2. От 7 до 14 лет – учитель или тренер

Круг общения ребенка расширяется, появляются другие важные для него взрослые. Это может быть кто-то из педагогов (скорее всего, классный руководитель, так как роль предметников в начальной школе минимальна) либо тренер в спортивной секции, учитель в кружке или студии. 

Родители вдруг замечают, что сын или дочь в разговоре часто ссылаются на мнение этого человека: «А вот Елена Юрьевна сказала, что так делать неправильно, нужно так-то и то-то». Кстати, такие реплики могут вызывать недовольство и ревность. Однако стоит подождать – уже к 13-14 годам ситуация в корне изменится.

3. От 14 до 18 лет – старший товарищ

Авторитет взрослых становится менее сильным, поскольку подросток пытается выйти из-под опеки и всячески продемонстрировать свою независимость. Кроме того, появляются темы, которые ему неудобно обсуждать с такими близкими еще совсем недавно родителями, тренером, учителем. Родители остаются значимыми, с их мнением подросток, безусловно, считается, но на первый план для него выходят сверстники, важнейшими и самыми ценными становятся ровеснические отношения, все чаще из его уст звучит: «Меня никто не понимает, кроме друга/подруги», «Предки устарели». Появляются увлечения «из протеста».

О чем должны помнить родители

Как мы уже говорили, для малыша родители крайне важны, они центр его вселенной. Но по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным и независимым. 

Мамам и папам стоит учитывать возрастные особенности каждого этапа формирования личности ребенка и соответствующим образом корректировать взаимоотношения с ним. Особое внимание следует уделить соблюдению правильной дистанции.

Подростковый период сложен для всех

Порой может показаться, что сохранить хорошие отношения с подростками невозможно. С одной стороны, они жаждут показать свою взрослость и независимость. С другой − демонстрируют явную неготовность быть самостоятельными, потребность в родительской опеке. Это порождает внутренний конфликт, который усиливается гормональной перестройкой в организме. Родители же зачастую подливают масла в огонь противоречивыми установками. Могут сказать в ответ на просьбу: «Нет, ты уже большой», – и через пару часов по другому поводу: «Нет, ты еще маленький». 

Чтобы не разрушить отношения на данном этапе, стоит помнить:

  • сложный период в отношениях с сыном или дочерью временный и к 18 годам, скорее всего, закончится;
  • если подростки грубят, спокойно, но твердо объясните, что с вами так разговаривать нельзя. Если назревает бурная сцена, выйдите из комнаты и вернитесь к обсуждению, когда все успокоятся.

Избавьте ребенка от мелочных придирок и гиперопеки. Установите минимум главных правил, которые нужно соблюдать. Например:

  • разговаривать спокойно, без криков и оскорблений;
  • вовремя делать уроки;
  • сообщать, куда, с кем и надолго ли уходишь из дома;
  • приходить домой не позже обозначенного часа.

Все остальное: прическу, стиль в одежде, любимую музыку, выбор профессии и т. д. – оставьте на откуп подростку. Даже если вам кажется, что он вот-вот совершит ошибку, например, захочет набить тату, помните, что пришло время признать − это его жизнь и его выбор. 

Папенькины дочки и маменькины сынки

Эти два типажа вырастают в результате непонимания взрослыми детской психологии и физиологии. Так бывает: сын или дочь растут, а родители будто не замечают этого и к 5-10-15-летнему отпрыску относятся как к годовалому младенцу. 

Тревога взрослых понятна: им так хочется защитить ребенка от опасностей, удержать его под своим крылышком, в тепле и покое. Но рано или поздно каждый попадает во взрослый мир, где нужно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. И лучше, если человек будет к этому готов. В 10-15 лет набивать первые шишки как-то естественнее, чем в 30-35. 

Отдельно стоит сказать о другой крайности, когда ребенок становится сам для себя значимым взрослым. Это означает, что рядом с ним нет авторитетного старшего товарища. Подобное происходит, если родители как бы самоустраняются. Нет, формально они живут одной семьей, но не занимаются воспитанием, их присутствие ограничивается чисто бытовыми вопросами: чтобы был накормлен, одет-обут и т. д. Таким родителям не стать значимыми взрослыми для своих детей. И о развитии самостоятельности речь здесь не идет – ребенок всего лишь заложник ситуации. 

