Задачи для ребенка 4 года
В заданиях для детей 4-5 лет должны присутствовать элементы игры. Малыш не может усидеть на одном месте больше 20 минут, поэтому на выполнение упражнений следует выделять, немного времени, делать их разнообразными и захватывающими.
Познавательные задания для детей 4-5 лет
1. «Домашние и дикие животные». Подготовить карточки с различными животными: волк, заяц, мышь, лиса, корова, лось, крот, кошка, енот, олень, собака и другие. Ребенку предложить разделить животных на две группы: домашние и дикие. Хорошо проводить такие игры после похода в зоопарк. Такие задания развивают кругозор и понимание окружающего мира, а также речь (если правильно задавать вопросы и рассказывать о животных, для этого можете ориентироваться на логопедические карточки ниже).
Тема: Домашние животные
2. «Профессии». Распечатать картинки с изображением людей различных профессий: повар, капитан корабля, водитель, продавец, учитель, садовник, врач, судья, пожарник и другие. Для того, чтобы малыш мог искать обобщающие свойства и называть их, необходимо подготовить отдельно предметы (или картинки): поварешку, указку, руль, мантия, шланг и другие. Ребенок выбирает картинку с профессией человека и ищет подходящий предмет для него.
3. «Весна». В 4 года малыш уже знает основные цвета и формы, поэтому в продолжение развития этой темы можно организовать игру с крышками от детского питания «Фруто-няня». Колпачки прекрасно соединяются между собой и имеют различные цвета. Соединять их между собой достаточно просто, чтобы создавать интересные предметы. На альбомном листе можно нарисовать круг, квадрат, цветок, облако. Из крышек собрать фигуры такой же формы, чтобы можно было приложить к листу бумаги.
Игры на развитие внимания у детей 4-5 лет
В 4-5 лет активно формируется логическое мышление, требуется уметь сосредотачиваться на какой-либо определенной задаче. В дальнейшем это помогает выработать усидчивость.
1. На альбомном листе нарисовать различные предметы: цветок, воздушный шарик, машинку, солнце. Попросить ребенка обвести карандашом только воздушные шарики.
2. Зачеркнуть букву «Н». На альбомном листе распечатать вразброс буквы алфавита и попросить кроху зачеркнуть красным карандашом букву «Н», зеленым карандашом все буквы «А» и так далее.
3. «Листопад». На листе бумаге нужно найти одинаковые листочки. Попросить ребенка соединить карандашом одинаковые листики и раскрасить их. Игра учит определять схожесть предметов, развивает пространственное мышление.
Задания математического цикла
1. Приобрести магниты разных цветов в любом канцелярском магазине. С их помощью малышу удобно разобраться с числами и понятиями – больше и меньше. Задание: сколько у кошечки котят, а сколько у собачки щенков? У кого деток больше?
2. На листе бумаге нарисовать 5 звезд на небе. Предложить ребенку сосчитать и дорисовать столько же звезд. Сколько всего должно получиться?
3. На рисунке изобразить улиток, цветочки. Дать задание обвести цветочки зеленым карандашом, улиток сосчитать и подвести линией к цветочку (какой улитке нравиться какой цветочек, как ты думаешь?). Сколько лишних цветочков осталось?
4. На альбомном листе распечатать мухомор. Дать малышу задание сосчитать пятна на шляпке. Дорисовать рядом столько точек, сколько пятен на мухоморе. Сколько всего кружочков получилось?
5. Соединить по порядку точки от 1 до 15. Должен получиться рисунок. Такие задания очень нравятся детям и развивают мелкую моторику руки и учат правилам счета.
6. Соединить линиями группу цветочков по три штуки. На листе нарисованы цветочки в хаотичном порядке.
Требуется проявить внимательность и распределить все цветы по группам.
Обучающие задания со словами
1. На листе в центре написаны слова печатными буквами: море, цветок, солнце, улитка. Соотнести слово и рисунок, провести линию.
2. На листе написаны разные слова: мама, кот, собака, папа, лето, весна, дерево, цветок. Нужно в словах зачеркнуть букву А. Кроха учится усидчивости и внимательности.
3. На альбомном листе нарисованы круги и треугольники. Ребенку дается задание нарисовать в каждом круге букву М, а в каждом треугольнике букву С.
4. «Наоборот». Взрослый называет любое слово, а малыш должен найти противоположное по смыслу. Например: взрослый называет «горячий», ребенок отвечает «холодный» и т.д.
5. «Ласковое слово». Назвать предмет, а малыш подбирает ласковое слово для его обозначения. Например: мяч – мячик, дом – домик, нога – ножка.
