Задачи развития ребенка второго и третьего года жизни

В развитии ребенка сложно выделить более или менее важные этапы, каждый значим по-своему. Однако, безо всякого преувеличения можно сказать, что 2-3 года – это сложнейший  этап, это переходный период, который закончится кризисом 3 лет – своеобразным экзаменом для родителей и ребенка. И поэтому в течение всего третьего года жизни к этому экзамену необходимо готовиться.

Главный приоритет третьего года жизни ребенка – дальнейшее развитие и совершенствование речи. К трем годам ребенок должен не просто выучить много новых слов и активно использовать их, важно научиться понимать эмоции других людей, выраженные с помощью слов. А также самому научиться выражать эмоции с помощью слов, а не истерик, капризов, сломанных игрушек и т.п. Задача сложная, но решаемая. И помогут нам в этом игры и занятия, направленные на развитие творческих способностей ребенка. Сначала мы научим малыша выражать эмоции на бумаге и в пластилине, через театральные постановки и сюжетные игры, через обсуждение литературных и музыкальных произведений. И только потом ребенок будет готов к адекватному выражению своих чувств и эмоций.

Между тем, необходимо поддерживать и развивать интерес ребенка к конструированию, не забывать о развитии сенсорики и мелкой моторики, совершенствовании координации движений.

Монтессори-игры; игры и упражнения для развития сенсорики, мелкой моторики и координации движений; художественное творчество; конструирование и моделирование  – вот необходимые инструменты раннего развития ребенка в 2-3 года.

Основные задачи раннего развития ребенка в 2-3 года

1. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений

В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно обязательно продолжать целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

При правильном сенсорном развитии к концу 3 года ребенок может:

  • совершать много точных действий, например, открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать, собирать и разбирать на части и т.п.;
  • целенаправленно пользоваться предметами на основе понимания их устройства и функций, например, играть с музыкальными и заводными игрушками, имитировать действия взрослых с бытовыми приборами и т.д.;
  • сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т.п.

Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 1-2 года, различные мозаики и паззлы, настольные логически игры по возрасту + игрушечные бытовые приборы + интерактивные игрушки.

2. Развитие умственных способностей, логики, мышления

Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется продолжать играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и др. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.

При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 3 года ребенок может:

  • уверенно различать красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета;
  • различать предметы по форме;
  • определять и называть важные признаки предметов, такие как цвет, форма, размер;
  • группировать предметы на основании разных признаков (по цвету, форме, размеру), определять количество предметов (мало – много, один – несколько);
  • отличать части и целое.

Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов и домашняя утварь для Монтессори-игр. Возможно, будут полезны интерактивные развивающие плакаты об окружающей среде, животных, растениях и т.д.

3. Эстетическое воспитание

После двух лет ребенок начинает более или менее осознанно творить, он не просто оставляет след на бумаге, малыш рисует что-то конкретное. Поделки и рисунки ребенка отражают его настроение, эмоции и желания, поэтому их даже можно начинать анализировать.

В этом возрасте важно научить ребенка говорить на языке искусства, показать, как пользоваться разными материалами. Карандашами рисуют (какие разные бывают карандаши, чем отличаются восковые карандаши от грифельных, на чем рисуют карандашами, как держать карандаш и т.д. – ребенку так много всего нужно узнать и понять), из пластилина лепят (покажите приемы лепки, купите разный пластилин для экспериментов: плавающий, крупинками, застывающий) и т.д. Все это очень важно для развития личности ребенка, для формирования умения переживать свои эмоции в творчестве.

Читайте также:  Игры на развитие общения ребенка со взрослым

И, конечно, не забываем о музыке, игре на простейших инструментах, чтении и рассматривании книг. А еще пора на экскурсии и в детские театры! Ребенок уже отлично видит и понимает красоту вокруг.

При целенаправленном занятии творчеством к концу 3 года ребенок:

  • может осознанно и правильно использовать материалы для творчества (краски и кисти, карандаши, фломастеры, пластилин). То есть ребенок не играет с пластилином или тестом, не размазывает его по столу или крошит, а именно лепит простые фигурки, например, снеговика или улитку;
  • видит сходство между моделью и результатом своих усилий, например, между деревом за окном и своим рисунком дерева, ребенок может показать и объяснить, что и там, и там есть ветки, листья и т.п.;
  • может делать аппликации из готовых деталей, использовать несколько техник в одной работе, к примеру, посыпание крупой и прикатывание деталей из пластилина;
  • различать характер музыки, ритмично подыгрывать на простейших музыкальных инструментах.

