Задачи воспитания ребенка 2 года жизни

В развитии ребенка сложно выделить более или менее важные этапы, каждый значим по-своему. Однако, безо всякого преувеличения можно сказать, что 2-3 года – это сложнейший  этап, это переходный период, который закончится кризисом 3 лет – своеобразным экзаменом для родителей и ребенка. И поэтому в течение всего третьего года жизни к этому экзамену необходимо готовиться.

Главный приоритет третьего года жизни ребенка – дальнейшее развитие и совершенствование речи. К трем годам ребенок должен не просто выучить много новых слов и активно использовать их, важно научиться понимать эмоции других людей, выраженные с помощью слов. А также самому научиться выражать эмоции с помощью слов, а не истерик, капризов, сломанных игрушек и т.п. Задача сложная, но решаемая. И помогут нам в этом игры и занятия, направленные на развитие творческих способностей ребенка. Сначала мы научим малыша выражать эмоции на бумаге и в пластилине, через театральные постановки и сюжетные игры, через обсуждение литературных и музыкальных произведений. И только потом ребенок будет готов к адекватному выражению своих чувств и эмоций.

Между тем, необходимо поддерживать и развивать интерес ребенка к конструированию, не забывать о развитии сенсорики и мелкой моторики, совершенствовании координации движений.

Монтессори-игры; игры и упражнения для развития сенсорики, мелкой моторики и координации движений; художественное творчество; конструирование и моделирование  – вот необходимые инструменты раннего развития ребенка в 2-3 года.

Основные задачи раннего развития ребенка в 2-3 года

1. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений

В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно обязательно продолжать целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

При правильном сенсорном развитии к концу 3 года ребенок может:

  • совершать много точных действий, например, открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать, собирать и разбирать на части и т.п.;
  • целенаправленно пользоваться предметами на основе понимания их устройства и функций, например, играть с музыкальными и заводными игрушками, имитировать действия взрослых с бытовыми приборами и т.д.;
  • сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т.п.

Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 1-2 года, различные мозаики и паззлы, настольные логически игры по возрасту + игрушечные бытовые приборы + интерактивные игрушки.

2. Развитие умственных способностей, логики, мышления

Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется продолжать играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и др. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.

При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 3 года ребенок может:

  • уверенно различать красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета;
  • различать предметы по форме;
  • определять и называть важные признаки предметов, такие как цвет, форма, размер;
  • группировать предметы на основании разных признаков (по цвету, форме, размеру), определять количество предметов (мало – много, один – несколько);
  • отличать части и целое.

Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов и домашняя утварь для Монтессори-игр. Возможно, будут полезны интерактивные развивающие плакаты об окружающей среде, животных, растениях и т.д.

3. Эстетическое воспитание

После двух лет ребенок начинает более или менее осознанно творить, он не просто оставляет след на бумаге, малыш рисует что-то конкретное. Поделки и рисунки ребенка отражают его настроение, эмоции и желания, поэтому их даже можно начинать анализировать.

В этом возрасте важно научить ребенка говорить на языке искусства, показать, как пользоваться разными материалами. Карандашами рисуют (какие разные бывают карандаши, чем отличаются восковые карандаши от грифельных, на чем рисуют карандашами, как держать карандаш и т.д. – ребенку так много всего нужно узнать и понять), из пластилина лепят (покажите приемы лепки, купите разный пластилин для экспериментов: плавающий, крупинками, застывающий) и т.д. Все это очень важно для развития личности ребенка, для формирования умения переживать свои эмоции в творчестве.

И, конечно, не забываем о музыке, игре на простейших инструментах, чтении и рассматривании книг. А еще пора на экскурсии и в детские театры! Ребенок уже отлично видит и понимает красоту вокруг.

При целенаправленном занятии творчеством к концу 3 года ребенок:

  • может осознанно и правильно использовать материалы для творчества (краски и кисти, карандаши, фломастеры, пластилин). То есть ребенок не играет с пластилином или тестом, не размазывает его по столу или крошит, а именно лепит простые фигурки, например, снеговика или улитку;
  • видит сходство между моделью и результатом своих усилий, например, между деревом за окном и своим рисунком дерева, ребенок может показать и объяснить, что и там, и там есть ветки, листья и т.п.;
  • может делать аппликации из готовых деталей, использовать несколько техник в одной работе, к примеру, посыпание крупой и прикатывание деталей из пластилина;
  • различать характер музыки, ритмично подыгрывать на простейших музыкальных инструментах.
Читайте также:  Суточная норма жидкости для ребенка 2 года

Необходимые игрушки и материалы: материалы для творчества, природные материалы для поделок и аппликаций, подручные материалы (пластиковые бутылки, одноразовые тарелки и стаканы, соломинки, ненужные диски и т.д.), простые музыкальные инструмента, детский синтезатор, музыкальные книжки и игрушки.

