Взаимосвязь речевого и физического развития ребенка

Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников

«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития, считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи, физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.

Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры.

Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей, так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.

Источник

Инструктор по физической культуре

Мокшина И.В.  

ДОКЛАД

Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры — необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

  Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности — это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

 Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:

— Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

— Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;

— Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;

— Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Содержание практической деятельности.

1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;

2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;  

3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;

4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;

5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;

6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

                 Формы физкультурно — речевой работы.

Виды

Пример

Цель использования, в каких

случаях используется

 Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

 Слова и

заклички в  п/и

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

 Стихи на

спортивнуютему

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

 Спортивные

термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

 Обговаривание

правил     игры

Вопросы педагога:

— «Знаете ли вы такую игру?»;

— «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

— «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

 Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был. 

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

 Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Виды расчета при

 построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Стихи и песни

 тематического

 содержания

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

 Театрализованные

 спектакли

 о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра-забава «Моё тело»

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

 Ритмическая,

 пальчиковая

 гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

 Упражнения

 на развитие мелкой

 моторики

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

 Дыхательная

 гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

— Способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

— в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

— расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

— эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

Литература:

1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.

3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 — 44.

5. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.

6. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.

7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.

Источник

Паспорт

педагогического проекта

Образовательная область: «Физическая культура»

Тема:

«Взаимосвязь процессов физического воспитания

и развития речи детей дошкольного возраста»

Тип проекта:

среднесрочный (декабрь-март)

Возраст детей: 1,5-7 лет

Участники проекта: инструктор по физической культуре  Морозова Т.Н. , учитель -логопед Чечельницкая М.М.

Актуальность:

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры — необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

         Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования правильной связной речи  детей дошкольного возраста определил актуальность данного  проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема (гипотеза):

Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений,  мелкой моторики и связной речи   детей дошкольного возраста.

Цель: 

Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста. 

Задачи:

1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.

2. Разработать план–проект  развития связной  речи  в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.

4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).

5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность), физкультурных НОДов с участием родителей.

Формы речевой работы с детьми:

N

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова–заклички в подвижных играх

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза» 

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры

Вопросы педагога:

— «Знаете ли вы такую игру?»;

— «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

— «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Ходьба:

«Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Повороты: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Песни:

Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:

В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения для развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия,слоговой структуры слова– «Звуки на прогулке», « Язычок в зоопарке», « Пальчики игают»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики « Домашние  и дикие животные».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие фонематического воспритятия

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и  лошадка».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Формы работы с родителями:

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Анализ ресурсов:

  • Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
  • Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
  • Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
  • Картотека «Игровых зарядок».
  • Сценарии спортивных праздников с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
  • Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
  • Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
  • Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

План  работы над проектом:

N

Мероприятия

Сроки

1

Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения

Ноябрь

2

Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу

Ноябрь

(1,2 неделя месяца)

4

Организация и проведение во всех возрастных группах:

  • Физкультурных НОДов
  • Утренних гимнастик (Мл.гр,Ср.гр,Ст.гр,Подг.гр)
  • Спортивных праздников и развлечений.

 С применением различных форм речевой деятельности

ноябрь (3,4 неделя месяца) – Апрель)

5

Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок» и пр.

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

ноябрь-март

6

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Январь (4 неделя) – Ст.гр, Подг.гр.

Февраль (3неделя Ср.гр, Ст.гр,Подг.гр)

Март  (1Мл.гр, 2 Мл.гр)

Источник