6. «Фрукты и овощи». Разложить перед ребенком различные картинки с фруктами и овощами. Вариантов игр много: попросить юного ученика сложить в корзинку фрукты. Попросить выбрать те овощи, из которых мама делает на обед салат.
7. «Найди лишнее». Говорить малышу набор слов, в котором слова относятся к одной группе, но одно слово лишнее. Ребенок должен на слух определить лишнее. Например: дерево, трава, цветок, улитка. Лишнее слово – улитка. Ребенок должен дать объяснение, почему именно это слово лишнее.
Задания на развитие творческого мышления
1. Создание собственного журнала или книги. Для выполнения этого задания потребуется цветная бумага, вырезки из различных глянцевых журналов, цветной картон, клей, скотч. Слова для книги также можно вырезать из журналов. Получается совместная работа.
2. Театр. Предложить разыграть настоящий кукольный спектакль. Сделать костюмы, подобрать реквизит, подготовить приглашения для домочадцев. Можно выбрать любую русскую народную сказку, привлечь старших братьев и сестер.
3. «Интересное продолжение». Задание полезно для детей 5 лет, так как учит строить предложения, логически мыслить и развивает мышление. Следует придумать рассказ на определённую тему. Взрослый говорит первое предложение, малыш продолжает следующее предложение. Далее вновь придумывает предложение взрослый. Должен получиться связный текст. В заключение просим ребенка пересказать.
Задания для детей 4-5 лет должны быть комплексными и развивать логику, мышление, речь, мелкую моторику. Тематические занятия можно адаптировать под возрастные особенности малышей, разнообразить играми и научить сравнивать, анализировать, мыслить в увлекательной форме. Если заниматься с ребенком ежедневно, то ему будет нравиться знакомиться с основами математики, чтения и других предметов.
Видео развивающие задания для детей 4-5 лет
Источник
алла корепина
Развивающие занятия и игры для детей 4–5 лет
Четырёхлетний ребёнок очень быстро усваивает то, что ему интересно. У него прекрасно развита фантазия и словотворчество. Он любит выдумывать истории и рассказывать их. В этом возрасте очень важно не загубить его зарождающиеся творческие способности. Развивающие занятия для детей 4 лет должны быть максимально информативными и интересными. Родители должны быть готовы к самим разнообразным и неожиданным вопросам от ребёнка. Надо начинать осваивать основы математики, грамматики и других дисциплин.
Как организовать занятия
Любые занятия должны напоминать игру и быть весёлыми. Даже самые серьёзные предметы проще учить играя. Планируйте занятия на неделю вперёд. Так у вас получится полностью к ним подготовиться, найти необходимые материалы и решить, чему больше внимания будете уделять в этот раз.
Занятия должны быть регулярными. На них обязательно надо выделять время в распорядке, по которому живёт ребёнок. Развивать надо логику, арифметику, речь, грамотность, творческие навыки, кругозор. Также не стоит забывать и про физические упражнения. Им следует регулярно уделять внимание. Распределять предметы надо максимально равномерно и понемногу изучать каждый на протяжении недели. Но надо, чтобы ребёнку это нравилось. Если в запланированное вами время он не хочет изучать цифры, попробуйте переключиться на что-то другое.
Составляя план занятий, помните, что дети ещё очень быстро устают и не могут заниматься слишком долго. Поэтому не пытайтесь все дисциплины пройти в один день. А если малыш ходит на специализированные кружки или секции, то пытайтесь дома закреплять пройденный на занятиях материал.
Пособия и примеры
Сами практические занятия можно проводить по уже заготовленным пособиям и примерам для мальчиков и девочек.
Это могут быть какие-то визуальные материалы, наклейки, задачи на развитие логики, письма и речи.
Всё это можно брать из уже готового. Это упростит весь процесс обучения.
Чтение и письмо
Если ваша цель – научить ребёнка читать и писать до школы, то воспользуйтесь специальным букварём для дошкольников. Там есть всё, что нужно, чтобы научить малыша складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Можно не ограничиваться только этими развивающими занятиями для детей 4–5 лет, а играть в специальные игры. К примеру, загадайте ребёнку букву, а он пускай найдёт её в букваре и укажет на все предметы, которые на неё начинаются. Это поможет ему научиться выделять первый слог в словах.
Затем можно делать это на скорость. А ещё через какое-то время задание можно усложнить поиском нескольких букв в конце слов. Ещё один вариант игры: расклеить бумажки с начальными буквами разных предметов в доме, чтобы ребёнок запоминал. А после задачу можно усложнить, и расклеить буквы неправильно, чтобы малыш искал ошибки.