4. Конструирование и моделирование

К 2-3 годам ребенок более осознанно занимается с конструктором, воспринимая его, однако, скорее как вспомогательное средство для игры, чем собственно игру. «Мне нравится играть с конструктором, потому что я могу из деталей сделать дом для мишки», — вот логика игры малыша.

Помощь взрослых – обязательное условие в играх с конструкторами. Кто, если не папа, покажет возможности конструктора, научит строить, собирать, компоновать. Но важно стремиться к самостоятельности: сначала – постройки по образцу (сделай как папа), потом – заданные постройки (построй домик), далее – свободная игра с конструктором.

При регулярном занятии конструированием и моделированием к концу 3 года ребенок:

  • узнает и правильно использует разные строительные детали (кубик, кирпичик, цилиндр и др.);
  • экспериментирует с расположением предметов, например, из одних и тех же деталей то мостик построит, то забор;
  • строит не абстрактные сооружения, а конкретные постройки для игры, к примеру, гараж для машинок, дом для куклы и т.п.;
  • может подбирать дополнительные элементы для сюжетной игры со своими постройками, пытается соотносить их по размеру;
  • понимает разницу между деталями разных конструкторов, умеет их сортировать.

Необходимые игрушки и материалы: различные конструкторы (см. статью «Раннее развитие: 1-2 года»), аксессуары для сюжетных игр. Например, столь любимый нами конструктор «Город» дополняем уже не только машинками и фигурками людей, но и железной дорогой, работающим светофором, бензозаправкой. Думаю, логика Вам понятна.

Кроме того, для развития детей 2-3 лет по-прежнему актуален спортивный комплекс и спортивный инвентарь (велосипед, самокат, мяч и др.), игрушки для воды и песочницы, развивающие книжки-игрушки.

Источник

Галина Филатова
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3-х лет»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Наша группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Второй и третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного члена семьи. Ребёнок постепенно растёт, получая при этом знания и умения, они усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Всё более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.

Ребёнок живёт напряжённой и насыщенной жизнью.Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно всё, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно – манипулятивная. Постижение ребёнком предметного мира происходит посредством действий в нём. Ребёнок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребёнка, ведь малыш становится более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребёнка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители всё чаще оценивают результата действий малыша (получилось – не получилось). Ребёнок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребёнка на втором и третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений. Осознание ребёнком результативности своих действий способствует: развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить её, взрослый даёт ребёнку образец целенаправленного результативного действия. Развитию произвольного то есть управляемого поведения. Ребёнок становится способным осознанно подчинить своё поведение требованиям взрослого. Малыш учиться справляться со своим хочу – не хочу, это важный шаг к развитию произвольности. Осознанию и переживанию собственной самостоятельности Я могу это сам. Это не только факты, но и переживание чувства гордости за своё достижение, рождение самосознания малыша.

Читайте также:  Муколитик для ребенка 2 года

Постепенно у ребёнка формируется определённое отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определённой цели Я сам. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью. Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. Я сам, Я большой! – это его главные достижения. (Знакомлю с сеткой занятий).

А сейчас я вас познакомлю что должен знать и уметь ребёнок второго и третьего года жизни по образовательным областям. «Художественно – эстетическое развитие» — Музыкальная деятельность – узнавать знакомые мелодии и различать высоту звука (высокий – низкий). Вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы.Уметь выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.Называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Изобразительная деятельность – знать что карандашами, красками можно рисовать. Различать и называть цвета красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный. Уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать, сплющивать, соединять, прижимать. Лепить не сложные предмет, аккуратно пользоваться. Образовательная область «Физическое развитие». Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Проявлять навыки опрятности (замечать непорядок в одежде, устранять при помощи взрослого). При помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком). Уметь есть самостоятельно. Уметь ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд.

Образовательная область «Познавательное развитие». Различать один и много предметов. Различать большие и маленькие предметы, называть их размер. Называет имена членов своей семьи и воспитателей. Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. Различает некоторые овощи и фрукты.

Образовательная область «Речевое развитие». Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога. Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Трудовая деятельность (выполняет простые трудовые действия, наблюдает за трудовыми действиями педагога.

Формирование основ безопасного поведения соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Игровая коммуникативная деятельность в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью, общается в диалоге с воспитателем, может играть рядом не мешая другим детям, подражать действия сверстника.

Эти задачи стоят перед нами в воспитании 2 — 3 года на конец месяца на май 2016 года.