Воспитываем личность

Напоследок несколько рекомендаций, как воспитать свободного, ответственного и самодостаточного взрослого (подробно о воспитании ответственности у детей мы рассказывали здесь). 

1. Любите ребенка и уделяйте ему как можно больше времени. Доверительная и дружеская атмосфера в семье – подушка безопасности для него и в детстве, и потом, во взрослой жизни. Это подарит ему уверенность в себе и своих силах, оптимистичный взгляд на мир и избавит от ненужного психологического напряжения.

2. Позволяйте детям делать выбор и отвечать за последствия. Только так можно получить ценный опыт, а в детстве этот процесс намного безболезненнее. О том, насколько важна – особенно для подростка – возможность выбора, мы рассказывали в этой статье

3. Поручайте ребенку задачи в соответствии с его возрастом и возможностями, постепенно увеличивая сложность. Чем больше он способен что-то делать самостоятельно, в том числе и по дому, тем более уверенным и независимым человеком вырастет. И не нужно делить обязанности на якобы мужские и женские. 

4. Не сравнивайте сына или дочь с кем-либо. Не навешивайте ярлыки наподобие «ты ленивый», «несамостоятельный» – это может привести к закреплению подобных качеств. Делайте акцент на хорошем, всегда старайтесь подбодрить: «У тебя все получится», «Ты справишься».

5. Подчеркивайте важность саморазвития для успешной социализации в будущем. В наше время процесс самообразования становится непрерывным, причем в любой сфере деятельности. Читать книги, слушать лекции, получать практические навыки – личная ответственность подростка. Будьте примером для него. 

6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Как можно больше разговаривайте о том, что его волнует: о школьной жизни, отношениях с другими детьми, увлечениях, выборе профессии. Искренне интересуйтесь его мнением, показывайте, что оно действительно важно для вас. Не высмеивайте ребенка, даже если его рассуждения кажутся вам забавными или странными. Проявите чуткость и такт.

7. Учите думать, анализировать, сопоставлять факты, продумывать различные варианты развития событий и выбирать из них оптимальный, отстаивать собственное мнение. Обязательное качество ответственного и самодостаточного человека – наличие критического мышления (о его противоположности – клиповом мышлении – читайте здесь). 

И, конечно, взрослые должны следить за тем, чтобы самим находиться в ресурсном состоянии (почему оно важно и как его поддерживать, читайте в этой статье). 

Оригинальная статья размещена здесь.

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка раннего детства

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Содержание статьи:

  1. Цикл семьи
  2. Этап родительства
  3. Немного статистики
  4. Стадиальность развития детей и задачи родителей
  5. Резюмируя

Родительство: этапы развития, задачи родителей, статистика

Цикл семьи

Начнём с того, что любая семья проходит весьма предсказуемый и типичный путь семейной жизни, каждый из которых связан с определёнными событиями или – ступенями.

Первое наиважнейшее событие – это сепарация от родительских семей. Отделение от кровной семьи происходит в тот момент, когда молодой человек (он или она) вступает в брак, либо выбирает в своей жизни независимость: принимая решение жить одному, либо с каким-то человеком или людьми.

Второй важный этап – это собственно заключение брака, которое сопровождается этапом адаптации и выстраивания новых отношений между супругами и их семьями. Под браком мы будем понимать не юридические процедуры, а принятие сознательного решения о создании семьи (от сожительства до рождения ребёнка).

Собственно, третьей ступенью в развитии семьи становится начало самого периода родительства и рождение первенца. В русле семейной и социальной психологии это ключевое событие, которое ознаменует этап перехода к собственной семье.

Далее на жизненном пути семьи происходят различные события, которые условно можно поделить на нормативные и ненормативные. К ним относятся переход ребёнка в статус школьника, рождение последнего ребёнка и покидание детьми родительской семьи, смерть одного из супругов и другие кризисные моменты.