Карточки и наглядные материалы
Для любой дисциплины рекомендуется использовать специальные развивающие карточки, на которых изображены интересные картинки или задания. К примеру, они очень пригодятся в изучении сторон. Можно найти красочный или забавный рисунок, на котором наглядно изображено, где правая, а где левая сторона.
А числа и умение считать можно закрепить с помощью раскрасок, на которых сперва надо соединять по порядку точки. Это будет очень интересно ребёнку, поскольку ему будет любопытно, что же там за изображение зашифровано. Сюжетные картинки пригодятся для развития речи. К примеру, берёте рисунок, показываете малышу и просите сочинить рассказ. Для того чтобы он получился более полным, задавайте наводящие вопросы. Парные карточки полезны для развития логики. Это, например, игры,в которых надо найти для одного изображения связанное с ним другое: для ноги обувь, для руки перчатку и так далее.
Виды развития ребёнка
Развитие ребёнка может быть:
1. Физическим.
2. Психическим.
3. Эмоциональным.
4. Сенсорным.
5. Музыкальным.
6. Речевым.
7. Познавательным.
8. Задачи на внимание.
9. Задачи на мелкую моторику.
10. Математическим.
11. Творческим.
Каждому из этих видов развития на протяжении одной недели надо уделять достаточно времени, чтобы ребёнок был занят разносторонне. Не забывайте и не игнорируйте ни один из них. Хотя, если малышу что-то не нравится, попробуйте переключиться на другие задания. А позже вернётесь к тому, что не нравилось малышу, но уже с другими задачами.
Физическое
Четырёхлетнему малышу надо много движения. Во время занятий с ребёнком отрабатывайте навыки ловкости, координации и выносливости. Для этого предложите малышу занятия гимнастикой, танцами, плаванием, ездой на велосипеде и другими физическими упражнениями. Не забывайте также и просто играть в подвижные игры. К примеру, если вы выбираете гимнастику, то желательно тратить на неё около 20 минут несколько раз в неделю. Лучше делать это днём, а не перед сном.
Лучше, чтобы это были групповые занятия. Так малыш будет стремиться не отставать от других, и ему будет намного веселее.
Психическое
Психика у детей развивается невероятно быстро. Они расширяют спектр своих эмоций и становятся более восприимчивыми к реакциям взрослых. Поэтому старайтесь одобрять все успехи дошкольника и уважать его желания. Это поможет сформировать ему позитивное представление о себе. Занятия на психическое развитие должны включать упражнения на внимание, память и мышление.
Учите ребёнка обобщению предметов по определённому признаку, собиранию изображения из частей, определению сходств и различий картинок и игрушек, выбору из группы предметов одинаковых, повторению определённой последовательности движений, складыванию конструктора по образцу, определению лишнего, поиску антонимов к словам, запоминанию сюжетов картин, пересказыванию сказок, описыванию событий. Очень полезно в этом возрасте учить весёлые стишки и песенки.
Эмоциональное
Эмоциональное развитие тоже важно для малыша. В четыре года он начинает понимать взаимоотношения людей, может замечать изменения настроения человека, который находится рядом с ним и учится выражать собственные эмоции. Дошкольник уже умеет проявлять сочувствие и внимание. Он ощущает, какое отношение к нему проявляют другие.
В развитии эмоций основополагающим является общение. Выражайте свои эмоции. Объясняйте ребёнку, что вы чувствуете в разных ситуациях. И рассказывайте, как называются разные эмоции и почему они могут возникать. Желательно, чтобы в семье не было никаких ссор, злости и раздоров. Ребёнок к этому слишком чувствителен. Можете рассказывать поучительные сказки, чтобы ребёнок понимал на примере их героев, как надо поступать в разных ситуациях, а как лучше не надо. Разыгрывайте с ним сценки с помощью игрушек.
Сенсорное и музыкальное
Благодаря сенсорным занятиям у детей совершенствуется слух, обоняние и осязание. Для развития ребёнка 4 лет следует предлагать ему угадывать предметы на ощупь. Так он будет узнавать о существовании твёрдых, мягких, шершавых, гладких, тёплых и холодных вещей. Включайте в занятия и игры, связанные с запахом и вкусом. В четыре года дети уже знают некоторые музыкальные инструменты, знакомы с некоторыми песнями и музыкой разных ритмов. У них уже есть любимые песенки и мелодии, которым они будут подпевать и под которые будут танцевать.
Чаще включайте музыку, пускай малыш танцует. Предлагайте ему повторять некоторые движения за вами. А также пойте вместе или устраивайте караоке.