Необходимые игрушки и материалы: материалы для творчества, природные материалы для поделок и аппликаций, подручные материалы (пластиковые бутылки, одноразовые тарелки и стаканы, соломинки, ненужные диски и т.д.), простые музыкальные инструмента, детский синтезатор, музыкальные книжки и игрушки.

4. Конструирование и моделирование

К 2-3 годам ребенок более осознанно занимается с конструктором, воспринимая его, однако, скорее как вспомогательное средство для игры, чем собственно игру. «Мне нравится играть с конструктором, потому что я могу из деталей сделать дом для мишки», — вот логика игры малыша.

Помощь взрослых – обязательное условие в играх с конструкторами. Кто, если не папа, покажет возможности конструктора, научит строить, собирать, компоновать. Но важно стремиться к самостоятельности: сначала – постройки по образцу (сделай как папа), потом – заданные постройки (построй домик), далее – свободная игра с конструктором.

При регулярном занятии конструированием и моделированием к концу 3 года ребенок:

  • узнает и правильно использует разные строительные детали (кубик, кирпичик, цилиндр и др.);
  • экспериментирует с расположением предметов, например, из одних и тех же деталей то мостик построит, то забор;
  • строит не абстрактные сооружения, а конкретные постройки для игры, к примеру, гараж для машинок, дом для куклы и т.п.;
  • может подбирать дополнительные элементы для сюжетной игры со своими постройками, пытается соотносить их по размеру;
  • понимает разницу между деталями разных конструкторов, умеет их сортировать.

Необходимые игрушки и материалы: различные конструкторы (см. статью «Раннее развитие: 1-2 года»), аксессуары для сюжетных игр. Например, столь любимый нами конструктор «Город» дополняем уже не только машинками и фигурками людей, но и железной дорогой, работающим светофором, бензозаправкой. Думаю, логика Вам понятна.

Кроме того, для развития детей 2-3 лет по-прежнему актуален спортивный комплекс и спортивный инвентарь (велосипед, самокат, мяч и др.), игрушки для воды и песочницы, развивающие книжки-игрушки.

Источник

Галина Филатова
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3-х лет»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Наша группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Второй и третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного члена семьи. Ребёнок постепенно растёт, получая при этом знания и умения, они усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Всё более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.

Ребёнок живёт напряжённой и насыщенной жизнью.Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно всё, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно – манипулятивная. Постижение ребёнком предметного мира происходит посредством действий в нём. Ребёнок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребёнка, ведь малыш становится более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребёнка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители всё чаще оценивают результата действий малыша (получилось – не получилось). Ребёнок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребёнка на втором и третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений. Осознание ребёнком результативности своих действий способствует: развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить её, взрослый даёт ребёнку образец целенаправленного результативного действия. Развитию произвольного то есть управляемого поведения. Ребёнок становится способным осознанно подчинить своё поведение требованиям взрослого. Малыш учиться справляться со своим хочу – не хочу, это важный шаг к развитию произвольности. Осознанию и переживанию собственной самостоятельности Я могу это сам. Это не только факты, но и переживание чувства гордости за своё достижение, рождение самосознания малыша.

Читайте также:  Игры и игрушки в интеллектуальном развитий ребенка

Постепенно у ребёнка формируется определённое отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определённой цели Я сам. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью. Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. Я сам, Я большой! – это его главные достижения. (Знакомлю с сеткой занятий).

А сейчас я вас познакомлю что должен знать и уметь ребёнок второго и третьего года жизни по образовательным областям. «Художественно – эстетическое развитие» — Музыкальная деятельность – узнавать знакомые мелодии и различать высоту звука (высокий – низкий). Вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы.Уметь выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.Называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Изобразительная деятельность – знать что карандашами, красками можно рисовать. Различать и называть цвета красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный. Уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать, сплющивать, соединять, прижимать. Лепить не сложные предмет, аккуратно пользоваться. Образовательная область «Физическое развитие». Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Проявлять навыки опрятности (замечать непорядок в одежде, устранять при помощи взрослого). При помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком). Уметь есть самостоятельно. Уметь ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд.

Образовательная область «Познавательное развитие». Различать один и много предметов. Различать большие и маленькие предметы, называть их размер. Называет имена членов своей семьи и воспитателей. Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. Различает некоторые овощи и фрукты.

Образовательная область «Речевое развитие». Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога. Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Трудовая деятельность (выполняет простые трудовые действия, наблюдает за трудовыми действиями педагога.

Формирование основ безопасного поведения соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Игровая коммуникативная деятельность в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью, общается в диалоге с воспитателем, может играть рядом не мешая другим детям, подражать действия сверстника.

Эти задачи стоят перед нами в воспитании 2 — 3 года на конец месяца на май 2016 года.

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Читайте также:  Школы раннего развития ребенка в луганске

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник