Задачи развития ребенка с зпр

Задачи развития ребенка с зпр thumbnail

2.2. Коррекционно-развивающая работа с ребёнком с ЗПР.

 Справка о современных формах и методах работы с воспитанниками разных категорий.

Подготовила  Канакаева Марина Маевна, воспитатель старшей группы МБДОУ №15 «Берёзка».

     Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР

Цели и задачи реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования создание благоприятных условий для: коррекционно-развивающей работы полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями социальной адаптации.                                                                                            

 Основная цель – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие речи,  формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Принципы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

Характеристика ребёнка с ЗПР

Особенности развития детей с задержкой психического развития

  • Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке.
  • Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.
  • Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
  • Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом.
  • У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.
  • Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности.
  • Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.

Использование индивидуального образовательного маршрута в педагогической деятельности создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие разделы:

1.Общие данные (Дата рождения, домашний адрес, контактный телефон родителей, дата поступления в МБДОУ, заключение ППК: диагноз, срок пребывания в ДОУ.

2. Сведения о родителях (законных представителях)

3. Психологическое сопровождение при поступлении в ДОУ (адаптационная карта)

4.Медицинская карта ребенка (вес, рост, группа здоровья, группа для занятий по физкультуре, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания)

5. Эмоционально-волевое развитие ребенка (Психическое состояние, тревожность, страхи, самооценка, волевая сфера, статус в группе (общение)

6. Развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, мыслительные операции, память, внимание)

7. Разделы по образовательной деятельности (ФЭМП, Коммуникация, Ознакомление с окружающим миром, Конструирование, Художественное творчество, Музыка, Труд и т. д.)

8.Общие результаты педагогического наблюдения

9. Готовность к школе (физическая, педагогическая, психологическая, общий вывод)

10. Индивидуальная программа коррекционной работы, которая строится на основе проведенного диагностического обследования.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в несколько этапов:

1. Диагностический (сбор анамнестических данных, педагогическое наблюдение и диагностическое обследование).

Цель этапа – выявление уровня развития, сформированности знаний, умений и навыков ребенка.

2. Составление индивидуальной программы коррекционной работы на полугодие. Цель этапа — построение индивидуальных программы коррекционной работы, на основе выявленных проблем. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Реализация индивидуальной программы коррекционной работы. Индивидуальная программа может реализовывается во всех видах деятельности, как на специально организованных занятиях, так и в нерегламентированное время. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ с использованием авторских технологий и практического опыта специалистов.

4. Аналитический (завершающая диагностика).

Цель этапа: выявить результаты действия индивидуальной коррекционной программы.

ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающей работе с ребёнком с ЗПР

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

— «Найди отличия»,

— «Что неправильно?»,

— «Что задумал художник?»,

— «Что недорисовано?»

— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

— «Найди пару», «Найди такой же».

— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

— «Копирование образца»,

— «Найди такой же предмет»,

— «Рисую палочки»,

— «Расставь значки»

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

— «Назови фигуру»,

— «Геометрическое лото»,

— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

— «Танграм»,

— «Закрой фигуры»,

— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

— «Дорисуй фигуры»,

— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

— «Радужный хоровод»,

— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

— «Цветное лото»,

— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

— Беседа по картинкам (части суток),

— «Разложи картинки»,

— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

— Отгадывание загадок о временах года

— Заучивание стихотворений,

— Беседа о временах года,

— «Назови время года»

— «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

— «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

-«Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

— «Кто больше назовёт?»,

— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

— «Четвёртый лишний»,

— «Найди отличия».

— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

— «Как это можно использовать?»,

— «Говори наоборот»,

— «Бывает – не бывает»,

— Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и др

— «Я — фотоаппарат».

— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

— «Дорисуй»,

— «Рисование по точкам»,

— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)

— «Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук

1) Развивать тонкую моторику рук упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений; 
— учат напрягать и расслаблять мышцы; 
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; 
— учат переключаться с одного движения на другое. 
2) Упражнения условно статические

3) Упражнения для пальцев динамические.

— Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

— Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

— Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

«Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие.

Зайчик,Ножницы, Вилка, Колечко, Человечек и др.

Семья,Домик, Пальчики ложатся спать, Дружные ребята и др.

Сенсорное развитие

— на выделение предметов из фона

— на идентификацию предметов и движений

— на развитие представлений о форме предметов

— на развитие восприятия отношений по величине

«Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

«У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что  нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

«Розовая башня», «Цветные цилиндры» «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

Упражнения по ознакомлению с окружающим миром

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чего не хватает?» и т.д.

Читайте также:  Как речь влияет на развитие ребенка

Рекомендации для родителей

1. Постоянно практиковать пальчиковые игры.

2. При проведении занятий с ребенком учитывать следующее:

— инструкции к заданиям должны быть краткими и понятными;

— все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием, доступным для понимания смысла этих действий;

— важно использовать игровую форму занятия или упражнения;

— при затруднениях следует использовать совместные действия, жесты с речевым сопровождением, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию.

Заведующий МБДОУ № 15 «Березка»                                                          Т. Г.   Шваб

Источник

Коррекционная программа

по развитию мышления, внимания, памяти для

детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Составитель:

Педагог – психолог

Потапова Т.Г.

г. Южно-Сахалинск

2017 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, школьников с задержкой психического развития.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно – логического мышления. Наглядно – действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени.

Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР. Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт — все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь активное средство логического мышления ребенка.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в игре

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность. Наглядно-образное мышление. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Логическое мышление.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

— анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

— сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

— классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления осуществление вывода из двух посылок еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

Цель программы: развитие мыслительных операций, внимания и памяти младшего школьника ЗПР.

Задачи:

  1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

  3. Развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость.

  4. Развивать слуховую и зрительную память.

  5. Развивать целостность восприятия.

Контингент детей:младший школьный возраст 8-11 лет

Основные формы работы:

— развивающие занятия с детьми при использование различных методов и средств;

— консультативная работа с родителями и педагогами.

Программа рассчитана на 34 часа, длительность занятия составляет 40 мин.

Занятие № 1.

Цель: развитие графических навыков, внимания и координации движений, логического мышления.

Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

1. Задание: Продолжи строчку.

hello_html_m32039d72.png

2. Игра “Какой фигуры не стало?”

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

Фигуры в игре расположены в определенной последовательности, для вычленения лишней фигуры учащимся необходимо сделать некоторые умозаключения, что способствует развитию их логического мышления.

Занятие № 2.

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания, координации движений логического мышления.

Выполнение задания по словесной инструкции.

1. Задание. Начерти, начиная от точки, друг за другом, отрезки заданной длины в заданном направлении.

3 клетки – вверх,

2 клетки – вправо,

2 клетки – вниз,

3 клетки – вверх и т.д.

2. Дыхательное упражнение.

3. Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”.

Занятие № 3.

Цель: формирование правильных и устойчивых представлений об ориентировке в пространстве. Развитие пространственной ориентации.

1. Задание. Раскрась вертолеты, которые летят налево в синий цвет, а которые летят направо в красный цвет.

2. Нарисуй слева лесенку ниже правой.

3. Упражнение для профилактики нарушения зрения.

Занятие № 4.

Цель: развитие логического мышления, формирование у учащихся пространственных представлений.

Задание. Поставь точку красного цвета – вне окружности. Синего цвета – на окружности. Зеленого цвета – внутри окружности.

Поставь точки там, где круг прикасается к квадрату – синего цвета. Где треугольник к квадрату – красного цвета. Там, где круг прикасается к треугольнику – зеленого цвета.

Дыхательное упражнение.hello_html_m45083969.jpg

Занятие № 5.

Цель: Развитие скорости внимания. Развитие помехоустойчивости

внимания. Задание. Игра на внимание «Хлоп – топ».

Корректурная проба. Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант). Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

«Срисовать фигуру».

Занятие № 6.

Цель: формирование умение группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия.

1. Задание. Дорисуй столько палочек, чтобы их стало столько же, сколько квадратов.

2. Сравни множества. Ответь на вопрос: в каком ряду фигур больше, меньше, поровну.

hello_html_6814dd13.png

3. Обведи квадраты в группах по четыре.

Занятие № 7.

Цель: формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел, способе её образования. Умение выполнять счет в прямом и обратном порядке. Это способствует развитию внимания, мышления и памяти.

1. Задание. Считай в обратном порядке от семи до одного.

2. Продолжи ряд чисел.

1,3,5 ______________

3,6,9______________

2,4,6 ______________

3. Покажи пятый по порядку ряд, шестой по порядку столбец.

Занятие № 8.

Цель: учить устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам . Развивать логическое мышление.

1. Задание. Продолжить закономерность. Нарисуй следующую фигуру.

hello_html_2a4574f5.png

2. Нарисуй недостающую фигуру.

hello_html_12a61602.png

3. Числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…………..30. Распредели на группы двумя способами . Укажи признак по которому ты провел это разделение.

Читайте также:  Отклонения от нормального развития ребенка

Занятие № 9.

Цель: развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.

1. Задание. Игра “Геометрические ковры”.

Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом.

2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию.

3. Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Занятие № 10.

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если Саша и Коля одинакового роста, Коля выше Толи, а Дима выше Саши. Напиши, кто выше всех.

2. Игра “Внимание”. Время запоминания 60 сек.

Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.

3. Графический диктант.

Занятие № 11.

Цель: развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества.

1. Задание. Составит всевозможные варианты расписания на один день, если должно быть по одному уроку математики, физкультуры, чтения. Запиши в каждой клетке урок первой буквой.

2.Дыхательноеупражнение.

3. Упражнение разрезные квадраты. Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части, их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.

Занятие № 12.

Цель: развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

  1. Задание . Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

  2. Задание. «Подсчитай правильно»

  3. Задание. Найди путь. Лабиринт.

Занятие № 13.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие наглядно — образного мышления.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Точки пространства» (улучшает мыслительную деятельность). Положите два пальца над верхней губой, а другую руку — на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.