Речевое
Речь развивается у ребёнка в этом возрасте с невероятной скоростью. Самое большое влияние на него имеет общение с родителями и другими детьми. Благодаря этому происходит увеличение словарного запаса карапуза, обучение построению предложений и выражению своих мыслей словами. Многие в четыре года ещё не умеют выговаривать шипящие и «р», поэтому стоит больше времени уделять занятиям на произношение этих звуков.
Чтобы стимулировать развитие речи малыша, обучайте его песенкам, стишкам, рассматривайте и обсуждайте картинки, воспроизводите сюжет сказок или придумывайте свои, читайте и обсуждайте истории, слушайте аудиозаписи сказок, загадывайте загадки, делитесь впечатлениями от прошедшего дня, занимайтесь артикуляцией, изучайте буквы и звуки, разделяйте слова на слоги.
Разделите эти упражнения на разные занятия и постоянно отрабатывайте их. Вы увидите, что благодаря им ваш ребёнок заговорит очень красиво и без ошибок. Если малыш имеет большие проблемы с речью, и занятия даются ему с огромным трудом, нелишним будет показаться специалисту.
Мелкая моторика
Мелкая моторика – это один из важных пунктов развития ребёнка. Она помогает развивать речь и другие навыки, поскольку сильно взаимодействует на разные зоны мозга. Поэтому давайте ребёнку поиграть с песком, кубиками, конструктором, бусинами, крупой, фасолью и так далее. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику, учите карапуза завязывать узлы, застёгивать и расстёгивать молнию, кнопки, пуговицы и крючки. Больше рисуйте и лепите, делайте аппликации и создавайте разные поделки из натуральных материалов. Очень эффективно перекладывать и разбирать разные крупы.
Познавательное
Дети в этом возрасте активно познают мир. А познавательное развитие должно включать в себя занятия на память, мышление, логику и внимание. В домашних условиях можно подготовить специальные тематические карточки с рисунками и словами. К примеру, можно сгруппировать их в сезоны, наземный транспорт, профессии и так далее. На что хватит фантазии, в то и группируйте.
А на занятиях показывайте ребёнку изображения и чётко произносите слова. Рассказывайте про особенности вещей. Также просите называть цвета и формы предметов. А далее можно усложнить задание. К примеру, вы называете какие-то вещи, а малыш должен обобщить их и сгруппировать. Изучайте с ребёнком части целого и учитесь находить лишнее.
Для развития внимания
Важно научить малыша сосредотачиваться и замечать детали. Это очень понадобится ему в школе. Для того чтобы этому научить своего карапуза, просите его повторять за вами определённые действия, зачёркивать определённую букву в тексте (можно усложнять, и одну зачёркивать, а другую подчёркивать, играйте с ним в «съедобное/несъедобное», «летающее/нелетающее». Ещёодна интересная игра: притрагивайтесь к частям тела и называйте их, пускай малыш за вами повторяет, а потом начните «ошибаться».
Творческое
Творчество очень важно в жизни ребёнка. Лепите с ним из теста или пластилина, рисуйте, делайте аппликации из бумаги или натуральных материалов. А также разыгрывайте разные сценки с помощью игрушек.
Математические
Математика нужна малышу потому, что ему уже скоро в школу и хорошо бы ему до этого уже иметь какую-то базу. Учите малыша цифрам, счёту и геометрии. Но, как и в предыдущих случаях, обязательно превращайте процесс обучения в занимательную игру.
Базовая геометрия
Изучайте основные геометрические фигуры: круг, ромб, квадрат, прямоугольник, овал и треугольник. Сначала просто показывайте их малышу, а затем просите, чтобы из ряда фигур он выбирал ту, что вы назвали. А позже можно усложнить занятие, и изучать их объёмные аналоги.
Пользуйтесь изображениями фигур, таблицами с примерами из жизни, а можете даже поискать эти фигуры в быту и проводить занятия на них.
Цифры и числа
К школе ребёнок должен научиться считать хотя бы до 10 и писать эти цифры. Делать это лучше всего с помощью любимых игрушек малыша, специальных палочек, различных фигурок или математического домино.
Равенства и неравенства
Ребёнок должен освоить принципы сравнения предметов: что больше, а что меньше. Ему также следует научиться самому складывать равенства. Это тоже лучше всего делать с помощью игрушек. К примеру, рассказывайте малышу сказку, доходите до важного момента и просите разделить героев на равные части, чтобы они уместились в два автобуса. Тут очень важна ваша фантазия. Хотя существует также множество уже готовых заданий в интернете, которые вы можете найти и применять в обучении.