Источник

1 слайд. Повестка собрания.

2 слайд. Тема «Задачи воспитания и развития детей II группы раннего возраста на 2016-2017 учебный год».

3 слайд. Речевое развитие.

Самый главный навык второго года жизни – это речь.

К двум годам в речевом развитии жизни ребенок владеет следующими навыками:

— владеет активной речью, включенной в общение;

— может обращаться с вопросами и просьбами;

— понимает речь взрослых;

— знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Для ребенка важно не только слышать речь других людей, пытаться им подражать. но и развивать мелкую моторику руки. Ведь продолжая развивать пальчики, мы развиваем речь малыша. Поэтому пальчиковые игры и игрушки, требующие точных и «мелких» движений, игрушки с богатыми сенсорными ощущениями сохраняют свою актуальность и после года.

4 слайд. Познавательное развитие.

При правильном сенсорном развитии к концу 2 года ребенок может:

— собрать пирамидку (нанизать на стержень 4-5 колец в правильном порядке);

— сортировать предметы по форме и размеру (например, подобрать крышечки к разным коробочкам, шкатулкам, банкам и т.п.);

— соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с рисунками или отверстиями в игрушках-сортерах.

Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 6-12 месяцев (пирамидки, стаканчики для вкладывания, коробочки с крышками и др.) + игрушки-сортеры + логический куб + животные на магнитах + простые пазлы и кубики для складывания картинок (2-4 элемента) + лабиринты.

 Развитие умственных способностей, логики, мышления ребенка в 1-2 года

Для развития умственных способностей детей от 1 года рекомендуется продолжать играть с ребенком в Монтессори-игры с водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями, природными материалами и т.п.

При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 2 года ребенок может:

— уверенно различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), сортировать предметы по цвету;

— различать и сортировать предметы по величине (большой – маленький) и форме (кубик, шарик и т.п.).

Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов, бусы для нанизывания, разноцветные шарики, набор геометрических фигур, игры со шнуровкой.

Читайте также:  Кукушка промывание носа ребенку 2 года

(Все игры Монтессори основаны на аккуратности и точности движения пальцев).

5 слайд. На втором году жизни малыши, благодаря своему желанию быть похожими на взрослых и делать всё самостоятельно, готовы к овладению навыками самообслуживания.

Но до этого момента важно создать у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию и приему пищи.

В ходе формирования соответствующих навыков развивается координация руки и глаза, совершенствуются действия с предметами (пользование ложкой, расческой, носовым платком и др.), развивается умение оценивать пространственное расположение предметов. Но необходимо помнить, что закладка и совершенствование гигиенических навыков и навыков самообслуживания у ребенка может произойти только в результате совместной деятельности с взрослым.

6 слайд. Основные задачи социально-коммуникативного развития

 детей 2-3 лет:

1. Создавать благоприятные условия для развития элементарных форм самосознания ребенка; продолжить формировать представление о себе (внешний вид, собственные желания); развивать стремление к самостоятельному выполнению действий;

2. Воспитывать положительное отношение к родным; учить выражать свои чувства любви к маме, папе, другим членам семьи ласковыми словами (мамочка, папочка, мама, интонацией, улыбкой, предложением помочь, заботой (отдохни, бабушка, ласковыми жестами и действиями (погладить по голове, поцеловать, принести нужную вещь, встретить, провести);

3. Способствовать развитию социального поведения и речи как средства общения со взрослыми и сверстниками;

4. Расширять представления о ближайшей социальной среде – семье и отношениях в семье (связь разных поколений в семье – мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки); воспитывать уважение, взаимную заботу друг о друге

7 слайд.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, незнакомым детям; учить инициировать установление контактов со сверстниками; играть вместе (играя с игрушками, выполняя одно и то же действие, подражать игровым действиям другого ребенка;

6. Способствовать общению с незнакомыми людьми разного возраста; формировать умение знакомиться с ними;

7. Привлекать к отражению взаимоотношений между людьми в игровой деятельности; учить подражать действиям своего пола: девочка – мама, мальчик – папа (в самостоятельной игре, отображать сюжет, выполнять две-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре;

8. Создавать условия для ориентирования в понятиях «хорошо» и «плохо»; прививать привычки культурного поведения; формировать способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и поступков других людей.

8 слайд. Художественно-эстетическое развитие.

Известно, что даже самые маленькие дети способны проявлять интерес  к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, красоту в окружающем мире.

Изобразительная деятельность

Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Конструктивно-модельная деятельность

Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.

В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.

Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

Музыкальная деятельность

Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

9 слайд. В конце первого — начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он неуверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т.п.

Источник