  2. Задание. «Куда ускакал зайчик?»

  3. Задание. Полянки.

Занятие № 14.

Цель: установление закономерностей на абстрактном материале, развитие вербальной памяти.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслаблении шеи.

  1. Задание. Найди фигуры.

  2. Задание. Слова, начинающиеся с одной буквы.

Занятие № 15.

Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти.

  1. Задание «Что изменилось». Разбор сюжетных картинок

  2. Задание «Ищи безостоновочно» развитие внимания, работа с текстом. Корректурная проба. Проверка ошибок.

  3. Игра «Запомни порядок».

Занятие № 16.

Цель: развитие концентрации внимания, развитие устойчивости внимания, развитие наблюдательности, развитие памяти.

1. Задание найти ошибки в алфавите.

2. Задание «Запомни пары слов». Корректурная проба.

3. Задание. Закрашивание кружков.

4. Игра «Заметить все».

Занятие № 17.

Цель: развитие зрительно – вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.hello_html_m6f00d23a.jpg

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Качели икр»

  2. Задание. Отгадай слова.

  3. Задание. « Нарисуй по памяти»

  4. Задание. « Запретная цифра»

Занятие № 18.

Цель: научиться находить общих признаков в несвязном материале, развитие двигательной сферы.

  1. Задание. Графический диктант.

  2. Поиск общего.

  3. Попади в свой кружок.

Занятие № 19.

Цель: развитие наглядно – образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

  2. Задание. « Найди пирамиду»

  3. Задание. « Полянки»

  4. Задание. «Заселение дома»

Занятие № 20.

Цель: развитие мышления (установление закономерностей и процессы анализа), развитие непосредственной зрительной памяти.

  1. Задание. « Найди фигуры»

  2. Задание. « Точно такие»

  3. Задание. «Раскрась фигуры».

Занятие № 21.

Цель: развитие умения выделять существенные признаки, умения соотносить с образцом.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).

  2. Задание. Выбери главное

  3. Задание. Найди подходящий треугольник.

  4. Задание. « Шумящие коробочки»

Занятие № 22.

Цель: развитие зрительно – вербального анализа и синтеза, пространственных представлений.hello_html_m61ef806b.jpg

  1. Задание. « Отгадай слово»

  2. Задание. « Волшебный лес».

Занятие № 23.

Цель: развитие осязательных ощущений, установление закономерностей, развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Шапка для размышлений». Дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

  2. Задание. « Шершавые дощечки»

  3. Задание. «Подбери картинку»

  4. Задание. « Найди фигуру»

Занятие № 24.

Цель: развитие слуховых ощущений, наглядно – образного мышления.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).

  2. Задание. « Крестики, точки»

  3. Задание. « Раздели квадрат»

Занятие № 25.

Цель: развитие мышления – умение сравнивать, устанавливать закономерности.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).

  2. Задание. «Делаем вместе»

  3. Задание. « Ленточки»

  4. Задание. «Найди девятый»

Занятие № 26

Цель: формирование представлений об осевой и центральной симметрии на основе жизненного опыта учащихся.Умение ориентироваться на листе тетради, альбома, развитие логического мышления.

1. Задание. Художник начал рисовать предметы, но не успел, а ты дорисуй их. Дорисуй рисунки по образцу.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками яблоки по образцу.

Занятие № 27

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

  1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если Женя и Толя одинакового роста, Толя выше Миши, а Дима выше Жени. Напиши, кто выше всех.

2. Игра “Фигуры”. Время запоминания 60 сек.hello_html_m13c97e77.jpg

Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.

3. Графический диктант.

Занятие № 28

Цель: развитие зрительной памяти, развитие зрительного внимания,

устойчивости внимания, мелкой моторики.

1. Задание. «Что изменилось» сюжетные картинки.

2. «Нарисуй правильно» срисовывание по образцу. Закрашивание кружков.

3. «Найди отличия» и «Срисуй фигуру».

Занятие № 29.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, развития произвольного внимания (устойчивость), процессы синтеза.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений). Дотроньтесь двумя пальцами до впадины у основания черепа, другую руку положите на пупок. Дышите, поднимая энергию вверх. Через минуту поменяйте руку.

  2. Задание. « Полянки».

  3. Задание. « Назови по порядку».

  4. Задание. « Что здесь изображено?»

Занятие № 30

Цель: процессы анализа, развитие точности произвольных движений, установление закономерностей на абстрактном материале.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении)

  2. Задание. Раздели на части

  3. Задание. «Кто точнее?».

Занятие № 31

Цель: развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

1. Задание . Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»hello_html_79622fa4.jpg

2. Задание. «Подсчитай правильно»

3. Задание. Лабиринт.

Занятие № 32

Цель: развитие концентрации внимания, наглядно– образного мышления.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).

  2. Задание. «Найди закономерность»

  3. Задание. «Найди одинаковые фигуры»

  4. Задание. «Заплатки для коврика»

Занятие № 33

Цель: развитие мышления, зрительной и слуховой памяти.

1.Задание. «Запомни и перескажи»

2