Разумеется, в разные исторические эпохи семьи развивались и функционировали по-разному. За последний век семейные циклы серьёзно видоизменились, перестроилась временная структура развития семьи, изменился характер этапов семейного развития.

Во-первых, изменилась продолжительность жизни, что привело к изменению и возраста, в котором происходят ключевые изменения в семейном цикле. Соответственно, претерпело изменение и среднее время, через которое случаются те или иные ключевые события.

Например, серьёзно изменился промежуток времени между уходом из родительской семьи последнего ребёнка и выходом первых на пенсию или их смертью. И продолжительность этого периода постепенно растёт.

Этап родительства

Итак, обозначим переход в фазу родительства как ключевое изменение в семейном цикле. Условно говоря – это определённая точка невозврата. Зачастую люди испытывают на себе сильнейшее давление со стороны общества, родительской семьи или даже супруга, буквально вынуждающее из «завести» ребёнка без учёта интересов и личностной готовности супругов к этому.

Принятие решения о родительстве – серьёзный шаг для каждого из супругов. И связано это в первую очередь с тем, что роли и обязанности, которые налагаются ситуацией родительства, не меняются и не исчезают даже с учётом изменения внешних обстоятельств, чего нельзя сказать о ролях самой семейно жизни.

Родительство требует от супругов серьёзнейших перемен в их образе жизни. Формально – приходится приспосабливаться к новым условиям. Когда два взрослых супруга работают, у них есть возможность вести достаточно высокий по уровню стиль жизни. Они занимаются благоустройством квартиры, покупают машины, тратят деньги на путешествия и обеды в хороших ресторанах, уделяют время активному отдыху. С появлением в семье первенца родителям приходится отказаться от привычного образа жизни. Безусловно, это определённый стресс для родителей.

Какие изменения претерпевает личность супругов, стиль жизни и ролевая структура в семье с переходом в фазу родительства? К ним мы отнесем:

  1. новые родительские роли и перестройка взаимоотношений. В первую очередь – принятие обязанностей, связанных с обеспечением и воспитанием нового члена семьи;
  2. перераспределение и разделение старых ролей, и некоторые подвижки в супружеских отношениях. Когда два человека устали от недосыпания, у них нет привычного времени для совместной деятельности, то в их жизнь приходят перемены, связанные с распределением старых обязанностей;
  3. изменения в собственной идентичности и внутренней жизни. Меняются представления родителей о совместной жизни и семейных отношениях, происходят изменения в «Я» каждого из супругов;
  4. изменения внешних отношения и ролей за пределами собственной семьи. Здесь, в основном, речь идёт об изменениях, которые переживает мать, вынужденная посвятить себя уходу за малышом, временно оставив или снизив профессиональную активность;
  5. изменения в ролях и отношениях в рамках родительской семьи. Разумеется, рождение ребёнка затрагивает не только самих родителей, но и появляются новые роли бабушек и дедушек.

В тоже время некоторые заботы и обязанности супругов связаны, хотя родители могут проявлять абсолютно разные реакции на появление первого ребёнка в семье. В традиционных представлениях мать в большей степени переключается на семейный образ жизни, отдавая лавры первенства семейным ролям, в то время как мужчина ориентируется на интенсификацию собственного труда, чтобы обеспечить своего ребёнка. В тоже время в современных реалиях это несколько устаревший – хоть и работающий – стереотип.

Существуют как и инвертированные семьи, где отец заботится о ребёнке, а мать – о финансировании, так и семьи с размытыми ролями, где оба родителя и работают, и активно заботятся о ребёнке. В таких условиях, как правило, в воспитание активно включаются и третьи лица.

В любом случае, появление ребёнка – это почва для новых стрессов и проблем, поскольку изменения в ролях происходят практически молниеносно.