Логика
Четыре года – это лучший возраст для начала развития логики. Предлагайте ребёнку находить совпадения и различия на изображениях. Задач на это довольно много, выбирайте те, что вам нравятся, и занимайтесь по ним. Упражняйтесь в поиске общих качеств одного группы предметов. К примеру, посуды. А также в поиске лишних предметов в группе. Ещё одно довольно эффективное упражнение – поиск ошибки. Ребёнок должен уметь найти их не только на картинках, но и в словах. Например,в предложении: «Зимой я постоянно купаюсь в озере».
Концентрация памяти и внимания
Родители должны приучать ребёнка выполнять одно задание, не отвлекаясь около 10 минут. Постепенно это время надо повышать, пока оно не достигнет 50 минут. Больше не надо. Также надо тренировать память малыша, чтобы он запоминал недавний рассказ или произнесённую вами информацию. Предлагайте ребёнку посмотреть на несколько изображений и запомнить их, а затем назвать не подглядывая.
Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме
Игра – это основная форма деятельности для ребёнка. Надо просто включать в неё немножко обучения. Все игры легко превращаются в прекрасные «развивашки». И практически всё, что лежит в корзине с игрушками, может превратиться в обучающий материал.
Конструкторы
Конструктор – одна из самых полезных игрушек для развития. Берите не обычные наборы, а те, в которые входят вспомогательные предметы и персонажи. К примеру, существуют комплекты с животными или с напечатанными буквами на блоках. Вы можете просить малыша придумывать новые фигуры, которые можно составить из блоков, или пофантазировать, как бы его строение выглядело в жизни. А если в наборе есть дополнительные персонажи, то можно разыгрывать сценки и создавать целый вымышленный город. Предложите ребёнку свою схему постройки, нарисованную на листике, и пускай он воплотит её в жизнь. Или смастерите из блоков лабиринт и попросите малыша пройти по нему к вам.
Настольные игры
Настольные игры бывают очень разными. Дошкольникам можно играть с пазлами для изучения алфавита, домино, разными картами. Это будет интересно не только ребёнку, но и вам. К тому же в этом случае вам не надо придумывать какие-то задания. Производители уже всё сделали за вас, и вам надо лишь найти время, чтобы в них поиграть. Но это можно считать и их минусом одновременно, поскольку уже ничего нового, кроме того, что написано в инструкции, вам придумать не удастся.
Любимые игрушки
Используйте любые игрушки малыша для развития его умений и навыков. Например, если ваш ребёнок обожает машинки, то наклейте на них буквы алфавита или цифры, а с другой стороны поместите паркинг со словами, которые начинаются на эти буквы или с такими же цифрами. И пускай малыш правильно припаркует свои автомобили.
А если ваш ребёнок не может жить без кукол, то раздавайте им конфеты и подсчитывайте их или же решайте задачки на то, сколько у кого сладостей при разных условиях. Ещё один чудесный вариант игры – магазин. Тут и считать, и вычитать, и умножать надо, и разговаривать с «покупателем». Эта игра развивает множество разных навыков.
Подручные материалы
Поделки из подручных материалов замечательно помогут в развитии творческих способностей ребёнка.Можно использовать самые разнообразные материалы: крупы, бытовые предметы, бумагу или специальные творческие наборы.
Делать надо из них то,что вы сейчас изучаете: цифры или буквы. А как сделать саму поделку, из чего и чем прикреплять – это всё ваша фантазия.
Бумага
В 4 года уже можно смело с ребёнком пробовать создавать оригами. Схем очень много. Берите бумагу и самые простые варианты оригами, малышу должно понравиться мастерить разных животных. Также можно создавать разные аппликации из бумаги, картона и клея. Позвольте ему детскими ножницами вырезать нарисованные вами элементы, а потом приклеивать их. Бумажными изделиями можно украшать обучающие тетради, тогда они будут нравиться ребёнку больше. Или вообще используйте специальные наклейки за старания.
Природные материалы
Различные поделки можно мастерить с ребёнком из того, что окружает нас постоянно. Это могут быть шишки, камешки, веточки и так далее. Из них можно создавать животных, птиц или даже маленьких людей. А с помощью ниток, пуговиц и красок их можно превращать в сказочных героев.
Нитки и клубки
Различные верёвки могут превращаться в кукол и зверей. А из ниток можно создавать красивые узоры, вплетая их и привязывая к сетчатой ткани.
Просто дайте ребёнку необходимые материалы, покажите несколько первых движений, а затем просто наблюдайте за увлечённой работой малыша. Иногда ему может понадобиться ваша помощь, не отказывайте. Предлагайте свои варианты узоров или игрушек, которые можно создать. Делайте всё вместе. И постоянно общайтесь. Добавляйте в любое занятие элемент подсчёта, называния букв или цифр.
Источник