Многие родители переживают всплеск чувства ответственности и гордости, которые смешиваются с волнением и неуверенностью. Для многих семей родительство становится поворотным пунктом в жизни, который тотально изменяет их образ жизни и поведение. В тоже время ответственность может оказаться чрезмерно тяжёлой и буквально задавливать кого-либо из родителей. Некоторые мужчины могут испытывать зависть по отношению к жёнам ввиду их теснейшим эмоциональным связям, которые возникают с ребёнком, а также по причинам их ключевой роли в рождении ребёнка.

Родителям приходится искать способы провести время вместе, занимаясь совместными интересами и активным общением. У многих пар происходит развитие конфликтности, возникают сексуальные проблемы, резко снижается количество времени, которое супруги проводят вместе.

Немного статистики

И всё же рождение первенца – это в большей степени изменение «агрегатного состояния» семьи, нежели кризис, хотя период и связан с весьма ощутимыми трудностями. В тоже время большой процент опрошенных пар показывает, что даже серьёзные трудности преодолеваются быстро и эффективно, а приспособление к новой ситуации занимает небольшой промежуток времени. Например, постродовая депрессия является скорее исключением, чем правилом. Отмечается лишь слегка пониженное настроение, которое исчезает по истечению 2-5 дней. Но даже здесь порядка 20% матерей не испытывают каких-либо подвижек в настроении.

По данным наблюдений, около 20-30% супружеский пар начинают получать большее удовольствие от семейной жизни, а многие говорят о чувстве исполненности и завершённости. На сегодня эти данные перепроверяются и уточняются в соответствии с новыми реалиями.

Какие факторы влияют на успешность и умение молодых родителей адаптироваться к новым условиям жизни? Для большинства женщин ключевым моментом является поддержка со стороны мужа и надёжная социальная поддержка.

Читайте также:  Развитие личности ребенка и туризма

Более того, желанность ребёнка, его «одобрение» и качество супружеских отношений в период беременности непосредственно связаны с тем, насколько удачно супруги смогут перейти к новым формам поведения и изменению жизни. Поразительно, но для многих отцов для успешности адаптации к новым условиям требуется положительная оценка со стороны жены всех совместных отношений, а также периода своей беременности.

Значимым фактором является и самооценка родителей. Родительская тревожность, например, зачастую порождается именно хронической неуверенностью в своих силах или развёрнутом комплексе неполноценности. Людям с умеренной (условная группа нормы, 75% населения) самооценкой гораздо проще приспособиться к новой ситуации, нежели семьям с низкой или высокой самооценкой. Более того, по мере развития ребёнка существенными становятся и его особенности, а именно свойства темперамента. Дети с яркими особенностями могут приводить супругов к понижению удовлетворённости семейной жизнью.

Стадиальность развития детей и задачи родителей

Мы уже не раз писали о разных стадиях развития детей, учитывая физиологию, психологию и социальные отношения на различных этапах взросления ребёнка. Однако нигде особенно мы не заостряли внимания на задачах родителей. Сегодня мы исправим это упущение.

Каждый этап развития ребёнка протекает в рамках одной из стадий семейного цикла, который, в свою очередь, предъявляет особые требования к самим родителям.

Например, младенцу требуется постоянный уход и внимание, что некоторые родители могут с лёгкостью пережить, а для других это является непомерным трудом. Некоторые родители могут испытывать чувство скованности из-за того, что они слишком сильно зависят от потребностей собственного ребёнка. Кого-то сильно раздражает детский плач. В некоторых родителях детски рыдания могут вызывать чувство собственной недееспособности, беспомощности вплоть до гнева или агрессии.

Каждый кризисный этап в развитии ребёнка – это критический период в жизни всей семьи и каждого из супругов. Мы приведём концепцию в которой выделяется шесть последовательных стадий родительства, которые так или иначе связаны с этапностью развития ребёнка.

Этап 1: формирование образа

Этот этап характерен тем, что берёт своё начало до рождения ребёнка. Его стартовая линия – это момент зачатия (точнее, осознание беременности) ребёнка. Супруги буквально «примеряют» на себя образ будущего родительства, пытаясь оценить свои возможности и дать оценку себе как потенциальному родителю.

В коей-то мере супруги выискивают внутренний ресурс, который поможет им как можно безболезненней адаптироваться к вскоре поменяющимся условиям. Здесь же происходит примерка к себе стандартов «идеального» родителя. Однако оговоримся, что даже на то, что в обществе заложены определённые стереотипные представления о правильном родительстве, каждая семья трансформирует эти стандарты под особенности своей семейной системы и личности. Этот этап заканчивается в момент рождения ребёнка.

Этап 2: вскармливание

На данном этапе самое важное происходит в развитии чувства привязанности к ребёнку. Эта стадия характеризуется тем, что родители учатся понимать ребёнка, а также учатся соотносить своё время и эмоциональную отдачу, которые они выделяют родственникам, друзьям и супругу с потребностями ребёнка. Эта стадия длиться от момента рождения и начала бондинга вплоть до того, как ребёнок научится говорить «нет». Это примерно 3-й год жизни.

Этап 3: авторитет

На этой стадии родители впервые начинают оценивать себя в прошедшем времени. Они отвечают для себя на вопрос, какими они были родителями и какими будут, рефлексируя свой опыт. Основное достижение этой стадии для родителей – это осознание и принятие того факта, что дети не всегда будут соответствовать созданному родителями идеалу, да и в общем-то не должны быть отражением желаний родителей. Этот период длиться в промежутке от 2 до 5 лет.

Этап 4: интерпретативный

В этот период родители сталкиваются с необходимостью вновь проверить и протестировать уже сложившиеся представления о своём ребёнке, воспитании и семейной жизни. Это происходит в период среднего детства в возрасте от 6 до 11/12 лет.

Этап 5: взаимозависимость

Этот этап – этап подростничества ребёнка. На этой стадии родителям важно сознательно пересмотреть отношения подчинения-власти со своими детьми. Как мы писали в одной из статей, оптимальный вариант для этой стадии – это построение партнёрских отношений с предоставлением высокой степени свободы для почти взрослых детей.

В тоже время эти отношения могут развиваться и в русле конкуренции, что также имеет и свои плюсы, и минусы, но главное достижение здесь – это предоставление автономии подростку. Нередко застревание родителей на ранних стадиях отношений приводит к тому, что эти отношения портятся, становятся холодными и формальными.

Этап 6: расставание

Этап, о котором нередко говорят, что он сопровождается феноменом опустевшего гнезда. Это момент, когда взрослые дети покидают родительскую семью. В этот момент родители не просто должны отпустить своё чадо, но и пройти не всегда приятный и безболезненный путь критического осмысления того, какими родителями они были, что они дали ребёнку.

К сожалению, этот этап нередко связан с такими проблемами, как ухудшение отношений, потеря смысло-жизненных ориентиров, развод. Однако в большинстве своём это этап рождения чувства завершённости и законченности реализации себя в роли активного родителя.

Резюмируя

На каждой из приведённых стадий родители должны смочь преодолеть все внутренние конфликты, перейти на новый уровень интеграции в рамках семьи и своей личности. В противном случае неразрешённость собственных проблем приведёт к тому, что родители не смогут контролировать сопровождающие родительство чувства. Подобные провалы в эмоциональной сфере приводят и к ухудшению качества родительства, и к семейным распрям.

Заметим, что не каждый этап должен проходить гладко. Родители, которые с трудом справляются с ребёнком на одной стадии его развития, могут стать показательным примером на поздних этапах взросления. Например, многие родители с треском проваливаются, ухаживая за младенцами, однако их навыки общения с подростками и успешность воспитания на соответствующих стадиях оказываются выше любых похвал. Разумеется, верно и противоположное.

Следуя стадиям развития семьи, супруги должны успешно справляться не только с требованиями ситуации, преодолевая новые трудности и препятствия стремясь удовлетворить запросы этапа. Родители должны преодолевать и конфликты, развивающиеся в супружеской подсистеме семьи. Безусловно, пары должны стремиться урегулировать конфликты таким образом, чтобы каждый из них мог оставаться целостной личностью, не теряя себя на пути воспитания ребёнка.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!


Источник